Подведены итоги IV Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья»
В финале IV Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», который в этом году впервые прошёл в дистанционном формате, приняли участие более 660 человек из 46 российских регионов. Они представляли свои работы онлайн. Финал транслировался на виртуальном стенде Центра защиты прав и интересов детей в рамках второго этапа Московского международного салона образования – 2020 «ММСО – карта образовательных решений».
Участников приветствовала директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская.
Конкурс проводился по трём номинациям:
- «Лучшая здоровьесберегающая школа»;
- «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий»;
- «Лучший конспект тематического занятия».
Победителями в номинации «Лучшая здоровьесберегающая школа» стали:
1-е место: Волгоградская школа-интернат «Созвездие», Волгоградская область;
2-е место: общеобразовательная школа-интернат № 10, Хабаровский край;
3-е место: Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, Республика Башкортостан.
В номинации «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий» призовые места заняли:
1-е место: Старикова Екатерина Валентиновна, Центр помощи детям, Ярославская область. Конспект урока «Урок 26 «Рельеф Земли. Горы.»»;
2-е место: Никандрова Ирина Владимировна, общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35, Вологодская область. Конспект урока «Там, на неведомых дорожках…»;
3-е место: Николаева Наталья Владимировна, Центр адаптированного обучения, Новгородская область. Конспект урока «Работа с деформированным предложением».
В номинации «Лучший конспект тематического занятия» победу одержали:
1-е место: Максименко Ксения Николаевна, школа № 231 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург. Конспект занятия «От сердца к сердцу»;
2-е место: Пелёвина Татьяна Сергеевна, Быстрова Юлия Николаевна, Чкаловская школа-интернат, Нижегородская область. Конспект занятия «Квест «Дорогами Великой Отечественной войны»;
3-е место: Синицина Елена Дмитриевна, Набережночелнинская школа № 68 для детей с ограниченными возможностями здоровья, Республика Татарстан. Конспект занятия «Весёлые художники!».
Минпросвещения России проводит целенаправленную работу по созданию необходимых условий для получения детьми с ОВЗ качественного доступного преемственного образования, в том числе через проведение конкурсов для педагогических работников и образовательных организаций.
Всероссийский конкурс «Школа – территория здоровья» ежегодно проводится Министерством и направлен на развитие инновационной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в области сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Источник
Программа «Школа – территория здоровья»
Обоснование актуальности и новизны темы
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства — получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально — гигиенических, экологических и других факторов (внутришкольных и внешних по отношению к школе факторов). К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно. В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения (данные медицинских осмотров школьников), роста негативных вредных привычек (наблюдения, опрос, анкетирование) деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации и социализации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья, минимизации риска для здоровья в образовательном процессе и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Это подчеркивается на уровне обращений президента, документов федерального уровня (Проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г., Приоритетный национального проекта «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», План действий по модернизации образования на 2011-2015 годы, ФГОС нового поколения).
Данный эксперимент нацелен на комплексное сохранение и укреплению здоровья школьников, через систематическое и умное распространение знаний о здоровье среди учеников и учителей, родителей, членов микро сообщества, вовлечение членов школьного сообщества в активную, значимую деятельность по данной проблеме, с учетом проекта развития образовательного учреждения на 2011-2014 годы в рамках президентской инициативы «Наша новая школа».
Цель и задачи эксперимента
Цель эксперимента: формирование и развитие здоровье сберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет активный и здоровый образ жизни.
Задачи эксперимента:
- формировать и развивать здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного учреждения;
- рационализировать организацию учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- разнообразить и повысить эффективность физкультурно — оздоровительной работы в школе;
- внедрить в систему работы образовательного учреждения программ, курсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных, воспитательных модулей или компонентов, включённых в учебно -воспитательный процесс;
- организовать просветительскую работу с родителями;
- вовлекать в совместную деятельность по здоровьесбережению всех членов школьного сообщества и микросоциума.
Объект исследования:
- Учебно-воспитательный процесс школы
- Предмет исследования:
- Деятельность школы по здоровосбережению
Ожидаемый результат:
- повышение внимания и формирование ответственного отношения к собственному здоровью учащихся и как следствие улучшение и укрепление здоровья школьников (постепенное снижение уровня заболеваемости детей и количества детей с вредными привычками);
- создание особой здоровьесберегающей среды в школе, содействующей здоровью учеников;
- создание и апробирование пошаговой программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- разработка и соблюдение современных валеологических требований на занятиях и во внеурочной деятельности;
- мотивированность педагогов на активную и целенаправленную работу по сохранению и развитию здоровья учащихся, по формированию культуры здоровья;
- повышение активности родителей и членов социума в совместных мероприятиях со школой в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- повышение статуса школы в микрорайоне.
Методы исследования:
- теоретические (сравнение, обобщение, абстрагирования, систематизация, анализ, синтез информации , полученной из разных источников- литература справочная, специальная, ресурсы сети Интернет);
- эмпирические (изучение опыта других по проблеме в теории и на практике);
- практические (работа по реализации программных мероприятий, социологические методы, мониторинг).
Участники реализации программы
- Данная программа охватывает весь УВП школы по данному направлению работы (сохранение и укрепление здоровья школьников) с 1-11 класс, но основной базой экспериментальной работы выбраны 1 и 5 класс (2011-12года), который до 9 класса обучения будет активным участником реализации программы.
Гипотеза программы
- Введение новшеств по организации особой здоровьесберегающей среды школы будет способствовать формированию культуры здоровья всех членов УВП, приведет к минимизации риска для здоровья в образовательном процессе и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности учащихся, что в конечном итоге положительно скажется на состоянии их здоровья.
Характеристика имеющихся ресурсов образовательного учреждения для реализации программы: кадровые, материально-технические, источники финансирования, др.
Для реализации данной программы имеются ресурсы:
Кадровые: Вопросы сохранения здоровья учащихся, методы, формы работы, современные здоровьесберегающие технологии неоднократно рассматривались на педагогических советах, совещаниях при директоре, т.е. педагоги школы владеют информацией по данной проблеме; в школе ведется физкультурно — оздоровительная работа, внеучебная деятельность, но мероприятия разрозненные не объединенные общей идеей, не системные; есть услуги дополнительного образования в области сохранения и укрепления здоровья — спортивные секции уже существующие «Волейбол», «Баскетбол», «Здоровячек», «Туризм», «ОФП», «Ты не один». В школе действуют кружки разной направленности-художественно — эстетической, музыкальной, интеллектуальной, декоративно — прикладной, информационной, эстрадно — развлекательной. С ребятами (в области здоровья) работают логопед, мед. работник, социальный педагог, библиотекарь, учитель физической культуры, классные руководители, учителя- предметники, администрация школы. Необходим психолог в школу.
Материально — технические условия: в школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс, спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием по мере возможности обновляющимся, спортивные площадки- волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, спортивный городок, участок для активных игр и прогулок, настольный теннис, столовая (организовано горячее питание, разнообразное меню), медицинский кабинет, а вот второй- малый спортивный зал, бассейн, актовый зал — в настоящее время требуют ремонта и не используются.
Этапы реализации программы
Сроки этапа | Мероприятия (или другие формы реализации эксперимента) | Предполагаемые результаты | Показатели достигнутых результатов |
1 .Организационно-подготовительный (диагностический и прогностический этапы) 2011\2012 | — Анализ состояния среды, условий школы, УВП, анкетирование, опрос, выявление противоречий, проблем, их актуализация, разработка проектного замысла | — Создание программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Школа — территория здоровья» | *Разработанная программа, распределены основные обязанности, мотивация педагогов детей и родителей на реализацию программы, созданы творческие группы. |
2. Основной этап — практический 2011\2012-2014-2015 | — Изучение опыта других школ по формированию ЗОЖ |
— Изучение мотивации участников УВП на сохранение и укрепление своего здоровья
— разработка методики мониторинга здоровья участников УВП
— проведение первичного мониторинга
— работа методической службы школы по организации деятельности
— апробация плана мероприятий
— создание и апробирование пошаговой программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
— апробирование и корректировка системы диагностики результативности программы
— повышение активности всех участников УВП в вопросах здоровьесбережения
*Копилка диагностических материалов
*стабильные показатели здоровья школьников по итогам мониторинговых мероприятий
*Рост активных участников УВП, мероприятий
— создание, диагностика особой здоровьесберегающей среды в школе, содействующей здоровью учеников;
— реализация пошаговой программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — рост мотивированности педагогов на активную и целенаправленную работу по сохранению и развитию здоровья учащихся, по формированию культуры здоровья;
-повышение активности родителей и членов социума в совместных мероприятиях со школой в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
-повышение статуса школы в микрорайоне.
благоприятствующая среда школы (положительная динамика) , *снижение количества ребят с вредными привычками
*Повышение кол-ва уч-ся посещающих спортивные кружки и секции,
*Повышения числа активных участников УВП в вопросах здоровосбережения
*Пополнение методической копилки конспектами мероприятий, диагностическими материалами
*рост количества и качества мероприятий
*Положительная динамика интереса и активности педагогов и родителей в реализации программы
— повышение положительных отзывов родителей и детей о работе школы- рост удовлетворенности
— рост комфортности образовательной среды школы