Меню

Школа для детей с проблемами здоровья

Современная школа и проблемы здоровья учащихся.
статья по зож

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства,отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенным являются следущие: 1) состояное полного физического, психологического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ, в последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличается и показатели заболеваемости у подростков (15-17 лет).

Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». У них наблюдается функциональные нарушения, не достигшие погога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноз хронического заболевания врачи им не дают. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.

Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры,учителя и воспитатели,сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученные 19 века. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушение осанки, неврастении и анемии.

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам 20 века заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ, 30% из них функционируют в 2-3 смены, отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. то же самое можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавшие обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% — патологические отклонения функционального характера. Нарушение осанки обнаружены у 84% кольников, снижение остроты зрения — у 35%. патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает анологичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. в связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно-Психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массытела.

Конечно, неправомерно винить тольно только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. за 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа — Государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с представлением детям качественных образовательных услуг,стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь — детского населения.

Источник

Приглашаем Вас посетить занятия в Школах профилактики в Центре здоровья

В структуре Центра Здоровья работают следующие Школы здоровья:

  • «Школа профилактики артериальной гипертонии»
  • «Школа профилактики Бронхиальной Астмы»
  • «Школа профилактики Сахарного диабета»
  • «Школа профилактики онкологических заболеваний»
  • «Школа зависимости. Профилактика табакокурения»
  • «Школа здоровья «Охрана зрения и профилактика заболеваний»
  • «Школа здоровья для пациентов с избыточной массой тела»
  • «Школа ЗОЖ»
  • «Школа зависимости. Профилактика табакокурения»
  • «Школа профилактики инсульта»
  • «Школа профилактики инфаркта»
Читайте также:  Рефераты по оценке риска для здоровья населения

Занятия проводятся специалистами Центра здоровья ежемесячно по установленному графику.

Для посещения занятий необходимо пройти профилактическое обследование в рамках диспансеризации, профилактического осмотра, обследования в Центре здоровья, Кабинете отказа от курения.

Основными задачами деятельности профилактических Школ Центра здоровья являются:

1. Информирование населения по основным разделам: рациональное питание, двигательная активность, правильная организация труда и отдыха, гигиена тела

2. Освоение знаний в области:

  • Формирования здорового образа жизни
  • Медицинская грамотность
  • Информация о роли факторов риска в развитии сердечно-сосудистых заболеваниях
  • Патологии органов дыхания
  • Патологии костно-мышечной системы
  • Патологии эндокринной системы
  • Методики профилактики заболеваний
  • Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни
  • Отказ от потребления алкоголя и табака

Основными методами работы Школ Здоровья являются:

  • Чтение лекций (групповые и индивидуальные занятия)
  • Анкетирование и опрос аудитории
  • Раздача методической литературы
  • Стендовые сообщения

График Школ здоровья в филиалах

Дата и время

Наименование мероприятия

Место проведения

Адрес филиала,

№ кабинета

Понедельник

Школа здоровья. Школа профилактики инсульта

Кабинет медицинской профилактики 14-00

ГБУЗ «КДП №121 ДЗМ» ул. Южнобутовская, д. 87,

Филиал №1 Плавский проезд, д. 3, Кабинет № 132

Филиал №2 ул. Веневская, д. 27, Кабинет № 535

Филиал №3 ул. Мелитопольская, д. 13, корп.1,

Филиал №4 ул. Коктебельская, д. 6, стр.1

Филиал №5 ул. Брусилова, 15 корп. 2,

Филиал №6 ул. Академика Семенова, д. 13, корп. 1, Кабинет № 266

Филиал №7 ул. Ратная, д. 8Г, Кабинет № 327

Филиал №8, ул. Изюмская, д.37,

Вторник

Школа здоровья.

Охрана зрения. Профилактика заболеваний зрительного аппарата

Отделение медицинской профилактики

14-00

Филиал №8, ул. Изюмская, д.37,

Среда

Школа здоровья. Школа по рациональному питанию

Кабинет медицинской профилактики 14-00

ГБУЗ «КДП №121 ДЗМ» ул. Южнобутовская, д. 87,

Филиал №1 Плавский проезд, д. 3,

Филиал №2 ул. Веневская, д. 27,

Филиал №3 ул. Мелитопольская, д. 13, корп.1,

Филиал №4 ул. Коктебельская, д. 6, стр.1

Филиал №5 ул. Брусилова, 15 корп. 2,

Филиал №6 ул. Академика Семенова, д. 13, корп. 1, Кабинет № 266

Филиал №7 ул. Ратная, д. 8Г, Кабинет № 327

Филиал №8, ул. Изюмская, д.37,

Четверг

Школа здоровья. Школа профилактики инфаркта

Кабинет медицинской профилактики 14-00

ГБУЗ «КДП №121 ДЗМ» ул. Южнобутовская, д. 87,

Филиал №1 Плавский проезд, д. 3,

Филиал №2 ул. Веневская, д. 27,

Филиал №3 ул. Мелитопольская, д. 13, корп.1, Кабинет № 218

Филиал №4 ул. Коктебельская, д. 6, стр.1

Филиал №5 ул. Брусилова, 15 корп. 2,

Филиал №6 ул. Академика Семенова, д. 13, корп. 1, Кабинет № 266

Филиал №7 ул. Ратная, д. 8Г, Кабинет № 327

Филиал №8, ул. Изюмская, д.37,

Пятница

Школа здоровья. Школа отказа от курения.

Кабинет медицинской профилактики 14-00

ГБУЗ «КДП №121 ДЗМ» ул. Южнобутовская, д. 87,

Филиал №1 Плавский проезд, д. 3,

Филиал №2 ул. Веневская, д. 27,

Филиал №3 ул. Мелитопольская, д. 13, корп.1,

Филиал №4 ул. Коктебельская, д. 6, стр.1

Филиал №5 ул. Брусилова, 15 корп. 2,

Филиал №6 ул. Академика Семенова, д. 13, корп. 1, Кабинет № 266

Филиал №7 ул. Ратная, д. 8Г, Кабинет № 327

Филиал №8, ул. Изюмская, д.37,

Информацию о дате и месте проведения Школ здоровья можно уточнить на справочном посту в филиалах или при обращении в Центр здоровья.

Адрес нахождения Центра здоровья:

Ул.Изюмская, д. 37, Филиал №8, 4 этаж, кабинет № 458

График работы:

Понедельник-пятница с 8.00 до 20.00

Суббота с 9.00 до 18.00

При себе иметь страховой медицинский полис.

Источник

Школа для детей с проблемами здоровья

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 — 17 лет).

Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» [1]. У них наблюдаются функциональные нарушения, не достигшие порога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.

Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно — сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы — с 6,6% до 12,5%, позвоночника — с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей — с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений — с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа — гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников — общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с заболеваниями крови — в 2,5 раза, с нервными болезнями — в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% — патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения — у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы — у 81%, из них 32% — вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 — 6,7 часов в день; в основной школе — 7,2 — 8,3 часа в день; в полной средней школе — 8,6 — 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 — 12 — в основной и 13 — 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, — учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого — гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно — психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа — государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь — детского населения.

  1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье.- М., 1990.
  2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
  5. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998.

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector