Меню

Школа для детей с особенностями здоровья

Что такое надомное обучение и кому оно подойдёт

Как школы организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на дому, как перейти на надомное обучение и можно ли не делать этого, если не хочется.

Что такое надомное обучение

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса на дому или в медицинском учреждении. Оно предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу.

Юридически дети на надомном обучении находятся в контингенте школы и обладают теми же правами, что и ученики, которые посещают её очно. Школа выдаёт таким ребятам учебники, направляет учителей для проведения занятий, проводит для них аттестации. Получающие надомное обучение школьники могут посещать уроки и другие школьные мероприятия по согласованию с директором.

Кто может перейти на надомное обучение

В каждом регионе действуют свои законы, касающиеся обучения детей с ОВЗ. Как правило, надомное обучение организуется для детей-инвалидов, а также детей, имеющих временные или постоянные проблемы со здоровьем.

Решение о переводе на надомное обучение принимает врачебная комиссия. Основанием для этого может служить наличие у ребёнка:

  • злокачественных новообразований (онкологии);
  • заболеваний системы кровообращения (например, сердечной недостаточности I и II степени, нарушения свёртываемости крови);
  • заболеваний эндокринной системы (при сахарном диабете I типа и других);
  • психических расстройств и расстройств поведения (шизофрении, синдрома де ла Туретта и других);
  • заболеваний нервной системы (например, ДЦП, эпилепсии и прочих);
  • заболеваний глаз (глаукома, отслойка и разрывы сетчатки);
  • других серьёзных диагнозов.

Полный перечень заболеваний, служащих основанием для перехода на надомное обучение, зафиксирован в Приказе Министерства здравоохранения.

Как осуществляется надомное обучение

Организация надомного обучения, как правило, лежит на ближайшей к месту жительства ребёнка школе. Преподаватели приходят домой или в больницу, где лечится ребёнок. Родители при этом обязаны предоставить учителям доступ в квартиру или медучреждение и подготовить всё необходимое для учёбы: стол, учебники, специальные приспособления для письма или чтения, которые могут потребоваться ребёнку, и так далее.

Помимо педагогов-предметников, семья имеет право пользоваться услугами учителя-дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов. Они даже могут принимать участие в процессе аттестации ребёнка.

Для каждого ученика-надомника составляется индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учётом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету.

В зависимости от состояния здоровья ребёнка возможны два варианта организации надомного обучения:

  • По общей программе. Дети получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как ученики, посещающие занятия в классах. По окончании обучения ребёнку выдаётся аттестат общего образца.
  • По вспомогательной программе. Если здоровье ребёнка не позволяют ему обучаться по общей программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке. Продолжительность занятий и количество тем может быть сокращено, процесс аттестации упрощён. По окончании школы ученик получает аттестат особого образца с отметкой об особенностях программы.

Программы надомного обучения обычно включают меньше учебных часов, чем в школе. Как правило, учебная нагрузка школьника-надомника составляет 8-12 часов в неделю.

Если здоровье ребёнка позволяет, учителя предпочитают охватывать несколько тем за один урок. Поэтому уроки на надомном обучении могут быть длиннее, при этом в день проводится, как правило, не больше трёх занятий.

Приказ №2 Минобрнауки России от 9 января 2014 года разрешает использование дистанционных технологий для надомного обучения. Но на практике они применяются редко, как правило, из-за нехватки финансирования и оборудования во многих школах.

Читайте также:  Здоровья удачи верных друзей

Как перейти на надомное обучение

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, родителям необходимо:

  1. В медучреждении, где наблюдается ребёнок, получить заключение врачебной комиссии и выписку из истории развития ребёнка (форма 112).
  2. Предоставить эти документы в школу вместе с заявлением об организации для ребёнка надомного обучения.

Директор школы должен издать приказ, утверждающий:

  • перечень предметов,
  • количество часов обучения в неделю,
  • ответственный педагогический персонал,
  • место проведения обучения,
  • периодичность аттестации в течение года.

После этого родители должны получить журнал учёта занятий, в котором учителя смогут отмечать количество проведённых занятий и пройденные темы. Перед промежуточной аттестацией этот журнал необходимо будет сдать в школу.

Если особенности ребёнка не позволяют учиться по общей программе, администрация школы должна согласовать с родителями индивидуальную вспомогательную программу. Для этого издаётся отдельный приказ.

Ребёнок может быть переведён на надомное обучение в любом классе в течение всего учебного года. В случае выздоровления либо при отсутствии противопоказаний врачей, он может вернуться в школу и продолжить учиться в своём классе.

Плюсы и минусы надомного обучения

У надомного обучения есть ряд преимуществ:

  • Это бесплатно.
  • Можно не прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации.
  • Ребёнок остаётся в своём классе и сможет продолжить учиться с уже знакомыми учителями.

Но есть также и ряд серьёзных недостатков:

  • Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно (например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
  • Иногда в учебный план не включаются такие предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не являются академическими, считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно.
  • В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками практически исключаются.
  • Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию. Как минимум один взрослый должен находиться дома во время занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.

Отличия надомного и семейно-домашнего обучения

Многие путают «надомное» и «семейное» обучение. Рассмотрим, в чём сходства и различия этих понятий.

Общим для надомного и семейного обучения является тот факт, что ребёнок получает образование вне стен школы.

При этом надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования — это способ наладить учебный процесс для ребёнка, который не может посещать школу. Ученик числится в контингенте школы, а за его образование отвечают назначенные учителя. Программа и расписание определяются учебным планом школы. А главное — без медицинских показаний перейти на надомное обучение нельзя.

Семейное образование — самостоятельная форма обучения, которая доступна всем желающим. Ребёнок прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций, и за качество его знаний отвечают родители. Семья может выбирать программу, методики обучения, составлять распорядок дня и задействовать любые образовательные ресурсы: репетиторов, онлайн-курсы и так далее.

Благодаря гибкости, семейное образование может стать эффективной альтернативой надомному. Ведь право учиться не посещая школу имеют все дети, вне зависимости от состояния здоровья, и для этого не требуются специальные разрешения. Достаточно известить о своём желании органы власти и выбрать школу для прохождения аттестаций.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» работает по дополнительной общеобразовательной программе. Учеником нашей школы может стать любой ребёнок, прошедший входное тестирование.

Расписание занятий достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Уроки начинаются не раньше 10 утра — можно выспаться и настроиться на учёбу. Занятия проходят в режиме онлайн, но если ребёнку требуются перерывы и более медленный темп подачи информации, их можно смотреть в записи или снизив скорость воспроизведения.

Читайте также:  Как сделать инвалидность по состоянию здоровья

Домашние задания выполняются при помощи клавиатуры и компьютерной мыши. Для заполнения форм с развёрнутыми ответами можно пользоваться голосовым вводом или экранной клавиатурой.

Чтобы понять, подойдёт ли вашему ребёнку наш формат обучения, воспользуйтесь неделей бесплатного доступа. Вы сможете посмотреть записи занятий, порешать домашние задания и узнать, как устроена наша платформа.

Источник

О программе «Школа Здоровья для детей с ОВЗ»
статья на тему

Реализация программы «Школа Здоровья», ее возможности.

Скачать:

Вложение Размер
shkola_zdorovya.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

О программе «Школа Здоровья для детей с ОВЗ»

По данным ВОЗ, школа является одним из сильных стрессогенных факторов. Но с другой стороны школа, на мой взгляд, может и должна создавать оптимальные условия для сохранения здоровья детей и взрослых. В нашей школе реализуется программа создания Школы Здоровья для детей с ограниченными возможностями здоровья. И именно здоровье школьника является, на мой взгляд, одним из главных условий в образовательном процессе. Наши дети (как никто другой) нуждаются в особых психолого-педагогческих подходах и методах, в особом понимании их внутреннего мира и состояния души, — это я поняла, когда проработала с ними первые несколько месяцев. Наши дети не простые, это дети у которых есть весь комплекс психосоматических заболеваний и задержка психического развития по психологическому, по органическому и педагогическому типам.

Г.С. Никифоров рассматривает 3 уровня здоровья: биологический, психологический и социальный. Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным аспектом. А вот переход от психологического к социальному уровню достаточно условны. Также хочется вспомнить А. Маслоу и его четыре понятия, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях. Именно нашим детям с ЗПР очень часто недостает этих качеств.

При обучении и воспитании детей с ЗПР необходимо помнить о требованиях предъявляемых в ФГОСе к личностным результатам современного образования в сфере самоопределения личности и ценностно-смысловой сфере, в нравственно-этической сфере, в сфере развития эстетической культуры личности, в сфере эмоционального развития, в коммуникативной сфере, в сфере физического развития личности, в сфере трудового развития личности. Выполнение этих требований, на мой взгляд, сможет обеспечить такой конечный результат образовательной деятельности школы как воспитание и развитие ученика, характеристики которого следующие:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Я согласна с мнением профессора В.Г. Казанской о том, что здоровье школьника – “это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности”. Следовательно в современной школе ситуация требует новых нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровье наших детей мы определяем не только в терминах “благополучие”, ”комфорт”, “отсутствие болезни”, но и в таких терминах как “раскрытие личного потенциала ребенка”, “свобода”, “индивидуальность”, “социальная интегрированность”, “жизнестойкость”, «способность к перевоплощению и духовному росту”.

Процесс обучения на уроке – это взаимосвязь содержания учебного материала, деятельности учителя и деятельности ученика. Учитель старается создать условия для усвоения учеником учебного материала, ученик в этом взаимодействии становится субъектом своего собственного опыта. Обучение предусматривает не только “вложение” учителем в сознание ученика информации, подлежащей усвоению, но и анализ, сравнение и осмысление своего субъективного опыта каждым учеником, т.е. своеобразное “окультуривание” его внутреннего мира.

Задача учителя, в моем понимании, заключается в том, чтобы вызвать у школьников как можно больше положительных эмоций, связанных с учебным процессом. Очень важна установка, которую дает учитель при обучении. Нужно не нагнетать в классе представление, например о географии и биологии как о сложных науках, что приводит ко многим отрицательным эмоциям (в чем я убедилась на собственном примере), а показать их увлекательность, красоту и ясность, развивая при этом положительные эмоции школьников. Например, В. А. Сухомлинский считал большой бедой, если педагог не вызывает положительных эмоций в процессе обучения и не умеет выбрать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ученика. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению В.А. Сухомлинского, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику. Эффективность педагогического взаимодействия заключается в том, чтобы разговор с учащимися вызывал у них собственные мысли, переживания, побуждал к активной деятельности. Слово, не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. В.А.Сухомлинский назвал слово “тончайшим прикосновением к сердцу”, которое способно сделать человека счастливым и несчастным.

Проблема эмоциональной насыщенности процесса обучения, переживание положительных эмоций, вызванных педагогом у учащихся, в конкретное устойчивое положительное отношение к процессу обучения, обусловленные, в частности, коммуникативными способностями педагога, актуальна для современной педагогики. Активизация положительных эмоций у учащихся в процессе обучения не самоцель, не дополнение или украшение урока, а необходимое условие для усвоения знаний, ибо эмоционально преподнесенные факты запоминаются школьниками прочнее, на более длительный срок, что способствует и более интенсивному процессу развития ученика.

Мне близка формула усвоения знаний выведенная Сухомлинским: “Знания учителя- чувство учителя — чувство ученика — знание ученика”. Эта формула легла в основу его метода эмоционального пробуждения, помогающего развитию эмоционально-чувственной сферы у школьников и активизации эмоционального взаимодействия педагога и учащихся. Чувства, являясь проводником знаний, делают учебный процесс намного продуктивнее.

Также при подготовке к урокам я руководствуюсь принципами В. А. Кан-Калика, который указал следующую последовательность шагов по созданию эмоционального сотрудничества в процессе обучения:

  • мысленное представление и переживание предстоящего урока
  • выработка эмоционального отношения к материалу занятия
  • использование для эмоционального освещения учебного материала своих жизненных впечатлений (встречи, случаи)
  • обсуждение прочитанных книг, последних событий, актуализация ассоциаций
  • обращение к классу для творческого подъема
  • продумывание интонаций, жестов, мимики
  • использование для образца конкретных данных из биографии выдающихся общественных деятелей, ученых, писателей
  • привлечение сведений из жизни класса
  • актуализация намеченных ранее эмоциональных акцентов
  • отталкивание от наиболее яркого момента в учебном материале
  • мысленное представление эмоциональных реакций учащихся.

Источник

Adblock
detector