Методика исследования самооценки (беседа на основе методики т. Дембо—с.Я. Рубинштейн)*
Сама методика, считающаяся классической в области изучения самооценки, отличается крайней простотой. На листе бумаги проводят вертикальную черту, в отношении которой обследуемому говорят, что она обозначает «счастье», причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастные люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки по шкалам «ум», «характер», «здоровье». Затем сразу же приступают к беседе, в которой выясняется содержание представлений испытуемого о счастье, здоровье, характере и уме, о самом себе.
Таким образом, сама процедура самооценки по методике Дембо—Рубинштейн предполагает, что экспериментатор заранее готов к проведению беседы, т. е. имеет ее программу и средства реализации. Самооценка при этом понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми.
Предлагаемая в данном случае процедура позволяет описать самооценку испытуемого в достаточно общем виде на основе анализа содержания ее вербальных компонентов.
Процедура проведения исследования самооценки.
Получив предварительное согласие испытуемого, необходимо установить удобное для него время проведения исследования. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т. д. Она должна проводиться в изолированной комнате, без посторонних, т. е. «тет-а-тет».
Введением в исследование может служить следующее высказывание экспериментатора: «Вероятно, Вам, как и каждому из нас, приходилось сравнивать себя с другими людьми. Поэтому работа, которую я Вам сейчас хочу предложить, не будет для Вас новой или необычной. У Вас наверняка сложились мнения и представления о себе и о других людях».Это высказывание не может произноситься быстро и невнятно; по сути дела экспериментатор должен получить положительный ответ или реакцию на каждую часть этого высказывания.
Экспериментатор чертит на чистом листе бумаги вертикальную линию и говорит: «Допустим, что на этой линии расположились люди всего мира: вот здесь, сверху(показ рукой) — самые счастливые, а здесь, внизу (показ) —самые несчастные. Как Вы думаете, где Ваше место среди всех этих людей по счастью? Поставьте карандашом отметку в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь»(испытуемому дают цветной карандаш для отметки).Данную инструкцию необходимо выучить дословно; четко и неторопливо произнести и разъяснить испытуемому все ее части. Но в то же время у испытуемого не должно создаться впечатления заученности текста, поскольку, повторяем, с самого начала опыт должен проводиться в форме свободного общения с ним.
После того, как испытуемый отметил свое актуальное состояние на шкале «счастье», ему предлагают обозначить и свое желательное положение, т. е. ответить на вопрос: «Где бы Вы хотели быть по этой шкале?». Инструкцию можно разъяснять, повторять, но обсуждать решение испытуемого на данном этапе ни в коем случае не следует.
Затем рядом с первой линией проводят на листке еще одну такую же вертикальную черту и предлагают испытуемому очередную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму: сверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу— самые глупые, где бы Вы определили свое место?»Далее просят обозначить свое желательное положение, т. е. где бы испытуемый хотел находиться на этой шкале. Затем проводятся аналогичные линии и даются аналогичные инструкции по «характеру»:«Наверху пусть будут самые хорошие, внизу — самые плохие по характеру люди»; то же самое и по «здоровью»: «Вверху самые здоровые, внизу — самые больные».
К описанным четырем шкалам, предложенным С. Я. Рубинштейн, можно ввести дополнительную шкалу — «знание себя», на которой испытуемый должен отметить только реальную, актуальную самооценку. Как показывают данные автора, опираясь на показатели этой шкалы, можно судить о степени критичности испытуемого: высокая оценка по этой шкале нередко свидетельствует о некритичном отношении к себе, слишком низкая оценка может быть показателем неуверенности в себе.
Сама процедура проставления оценок на шкалах, как правило, проходит довольно быстро, в течение 10—15 минут. Затем, после ее завершения, экспериментатор переходит к выяснению содержания отметок, двигаясь по шкалам в обратном порядке: «здоровье», «характер», «ум», «счастье».
Вводными словами к беседе может послужить следующее высказывание экспериментатора: «Ну, а теперь, когда Вы полностью выполнили предложенное Вам задание, давайте поговорим подробнее о том, какие мнения, представления сложились у Вас о себе и о других людях. Вот, например, шкала «здоровье». ».Это высказывание не должно быть произнесено торопливо, невнятно, с запинками и т.д., а напротив, неспешно, уверенно, доброжелательно, всей интонацией как бы приглашая продолжить, вступить в беседу.
Программа беседы достаточно постоянна для каждой шкалы и строится примерно в следующей последовательности:
1) выяснение содержания актуальной оценки;
2) выяснение содержания полюсов шкалы;
3) выяснение содержания и причин желаемой оценки.
Тактика экспериментатора в данном случае является относительно свободной. Им могут быть заданы разные вопросы в зависимости от особенностей испытуемого, хода беседы и т.д. Обязательно по каждому из пунктов следует просить испытуемого приводить поясняющие примеры, иллюстрирующие его суждения о себе или других людях.
Вот, например, возможные вопросы по шкале «ум»:
– В каком смысле Вы понимаете слово «ум», когда оцениваете себя?
– Как Вы себя сами оцениваете по уму?
– Кого бы Вы могли поставить на шкале по уму чуть выше себя? Приведите, если можно, описание такого человека;
– Кто с Вашей точки зрения самый глупый?
– Кого бы Вы могли на шкале по уму поставить чуть ниже себя? Опишите поконкретнее, что это за человек?
– Каким умом Вы бы хотели обладать?
– Чего Вам не хватает, чтобы приблизиться к идеалу? и т.д.
Примерная последовательность вопросов по шкале «счастье»:
– Каким же образом Вы оценивали себя по «счастью»? (Желательно добиться четкой словесной оценки. Это важно с двух точек зрения: во-первых, насколько эта оценка корреллирует с обозначенной на шкале точкой; например, на шкале обозначена середина, а испытуемый говорит, что он очень «счастливый»; во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части).
– Как бы Вы могли описать свое состояние счастья?
– Кто, с Вашей точки зрения, самый счастливый и почему?
– Кто, с Вашей точки зрения, самый несчастный и почему?
– Чего же Вам не хватает, чтобы быть совсем счастливым?
– Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой или по любой другой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?».Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья: самого себя или окружающий мир, необходимо при этом с большей или меньшей степенью точности определить, какие свойства самого себя или какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. При этом испытуемого спрашивают: «С чем связана такая высокая оценка? Являетесь ли Вы ее причиной, или другие люди, обстоятельства жизни?».Подобные вопросы можно задавать испытуемому при наличии очень низкой или очень высокой оценки на любой из предъявленных ему шкал.
После окончания беседы по четырем основным шкалам — «здоровье», «характер», «ум», «счастье» (необходимо выдержать именно такую последовательность в беседе) — экспериментатор обращается к дополнительной шкале «знание самого себя». Здесь круг вопросов несколько иной: в беседе необходимо выяснить, чем определяется оценка знания самого себя; каковы причины ее высоты на шкале; что такое знание себя, по мнению испытуемого; какие люди знают себя, в чем это проявляется; трудно ли знать себя, можно ли этому научиться; если можно, то как, если нельзя, то почему и т.д.
В течение всего времени исследования поведение экспериментатора должно быть очень тактичным и сдержанным.
Экспериментатор обязан вести протокол и фиксировать в нем особенности поведения испытуемого во время беседы, его жесты, мимику, пантомимику, эмоциональные реакции. В самом общем виде форма протокола следующая:
Поведение испытуемого: мимика, эмоциональные реакции и т.д.
Записи в протоколе, выполняемые как во время беседы, так и после нее, должны быть дословными, а не сокращенными.
Именно выполняемый по указанной форме подробный протокол является материалом, который и становится предметом последующего анализа.
Описание и анализ содержания беседы. Следует остановиться на том, как строилось общение в ходе беседы, какие были реакции испытуемого на вопросы экспериментатора, характер ответов, их развернутость и содержательность, какую позицию занимал испытуемый в ходе общения (активную, пассивную, формальную и т. п.) и в чем конкретно она проявлялась.
Далее необходимо, используя отметки на шкалах, поставленные испытуемым, и протокол беседы с ним, проанализировать полученные результаты самооценки по каждой из четырех основных шкал («здоровье», «ум», «характер», «счастье»). При этом необходимо:
– обозначить высоту самооценок по данной шкале (актуальную и желаемую);
– проанализировать полученные сведения о содержании актуальной самооценки;
– проанализировать полученные сведения о содержании полюсов шкалы (т. е. крайних точек всего субъективного «поля оценок», внутри которого испытуемый определяет себя);
– проанализировать полученные сведения о содержании желаемой самооценки.
Вслед за анализом четырех основных шкал следует перейти к разбору результатов, полученных по дополнительной шкале («знание себя»). Особое внимание надо обратить здесь на представление испытуемого о своих возможностях самопознания, на характер критичности данного испытуемого.
В заключении необходимо проанализировать общий характер самооценки испытуемого. Здесь можно наметить такие пункты:
– насколько целостна самооценка, в какой степени ее части, параметры связаны между собой;
– существует ли разнобой в уровнях самооценки по шкалам;
– каков средний разрыв между идеальной и реальной самооценкой, каковы ее возможные причины;
– какова предположительная степень уверенности или неуверенности испытуемого в себе, в его представлении о знании себя;
– каково может быть отношение испытуемого к возможным успехам и неудачам и т.д.
При описании и анализе содержания беседы необходимо помнить, что все выделенные выше моменты являются наиболее общими указаниями; неизбежное разнообразие материалов, получаемых в ходе беседы, может требовать в каждом отдельном случае некоторого сужения, или, напротив, расширения круга анализируемых вопросов.
Источник
IV.1. Исследование самооценки
(Вариант методики Дембо-Рубинштейна)
На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий (шкал) длиной 12 см, каждая из которых обозначает какое-то состояние или черту личности. Число шкал и их содержание зависит от возраста испытуемого и конкретных задач исследования. Чаще всего используют следующие шкалы: здоровье, ум, характер, счастье, общая оценка себя, внешность, успех в учебе, удовлетворенность социальными контактами, уверенность в себе и др.
Методика Дембо-Рубинштейна представляет собой частично стандартизованную беседу, традиционно применяемую для исследования самооценки (Рубинштейн, 1970). Процедура проведения очень проста и включает в себя: проставление оценок испытуемым самому себе на предлагаемых шкалах (на листе бумаги поочередно проводят вертикальные отрезки и дают им обозначения: «счастье», «ум», «характер», «здоровье») и беседу о каждой из характеристик, о содержании оценок. Методика требует от испытуемого определенного уровня развития рефлексии, и поэтому ее применение возможно, начиная с подросткового возраста. Существуют модификации методики для исследовании самооценки в младшем школьном возрасте. Приведем одну из них (Басина, 1988). Ее отличие — в соответствующем возрасту ребенка содержании шкал и беседы. В числе стандартного набора шкал предлагаются:
«лучший ученик — худший ученик»,
«самый старательный — самый небрежный».
В дополнение к предлагаемому авторами варианту можно вводить и нестандартные оценочные шкалы, давая им характеристики с учетом проблем обследуемого ребенка, например: «дети, с которыми все хотят дружить — дети, с которыми никто не хочет дружить», «дети, которых все любят — дети, которых никто не любит» и многое др. Полезную информацию может дать обратный порядок самооценки: нарисованной шкале не дают обозначения, а проставляют оценку вверху или внизу и просят самого ребенка назвать то, за что он поставит себе отмеченный балл.
Инструкцияна примере одной из шкал:
Здесь расположены все люди на свете — от самых умных до самых глупых (сопровождается движением руки вдоль отрезка сверху вниз), от самых глупых до самых умных (движение вдоль отрезка снизу вверх). На самом верху находятся самые умные люди на свете, в самом низу — самые глупые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь своё место». После того, как ребенок поставил отметку, можно его спросить: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть?
Чтобы узнать о наличии психологического конфликта у ребенка в той или иной значимой для него социальной среде — семье, школе, со сверстниками — о том, каким он видит себя в сравнении с другими в каждой из этих сфер, можно изменять инструкцию: вместо слов «здесь расположены все люди на свете» — «вся семья» или «весь твой класс» или любой другой круг общения, значимый для конкретного ребенка.
Для подростков эту методику можно проводить следующим образом:
1. Проводится самооценка по шкалам: «счастье», «ум», «характер», «здоровье» на нескольких уровнях:
а) реальном: «Где твое место среди всех людей по этой шкале?» После этого испытуемому предлагают обозначить
б) желаемое положение: «Где бы ты хотел быть по этой шкале?»
в) можно предложить третий вариант самооценки: «А где ты можешь быть по этой шкале?»
2. Выяснение содержания оценок. Беседа проводится по шкалам в обратном порядке: «здоровье», «характер», «ум», «счастье». Вводные слова к беседе:
«Теперь, когда ты полностью выполнил задание, давай поговорим подробнее о том, какие представления у тебя сложились о себе и других людях. Вот, например, шкала «здоровье».
Далее беседа по каждой шкале проводится по схеме:
а) выяснение содержания и причин оценки (возможные вопросы: «Как ты оцениваешь себя по шкале «ума»; здесь надо получить словесную оценку, т.к. за одной и той же отметкой на шкале у разных испытуемых стоит разный смысл);
б) выяснение содержания шкалы и ее полюсов (возможные вопросы: «Как ты понимаешь слово «ум», когда оцениваешь себя?», «Кто, по-твоему, самый глупый и почему? Что это за человек?», «Кто, с твоей точки зрения, самый умный и почему? Приведи, если можешь, описание такого человека»);
в) выяснение содержания и причин желаемой оценки («Каким умом хотел бы ты обладать?», «Чего тебе не хватает для этого, что надо изменить?»).
В случаях очень высокой или очень низкой оценки по любой из шкал необходимо уточнить: «С чем связана такая высокая (низкая) оценка? Кто или что является причиной этого?»
Некоторые требования к поведению психолога во время проведения методики:
* инструкции произносятся четко, неторопливо, можно ее разъяснять, повторять, но не обсуждать решение испытуемого на этом этапе.
Инструкция:
Вы должны постараться как можно более точно оценить свои возможности, качества или способности. Представьте, что на линиях, обозначающих здоровье, ум и т.д., расположились все люди мира по степени выраженности этих качеств. Верхняя точка на линии соответствует наивысшему уровню развития этих качеств, нижняя — самому низкому. Отметьте, пожалуйста, черточкой (-) на линии то место, которое показывает уровень развития ваших собственных качеств сейчас. А теперь отметьте, как бы Вы хотели, чтобы эти качества были у Вас развиты. Для этого поставьте на этих же линиях в нужном месте крестик (х).
После проставления графических отметок с испытуемым проводится беседа, в ходе которой выясняются общее представление испытуемого о себе и других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах.
Обработка данных.
На основании полученных графических отметок строится профиль реальной и идеальной самооценки.
Высота самооценки определяется по уровню пролегания профиля реальной самооценки. Если большинство графических отметок располагаются в диапазоне от 0 до 40 мм — это свидетельствует о низкой самооценке; от 40 до 80 мм — о средней самооценке, от 80 до 120 мм — о высокой самооценке. Можно выявить и промежуточные диапазоны: от 60 мм и выше — средне-высокая самооценка; от 60 мм и ниже — средне-низкая самооценка. Если большинство графических отметок нельзя отнести к какому-то определенному диапазону, то следует говорить о лабильном профиле самооценки.
Устойчивость самооценки определяется — повторным обследованием через 10-14 дней. Если значительных расхождений между профилями реальной самооценки при первом и втором предъявлении методики не выявлено, то следует говорить об устойчивости самооценки.
Адекватность самооценки исследуется методом экспертных оценок. Просят людей (обычно не менее 3 человек), хорошо знающих испытуемого, оценить его по тем же самым параметрам, которые предъявлялись самому испытуемому. Экспертные оценки усредняются и строится профиль экспертных оценок. По соотношению профилей реальной самооценки испытуемого и экспертной оценки судят о степени адекватности самооценки испытуемого. Если его профиль пролегает значительно ниже экспертного, то говорят о заниженной самооценке; если выше — то о завышенной.
Степень удовлетворенности собой определяется соотношением профилей реальной и идеальной самооценки. Чем значительней они расходятся, тем ниже степень удовлетворенности собой и наоборот, чем теснее пролегают эти два профиля, тем выше удовлетворенность человека самим собой, тем выше его приятие себя.
Интерпретациясамооценочных методик.
Высокая, адекватная самооценка, позитивная «Я-концепция» — ценность, которую необходимо развивать у себя и у других. Основными детерминантами самоуважения являются достижения, успехи в важных для самого человека областях (учеба или работа, межличностные отношения, семья, внешность и др.), а также социальная поддержка в форме позитивного отношения значимых других (в качестве которых выступают родители, учителя, одноклассники и близкие друзья).
Лица с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, депрессией, конформностью, внешним локусом контроля, большей зависимостью от мнения других, отсутствием инициативы, настойчивости, они более уязвимы в межличностных отношениях (испытывают трудности в общении, обижаются на критику, шутку, мало доверяют людям, испытывают изоляцию, одиночество, им кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят), для них большую роль играет престиж, они меньше выражают интерес к общественным делам, не бывают лидерами, у них ниже успеваемость и удовлетворенность работой, работают менее эффективно в стрессовых условиях и при неудачах, имеют более низкие притязания и ожидания успеха, рассматривают будущее как угрожающее, мрачное.
Лица с адекватной высокой самооценкой характеризуются чувством собственного достоинства, независимостью от мнения окружающих, открытостью, самостоятельностью, они знают свои цели и ценности, но достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости, уверены в себе, могут выдвигать собственные решения и отстаивать их при столкновении с разными проблемами, имеют оптимистический взгляд на жизнь и устойчивы к критике, к другим относятся благожелательно, могут быть лидерами или ведомыми в зависимости от ситуации.
Лица с неадекватной высокой самооценкой отличаются самоуверенностью, скрытностью, выраженной потребностью в социальном одобрении, имеют тенденцию представлять себя в более выгодном свете, берутся за работу, превышающую их собственные возможности, очень остро переживают даже мелкие обиды, проявляют агрессивную реакцию на порицания, при неудаче обнаруживают стремление переложить ответственность на обстоятельства или других людей.
Способы реагирования на ту или иную ситуацию зависят не только от высоты самооценки, но также от ее устойчивости или неустойчивости. Например, лица с нестабильной высокой самооценкой характеризуются наибольшей склонностью к реакциям гнева и враждебности, а со стабильной высокой — наименьшей. Оправдания после неуспеха наиболее характерны для лиц с нестабильной низкой самооценкой. Депрессивные тенденции в большей степени проявляются у лиц со стабильной низкой самооценкой и с нестабильной высокой самооценкой.
Для подростков характерно снижение общей самооценки, ее неустойчивый характер, противоречивость содержания самооценки (сочетание инфантильных и взрослых представлений о себе), своеобразное сочетание конкретной, частной и общей самооценки (каждая положительная или отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер, отражаясь на общей самооценке). Подросток становится очень чувствительным к внешней оценке, к обратной связи.
При работе с подростками с неблагоприятными вариантами самооценок необходимо прежде всего помочь им добиться успеха, т.е. работа должна быть направлена на раскрытие собственных возможностей подростка, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных или потенциальных достижениях.
Наиболее благоприятными для развития самооценки подростка являются такие отношения с учителями, когда педагоги начинают объяснять удачи подростка его способностями, а неудачи — не недостатком способностей, а недостатком усилий и создают условия, чтобы ученик прилагал больше усилий. Напротив, в тех случаях, когда взрослые — учителя и родители — постоянно подчеркивают неудачи подростка, его недостатки, промахи, а успех объясняют случайностью, у него формируется низкая самооценка. Развитию самооценки служит формирование у подростков умения правильно, по объективным критериям оценивать свой успех и неуспех. У подростков с низкой самооценкой важно оценивать как успех даже минимальное продвижение. При этом оцениваться должен действительно реальный успех, критерии которого должны показываться, а иногда и доказываться. Важно обучить школьников анализу собственных успехов и неудач, сформировать их адекватные критерии (Практическая психология образования, 1997).
IV.2.Определение степени выраженности свойств «интроверсия — экстраверсия» и «нейротизм — эмоциональная стабильность» (тест — опросник Г.Айзенка)
Инструкция:
Вам будут предложены некоторые вопросы. На них нужно отвечать только «да» или «нет». Долго не задумывайтесь, здесь нет правильных или неправильных ответов.
1. Любите ли Вы оживление и суету вокруг Вас?
2. Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?
3. Вы из тех людей, которые «за словом в карман не лезут»?
4. Чувствуете ли Вы себя иногда то счастливым, то печальным без всякой на то причины?
5. Остаетесь ли Вы на вечеринках и в компании в тени?
6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и без ропота то, что Вам приказывали старшие?
7. Вы часто испытываете обиду от несправедливого отношения к Вам?
8. Вы большой любитель вкусно поесть?
9. Вы бываете в очень возбужденном состоянии, таком, что трудно сдержаться?
10. Любите ли Вы бывать среди людей?
11. Часто ли Вы теряете сон из-за Ваших тревог?
12. Вы не прочь прихвастнуть, когда знаете, что слушатели все равно не смогут все в точности проверить?
13. Могли бы Вы назвать себя беспечным человеком?
14. Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?
16. Любите ли Вы работать в одиночестве?
16. Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным или усталым без причины?
17. Подвижный ли Вы человек?
18. Смеетесь ли Вы иногда, если кто-нибудь непристойно шутит?
19. Часто ли Вам что-нибудь так надоедает, что Вы чувствуете себя «сытым по горло»?
20. Чувствуете ли Вы себя неловко в новой или нарядной одежде?
21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить внимание на чем-то?
22. Можете ли Вы быстро переводить Ваши мысли в слова?
23. Часто ли Вы бываете в рассеянном забытьи?
24. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
25. Любите ли Вы каверзные шутки?
26. Часто ли Вы думаете о Вашем прошлом?
27. Вы не упускаете удобного случая, чтобы познакомиться с новым человеком?
28. Вы остро переживаете такие события, которые другим кажутся вполне обычными?
29. Вы очень любите подолгу заниматься каким-то делом, чтобы освоить его до тонкостей?
30. Прихвастываете ли Вы иногда?
31. Чувствительны ли Вы к некоторым вещам?
32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на заведомо скучную вечеринку?
33. Бываете ли Вы так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
34. Любите ли Вы планировать свои действия детально и заранее?
35. Бывают ли у Вас головокружения?
36. Если другие не замечают Ваших достижений, Вы умеете оставаться скромным и терпеливо ждать, не требуя к себе внимания?
37. Делаете ли Вы некоторые дела лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?
38. Случается ли у Вас одышка, даже если перед тем Вы не делали никакой тяжелой работы?
39. Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, как нужно?
40. Подводят ли Вас нервы?
41. Вы предпочитаете детально продумать последствия, прежде чем что-либо предпринять?
42. Не откладываете ли Вы на завтра то, что должны сделать сегодня?
43. Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?
44. Делаете ли Вы обычно шаг первым к сближению, когда с кем-то знакомитесь?
45. Бывают ли у Вас головные боли?
46. Вам удавалось сохранять бодрость духа в таких ситуациях, в которых другие «скисали» и отказывались от намеченного?
47. Трудно ли Вам заснуть ночью?
48. Говорите ли Вы иногда неправду?
49. Говорите ли Вы иногда первое, что приходит в голову?
50. Долго ли Вы переживаете после конфликта?
51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
52. Часто ли с Вами случаются неприятности из-за того, что Вы поступаете не подумав?
53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории друзьям?
54. Вы всегда искренне радовались успехам других людей?
55. Когда Вы огорчены, стремитесь ли вы к тому, чтобы поделится своим огорчением с кем-либо?
56. Часто, даже когда Вы утомлены, Вы стремитесь к общению, к тому, чтобы выговориться, развеяться в компании?
57. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?
Ключ:
1. Шкала социальной желательности (шкала лжи):
«НЕТ» — №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.
2. Экстраверсия — интроверсия:
«ДА» — №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
«НЕТ» — №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
3. Нейротизм — стабильность:
«ДА» — №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33; 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 56, 57.
Обработка результатов. Итоговые значения по шкалам подсчитываются суммированием ответов, совпадающих с ключом.
Шкала лжи является индикатором демонстративности в поведении испытуемого. Показатель в 4- 5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Если испытуемый набирает больше 5 баллов, его ответы рассматриваются как недостоверные.
Шкала «экстраверсия — интроверсия»: 1 — 7 баллов — интроверсия выражена значительно, 8 — 10 баллов — умеренно; 12 — 18 баллов экстраверсия выражена умеренно, 19 — 24 балла — значительно.
Шкала «нейротизм — эмоциональная стабильность»: до 10 баллов — высокая эмоциональная стабильность, 11 — 14 баллов — средняя эмоциональная стабильность; 15 — 18 баллов — высокая эмоциональная нестабильность, 19 — 24 очень высокая степень нейротизма.
Источник