Психология (схемы, определения, таблицы): учебное пособие
Пояснительная записка
Учебных пособий по общей психологии существует огромное число. Усвоение научных понятий — один из ключевых шагов в постижении студентами научного знания, задача данного пособия состоит в том, чтобы дать студентам представление о понятийном аппарате психологии.
Учебного пособие раскрывает тему курса через группу ключевых понятий: познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь, внимание, память); эмоциональные (чувства и эмоции); волевые; индивидуально-типологические особенности личности (способности, характер, темперамент); а также междисциплинарные категории (личность, общение, деятельность).
Более широко в учебном пособии раскрыты темы «Периодизации психического развития», имеющие непреходящее значение для профессиональной подготовки будущих специалистов.
Удобство учебного пособия состоит в том, что категориальный аппарат представлен в виде схем и рисунков, что делает его удобным для восприятия и понимания.
Психика
Это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.
Восприятие
Это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельные их свойства, как это происходит при ощущении.
Изучением данной проблемы занимались: И.П.Павлов, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, В.Вильгельм
Апперцепция
зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных способностей.
Например, художник воспринимает ландшафт как объект художественного отражения, а архитектор — как объект возможной застройки
Ощущение
Это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Изучением данной проблемы занимались: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, А.Р.Лурия, Ч.Шеррингтон, Н.А. Берштейн, Г.Т. Фехнер, М.Вебер.
Внимание
Психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект и явление.
Характеристики: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность
Внимание
Это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Феномен внимания рассматривали в своих теориях и концепциях П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Т.Рибо, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, И.М.Сеченов.
Свойства внимания
- концентрация
- избирательность
- объем
- интенсивность
- устойчивость
- отвлекаемость.
Воображение
Это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Изучением данной проблемы занимались следующие психологи: Г.С. Альтшуллер, Т.Рибо, П.М.Якобсон, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.
Форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовывать способность к волевой регуляции.
Это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизировать все свои силы на достижение поставленных целей.
Проблемы воли рассматривали в своих работах К.Н.Корнилов, К.Г.Юнг, К. Хорни, В.А. Бец, Б.В.Зейгарник, П.П.Зимин, В.А.Иванников, С.Л.Рубинштейн, Ш.Н. Чхартишвили.
Память
это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.
Виды памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, логическая
Р. Аткинсон, Р. Шифрин, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Б.В. Зейгарник.
Память
Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении в сфере сознания или в процессе жизнедеятельности информации.
- Запечатление,
- Сохранение,
- Узнавание,
- Воспроизведение,
- Забывание.
Мышление
Это психический познавательный процесс отражения существенных связей в отношений предметов и явлений объективного мира.
Теоретическими проблемами происхождения мышления занимались Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Виды мышления
По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое
По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое
По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное
По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.
Виды мышления
Процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Виды речи: устная, монологическая, диалогическая, письменная, внутренняя.
Теоретическими проблемами происхождения речи занимались Н.Хомский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П. Блонский, А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М.Теплов и др.
Деятельность
Совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Разработка и развитие психологической теории деятельности связана с именами таких психологов, как Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин
Сознание
Высший уровень отражения человеком действительности и высший уровень саморегуляции.
Теоретическими проблемами происхождения сознания занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия и др.
Инстинкт
Совокупность сложных реакций (актов поведения), предопределяющие целесообразное поведение организма во внешней среде.
Над проблемой работали: И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри.
Рефлекция
Внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Задатки
Анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Способности
Это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Проблему способностей рассматривали в своих теориях и концепциях Ф. Гальтон, Ф. Галлей, К.А.Гельвеций, Е.А.Климов, И.П.Павлов, А.Н.Леонтьев, В.Д. Небылицин, Б.М.Теплов
Темперамент
Это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Проблему темперамента исследовали в своих трудах Гиппократ, У. Шелдон, И.П.Павлов, В.М. Русалов, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, Я. Стреляу, Э. Кречмер и др.
Характер
Это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающемуся миру, труду, другим людям, к самому себе.
Исследованием характера занимались такие ученые как С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К. Леонгард, А.Е. Личко, Э. Фромм, К.Юнг и др.
Личность
Это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Изучением проблемы личности занимались К.К.Платонов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Б.Г.Ананьев, Б.М. Ломов, Э. Эриксон.
Направленность личности
Это такое ее психическое свойство, в котором выражается потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.
Эмоции
Психические процессы, протекающее в форме переживаний и отражающее личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Проблемами эмоций занимались: Джемс-Ланге, У.Кэннон, Линсей -Хебб, П.В.Симонов и др.
Мотив
Субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного действия и его осуществлению.
Мотивы
Это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности побуждают ее к определенной деятельности.
Борьба мотивов
Психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Характеризуется одновременным существованием в психике личности, «сшибкой» взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий.
Мотивация
Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация
Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Адаптация (от лат. adapto)
Приспособление организма к внешним условиям.
- Физиологическая
- Психофизиологическая
- Психическая
- Социально-психологическая
Валидность теста
Адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления.
Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже
ПЕРИОДЫ
ПОДПЕРИОДЫ И СТАДИИ
ВОЗРАСТ
СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (0-2 ГОДА)
Элементарные навыки, первичные круговые реакции
Вторичные круговые реакции
Начало практического интеллекта
Третичные круговые реакции
Начало интериоризации схем действий
Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет)
Формальные операции
Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского
1 стадия
Человек и природа
- ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДЫ
- ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЧЕЛОВЕКА
2 стадия
Человек и его психика
- ПОЯВЛЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ФОРМЫ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
- ОВЛАДЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОРУДИЙ — «ЗНАКОВ»
3 стадия
Генетические аспекты
«Труд создал человека»
- СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
- ОБЩЕНИЕ
- УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
- УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Интериоризация
Превращение внешних средств-знаков (узелки) во внутренние (элементы внутренней речи)
Классификация нарушений психического развития по типу дизонтогенеза (В. В. Лебединский)
- Недоразвитие.
- Задержанное развитие.
- Поврежденное психическое развитие.
- Дефицитарное психическое развитие.
- Искаженное психическое развитие.
- Дисгармоническое психическое развитие.
Классификация периодизаций психического развития
- Внешний критерий (биогенетический принцип) — онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез. Представители: В. Штерн, Р. Заззо.
- Внутренний критерий. Рассматривается одна из сторон развития. Представители: П. П. Блонский, З. Фрейд.
- Несколько существенных критериев. Представители: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.
Периодизация Льва Семеновича Выготского
Основание: появление возрастных новообразований. Стадии развития делятся на периоды: стабильный и кризисный периоды.
- Кризис новорожденности.
- Кризис 1 года.
- Раннее детство — кризис 3 лет.
- Дошкольный возраст — кризис 7 лет.
- Школьный возраст — кризис 13 лет.
- Пубертатный возраст — кризис 17 лет.
Периодизация Павла Петровича Блонского
Основание: развитие костной ткани. Появление и смена зубов.
- Беззубое детство — до 8 месяцев.
- Детство молочных зубов — от 2 — 2,5 года.
- Детство постоянных зубов — 6,5 лет.
- Появление зубов мудрости
Периодизация Артура Владимировича Перовского
Основание: становление личности зависит от взаимоотношений с членами референтной группы.
- Раннее детство.
- Детсадовское детство.
- Младший школьный возраст.
- Средний школьный возраст.
- Старший школьный возраст
Периодизация Жана Пиаже
Основание: развитие мышления и интеллекта.
- Сенсомоторный интеллект — 0-2 года.
- Репрезентативный интеллект и конкретные операции — 2-11 лет.
- Формальные операции — 11 — 15 лет.
Периодизация Р. Заззо
Основание: ступени системы воспитания и обучения детей
- Стадия раннего детства — до 3 лет.
- Стадия дошкольного возраста — от 3 до 6 лет.
- Стадия начального школьного образования — от 6 до 12 лет.
- Стадия общего образования — от 12 до 16 лет.
- Стадия высшего образования.
Периодизация Зигмунда Фрейда
Основание: развитие детской сексуальности
- Оральная стадия — до 1 года
- Анальная стадия — 1-3 года
- Фаллическая стадия — 3-5 лет.
- Эдипов комплекс
- Комплекс Электры
- Латентная стадия — 5-12 лет.
- Генитальная стадия — с 12 лет.
Периодизация Даниила Борисовича Эльконина
Основание: развитие ребенка в системах отношений — «ребенок-вещь», «ребенок-взрослый»
- Младенчество — до 1года.
- Раннее детство — 1-3 года
- Дошкольное детство — 3-7 лет.
- Младший школьный возраст — 7-11 лет.
- Подростковый возраст — 11-15 лет.
- Старший школьный возраст — 16,17 лет
- Юность — 17-23 года.
- Молодость — 23-30 лет.
- Зрелость — 30-60 лет.
- Поздняя зрелость — после 60-70 лет.
- Конец жизни.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник