Структура культуры здоровья
Скачать
презентацию
Скачать
презентацию
Структура культуры здоровья. Единство когнитивно-мотивационного, эмоционального и коммуникативно-волевого компонентов.
Слайд 11 из презентации «Культура здоровья» к урокам физкультуры на тему «Здоровье»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке физкультуры, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Культура здоровья.ppt» можно в zip-архиве размером 213 КБ.
«Дети и здоровье» — Точечный массаж; Пальчиковая и артикуляционная гимнастика; Дыхательная и звуковая гимнастика; Подвижные игры, Психогимнастика; Гимнастика для глаз; Специальные коррекционные упражнения. Физкультурно – Оздоровительная работа. Психодиагностика; Элементы аутотренинга и релаксации; Психогимнастика; Элементы арттерапии; Элементы музтерапии; Элементы сказкотерапии; Индивидуальные и групповые занятия в кабинете психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов; Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
«Культура здоровья» — Задачи: Коммуникативно- деятельностный. Система работы по воспитанию культуры здоровья школьников. Педагогический совет. 1. Эмоциональная устойчивость. 2. Преодоление трудностей и психических состояний на эмоционально-положительном фоне. Считают необходимым закаляться. Курение вредит здоровью. Режим питания.
«Растем здоровыми» — О способах укрепления здоровья О профилактике простудных заболеваний О вредных привычках. Разнообразное Богатое овощами и фруктами Регулярное Без спешки. Сладкий сон. Соблюдать чистоту. Пословицы. Курить или не курить? Перед телевизором-сиднем не сиди. Растем здоровыми. Правильно питаться. Какой обед можно назвать здоровым?
«Факторы риска здоровья детей» — Социальные. Генетические. Школьные факторы риска. Организация медицинской помощи. Здоровье детей. Экологические. Женева, 1986 г. Устав ВОЗ. Факторы семейного риска. Факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья. Здоровье. г. Москва, ФИРО 29 марта 2011 г.
«Угадай-ка» — Кто ложится рано спать, В ботинках грязных на кровать? Станция «Поселок чистоты и порядка». Лег в карман и караулю, Рёву, Плаксу и Грязнулю. Кто из вас не ходит хмурым, Любит спорт и физкультуру? Целых 25 зубков, Для кудрей и хохолков. Я – не санки, а портфель, Новый я и гордый. Станция «Вежливость».
«Добрые дети мира» — Будущее всех стран, будущее планеты принадлежит детям. Пусть никогда не прервётся духовная связь времен! Творческие смотры в рамках Национального фестиваля «Добрая песня России». Цель: Пожелания детям движения! В рамках программы «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» стартовали: География движения. От Тихого океана до Балтики, идеи Движения нашли горячий и заинтересованный отклик.
Источник
Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 31.05.2021).
Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, главным приоритетом определяет сохранение и укрепление здоровья педагогов и воспитанников, поскольку здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного «физического, духовного и социального благополучия личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Важнейшей качественной характеристикой здоровой личности научным сообществом признается культура здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности. В настоящее время среди ученых отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в области философии, психологии, социологии, валеологии, медицины, педагогики и других научных сфер деятельности, развивающих концепции здоровья с позиций аксиологического, акмеологического, системного, культурологического, социокультурного и других подходов. Выделим наиболее значимые для нашего исследования позиции.
Прежде всего, культура здоровья рассматривается как значимая характеристика и одна из составляющих культуры общества и личности, определяющая социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности (З.И. Колычева); формирующая «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» (И.М. Быховская), а также «информированность в области здоровьесбережения» и практико-ориентированную потребность личности к ведению здорового образа жизни, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих (Л.Н. Волошина).Во многих исследованиях, как отмечает Маджуга (2005), встречается понятие «валеологическая культура личности», что рассматривается как синоним понятию «культура здоровья личности», поскольку валеология – наука, изучающая индивидуальное здоровье человека, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Д. Алхасовым введено понятие «ортобиотическая кулура здоровья». Наука «Ортобиотика» изучает здоровье человека, прежде всего, способы самосбережения, самосохранения и укрепления здоровья, построенные на рациональном и разумном образе жизни и осознании самоценности собственной жизни. Ученым выделены методы, формирующие ортобиотическую культуру здоровья учащихся: физические, направленные на укрепление двигательной и физической подготовленности, повышение работоспособности; психофизические, обеспечивающие процессы саморегуляции организма; биоэнергетические, основанные на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирование, определяющее разработку и осуществление психических моделей жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образные, синтезирующие двигательные образцы с целью творческого самовыражения [2].
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является положение о деятельностном характере формирования культуры здоровья личности, так как именно осознанные действия и отношения к своему здоровью, здоровью других людей и ведению здорового образа жизни определяют качество индивидуального и общественного здоровья (З.И. Тюмасева). Деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья, двигательным навыкам в соответствии с принятыми ценностями, нормами, идеалами, образцами актуализируют содержание, смыслы, направленность и объективность валеологических представлений и ориентаций, обеспечивая контроль, ограничение и «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике, целенаправленно формируя показатели здоровья.
Исследователями выделяются интегративные характеристики культуры здоровья личности, включающие: ценностный, интеллектуальный, когнитивный, мотивационный, эмоциональный, личностный, смысловой, действенно-практический, волевой и другие компоненты (О.А. Ахвердов, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, В.В. Кожанов, З.И. Колычева, К. К. Платонов, др.). Различные компоненты культуры здоровья личности выполняют особые функции (аксиологическую, коммуникативную, восстанавливающую, творческую, диагностическую, другие), а содержательно увязываются с развитием валеологического сознания, валеологической образованностью, валеологическими знаниями и умениями физического и психического саморазвития; валеологически направленным мировоззрением и мышлением; развитием мотивационной сферы личности, эмпатии, рефлексии, культуры чувств; достижением необходимого уровня здоровья.
По мнению О.Л. Трещевой, важными составляющими культуры здоровья личности являются: наличие позитивных целей и ценностей; осмысленность отношения к своему здоровью, природе и обществу; организация здорового образа жизни. Комплекс данных характеристик позволяет учитывать индивидуальные особенности организма и регулировать различные состояния человека; разрабатывать и воплощать здоровьесохраняющие и развивающие программы с целью достижения гармоничного единства всех компонентов здоровья и целостного развития личности.
Таким образом, культура здоровья личности характеризуется как поликомпонентное личностное образование, включенное в единую систему общей культуры человека; выражающее эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества; направленное на процесс освоения валеологического опыта и реализации потребности к осуществлению здорового образа жизни. Определяя понятие «культура здоровья», учеными отмечается целостность, практическая ориентация системы валеологических знаний и умений, связанных с физическим и психическим саморазвитием, совокупностью норм и ценностей, отражающих представления о культуре здоровья. Осмысленность и осознанность научных знаний о здоровье и его ценности в жизни конкретной личности приводят к эмоциональным переживаниям; формируют личностные позиции, являющиеся «мерой ценностно-смыслового отражения действительности» (Мильруд 1990); развивают уверенность и готовность целенаправленно следовать по пути здоровьесбережания, здоровьеформирования, здоровьясовершенствоваания и здоровьетворчества. С.Н. Горбушина отмечает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3, с. 47].
Культуру здоровья и здоровый образ жизни важно рассматривать как категории целенаправленного воспитательного, мировоззренческо-преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Данный контекст основывается на идее здоровья человека как гармоничной и открытой биоэнергоинформационной системы, взаимодействующей с различными факторами окружающей среды, преобразование которых оказывает неизбежное влияние на человека. Мировоззренческий аспект обосновывает «культуру здоровья» как «непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [2]. Культура здоровья с точки зрения составной части мировоззренческой позиции человека складывается из культуры «отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом»; проявляется как «здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение» [2].
Проведенный научно-теоретический анализ совершенно очевидно показывает, преобразование социальной сферы деятельности необходимо начинать с воспитания культуры здоровья личности как возможности противостояния негативным факторам современного мира и достижения высокого уровня здоровья. Поэтому мы рассматриваем культуру здоровья личности как системообразующий и жизнеобеспечивающий компонент здоровья и важнейшую качественную характеристику уровня развития, воспитания и оздоровления личности. Дошкольное образование становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных мотивов, представлений, навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «воспитанники-педагоги-родители-социальное окружение», что актуализирует поиск инновационных способов подготовки будущих педагогов 12.
Источник
специалист в области арт-терапии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Контрольная работа по дисциплине: «Культура здоровья»
Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»
Выполнил: Шершнёва Н.В.
Проверила: Коломейченко Е.В.
2 Диагностика здоровья…………………………………………8
4 Профессиональное здоровье специалиста……………………11
Здоровый образ жизни – это тот, единственно возможный образ жизни, который позволяет нам себя хорошо чувствовать, живя в большом городе, с его неблагоприятной экологией и неизбежными стрессовыми ситуациями.
Здоровый образ жизни – это то, что позволяет нам, дожить до глубокой старости и, при этом, сохранить активность и крепкое здоровье. В нашем организме заложен огромный запас прочности! Но, если к своему здоровью относиться пренебрежительно, этот запас может быстро иссякнуть. Всем нам хочется подольше оставаться молодыми и красивыми. А ведь наши красота и молодость, напрямую связаны с нашим здоровьем. Чем крепче здоровье, тем дольше мы сможем оставаться красивыми. Здоровье же, напрямую зависит от того образа жизни, который мы ведем. Сохранить крепкое здоровье, особенно, живя в большом городе, и помогает здоровый образ жизни. В чем же заключается «здоровый образ жизни»?
Так что это такое, здоровый образ жизни? Что включает в себя это понятие? Во-первых, это рациональное, правильное, здоровое питание. Правильное питание – это основа нашего здоровья.
Нашему организму, для его полноценного функционирования, постоянно требуются различные макро- и микроэлементы. Многие из них, являются незаменимыми. Наш организм – это высоко технологичная «химическая» лаборатория. Многие компоненты, необходимые для нормальной работы всех органов, он может синтезировать сам.
Но есть такие микроэлементы, которые он сам синтезировать не может. К таким компонентам относятся, в частности, витамины. Витамины мы получаем, в основном, с пищей. Именно поэтому, здоровое питание должно включать в себя, в обязательном порядке, необходимое количество витаминов и минералов.
Не менее важная, составляющая здорового образа жизни, это физическая активность. Нехватка движения (гиподинамия) — одна из основных причин (вместе с неправильным питанием) резкого увеличения количества сердечнососудистых заболеваний. Мы просто обязаны больше двигаться. Обязательно нужно находить время для занятий физкультурой и спортом.
С увеличением количества автомобилей в нашей стране, люди намного меньше стали ходить пешком. Это, тут же, сказалось увеличением количества сердечных заболеваний, заболеваний сахарным диабетом и количества людей с избыточной массой тела. Низкая двигательная активность значительно хуже отражается на нашем здоровье, чем неблагоприятная экологическая обстановка.
При достаточной мышечной активности и здоровом питании, наш организм способен отчищаться от многих вредных веществ (токсинов, солей тяжелых металлов, шлаков и пр.) Но для этого мышцы должны работать и испытывать нагрузку, чтобы «гнать» кровь по кровеносным сосудам и доставлять всем нашим органам все необходимые для этой «отчистки» компоненты и снабжать их кислородом, которого в нашем загрязненном воздухе итак не хватает. При недостаточной же двигательной активности, наш организм теряет способность очищаться даже от продуктов своей жизнедеятельности. К тому же, недостаток движения отрицательно сказывается на нашем сердце и на кровеносных сосудах. Любые, даже самые простые, физические упражнения приносят пользу нашему организму.
Простая «разминка» заставляет кровь интенсивнее циркулировать, проникать во все мелкие капилляры. От этого уже улучшится обмен веществ. Пробежки и прогулки в парке, принесут неоценимую пользу. Любое движение – это движение навстречу здоровью и долголетию, движение к здоровому образу жизни.
Не совместимы со здоровым образом жизни, наши вредные привычки. Такие привычки, как курение, злоупотребление спиртными напитками, обжорство. В первую очередь, негативно отражается на нашем здоровье, конечно, курение. Курение негативно сказывается, абсолютно на всех наших органах. Кроме легких, сильно страдает от курения наша пищеварительная система. Табачный дым мешает нормальному усвоению витаминов и других, необходимых микроэлементов. У всех курильщиков нарушен обмен веществ.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации . Имеются и другие точки зрения (например, медико – биологическая ), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. в «здоровый образ жизни» включают разные составляющие, базовыми:
воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье
здоровое питание : умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, например, фитнес , с учётом возрастных и физиологических особенностей;
личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
эмоциональное самочувствие: психогигиена , умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление .
духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм .
Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Недостаток движений способствует детренированности организма.
Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость.
Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании человеческих способностей, физической природы. Именно движения как проявления физической активности послужили первоосновой образования и развития систем адаптивного поведения живого на земле, формирования его морфологии и функций. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений и знаний. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен
В связи с этим была составлена индивидуальная программа оздоровления:
Цель: Формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
Выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
Закрепить гигиенические навыки и привычки.
Обучиться умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
2 ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВЬЯ
Из результатов тестов и самонаблюдений я выявила следующее состояние своего здоровья:
Физическое здоровье: находится в удовлетворительном состоянии, т.е. нарушены функции некоторых органов и систем, а также ослаблена мышечная масса тела.
Психическое здоровье: немного лучше, чем в предыдущем случае, но тоже требует внимания.
Социальное здоровье: в хорошем состоянии, есть трудности во взаимоотношения с окружающими людьми.
ЭССЕ « Духовное здоровье»
Я считаю, что, прежде всего, надо начинать со своего душевного состояния, сделать для себя правильный настрой. Человеку всегда хочется быть счастливым. Я думаю, что счастье – это состояние души, которое необходимо на пути к Здоровому Образу Жизни.
Нужно начать день с улыбки! Просто проснувшись утром, умыться, посмотреть на себя в зеркало и улыбнуться. Делать это надо каждый день, для того чтобы в один прекрасный момент это произойдёт.
Необходимо полюбить себя! Без любви к себе гораздо труднее начать Здоровый Образ Жизни. Полюбив себя, сразу начнёшь по другому относиться к своему телу. Во всем, что с нами происходит, виноваты мы сами, и только мы сами можем изменить свою жизнь к лучшему.
Недельный бюджет времени
Проанализировав таблицу, мы можем сделать следующие выводы:
В связи с недостатком свободного времени, отсутствием спортивной базы и отсутствием группы здоровья по месту жительства, совершенно не занимаюсь собственным физическим здоровьем. Нет финансовых возможностей.
ВЫВОД: моё состояние здоровья на всех уровнях в общем, находится и не в таком уж плачевном состоянии, если я конечно займусь собой. Но если этого не произойдёт, то дальше будет только хуже.
4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТА.
СПЕЦИАЛИСТ: воспитатель детского сада
-преимущественно связана с ходьбой и общением
-общение с детьми и родителями
-работа с документацией
-частичная зависимость оплаты труда от активной деятельности
-работа по графику
-необходимость быть компетентным, внимательным и ответственным
Что же такое, «здоровый образ жизни»? Здоровый образ жизни это:
здоровое питание, с большим количеством клетчатки, природных витаминов и минералов (по возможности только натуральные продукты: злаковые и бобовые культуры, разнообразные овощи и фрукты, свежая зелень);
достаточная физическая активность и физические нагрузки (обязательные прогулки пешком и утренняя гимнастика);
полный отказ от вредных привычек
Привычка к здоровому образу жизни – это красота и молодость, здоровье и долголетие, счастливая старость, без остеопороза, инфарктов и инсультов.
Вести ЗОЖ было и будет актуально всегда. И программа по оздоровлению нужна всем. Но для того, чтобы такие программы действовали более эффективно, начинать нужно с наших детей. Я думаю, что заложив ЗОЖ, с раннего детства, потом люди не будут испытывать проблемы в этой области. Это должно быть привычкой. Испытывать радость в жизни, а не мучить себя диетами и изматывающими занятиями в фитнес зале. Составляя эту программу, я поняла, как мне будет сложно что-то менять в себе, т.к. мой образ жизни уже сформирован, но надеюсь, что всё повернётся в нужную сторону и все будут счастливы!
Источник