Меню

Схема физическая составляющая здоровья

Составляющие здоровья
статья на тему

Представлены факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни, модель здорового образа жизни,

Скачать:

Вложение Размер
statya_sostavlyayushchie_zdorovya.docx 19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Вислых Юлия Александровна, ГБДОУ № 9 Пушкинского района г. СПб., воспитатель

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось.

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, исследователи называют физические, духовные и социальные.

Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования генетики человека свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов, прежде всего наследственного предрасположения, практически на все аспекты состояния физического и психического здоровья.

Духовные факторы являются важными составляющими здоровья и благополучия. Это — понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни не очень легко. Знать, что такое здоровый образ жизни — это одно, а вести его другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Зачастую вредные для здоровья привычки могут дать приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор зависит от образа жизни человека.

Социальные факторы также влияют на здоровье каждого. Уровень благополучия, а как следствие, и здоровья может быть нормальным только тогда, когда имеется возможность для самореализации, когда человеку гарантированы хорошие жилищные условия, образование, медицинское обслуживание и т.п. Каждый человек отвечает за свое здоровье. Родители ответственны за свое здоровье и здоровье своих детей. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные.

Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.

Модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.

Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

Это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе).

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Здоровый образ жизни.

Это типичные формы и способы повседневной жизни человека, укрепляющие и совершенствующие резервные возможности организма, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья.

Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

— физической – управление движением;

— физиологической – управление процессами в теле;

— психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;

Интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно – духовных ценностей.

Таким образом, современная педагогика и медицина сходятся в понимании человека и, следовательно, в своих задачах, направленных на его сохранение и развитие. Можно сказать, что их объединяет идеал, или эталон, человека, на который они ориентируются в своей деятельности. Мало того, педагоги и врачи – партнеры в деле достижения этого идеала. Каждый со своей стороны постоянно уточняет параметры образа, каждый ищет собственные средства для его достижения. Более конкретно это партнерство проявляется в том, что для успешного выполнения своих задач они нуждаются в помощи друг друга: для успешного обучения и воспитания необходимо здоровье, а для обеспечения здоровья ребенка нужно научить здоровому образу жизни.

Педагогическая антропология, согласно мнению К.Д.Ушинского, должна обеспечить «открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей в жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». То есть в данном случае речь идет и формировании своеобразного психического иммунитета по аналогии с биологическим, который способствовал бы предпочтению здорового образа жизни нездоровому.

Актуален для педагогики и первый принцип медицины «не навредить». Понятию о гармоничном развитии человека в педагогике, идущем от Я.А.Каменского (1592 – 1670), соответствует понятие о гомеостазе (постоянстве внутренней среды) в медицине, сформулированное физиологом У.Б.Кенноном (1871 – 1945). Суть этого принципа педагогики и медицины – системность, т.е. представление о том, что организм и психика человека представляют собой целостную совокупность взаимодействующих элементов.

Таким образом, сформировать у ребенка интерес к реальному миру и людям является первоочередной задачей воспитания. Интерес к жизни и полноценное ее проживание выступает как основа здоровья человека. Активная жизнедеяетельность неотделима от процесса творчества. Творить собственную жизнь – активная позиция здоровой личности.

Работа в области формирования культуры здоровья дошкольников способствует созданию атмосферы сотрудничества, активизирующей творческое развитие детей, повышающей их внутреннюю активность и эффективность формирования навыков культуры здоровья.

  1. Чумаков Б . Н.; Основы здорового образа жизни ; РПА; 2004 г.; 416 с.
  2. Христолюбова В. Сохранить здоровье ребенка. Как?. СПб., Питер, 2009 – 128 с.
  3. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. М., 2001 – 344 с.
  4. Нечепуренко В.В.Формирование здорового образа жизни дошкольников. – СПб., 2007 — 84 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей валеологического сознания т.е. бережное и заботливое отношение к своему здоровью.

«Мой ребенок здоров» — говорят родители, чаще всего имея ввиду физическое здоровье и отсутствие заболеваний. В памятке раскрываются понятия четырех составляющих здоровья — физическое, социальное, духо.

Составляющие здорового образа жизни.

Цель: Познакомить воспитателей с опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, привлечь к участию в совместных с детьми оздоровительных мероприятиях. Задачи: Продолжать работу по .

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо.

Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО.

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольного образования.

Источник

Схема 1. основные составляющие здорового образа жизни

Факторы, способствующие укреплению здоровья

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, несущей ответственность за состояние своего здоровья.

Схема 1. основные составляющие здорового образа жизни

    • Режим жизнедеятельности
    • Отказ от вредных привычек
    • Состояние окружающей среды
    • Общая гигиена организма
    • Оптимальный двигательный режим
    • Рациональное питание

Режим это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Работающий человек живет в заданном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои служебные и иные обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе в той или инок мере подчинены строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность является одним из основных законов жизни и основой любого труда. Рациональное сочетание элементов режима обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.. Правильное чередование труда и отдыха это основа высокой работоспособности человека.

Биологические ритмы это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем ее факторам, которые возобновляются с четкой периодичностью в рамках определенного времени (вращение земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля земли.

Работоспособность человека в течение дня меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 8.00 до 12.00 в утренние часы и с 16.00 до 18.00 в дневные. Ночью работоспособность понижается. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Определить его нетрудно. Так называемые «жаворонки» энергично работают в первой половине дня, а так называемые «совы» вечером. «Жаворонки» по вечерам испытывают сонливость. Они рано ложатся спать, но и рано просыпаются, «совы» же, напротив, засыпают поздно, и для них большая проблема вставать в привычные для «жаворонков» часы.

Закаливание это комплекс приемов, которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды.

Закаливание мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их числа в 2- 4 раза, а в отдельных случаях помогают и вовсе избавиться от недомоганий. Закаливание оказывает на организм общеукрепляющее Действие, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Начиная закаливание, надо помнить, что это не одномоментное, а систематическое действие.

Наиболее сильный закаливающий фактор вода. Кроме температурного вода оказывает на кожу и механическое воздействие, что является своеобразным массажем, улучшающим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде *тираний или обливания водой. Одним из закаливающих факторов являются солнечные ванны. Они вызывают расширение сосудов, усиливают деятельность кроветворных органов, способствуют образованию в организме витамина D. Но солнцем надо пользоваться с большой осторожностью. Загорать можно только до 11-12 часов Дня или после 16 часов, когда солнце не такое активное. Важнейшей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное питание невозможно без соблюдения двух Основных законов, нарушение которых опасно для здоровья.

Первое правило здорового питания: есть надо всегда в одно и то же время.

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода, и все они нужны организму.

Белки, содержащиеся в животных продуктах мясе и рыбе, называются животными. В них особенно нуждается растущий организм. Из животных белков строятся мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. Дети хорошо усваивают животные белки, содержащиеся в молоке и молочных продуктах. Вот почему в рационе обязательно Должно быть молоко. Растительные белки содержатся в горохе, фасоли, хлебе.

Организму нужно восполнять затраты энергии. А этому помогают углеводы и жиры. Углеводы содержатся в крупе и хлебе, картофеле и других овощах, сахаре. Жиры подразделяются на растительные и животные. Например, сливочное масло относится к животным жирам, а подсолнечное к растительным.

Особое место среди жизненно необходимых нам питательных веществ занимают витамины. Авитаминоз это наиболее тяжелая форма витаминной недостаточности. Авитаминозы развиваются при отсутствии либо значительной нехватке того или иного витамина в пище вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке витамина С), рахит и остеопороз (при недостатке витамина D).

При гиповитаминозе незначительной нехватке витаминов наблюдаются такие неприятные явления, как снижение иммунитета, расстройство сна, плохое самочувствие; человек теряет работоспособность, жалуется на ослабление памяти. Опасен не только недостаток, но и избыток витаминов, или гипервитаминоз.

Человек нуждается в минеральных веществах: железе, кальции, магнии, калии и др. Минеральные вещества содержатся в самых обычных пищевых продуктах: капусте, яблоках, молоке, рыбе. Но больше всего человек нуждается в воде. Известно ли вам, что все органы человеческого тела насыщает вода? В головном мозге, например, до 80 % воды, в мышцах 76 % , в костях 25 % . Без воды не будут происходить никакие жизненные процессы. Без пищи человек может прожить недели, без воды считанные дни.

Второе правило здорового питания: пища должна быть разнообразной.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

В настоящее время актуальным является вопрос, связанный с употреблением в пищу генетически модифицированных продуктов (ГМП). Каждый из нас стоит перед выбором есть такую пищу или не есть. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо владеть информацией об этих продуктах.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных комплексов. Загрязнение поверхности суши, водоемов и атмосферы губительно сказывается на состоянии здоровья людей. В частности, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных новообразовании, загрязнение атмосферы — на состояние дыхательных путей, а загрязнение водоемов чревато быстрым распространением различных инфекций. Негативное изменение среды намного ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни людей.

Говоря о факторах, воздействующих на здоровье, нельзя не отметить наследственность.

Наследственность, это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколении одинаковые признаки и особенности развития; способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Источник

Читайте также:  Всемирный день здоровья для педагогов
Adblock
detector