Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
ГАРАНТ:
Статья 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 7 . Приоритет охраны здоровья детей
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона
Источник
Статья 7 323-ФЗ — Приоритет охраны здоровья детей
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
28) статью 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); Открыть статью
Источник
Приоритет охраны здоровья детей
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Источник
Права детей в сфере охраны здоровья
Права детей в сфере охраны здоровья.
Еще в 1959 г., в Декларации прав ребенка было принято «во внимание, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе». И потому название темы: «Право на охрану здоровья как естественное право ребенка» является закономерным.
Основополагающим нормативным актом, признающим ребенка субъектом права, является Конвенция о правах ребенка – единственный закон, который признали 200 стран мира и единственный закон ООН, который был принят безоговорочно в течение 2 минут.
Статья 6 Конвенции о правах ребенка провозглашает «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».
Статья 24 Конвенции нормативно закрепляет право ребенка на здравоохранение и медицинское обслуживание с утробы матери и до исполнения им 18 лет: «Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными условиями системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранении».
Права детей на охрану здоровья гарантируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также закрепляются права несовершеннолетних на охрану здоровья
В отличие от ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) в новом Законе гораздо больше внимания уделено правам детей как особой группы населения. Отметим, что наряду с понятием «несовершеннолетние», которое использовалось в Основах, в Законе об охране здоровья применяется понятие «дети», что, по нашему мнению, наиболее соответствует Конвенции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 01.01.2001, вступила в силу для СССР 15.09.1990; далее — Конвенция).
Впервые в истории российского медицинского права приоритет охраны здоровья детей назван одним из основных принципов охраны здоровья (п. 3 ст. 4 Закона об охране здоровья). Означенный принцип раскрывается в ст. 7 Закона. Согласно п. 1 указанной статьи государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей возложена на родителей в рамках реализации ими родительских прав по воспитанию. При этом особо подчеркивается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей (п. 1 ст. 65 СК РФ).
Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.
Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».
Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.
Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».
Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.
Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».
По новому Закону медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья (п. 3 ст. 7 Закона об охране здоровья). Данная норма развивает положение Федерального закона -ФЗ (в ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» о том, что обеспечение прав детей на охрану здоровья гарантируется государством.
Согласно ст. 10 Закона в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь детям оказывается бесплатно. Мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи предусматривают профилактику заболевания, медицинскую диагностику и лечебно-оздоровительную работу, в т. ч. диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:
1. скорая медицинская помощь, при: — состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;
2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
o первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
o консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
o консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
o прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
o профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
o целевые медицинские осмотры;
o диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;
3. стационарная помощь при:
o острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
o инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
o плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т. ч. в детских и специализированных санаториях);
4. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;
Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
· ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
· проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.
Принцип приоритета охраны здоровья детей находит практическое выражение в сформулированных Законом задачах органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья детей.
Перечисленные органы в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (п. 4 ст. 7 Закона об охране здоровья).
Кроме того, органы государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в т. ч. детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья (п. 5 ст. 7 Закона об охране здоровья).
Закон об охране здоровья предусматривает участие юного пациента в решении вопроса о необходимости медицинского вмешательства. По общему правилу несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет (несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет) имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (п. 2 ст. 54). В исключительных случаях, установленных законом, такое согласие дает один из родителей или иной законный представитель. Оно требуется:
— если лицо не достигло возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья;
— если лицо признано недееспособным в установленном законом порядке и по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
— если речь идет о несовершеннолетнем больном наркоманией при оказании ему наркологической помощи или медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) (п. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья).
При определенных обстоятельствах законом допускается медицинское вмешательство без согласия одного из родителей или иного законного представителя. Такое вмешательство возможно:
— если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни несовершеннолетнего и если отсутствуют законные представители;
— в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также страдающих тяжелыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния (преступления).
Особенность реализации прав детей в сфере охраны здоровья состоит в том, что реализация ряда важных прав осуществляется их законными представителями. Одним из таких прав является право на получение информации о состоянии здоровья (ст. 22 Закона об охране здоровья). В отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией — 16 лет), данным правом обладают их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Перечисленным лицам должна предоставляться информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, как то: сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи(п.1ст.22).
При этом законный представитель несовершеннолетнего пациента имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья подопечного, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (п. 4 ст. 22). Кроме того, у законного представителя есть право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5ст.22).
Право на получение информации о состоянии здоровья своего ребенка принадлежит любому родителю, не лишенному родительских прав и не ограниченному в этих правах, независимо от того, проживает ли ребенок с обоими родителями или с одним из них.
Данное право основано на принципе равенства прав обоих родителей (п. 1 ст. 61 СК РФ), в соответствии с которым родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет те же права, что и родитель, с которым проживает ребенок, включая право на получение информации о ребенке из любых учреждений, в т. ч. лечебных (п. 4 ст. 66 СК РФ).
Помимо этого, отдельно живущий родитель вправе общаться с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая нахождение ребенка в лечебном учреждении, о чем будет сказано далее. Необходимость обеспечения перечисленных прав продиктована, прежде всего, интересами ребенка: чтобы родитель, проживающий отдельно от ребенка, мог полноценно участвовать в его жизни и заботиться о нем.
Вместе с тем положение Закона об охране здоровья о праве законных представителей несовершеннолетних на получение информации об их здоровье вызывает ряд вопросов.
Если следовать букве нового Закона, а именно п. 2 ст. 22, то получается, что родилетнего подростка лишен права на получение информации о состоянии его здоровья. Более того, по достижении 15 лет ребенок вправе самостоятельно определять, кому следует предоставить право на получение такой информации. Однако законодатель не учел, что родительские права, к числу которых относится и право на получение информации о здоровье ребенка, сохраняют силу до достижения детьми возраста 18 лет (совершеннолетия). Исключение составляет вступление несовершеннолетних детей в брак и иные установленные законом случаи приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п. 2 ст. 61 СК РФ), когда родительские права прекращаются раньше. Во всех остальных случаях родители вплоть до достижения детьми 18 лет обязаны заботиться об их здоровье, а следовательно, и иметь право на получение информации о здоровье ребенка. Однако норма Закона об охране здоровья (как и предшествующая ей норма Основ) противоречит положению Семейного кодекса РФ.
Представляется, что такая ситуация не только нарушает права родителей, но, прежде всего, не соответствует интересам детей. Вовремя полученная и осмысленная родителем достоверная информация о здоровье своего ребенка поможет ему принять решение относительно дальнейшего лечения (или отказа от него).
Напротив, ребенок даже при условии получения информации о своем здоровье чаще всего по объективным причинам (недостаток жизненного опыта, боязнь брать на себя ответственность) не в состоянии адекватно оценить ситуацию. В связи с этим полагаем, что возрастная граница должна быть пересмотрена и приведена в соответствие с СК РФ.
Право на получение информации о состоянии здоровья ребенка должно быть предоставлено его родителям (законным представителям) до достижения ребенком возраста 18 лет.
Еще одно право, в интересах ребенка реализуемое его родителями, — это право родителя (в т. ч. проживающего отдельно) на общение с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая его нахождение в лечебном учреждении (п.2 ст.55 СКРФ).
Следует уточнить, что в СК РФ не раскрыто понятие экстремальной ситуации. Вместе с тем в СК РФ дан примерный перечень таких ситуаций, к которым относится и нахождение ребенка в лечебном учреждении. В этих условиях возрастает риск причинения ребенку морального и физического вреда, в связи с чем ему необходимо предоставить возможность общаться с близкими людьми, прежде всего с родителями. Право на общение подразумевает не только личный контакт, но и общение при помощи средств связи, например по телефону. Ограничение этого права ребенка возможно только при наличии существенных причин (например, опасность для ребенка со стороны родственников).
В целях обеспечения права на защиту и права на общение при нахождении ребенка в лечебном учреждении одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья).
При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационаре, в т. ч. за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья). Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.
Согласно ст. 18 Федерального закона -ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» родителям и лицам, их заменяющим, разрешается совместное пребывание с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет.
Особое внимание в новом Законе уделено вопросу о донорстве органов и тканей человека и их трансплантации (пересадке).
Согласно ст. 47 изъятие органов и тканей для трансплантации не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) (п. 3).
Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека разрешена при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего реципиента, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5).
В случае смерти несовершеннолетнего лица изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8).
В ст.51 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются требования об охране здоровья обучающихся и воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий должны быть согласованы с органами здравоохранения.
Таким образом, действующим российским законодательством регулируются различные аспекты прав детей в сфере охраны здоровья. Важно, чтобы существующие правовые нормы применялись на практике должным образом, а обнаруженные в законодательстве пробелы своевременно устранялись. Это и будет означать приоритет охраны здоровья детей в государстве.
Источник