Меню

Сформированность учебной мотивации это социальный фактор психического здоровья

5 составляющих учебной мотивации

Почему одни дети любят учиться, а других приходится заставлять. В статье описываем основные факторы для формирования учебной мотивации школьников.

Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если ребёнку интересно, он сам тянется к знаниям, если нет, нужно придумывать поощрения и наказания.

Внешняя мотивация обычно работает до подросткового возраста. Поэтому лучше отказаться от метода «кнута и пряника» до того, как ребёнок возненавидит учёбу.

Сформировать внутреннюю учебную мотивацию помогут следующие пять факторов.

Интерес как основа учебной мотивации у ребёнка

Чтобы повысить мотивацию к учёбе у детей и подростков, изучаемый материал должен быть:

  • Новым, но «узнаваемым». Бессмысленно объяснять степени, если ещё не прошли таблицу умножения. Уроки должны удивлять и одновременно иметь отсылки к предыдущим темам.
  • Каждый раз немного сложнее предыдущего. Если ребёнку легко, он начинает скучать. Исходите из имеющегося у него опыта и постепенно усложняйте задания.
  • Разнообразным. Учебники, вебинары, экскурсии, эксперименты — чем больше форматов, тем увлекательнее обучение.

Автономия для формирования мотивации

В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил провела интересный эксперимент. У неё был трудный класс — 36 человека, большинство из которых не хотели учиться.

Однажды педагог объявила, что каждый ученик в течение дня может заниматься, чем захочет. Одни дети учились, другие рисовали, третьи стояли на ушах. В конце дня учитель подвела итоги: почти всем эксперимент понравился, дети захотели его продолжить.

На следующем этапе у ребят тоже была свобода действий, но Барбара помогала им составлять план на день и давала учительскую книгу, где ребята могли оценить итоги своей работы. Позже она также объяснила, что существует программа и за неделю нужно пройти определённый материал.

В результате эксперимента почти у всех запустилась внутренняя учебная мотивация. Детям нравилась автономия, и они достигали результатов.

Дайте ребёнку возможность самому определять, что он будет делать сегодня или в течение недели. Постепенно вводите правила учебной работы, чтобы повысить мотивацию к учёбе.

Ощущение собственной компетентности

В 1960-е годы американский психолог Мартин Селигман провёл ряд экспериментов с собаками и выявил феномен выученной беспомощности. Животных били током, невредным для здоровья, но болезненным. Одна группа собак могла избегать этого, нажимая на рычаг. Другая — нет. Затем обе группы попали в ситуацию, где ток можно было отключать. Первая группа собак успешно это делала, вторая — нет. После этого эксперименты многократно повторялись на людях, и результаты были теми же.

Выученная беспомощность возникает, если дети часто оказываются в обстоятельствах, когда ничего не могут сделать. Опыт неподконтрольности ситуации запечатлевается в памяти, и потом, когда уже можно что-то сделать, ребёнок не старается справиться с задачей.

Если человеку внушать, что он ничего не умеет, его мотивация стремится к нулю. Когда ученик постоянно сталкивается с заданием, которое не может решить, а потом получает посильную задачу, он даже не будет пытаться выполнить её.

Хвалите детей даже за незначительные успехи в обучении и помогайте им справляться с «нерешаемыми» задачами. Этим вы будете способствовать правильному формированию школьной мотивации.

Позитивные взаимоотношения с окружающими

Общение с единомышленниками и командная работа влияет на учебную мотивацию очень позитивно.

Ребёнок на семейном обучении может испытывать недостаток общения, и это может сказываться на его заинтересованности в учёбе.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученики общаются во время живых онлайн-занятий и на внеурочных мероприятиях, повышая учебную мотивацию друг друга.

Кроме того, вы можете предложить ребёнку сделать научный проект вместе с другом, братом или сестрой, бабушкой или дедушкой.

Смысл обучения для повышения мотивации

Целеполагание — важный момент образовательной стратегии и формирования мотивации учебной деятельности. Родители и ребёнок должны чётко понимать, для чего посещать занятия и выполнять домашние задания.

Спросите у ребёнка, в чём он видит смысл своего обучения, а потом вместе сформулируйте вашу цель. Необязательно глобальную, лучше если цель соизмерима с возрастом ученика. Поступить в МГУ или стать программистом — для пяти- и даже семиклассника звучит слишком абстрактно.

Вывод

Внутренняя учебная мотивация в школе намного сильнее внешних стимулов. Поставьте цель обучения, позвольте ребёнку самостоятельно планировать свой день, давайте ему новый и в меру сложный материал и хвалите даже за незначительные успехи.

Помочь в формировании мотивации ребёнка и внутреннего интереса к учёбе может психолог «Домашней школы Фоксфорда». Консультация для учащихся онлайн-школы бесплатна.

Источник

Теория и методика воспитания младших школьников — тесты для Педкампус

1. Что из нижеперечисленного не способствует адаптации к школе младших школьников?
• большие физические нагрузки вне школы
• заведенный режим активного дня учащегося
• одновременное посещение большого числа кружков, студий и дополнительных занятий
• большие эмоциональные нагрузки вне школы

Читайте также:  Здоровье вашего ребенка папка передвижка для родителей

2. В воспитании детей определяющее значение имеют:
• личность учителя
• содержание образования
• методика преподавания
• знания учителя

3. Направление развития субъективного мира ребёнка, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка — это:
• воспитание в религиозном духе
• воспитание в духе свободомыслия
• воспитание в патриотическом духе
• воспитание в гуманистическом духе

4. Соответствие уровня психического развития возрасту, зрелость мозговых структур, динамические свойства нервной системы — это:
• психологический фактор психического здоровья
• социальный фактор психического здоровья
• биологический фактор психического здоровья

5. Развития образования, обращённого к человеку, ориентированного на индивидуальность, неповторимость каждой личности, её способность к саморазвитию и самоизменению, реализацию её потребностей и интересов — это:
• Эскалация образовательной системы
• Социализация образования
• Гуманизация образования
• Либерализация образования

6. В.В. Краевский считает, что результатом гуманистической направленности образования является становление человека, способного к:
• уважению себя
• индивидуальному усилию
• гуманистически ориентированному выбору
• сопереживанию
• уважению других

7. Наиболее значимые аспекты в обучении младших школьников, учитывающие возрастные особенности детей и сензитивный период эффективного развития определённых сторон личности — это:
• единство обучения и воспитания на I ступени школьного образования
• независимость семьи и школы в воспитании, развитии и формировании личности младшего школьника
• единство нравственных знаний и поведения младших школьников во внеучебной деятельности
• дегуманизация воспитания младшего школьника

8. Укажите верные утверждения:
• В ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, но это не способствует социализации
• Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности, и способствуют этому точные науки, удельный вес которых в общем, объёме школьной программы за последние годы увеличивается
• Придя в школу, ребёнок переходит от житейского усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению

9. Главная цель гуманистического воспитания — это:
• формирование потребности принести благо другому
• формирование религиозного восприятия мира
• формирование образовательной потребности

10. Гиперкинетический синдром — это:
• вялость, подавленность, не включение в процессы учения и общения
• проявление застенчивости, робости, пугливости
• непоседливость, повышенная отвлекаемость, непослушание, возбудимость, расторможенность, неуправляемость, нецеленаправленная двигательная активность

11. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда:
• каждый ребенок чувствует себя выше и важнее других
• каждый ребенок становится незаменимой личностью
• каждый ребенок чувствует себя менее важным, чем другие
• каждый ребенок чувствует себя таким же, как все, и понимает, что он заменим

12. При традиционной модели воспитания учителем в школе ученик является:
• объектом воспитания
• субъектом воспитания
• объектом и субъектом воспитания

13. В чем состоит преимущество учебной деятельности в плане воспитания перед трудовой и игровой?
• возможность нравственного воспитания
• возможность гуманного воспитания
• возможность социализации
• возможность целенаправленного формирования и научных, и нравственных убеждений одновременно

14. Исследования показали, что здоровый, за день гармонично развитый ребенок 6-7 лет совершает условных шагов:
• от 5 до 7 тыс.
• от 8 до 10 тыс.
• от 12 до 15 тыс.
• от 2 до 3 тыс.

15. Сформированность учебной мотивации — это:
• нет правильного ответа
• социальный фактор психического здоровья
• психологический фактор психического здоровья
• биологический фактор психического здоровья

16. Психическое здоровье младшего школьника зависит от:
• факторов психологической природы
• факторов биологической природы
• факторов социальной природы

17. При самовоспитании ученик является:
• субъектом воспитания
• объектом воспитания
• объектом и субъектом воспитания

18. При обучении и воспитании в младших классах детей с проявлениями застенчивости, робости, пугливости рекомендуется:
• спрашивать их с места
• открыто хвалить их за достижения
• стимулировать для них соперничество
• организовывать их публичные выступления

19. Возможность регуляции отношения субъекта с действительностью определяется такими качествами, как:
• осознание своих возможностей
• соотнесение своих возможностей и стремлений с условиями объективной действительности
• пассивность
• целенаправленность

20. Укажите верное утверждение о выставлении оценок младшим школьникам:
• Если младший школьник ошибся, необходимо сделать замечание, при этом не стоит хвалить школьника, чтобы не снизить педагогическую ценность замечания.
• Если же у ребенка что-то не получается, следует сперва отметить положительные моменты и только потом указать на ошибки.
• Делать замечания младшим школьникам нельзя, лучше предложить еще одно задание.

Источник

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.
учебно-методический материал на тему

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ребенка какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать их познавательные процессы.

Читайте также:  Море здоровье чем заняться

Скачать:

Вложение Размер
faktory_vliyayushchie_na_motivatsiyu_shkolnikov.docx 29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала.

Так как само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ребенка какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать их познавательные процессы.

Для этого необходимы:

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения (аналитический, деловой, необычный);
  2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, новизна, познавательность материала, открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, противоречия, парадоксы);
  3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
  4. Показ значимости знаний, умений (общественной, личностной, межпредметной связи).

На формирование положительной мотивации к учебной деятельности влияет:

2. Стиль общения учителя и учащегося.

Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога наиболее эффективен и оптимален, он способствует именно внутренней мотивации школьников, широкий контакт с ними, проявление доверия и уважения к детям, а либеральный (попустительский) характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности учащихся.

Итак, в процессе общения учителя с учащимися очень важны:

  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности учащегося, проявление доверия к его силам и возможностям. Даже самого слабого ученика нужно обязательно похвалить, это пробуждает веру в собственные силы , укрепляет их волю. . Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники (я часто за хорошо выполненную работу, записываю в тетрадях слово – молодец!)
  2. Проявление личного отношения учителя к ученику, к классу, высказывание собственного мнения;
  3. Проявление учителем собственных качеств (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Ученики безошибочно чувствуют, любит ли учитель тот предмет, который он им преподает . И, если учитель требует с учеников, например, не опаздывать на урок, не пользоваться на уроке мобильным телефоном, не жевать жвачку, то он сам должен соблюдать эти требования. Потому что у детей сразу возникает вопрос, а почему вам можно, а нам нельзя?
  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

На формирование положительной мотивации к учебной деятельности влияет:

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

1 этап – мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит из 3 учебных действий:

  • Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы.
  • Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.
  • Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

2 этап – операционально-познавательный. Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать. Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Недаром иногда мы удивляемся тому, насколько отличается отношение к учёбе и поведение одного и того же ученика на разных предметах. Чтобы на уроке биологии ситуация успеха стала нормой, я стараюсь создавать ситуации интеллектуального, игрового и эмоционального характера.

Создание проблемы при изучении темы: «Фотосинтез» в 6 классе.

Было принято считать, что растение получает питательные вещества для роста и развития из почвы. Голландский ученый Ян Ван-Гельмонт провел следующий опыт: посадил ветку ивы массой 2 кг в кадку, содержащую 80 кг почвы. В течение 5 лет он ничего не вносил в почву и только поливал ее, а затем снова взвесил и почву, и ветку ивы. Масса ивы стала равна 60 кг, а масса почвы уменьшилась на 0,57 кг. Выскажите свое предположение, каким образом растение получило питательные вещества, если не поглощало их из почвы.

Тема: «Решение задач на группы крови» в 10 классе.

Женщина: Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с гражданина Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребенок полностью на него похож, ну точная копия своего отца. Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья: Скажите, пожалуйста, какая группа крови у гражданина Иванова?

Судья: Итак, у Иванова А.П. 1 группа крови, а у вас какая?

Женщина : Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, и у ребенка тоже 4 группа.

Судья . Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.

Какое же решение вынесет суд?

Дискуссия . Ее можно использовать, например, при изучении темы «Происхождение человека».

Существуют три основных теории происхождения человека. Какой теории придерживаетесь вы, привести убедительные аргументы.

Именно так, по мнению американских ученых, будет выглядеть человек через 2000 лет. Ученые назвали его — Homo futuries, что в переводе означает Человек будущего. Согласны ли вы с этим. Приведите аргументы.

При изучении темы: «Теории развития жизни на Земле» и т.д.

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Пример: Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой, очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. А чтобы полноценнее использовать солнечное тепло, медведю нужно иметь черную шкуру, поглощающую солнечные лучи.

Противоречие: Шкура медведя должна быть белой, чтобы маскироваться во льдах и снегах, и должна быть черной, чтобы поглощать солнечные лучи.

Примеры ситуаций игрового характера. Тема: «Гормоны».

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения.

3 этап – рефлексивно-оценочный. Связан с анализом проделанной работы, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового, что приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • Адекватная похвала.
  • Метод поощрения и порицания.
  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, и т. п.
  • Создание ярких наглядно-образных представлений
  • Создание ситуации успеха
  • Свободный выбор задания
  • Опора на жизненный опыт.
  • Прогнозирование будущей деятельности.
  • «Мозговая атака».
  • Побуждение ребенка к поиску альтернативных решений».
  • Выполнение творческих заданий
  • Развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

Ученики с удовольствием выполняют проекты по биологии. В прошлом учебном году учащимися были созданы проекты по следующим темам: «До чего довел прогресс», «Жевательная резинка», «Аскорбиновая кислота», «Генномодифицированные продукты», «Сиамские близнецы». Проекты были сделаны в интеграции с химией.

  • Предъявление учебных требований
  • Информирование об обязательных результатах обучения
  • Формирование ответственного отношения к учению
  • Познавательные затруднения
  • Самооценка деятельности и коррекции
  • Рефлексия поведения
  • Прогнозирование будущей деятельности
  • Интерес к достижениям и делам учащегося. Формирует у него желание достигать успеха.
  • Опора на авторитет учителя.
  • Развитие желания быть полезным обществу
  • Побуждение подражать сильной личности
  • Создание ситуации взаимопомощи
  • Поиск контактов и сотрудничества
  • Заинтересованность в результатах коллективной работы
  • Взаимопроверка

Система развития мотивации учения

Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе

Учитель объясняет необходимость выполнения заданий

Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных факторов

Использование творческой задачи с интересным содержанием

Использование системы творческих заданий с интересным содержанием

Организация поиска и решения исследовательской задачи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В папке предлагается тема, цели и задачи педсовета, подробный план, доклады, презентации.

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе .

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается.

В статье рассматриваются условия формирования мотивации учебной деятельности и влияние педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Приводятся советы американского профессора Г.О.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о це­лях, содержании, формах и ме.

Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотива­ции, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотива­цию, — пишет А. К. Марков.

В статье рассматриваются важнейшие факторы, входящие в сферу учительской компетенции и влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности:содержание учебного материала;организация уч.

Источник

Adblock
detector