Меню

Сформированность учебной мотивации это психологический фактор психического здоровья

Психическое здоровье школьника
учебно-методический материал на тему

Психическое здоровье школьника

Скачать:

Вложение Размер
psihicheskoe_zdorove_shkolnika.docx 7.79 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье – состояние психических процессов, функций, механизмов, его вызывающих. В концепции психического здоровья заложены также представления о степени социальной адаптации и личностной адекватности, о компенсаторных возможностях и существовании резервных

сил психики человека. Для младшего школьника ведущей деятельностью-двигателем его психического развития — является обучение, Психическое здоровье ребенка в начальных классах напрямую связано с включенностью в учебный процесс. С одной стороны, особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьника. С другой, — школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, непосредственно влияющими на психику ребенка. Тесное взаимодействие школы и семьи всегда приводит к положительной динамике в самочувствии школьника и его достижениях. Психическое здоровье младшего школьника зависит от ряда факторов:

1. Биологические: зрелость мозговых структур, динамические свойства нервнойсистемы (сила, подвижность, возбудимость нервных процессов), эти факторы включают в себя так же и физическое здоровье. Любое нарушение на уровне физиологии может привести к таким проблемам как рассеянности, невнимательности и т.д. Положительно повлиять на этот фактор можно путём соблюдения правил ЗОЖа, правильного питания и эмоциональной обстановки в семье и в классе

2. Психологические: сформированность учебной мотивации, степень эмоционально-волевой зрелости, адекватное отношение к сверстникам,

учителям, успехам и неудачам. Недостаточное количество сна, нерегулярное и неправильное питание, недостаточная активность, продолжительные монотонные занятия — это факторы, которые накапливаются и в результате оказывают влияние на психологическое состояние школьника. Положительно повлиять на этот фактор можно путём ведения активного образа жизни, правильного питания и генерирования положительных эмоций

3. Социальные: к этим факторам можно отнести воспитание внутри семьи и общества, жизнь в мегаполисе и поток информации, который окутывает ребёнка не только вне школы, но и внутри её. Эти и другие факторы могут повлиять на психику учащегося как положительно, так и отрицательно. Ребенок слишком рано сталкивается с непростыми проблемами, ею психика не всегдасправляется с теми социальными условиями, в которых он оказывается. Положительно повлиять на этот фактор можно путём развития и соблюдения семейных традиций и умения найти точки соприкосновения с социумом. Так же на положительное проявление этих факторов может повлиять умение находить важные детали в потоке информации, и умения применить эти знания на практике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущая идея методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».

В статье описывается метод Х.Алиева «Ключ», применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников.

Тревожно-мнительных учащихся по результатам анализа психологов становится все больше. Страдают ли эти дети от предвзятого, несправедлигого отношения педагога в силу особенностей своей психики? Данная .

Сохранение здоровья школьников-актуальная проблема сегодняшнего дня. Успешное обучение в школе, повышение качества знаний возможны, если ребёнок здоров. В статье рассматриваются здоровьесберегающие и .

Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися.

Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .

Сохранения психического здоровья школьника, родителям, педагогам необходимо придерживаться некоторым важным принципам.Предлагаю вашему вниманию памятку по сохранению психического здоровья младшего шко.

Источник

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.
учебно-методический материал на тему

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ребенка какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать их познавательные процессы.

Скачать:

Вложение Размер
faktory_vliyayushchie_na_motivatsiyu_shkolnikov.docx 29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала.

Так как само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ребенка какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать их познавательные процессы.

Для этого необходимы:

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения (аналитический, деловой, необычный);
  2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, новизна, познавательность материала, открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, противоречия, парадоксы);
  3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
  4. Показ значимости знаний, умений (общественной, личностной, межпредметной связи).

На формирование положительной мотивации к учебной деятельности влияет:

2. Стиль общения учителя и учащегося.

Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога наиболее эффективен и оптимален, он способствует именно внутренней мотивации школьников, широкий контакт с ними, проявление доверия и уважения к детям, а либеральный (попустительский) характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности учащихся.

Итак, в процессе общения учителя с учащимися очень важны:

  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности учащегося, проявление доверия к его силам и возможностям. Даже самого слабого ученика нужно обязательно похвалить, это пробуждает веру в собственные силы , укрепляет их волю. . Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники (я часто за хорошо выполненную работу, записываю в тетрадях слово – молодец!)
  2. Проявление личного отношения учителя к ученику, к классу, высказывание собственного мнения;
  3. Проявление учителем собственных качеств (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Ученики безошибочно чувствуют, любит ли учитель тот предмет, который он им преподает . И, если учитель требует с учеников, например, не опаздывать на урок, не пользоваться на уроке мобильным телефоном, не жевать жвачку, то он сам должен соблюдать эти требования. Потому что у детей сразу возникает вопрос, а почему вам можно, а нам нельзя?
  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

На формирование положительной мотивации к учебной деятельности влияет:

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

1 этап – мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит из 3 учебных действий:

  • Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы.
  • Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.
  • Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

2 этап – операционально-познавательный. Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать. Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Недаром иногда мы удивляемся тому, насколько отличается отношение к учёбе и поведение одного и того же ученика на разных предметах. Чтобы на уроке биологии ситуация успеха стала нормой, я стараюсь создавать ситуации интеллектуального, игрового и эмоционального характера.

Создание проблемы при изучении темы: «Фотосинтез» в 6 классе.

Было принято считать, что растение получает питательные вещества для роста и развития из почвы. Голландский ученый Ян Ван-Гельмонт провел следующий опыт: посадил ветку ивы массой 2 кг в кадку, содержащую 80 кг почвы. В течение 5 лет он ничего не вносил в почву и только поливал ее, а затем снова взвесил и почву, и ветку ивы. Масса ивы стала равна 60 кг, а масса почвы уменьшилась на 0,57 кг. Выскажите свое предположение, каким образом растение получило питательные вещества, если не поглощало их из почвы.

Тема: «Решение задач на группы крови» в 10 классе.

Женщина: Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с гражданина Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребенок полностью на него похож, ну точная копия своего отца. Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья: Скажите, пожалуйста, какая группа крови у гражданина Иванова?

Судья: Итак, у Иванова А.П. 1 группа крови, а у вас какая?

Женщина : Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, и у ребенка тоже 4 группа.

Судья . Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.

Какое же решение вынесет суд?

Дискуссия . Ее можно использовать, например, при изучении темы «Происхождение человека».

Существуют три основных теории происхождения человека. Какой теории придерживаетесь вы, привести убедительные аргументы.

Именно так, по мнению американских ученых, будет выглядеть человек через 2000 лет. Ученые назвали его — Homo futuries, что в переводе означает Человек будущего. Согласны ли вы с этим. Приведите аргументы.

При изучении темы: «Теории развития жизни на Земле» и т.д.

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Пример: Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой, очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. А чтобы полноценнее использовать солнечное тепло, медведю нужно иметь черную шкуру, поглощающую солнечные лучи.

Противоречие: Шкура медведя должна быть белой, чтобы маскироваться во льдах и снегах, и должна быть черной, чтобы поглощать солнечные лучи.

Примеры ситуаций игрового характера. Тема: «Гормоны».

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения.

3 этап – рефлексивно-оценочный. Связан с анализом проделанной работы, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового, что приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • Адекватная похвала.
  • Метод поощрения и порицания.
  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, и т. п.
  • Создание ярких наглядно-образных представлений
  • Создание ситуации успеха
  • Свободный выбор задания
  • Опора на жизненный опыт.
  • Прогнозирование будущей деятельности.
  • «Мозговая атака».
  • Побуждение ребенка к поиску альтернативных решений».
  • Выполнение творческих заданий
  • Развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

Ученики с удовольствием выполняют проекты по биологии. В прошлом учебном году учащимися были созданы проекты по следующим темам: «До чего довел прогресс», «Жевательная резинка», «Аскорбиновая кислота», «Генномодифицированные продукты», «Сиамские близнецы». Проекты были сделаны в интеграции с химией.

  • Предъявление учебных требований
  • Информирование об обязательных результатах обучения
  • Формирование ответственного отношения к учению
  • Познавательные затруднения
  • Самооценка деятельности и коррекции
  • Рефлексия поведения
  • Прогнозирование будущей деятельности
  • Интерес к достижениям и делам учащегося. Формирует у него желание достигать успеха.
  • Опора на авторитет учителя.
  • Развитие желания быть полезным обществу
  • Побуждение подражать сильной личности
  • Создание ситуации взаимопомощи
  • Поиск контактов и сотрудничества
  • Заинтересованность в результатах коллективной работы
  • Взаимопроверка

Система развития мотивации учения

Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе

Учитель объясняет необходимость выполнения заданий

Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных факторов

Использование творческой задачи с интересным содержанием

Использование системы творческих заданий с интересным содержанием

Организация поиска и решения исследовательской задачи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В папке предлагается тема, цели и задачи педсовета, подробный план, доклады, презентации.

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе .

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается.

В статье рассматриваются условия формирования мотивации учебной деятельности и влияние педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Приводятся советы американского профессора Г.О.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о це­лях, содержании, формах и ме.

Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотива­ции, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотива­цию, — пишет А. К. Марков.

В статье рассматриваются важнейшие факторы, входящие в сферу учительской компетенции и влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности:содержание учебного материала;организация уч.

Источник

Читайте также:  Доклад дифференцированные технологии по состоянию здоровья
Adblock
detector