КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
статья на тему
. Понятийное поле культуры здоровья педагога
Использование понятий, связанных в смысловом поле со словом «здоровье» (здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение, здоровьесозидание и др.) требуют их объяснения.
За основу определения значений вышеобозначенных терминов мы взяли толкование слов, которое приводит в «Словаре русского языка» С.И.Ожегов (2005).
Поскольку «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [Ожегов 2005:686], поэтому здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу).
Здоровьесовершенствование – от «совершенствоваться – становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства» [Там же, с. 727] характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием.
Слово «здоровьеформирование» происходит от «формировать придавать чему-нибудь определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать» [Там же, с. 837], поэтому нами оно понимается как целенаправленная организация процесса по созданию нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса.
Здоровьеобеспечение – содержит смыслы и как «обеспечить, сделать вполне возможным, действующим, несомненным», так и «оградить, охранить» [Там же, с.413], следовательно, означает обеспечение и создание условий и для сохранения, и для формирования здоровья субъектов образовательного процесса.
Здоровьесозидание (от «созидать – сделать существующим, произвести, основать») [Там же, с. 730] – содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство» [Там же, с. 775], в котором явно сознается субъектное начало.
В качестве характеристики личности педагога, которая представляет собой систему ценностных ориентаций на здоровьесбережение и здоровьеформирование, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к утверждению здоровьесозидания в профессиональной деятельности нами рассматривается здоровьесозидающая педагогическая направленность.
При употреблении словосочетания «здоровьесозидающая педагогическая (профессиональная) деятельность» мы руководствовались смыслом созидания (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому в нашем понимании это словосочетание содержит и здоровьесберегающую (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и здоровьесозидающую (с позиций организации процесса создания нового качества состояния здоровья) педагогическую деятельность.
Здоровьесозидающая деятельность педагога включает: а) использование педагогом здоровьесберегающих принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье школьников; б) творческое дополнение содержания учебного предмета валеологическими смыслами, знаниями, умениями, навыками с целью формирования мировоззренческих основ культуры здоровья учащихся; в) совершенствование педагогом индивидуального здоровья как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда.
Здоровьесозидающая педагогическая деятельность является содержательной характеристикой культуры здоровья педагога, которая, учитывая социально-психологическое предназначение его профессиональной деятельности в нашем понимании, включает не только личную (культура здоровья личности), но и профессиональную (часть педагогической культуры) составляющие. Мы рассматриваем культуру здоровья педагога в качестве непрерывно трансформирующейся системы ценностно-смысловых установок, знаний, мотивационно-волевого опыта педагога и его практической деятельности, которая направлена на: 1) познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда и в целом в жизнедеятельности; 2) использование педагогом принципов, способов и средств, позволяющих сохранять, развивать здоровье учащихся, формировать у них здоровьеориентированное поведение.
Поскольку одним из ведущих в нашем исследовании является словосочетание «здоровьесозидающая деятельность» рассмотрим собственно понятие «деятельность».
Деятельность понимается как активность со своим особым содержанием и направленностью на конечные результаты, удовлетворяющие потребности человека. Достижение этих конечных результатов осуществляется поэтапно, шаг за шагом, через достижение каких-то промежуточных целей. Эти отдельные шаги или этапы деятельности получили название действий. Совокупность отдельных действий, направленных на достижение промежуточных результатов, осознаваемых человеком как цели, составляет деятельность в целом (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов и др.).
В более поздних работах А. Н. Леонтьева деятельность стала выделяться через отношение активности человека к его мотивам. Это в отличие от технологического, – смысловой анализ деятельности. По А. Н. Леонтьеву, «Строение смысла кристаллизует в себе строение деятельности…. Раскрытие строения смысла и раскрытие строения деятельности есть одна и та же единая задача» [А. Н. Леонтьев, 1994; 168].
За теорией деятельности А. Н. Леонтьева видится образ человека, осваивающего, усваивающего, присваивающего мир культуры. Б. С. Братусь в качестве иллюстрации данного положения предлагает горизонтальную плоскость, заданную двумя осями: одна – это знаки, значения, предметы окружающего мира (это ось культуры); другая – целенаправленная деятельность по присвоению субъектом этих значений (ось бытия) [Б. С. Братусь 1999; 284]. По мнению А.Ф.Закировой (2006), сведение теории А. Н. Леонтьева только к подобной схеме – это упрощение, поскольку в последние годы в его взглядах обозначилась третья – вертикальная – ось. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» он писал: «В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственного содержаний и значений. открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом; некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчинённых или даже вовсе утрачивают свою смыслообразуюшую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности» [А. Н. Леонтьев, 1994; с. 212].
Источник
Сформированность культуры здоровья у педагогического состава
учебно-методический материал по психологии по теме
Борясь за сохранение здоровья обучающихся, педагогический коллектив не забывает и о себе. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения педагогов к собственному здоровью и соблюдения ими заповедей ЗОЖ, проводимого с помощью анкеты «Здоровы ли Вы физически?».(приложение )
Цель исследования: выявить уровень физического здоровья педагогов; в случае необходимости дать рекомендации по улучшению физического состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sformirovannost_kultury_zdorovya_u_pedagogicheskogo_sostava.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сформированность культуры здоровья у педагогического состава.
Борясь за сохранение здоровья обучающихся, педагогический коллектив не забывает и о себе. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения педагогов к собственному здоровью и соблюдения ими заповедей ЗОЖ, проводимого с помощью анкеты «Здоровы ли Вы физически?».(приложение )
Цель исследования: выявить уровень физического здоровья педагогов; в случае необходимости дать рекомендации по улучшению физического состояния.
Мониторинг отношения педагогов к своему физическому здоровью говорит о том, что учителя, работающие в МОУ – СОШ №2 уделяют большое внимание своему физическому состоянию, активно занимаются физическими упражнениями, что позволяет им на собственном примере учить детей соблюдению правил ЗОЖ.
Уровень физической активности педагогов МОУ – СОШ №2.
Психологический климат в коллективах обучающихся.
Для сохранения психического здоровья каждого школьника очень важно создать и поддерживать благоприятный психологический климат в классах, поскольку большую часть времени учащиеся проводят в среде своих одноклассников. Если в классе нет единства, нет положительной психологической обстановки, в большинстве случаев учащиеся данного класса имеют эмоциональные расстройства, ведущие к неуспеваемости, ухудшению психического и физического здоровья.
С целью исследования психологического климата в классах МОУ – СОШ №2 ежегодно проводится диагностика сплоченности классных коллективов с помощью методики Сишора «Определение индекса групповой сплоченности классных коллективов» (приложение ).
Мониторинг состояния психологического климата в классах МОУ – СОШ №2 показывает, что низкий уровень групповой сплоченности не имеет места ни в одном классном коллективе; сплоченность ниже среднего уровня зафиксирована в тех классах, учащиеся которых по тем или иным причинам обучаются вместе недавно (при соединении классов одной параллели и т.д.); в классах, где учащиеся обучаются совместно более года психологический климат – положительный, что свидетельствует об эффективной работе классных руководителей по сплочению учащихся. В целом по школе преобладает положительный психологический климат, располагающий к эффективному и благополучному обучению детей.
Мониторинг состояния психологического климата в классах МОУ – СОШ №2 за 2006-09 уч.годы.
Положительный психологический климат
Неопределенный (противоречивый) психологический климат
Отрицательный психологический климат
Применение психолого-педагогических приемов для снятия эмоционального напряжения на уроке, при проведении опросов и экзаменов.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Учебный процесс неизбежно включает в себя такие эмоционально напряженные моменты, как экзамены, контрольные работы, опросы и т.п. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений, возникающих в силу их психологических особенностей, можно условно выделить «группы риска», т.е. тех учащихся, которые особенно остро переживают подобные учебные моменты. Очень важно знать и уметь применять на практике несложные психолого-педагогические приемы снятия эмоционального напряжения учащихся в соответствии с их психологическими особенностями.
Краткая психологическая характеристика.
Основные трудности, возникающие при сдаче экзаменов, выполнении контрольных работ, опросов.
Значительно повышена активность правого полушария мозга. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла.
Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших заданиях, сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще.
Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других.
В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Ситуация экзамена, проверки знаний вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная.
Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» — лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.
Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать?» Как выполнять следующее задание?» — и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.
Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.
Экзамены требуют очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет.
Перфекционисты и «отличники».
Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.
Экзамены для данной категории детей – это то самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее – враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Таким детям нужно помочь выбрать стратегию деятельности и раелизовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».
Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.
Экзамены требуют высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Во время экзамена, выполнения других видов зачетных работ астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).
Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Экзамены требуют высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей.
Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.
Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны.
Необходимость быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы могут представлять трудность для «застревающих» детей.
Задача взрослого – мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения.
Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Воздушный шар» и др.
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый день здороваясь, мы желаем другим здоровья, а следим ли за собственным.
Стаья по проблеме формирования физической культуры и культуры здоровья у школьников в период модернизации школы и образования в целом.
В данной статье предложен анализ преподавания предмета физическая культура в школах на сегодняшний момент, а также проанализированио содержание программы по предмету и видение каким должен быть урок ф.
Данная презентация является зрительным рядом к докладу на педагогическом совете.
Здесь дана схема проведения педсовета и содержание доклада.
Мониторинг здоровья-это процесс систематического отслеживания состояния здоровья ребенка.
Диагностика направлена на определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников.
Источник