Меню

Сестринские технологии укрепления здоровья

Тема: Сестринские технологии в профилактической медицине.

Теоретическое занятие №3. (Лекция)

1. Сбор информации о пациенте, анализ и учет факторов риска здоровью и факторов, определяющих здоровье.

2. Методы, технологии и средства укрепления здоровья населения и профилактики его нарушений.

По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического (телесного), душевного и социального благополучия. Здоровье – способность человека выполнять присущие ему биологические и социальные функции без потерь даже в условиях перегрузок; характеризуется также его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных ощущений.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Какой бы не была совершенной медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек – сам творец своего здоровья.

Здоровье – важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности, активное долголетие, самоутверждение, познание окружающего мира.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное (духовное), психическое и физическое здоровье.

Существует 3 вида здоровья:

Физическое –это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех систем и органов человека. Организм человека система саморегулирующаяся.

Психическое здоровье — зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости и развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека в определенном обществе. Отличительные признаки нравственного здоровья:

— сознательное от ношение к труду;

— овладение сокровищами культуры;

— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни в обществе.

Гармония психофизических сил повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизнедеятельности.

Основные элементы здорового образа жизни:

— рациональный режим труда и отдыха;

— искоренение вредных привычек и пристрастий;

— оптимальный двигательный режим;

— закаливание, личная гигиена и т. д.

Модели здорового образа жизни для различных возрастных групп пациентов: детей, женщин, мужчин, пожилых людей имеют свои особенности. Необходимо учитывать физиологические и психологические особенности организма в разных возрастах.

Давайте определимся, существуют ли методы определения «физического здоровья». «Нормальное» физическое состояние – это прежде всего сравнение с эталоном человека, как вида (кроме это и нормальное функционирование органов и систем). Какими методами можно выявить?

Объективно – уже в период новорожденности ребенок имеет в наличии все присущие человеку признаки.

Далее приводится антропометрия: измеряется рост, вес, окружность груди, головки, соотносятся в формуле и определяется соответствие «норме», выявляется гипо- и гипертрофия, что учитывается при определении исходного состояния здоровья и антропометрические измерения и их соответствии и отклонение от нормы проводятся при всех профосмотрах на протяжении всей жизни. Кроме указанных выше в более зрелом возрасте измеряется окружность талии (ОТ), проводится импедантметрия – определяется уровень жира.

Нормальное функционирование органов и систем организма можно подтвердить лабораторными и инструментальными методами. Это общеизвестно…

И при проведении профилактических мероприятий мы обязательно их проводим в каждой возрастной группе наиболее информативные обследования для выявления нарушений в состоянии здоровья. При продолжении научных исследований будет расширяться, углубляя степень исследований здоровья.

Для определения психического здоровья кроме наблюдения за пациентом в повседневной жизни при стрессовых ситуациях, проводится обследование специалистами с проведением различных тестовых исследований в различные периоды жизни пациента, что также предусмотрено при профилактических осмотрах.

Укрепление здоровья – процесс, позволяющий повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его.

Состояние здоровья населения – это общественное достояние, залог успешного развития страны по всем направлениям.

Именно поэтому для успешного укрепления здоровья необходимо выявить факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья пациента, так называемых факторов риска!

Факторы риска – это элементысоциальной и природной среды, особенности поведения людей, состояние внутренних систем организма, которые в определенных условиях могут привести к возникновению и развитию заболеваний.

Существует 4 группы факторов риска:

1. генетические – 15-20%;

2. состояние окружающей среды – 20-25%;

3. медицинское обеспечение – 8-10%;

4. условия жизни и образа жизни – 50-55 %.

Факторы риска подразделяются на:

1. МОДИФИЦИРУЕМЫЕ – (видоизменяемые, управляемые):

— поведенческие и социальные (курение, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, наркотизация, низкая физическая активность, материальный и социальный статус, деторождение);

— биологические, патофизиологические и патобиохимические (повышенный уровень АД, холестерина, глюкозы, ожирение, нарушение системы гемостаза, повышенный уровень мочевой кислоты и др.).

2. ЛИЧНОСТНЫЕ – немодифицированные:

— генетическая предрасположенность к заболеваниям.

Точные сведения о распространенности факторов риска практически недоступны, вследствие отсутствия мониторинга. Но по данным многих исследований в экономически развитых странах наибольшее распространение у лиц в возрасте от 25 до 65 лет имеют следующие основные факторы риска:

1. высокое артериальное давление;

2. повышенный уровень содержания холестерина в крови (гиперхолестеринемия);

4. несбалансированное питание;

Читайте также:  Следить за здоровьем синонимы

5. избыточная масса тела и ожирение;

6. низкая физическая активность;

7. злоупотребление алкоголем;

8. психологические факторы (например, частые стрессы, плохой микроклимат дома и на работе).

Что считается признаками здоровья:

1. Устойчивость к действию повреждающих факторов (реакция Манту, например, имуннограмма, титрантители др. исследования);

2. Показатели роста и развития в пределах средне статистической нормы (например, антропометрия и сравнение по специальным таблицам, импедантметрия и др.).

3. Функциональное состояние всех органов и систем в пределах среднестатистических норм (функциональные методы обследования, инструментальные исследования).

4. Наличие резервных возможностей организма.

5. Отсутствие каких-либо заболеваний или дефектов развития (опрос, осмотр, анамнез).

6. Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивированных установок (обследование психолога, психиатра, тестирование).

В развитых экономических странах уровень здоровья определяется не только и не столько уровнем заболеваемости – при недостаточной диагностике отмечается низкая заболеваемость, основные показатели – это уровень смертности, инвалидности, количество общественного продукта, произведенного на душу населения.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, обоснованных наукой норм жизни, тем самым укорачивая свою жизнь! Охрана собственного здоровья — обязанность каждого гражданина и не надо перекладывать это на государство, медиков. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления своего здоровья и его сохранения, пользуясь одним из компонентов первичной профилактики – формировать здоровый образ жизни.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?(Определение ВОЗ) Это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости охранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Медицинские сестры должны информировать население о здоровом образе жизни, мотивируя пациента соблюдать его для сохранения собственного здоровья.

Методы работы среднего медработника:

1. Информировать население о факторах, наиболее вредно воздействующих на различные составляющие здоровья, какие заболевания они могут вызывать;

2. Информировать о способах, способствующих сохранению здоровья, таких как

— физическая культура, физическая активность, медико-социальная активность;

— гигиена половой жизни.

3. Информировать о мерах по профилактике факторов риска, методах борьбы с ними, а также обучать население этим методам.

Для информированности населения, то есть пропаганды здорового образа жизни используют различные формы:

1) Вербальные формы пропаганды – лекции, беседы, теле и радио выступления.

2) Печатные формы – санитарные бюллетени, газетные и журнальные публикации, брошюры, буклеты, листовки, памятки, социальная реклама, плакаты, рисунки, диаграммы.

3) Наглядные формы – фотографии, слайды, муляжи, макеты.

Медицинские сестры, работая под руководством врача продолжают воспитательную работу с пациентом, определяя тематику и объем информации по здоровому образу жизни, используя указанные формы пропаганды, а также участвуют в выполнении мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики. Но для того, чтобы грамотно участвовать во всей этой работе медицинские работники (в данном случае – медсестры) должны сами знать научно-обоснованные методы профилактики заболеваний и здорового образа жизни.

Методы и способы укрепления здоровья населения многообразны и зависят от вида факторов риска здоровья и какие заболевания из вызывают, от пола и возраста пациента, это будет изложено в общих методах:

1. Пропаганда ЗОЖ.

2. Проведение социологических опросов и скринингов по выявлению факторов риска.

3. Обучение населения мероприятиям снижения действия или искоренения факторов риска.

4. Проведение всех видов профосмотров.

5. Диспансеризация работающего и неработающего населения.

6. Проведение лечения острых и обострений хронических болезней и реабилитационных мероприятий.

ЗОЖэто выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. В детстве при сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания условий здорового быта и учебы.

Комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. Но в условиях массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ утрачиваются, становятся недоступными. И добиться автоматического выполнения правил в сфере быта и личной гигиены трудно.

Вот такая трудная задача – формировать мотивированность к ЗОЖ! В настоящее время.

Модели ЗОЖ для каждого возраста различны и связаны они с тем, что наиболее важно для данного возраста, данного пациента с учетом наследственных факторов риска, социального положения, образа быта и жизни.

По итогам профилактических осмотров населения (100%) диспансеризации детей, работающего населения и др. виды профсмотров определяется состояние здоровья.

5 групп здоровья:

1. лица, практически здоровые (им рекомендуется соблюдать здоровый образ жизни);

2. лица с наличием риска развития заболеваний (эти пациенты нуждаются в профилактических мероприятиях, предупреждающих вредное воздействие факторов риска или их устранение);

с 3- больные лица.

3. лица, нуждающиеся в дообследовании или лечении в амбулаторных условиях;

4. лица, нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях;

5. лица, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи. Эти результаты записываются в «Паспорт здоровья».

Читайте также:  Вышки сотовой связи вредят здоровью

Источник

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.
презентация к уроку на тему

Скачать:

Вложение Размер
poliklinika_lektsiya1profilaktika_microsoft_powerpoint.pptx 1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика : понятие , виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ . Группы здоровья.

Роль медицинской сестры имеет решающее значение в оказании населению информационно-просветительской работы, направленной на предупреждение заболеваний и сохранение здоровья.

иметь практический опыт: проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода;

уметь: обучать население принципам здорового образа жизни; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики; консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;

знать: современные представления о здоровье в разные возрастные периоды; возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринское деятельности по сохранению здоровья; основы иммунопрофилактики различных групп населения; принципы рационального и диетического питания; роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»

Концепция здоровья. Здоровье — это образ жизни . Каждую минуту вы двигаетесь либо в сторону болезни либо в сторону здоровья. В основе Концепции Здоровья и восстановления организма лежит два принципа:

1 принцип концепции здоровья. 1 ) Комплексный подход. Есть 5 вещей, которые надо контролировать и направлять на «Чистое тело» отсутствие в организме паразитов, вирусов и вредных грибков это психология (или духовность) физическая активность дыхательные гимнастки вода, питание.

2 принцип концепции здоровья. 2) Принцип возобновляемости клеток. Каждый день у нас рождается и умирает 100 млн. клеток. Если понять как работает этот процесс, можно уберечь себя от болезней и со временем частично или полностью восстановить утраченное здоровье. надо время, деньги и желание быть здоровым. ЕЖЕДНЕВНО ВОЗОБНОВЛЯЕМ КЛЕТКИ : Здоровая клетка должна дать здоровое потомство. Даже больная клетка будет давать здоровое потомство, если у нее будет строительный материал для новой клетки, т. к. клетка обладает генетической памятью здоровой клетки . Со временем мембрана клеток истощается и становится неспособной удерживать воду. Происходит обезвоживание. Через два года Вы состоите абсолютно из других клеток.

Анатомия….физиология… Человеческий организм состоит из 12 систем. Системы состоят из органов. Органы из тканей, а ткани состоят из клеток . Французский ученый, д-р Алексис Каррел ( Alexis Carrel ) получил Нобелевскую премию за то, что ему удалось в течении 34 лет сохранять живым сердечную мышцу эмбриона цыпленка . Он говорил, что сама клетка бессмертна . Дело просто в жидкой среде, в которой она находится и в которой она вырождается. Если обновлять периодически водную среду организма дать клетке все необходимое для ее питания биение жизни будет продолжаться вечно. Клетке необходимы: 28 Аминокислот (АМК) 15 Минералов (калий, кальций, магний, медь, кремний, сера, железо, селен, хром, фосфор, йод, цинк и т. д. ) 12 Витаминов 7 Ферментов 3 Незаменимые Жирные Кислоты (НЖК )

Профилактика. Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Р азработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины. Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил : «Будущее принадлежит медицине профилактической. »

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний: 1.вакцинация, 2.рациональный режим труда и отдыха, 3.рациональное качественное питание, 4.физическая активность, 5.охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод : 1.раннего выявления заболеваний, 2.динамического наблюдения, 3.направленного лечения, 4.рационального последовательного оздоровления.

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью 1.социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), 2.трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), 3.психологическую (восстановление поведенческой активности) и 4.медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Основные направления профилактики Выделяют общественную , включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.

Общественная профилактика. 1.Социальные мероприятия 2.Экономические мероприятия 3.Законодательные мероприятия 4.Воспитательные мероприятия 5.Санитарно – технические 6.Противоэпидемические 7.Медицинские

Общественная профилактика— включает систему социальных , экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и ……… Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д медицинских мероприятий , планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Меры общественной профилактики направлены на…. 1.обеспечение высокого уровня общественного здоровья 2.искоренение причин порождающих болезни 3.создание оптимальных условий коллективной жизни включая условия труда, отдыха 4.материальное обеспечение 5.жилищно-бытовые условия 6.расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также 7.развитие здравоохранения 8.образования и культуры 9.физической культуры

Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от….. 1.сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от 2.активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того 3.насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.

Практическое осуществление общественной профилактики требует ……….. 1.законодательных мер 2.постоянных и значительных материальных затрат, а также 3.совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д

Индивидуальная (включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению). соблюдению норм здорового образа жизни личная гигиена гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви рациональное питание и питьевой режим гигиеническое воспитание подрастающего поколения рациональный режим труда и отдыха активные занятия физической культурой и др.

Группы здоровья. В настоящее время установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. В связи с этим в настоящее время широко используется комплексная оценка состояния здоровья, предложенная институтом гигиены детей и подростков и основанная на учете следующих критериев:

Критерии групп здоровья. 1.наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2.уровень функционального состояния основных систем организма; 3.степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; 4.уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. 5. Степень физического развития. 1.Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, ревматолог и др.). 2.Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. 3.О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более. 4.Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. 5.Степень физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень гармоничности – по оценочным таблицам (шкалам регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из «групп здоровья» дается с обязательным участием всех перечисленных выше критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамических наблюдениях для проверки эффективности, проводимых оздоровительных мероприятий. Выделены следующие группы здоровья: I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций. II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие – 4 и более раз в году). III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации , со сниженными функциональными возможностями организма. V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены. Желательно, чтобы группу здоровья определял по своей специальности каждый участвующий в осмотре врач. Окончательную оценку состояния здоровья и определения группы здоровья на основании заключений специалистов дает педиатр или заведующий детско-школьным отделением поликлиники, возглавляющий массовые медицинские осмотры или диспансеризацию. При наличие нескольких заболеваний окончательная оценка ставится по наиболее тяжелому из них. При совокупности нескольких заболеваний, каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижает функциональные возможности организма, больного следует отнести к IV группе. В истории болезни записывается полный диагноз и ставится группа здоровья.

Источник

Adblock
detector