Меню

Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ
консультация на тему

Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_po_sensornomu.docx 23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-дефектолог Симонова С.Р.

Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии — различными по характеру и глубине отклонений в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводит к затруднениям познания детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и бытовой адаптации. В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции .

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

  1. фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
  2. фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
  3. фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.

— Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

— Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

— Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

— Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

— Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вопрос сенсорного развития ребенка встает особенно актуально.

Задачи по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья:

• формировать сенсорные эталоны;

• развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;

• развивать мелкую моторику;

• обучать способам обследования предметов;

• обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;

• учить детей называть свойства предметов;

Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности, то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.

1. Восприятие целостного образа предмета.

2. Вычленение основных частей предмета и определение свойств.

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности.

Игры для сенсорного развития ребенка:

В дошкольной педагогике сложились традиционное деление дидактических игр с предметами, настольно – печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалом, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно — образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, различие , обобщение, классификация), совершенствовать речь ( умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; и т. д.

Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

А также игры из подручного, бросового, нетрадиционного материала : тесто, банки, наполненные горохом, кусочки ткани разной фактуры и цвета, и тд.

Перечень игр по сенсорному воспитанию:

игры на развитие тактильных ощущений:

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку )

,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

игры и упражнения для закрепления понятия формы:

,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

,,Из каких фигур состоит …. (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя. ( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

игры и упражнения на закрепления понятия величины:

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку. (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше — ближе,,(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало.

,,Какого цвета предмет. (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы. (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности.

Деловая игра с педагогами-дошкольниками. Возможность обсудить и предложить различные варианты и формы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Описание опыта работы.

Необходимо формировать основы патриотического воспитания еще в дошкольном возрасте. От того каким будет видеть мир ребенок зависит от воспитателей и родителей. От того, какими глазами ребенок увидел п.

Дидактическое пособие по НРК.

Консультация для родителей «Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Источник

Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Сенсорное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья отличается качественным своеобразием, т.к. процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.

Большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно идти на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка. В связи с физиологическими особенностями ребенка с ОВЗ общая чувствительность его кожи снижена, поэтому новые ощущения эффективно получать всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и майку махровую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Полезно приобрести в домашнее пользование утяжеленное одеяло Совы (заполненное полимером). Одеяло дарит «крепкие объятия», которых часто не хватает детям. Под его целительным весом нервная система получает возможность расслабиться, человек ощущает границы своего тела. Быстро и легко наступает безмятежный здоровый сон, проходит депрессия. Психоэмоциональная сфера стремительно нормализуется.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на руках, животе, спине. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон. Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Развитию тактильно-двигательных ощущений будет способствовать «ручные» виды деятельности : лепка из глины, пластилина, теста, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином), оригами, игры с водой разной температуры, игры с песком, игры с пазлами, а так же сортировка мелких предметов.

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.

Игры на развитие тактильных ощущений

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточку: мягкую, большую – для нанесения макияжа и клеевую, жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».

Игра «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, просыпать его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки сыпать его на поднос, руку, в чашку. Можно провести с песком, манкой, фасолью, гречей и другими сухими материалами.

Игра на развитие зрительного восприятия

Игра «Найди куклу»

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п. ). Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

— Где же кукла, наша, Найдем мы куклу Лялю!

Вова к кукле подойдет, Вова куколку найдет,

Вова куколку возьмет!

Адрес: Архангельская область, г. Котлас, ул. Кедрова д. 8

Источник

Особенности сенсорного развития ребенка с ОВЗ

Краснова Марина Сергеевна
Особенности сенсорного развития ребенка с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями — это дети с нарушениями психофизического развития, ограничивающие жизнедеятельность, что приводит к трудностям социализации, адаптации и интеграции.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:

-дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

-дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

-дети с нарушением речи (логопаты);

-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

-дети с умственной отсталостью;

-дети с задержкой психического развития;

-дети с нарушением поведения и общения;

-дети с комплексными нарушениями психофизического развития.

У детей с отклонениями в развитии выявляются специфические особенности в проявлении сенсорных функций, качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия. Сенсорное развитие предопределяет полноценность развития психических функций и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

А. А. Катаева считала, что общее психологическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от развития сенсорной сферы дошкольника.

Развитие сенсорной сферы дошкольника — это развитие не только его восприятия,но и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. а также запахе, вкусе и т. п. .

Проблема сенсорного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, весьма актуальна в наше время. Существует большое количество методической литературы, однако у разных авторов можно найти довольно-таки противоречивые и непохожие временные рамки, последовательность, а так же предложенные этапы развития.

Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольный период жизни имеет свои качественные особенности. С точки зрения физиологии зрительный и слуховой анализаторы практически сохранены,в большей степени нарушается процесс восприятия: нарушается его точность, уменьшен объем и снижается темп. В большой степени снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затрудняется исследовательно-ориентировочная деятельность, которая направлена на исследование и фиксацию свойств и качеств предметов.

Анализирующее восприятие ослаблено, дошкольник затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Недостаточность тактильно-двигательного восприятия оказывает влияние на формирование способности воспринимать целостный образ предмета, оно происходит в более медленном темпе и находит свое выражение в затруднении определять и узнавать предметы на ощупь, в так называемом недостаточном умении различать тактильные и кинестетические ощущения (температуру, фактуру материала, свойства поверхности, форму, величину) .

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чаще всего зрительное восприятие отстает в своем развитии при наличии нарушений в речи, данная психическая функция характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Дети в усложненных условиях воспринимают образ предмета,испытывая при этом такие трудности как: увеличение времени для принятия решения, неуверенность в правильности своих ответов и ошибки при опознании.

Немалую роль в становлении сенсорной сферы играет развитие речи. Именно через слово взрослого человека у ребенка фиксируется и обобщается уже приобретенный сенсорный опыт.

На основе чувственной сферы, вместе с непосредственным влиянием слова взрослого человека, формируются речь и восприятие. С одной стороны постоянство и целостность восприятия, с другой стороны подвижность зрительных образов.

Очень важно уделять большое внимание развитию сенсорной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей формирование сенсорного развития проходит неравномерными периодами, при этом значительно отставая по срокам формирования в целом. Как следствие, нарушается формирование понятий о сенсорных эталонах, к которым относятся величина, форма, цвет.

Среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка довольно распространены проблемы сенсорной интеграции.

Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т. д. .

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Нарушения сенсорнойинтеграции проявляются в:

• эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;

• уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;

• сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;

• раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т. д. ;

• избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами, или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;

• делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.

• медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;

• испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

• боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

• пугаются, когда находятся вниз головой.

• умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;

• шлепают ногами во время ходьбы;

• любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;

• трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

• жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;

• трудно понимают расположение тела в пространстве, поэтому они часто падают;

• трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;

• плохо удерживают позу;

• не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

• фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,

• чувство физической и психологической небезопасности,

• трудности в освоении знаний.

Таким образом, при ОВЗ можно выделить следующие симптомы нарушения сенсорной интеграции: чрезмерная сенсорная чувствительность, трудности в формировании пространственно-временных представлений, нарушения координации и концентрации, быстрая истощаемость организма от сенсорных впечатлений от окружающего мира.

Игры для сенсорного развития детей «Игры для сенсорного развития детей» Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

«Чудо-черепаха». Пособие для сенсорного развития Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия — это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Образовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Коврик для сенсорного развития О том, что у меня появился сенсорный коврик, созданный руками практикантов я писала в предыдущей публикации. Сегодня хочу поподробнее остановиться.

Дидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Создание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Источник

Читайте также:  Спорт это здоровье буквы
Adblock
detector