Меню

Сенсорная комната как волшебный мир здоровья

Сенсорная комната-волшебный мир здоровья
план-конспект урока по психологии (5 класс) по теме

Данный вид занятий проводится в сенсорной комнатой, созданной в нашей школе, после которых дети получают заряд положительный эмоций, у них формируются положительные эмоции и снимается напряжение, усталость после учебного дня

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Лидия Станиславовна – педагог – психолог

Сенсорная комната–волшебный мир здоровья

Цель занятия: обучение детей способам релаксации; снижение беспокойства и агрессивности; снятие нервного возбуждения и тревожности; активизация мозговой деятельности.

  1. снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  2. активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  3. стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д);
  4. развитие двигательных функций;
  5. устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
  6. создание положительного эмоционального фона.

Участники: ученики 5 классов

Время проведения: 45 минут

Здравствуйте, ребята и гости занятия. Сегодня мы с вами попадаем в сказочный мир сенсорной комнаты, которая поможет справиться с нашими страхами и проблемами. Что такое сенсорная комната мы узнаем в конце занятия, а пока давайте познакомимся.

Упражнение «Знакомство»: по очереди мы с вами будем называть свое имя и на первую букву имени прилагательное, которое вас охарактеризует, а каждый последующий называет имя и прилагательное предыдущего участника, а потом свое, при этом мы будем передавать клубок ниток который незримо объединит нас (4 минуты).

Упражнение «Релаксация на пуфике»:

И. п. — лежа на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах и лежат ладонями вниз, ноги разведены на ширину плеч. Глаза закрыты (можно смотреть на визуальные эффекты проектора), мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Дыхание равномерное, спокойное.

  1. Мы лежим на лесной поляне на солнышке (проектор направлен на пол, дети лежат в световом поле).
  2. Солнышко греет мое лицо.
  3. Мне тепло и уютно.
  4. Мои глаза закрыты, они отдыхают.
  5. Солнышко ласкает лучиками мое лицо.
  6. Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб).
  7. Потом глаза (ребенок трогает область глаз).
  8. Теперь нос (ребенок трогает нос).
  9. Затем щеки (ребенок трогает щеки).
  10. Мне тепло и уютно.
  11. Мои руки отдыхают.
  12. Мои ноги отдыхают.
  13. Мне тепло и уютно.
  14. Лесное солнышко поет мне песенку
  15. Мои глаза открываются.
  16. Мои руки тянуться вверх к солнышку.
  17. Мы растем, как цветы.
  18. Нам легко и свободно.
  19. Мы спокойны (7 минут)

Упражнение «На космическом корабле»:

Выполняется с использованием прибора «Бесконечность».

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

Детям предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный. Ведется разговор о том, что же дети смогли увидеть (5 минут)

Упражнение «Золотая рыбка»:

Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка (4 минуты)

Упражнение «Писатели звездных историй»:

Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.

Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив звездного панно, и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т.д., при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? Дети могут подходить и ощупывать панно, выбирая звезду, что способствует стимуляции зрительных и тактильных анализаторов (10 минут)

Упражнение «Солнечные зайчики»:

Цель игры: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.
Включается зеркальный шар (дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Участники выбирают себе цвета, затем включается музыка; пока она звучит, дети ходят только по своим «зайчикам», когда музыка закончится, в игру вступают другие участники. Ходить надо аккуратно, не толкая друг друга. Это двигательное занятие способствует непроизвольному мышечному расслаблению, снижению напряжения (7 минут)

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Это упражнение выполняется с помощью оптико-волоконного пучка «Звездный дождь».

Дети устраиваются рядом с этим прибором и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие (5 минут)

Упражнение «Около огня»:

Участники садятся вокруг светильника «Пламя» и обсуждают что же такое сенсорная комната и чем она может помочь.

Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.

Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.

Источник

Консультация «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья»

ГАЛИНА СТУПАКОВА
Консультация «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья»

Одна из приоритетных задач нашего детского сада — оздоровление детей. Наш коллектив ищет новые формы оздоровления.

С этой целью в нашем детском саду открылась темная сенсорная комната.

Она представляет собой помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулам.

Это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

• улучшению эмоционального состояния

• снижению беспокойства и агрессивности

• снятию нервного возбуждения и тревожности

• активизации мозговой деятельности

• ускорению восстановительных процессов после заболеваний

МЯГКАЯ СРЕДА — обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

Кресло-груша и пуфик c гранулами

Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

ТАКТИЛЬНАЯ СРЕДА — позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.

Воздушно-пузырьковые колонны с водой — основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, цвет подсветки которой меняется.

В сенсорной комнате используются для:

• развития зрительного восприятия,

• формирования фиксации взора,

• плавного прослеживания и зрительно-моторной координации,

• вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.

Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света — фотоны — воздействуют на процессы,происходящие в организме:

Панно с фибероптическими нитями «Таинственный свет»

Представляет собой панно из фиброоптических нитей Спокойная цветовая гамма, мерцающий свет, этого панно, расслабляет, создает уют в сенсорной комнате. Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.

ЗРИТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ СРЕДА — спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Звукотерапия — одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.

Интегрированное занятие «Волшебный Цветок здоровья» (для детей подготовительной группы) «Волшебный Цветок здоровья» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Цель: формировать основы здорового.

Комната Боевой славы Совсем немного дней осталось до самого главного, самого важного праздника нашей страны – юбилея Великой Победы. Этот долгожданный праздник.

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе «Волшебный цветок здоровья» Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе по кругу с выполнением движений ; закрепить умение пролезать в обруч боком, не задевая.

Наша «Волшебная комната» В канун Нового года, 29 декабря 2014 года, в нашем детском саду было открытие «Лего-комнаты» или «Волшебной комнаты», как её назвали дети.

Сенсорная книжечка Эту сенсорную книжечку я сделала сама в свой первый год работы в детском саду воспитателем первой младшей группы. Помогали мне в этом собственные.

Сенсорная комната Недавно в нашем ДОУ открылась сенсорная комната. Ее целью является: сохранение психологического здоровья детей в условиях ДОУ. Основные цели.

Сенсорная комната в Доме ребёнка Соавтор: Косенко Екатерина Сергеевна, воспитатель Гкуз ао сдр «Звёздочка» Сенсорная комната позволяет использовать широкий набор современного.

Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста Волшебный мир сенсорной комнаты притягивает и завораживает ребёнка. Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягких формах, наблюдая.

Сенсорная коробка На дворе лето, но не все летние дни солнечные и тёплые, для холодных и дождливых летних дней я изготовила для ребят сенсорную коробку. Сенсорная.

«Волшебный мухомор». Экологический компонент в воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Цель: Развивать экологическое мышление детей посредством творческого осмысления познаваемого объекта. Задачи: Знакомить с грибом мухомором,.

Источник

Сенсорная комната – волшебный мир здоровья

Сенсорная комната – волшебный мир здоровья.

Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает снять напряжение, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств дошкольников. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между детьми и специалистом.

Темная сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.

Сенсорная комната позволяет использовать в работе такие современные здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья как: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, а так же хождение по сенсорной дорожке рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Обязательным в коррекционной и профилактической работе является включение упражнений на релаксацию и растяжки, помогают снять нервно – психическое напряжение и нормализовать состояние внутренних органов, а также способствует эмоциональной разрядке в результате устранения «мышечных зажимов». Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна. Уставший человек, желая побороть сонливость и утомление, с усилием потягивается, зевает, встряхивает головой, стараясь распрямиться, вытянуться. При этом происходит смена кратковременного мышечного напряжения и расслабления, что позволяет человеку за короткое время полностью отдохнуть и вновь обрести рабочее состояние. Растягивание позволяет избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться, снять утомление.

Используются в работе с детьми технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры. Деятельность организую не заметно для ребенка, посредством своего включения в процесс игровой деятельности. Коррекционные технологии: психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Интерактивная среда сенсорной комнаты позволяет использовать любые формы работы. Необычное сочетание цвета, музыкального сопровождения и специального оборудования развивает не только детское воображение, но и способствует развитию педагогического творчества. Например, в занятии «Путешествие в зимний лес» дети проходят по сенсорной дорожке, как по заснеженным тропинкам, наступая на тропинку так, чтобы не разбудить обитателей леса: тихо и осторожно. Ходьба по ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе не только увлекательным, но и способствует прямой осанке.

Оптиковолокновый пучок торцевого свечения напоминает «заснеженные деревья» в лесу. На концах нитей — волокнах то загораются, то гаснут огоньки, их изменяющийся цвет напоминает иней на деревьях, поблескивающий на солнце в морозную погоду. Такой световой эффект обладает успокаивающим, релаксирующим действием. После путешествия по «Заснеженному лесу» предлагаю детям погреться у костра, используя светильник «Пламя».

С помощью еловых шишек дети делают пальчиковую гимнастику, вдыхая древесный аромат. Так же применяется звуковой эффект «треск костра» в лесу. Сочетание тактильного, звукового и визуального восприятия стимулирует у дошкольников сенсорную чувствительность и восстанавливает зрительно – моторную координацию.

На занятии «Космос», восприятие сенсорной тропы меняется в полутьме при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадая на окружающие предметы и изменяя их цвет. Такой светоэффект не меняет тактильных ощущений, а обостряет их. Отправляясь в путешествие по «галактике», дети полукругом в удобной для них позе, рассаживаются вокруг интерактивной напольной панели «Бесконечный тоннель». Эффект светящегося тоннеля, уходящего в глубь способствует концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, воображения. Сочетание аудио записи и светящегося тоннеля дает представление о трехмерности окружающего пространства и позволяет ребенку окунуться в волшебство «космической невесомости». При возвращении «космонавтам» предлагаю передать свои чувства в рисунке, используя прием арттерапии. Дети с большим удовольствием отражают свои впечатления в рисунке, используя всю гамму ярких красок, что способствует повышению эмоционального фона и заряду хорошего настроения. В занятии «Цветная сказка» дошкольники учатся моделировать свои эмоции, посредством цвета и узнают об эмоциях окружающих.

Для привлечения большего внимания и продуктивности занятия, используется детский зеркальный уголок с «Пузырьковой колонной». Тактильное и зрительное восприятие позволяют упокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающими, а также побыть наедине со своими мыслями и ощущениями. В это занятие включаю «минутку шалости»: возле панно «кривое зеркало» ребенок видит искажение не только окружающего пространства, а так же и собственного тела, что приводит его в неописуемый восторг. Дети возле такого зеркала, даже самые замкнутые, с удовольствием примеряют на себя разнообразные атрибуты одежды и строят гримасы. В свете различных приборов эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений. Занятие «Я и мои помощники» позволяет дошкольникам познакомиться со строением собственного тела и осознать себя как единое целое (мои чувства, мои эмоции, моё тело и т. п.) и собственное «Я». Дети учатся контролировать свои эмоции и быть внимательными к эмоциям окружающих. Для занятия использую «сухой душ»: разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, сквозь них можно проходить, касаясь всем телом. Оказавшись в «сухом душе», вверху можно увидеть свое отражение в зеркальном потолке. Разноцветные «струи» способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия, осознанию себя в пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. «Сухой душ» так же использую как «уголок уединения». Релаксацию в этом занятии заменяю целебной звуковой гимнастикой для укрепления духа и тела.

Хотелось бы отметить важное влияние музыки и света на соматическое и психическое состояние. Известно, что сочетание этих факторов может оказывать различное воздействие тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное применение музыки и света может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Такие занятия можно проводить в сенсорной комнате.

Творческий подход к проведению занятий с детьми в сенсорной комнате позволяет более продуктивно удерживать внимание дошкольников. Перевоплощаясь в различные образы, дети без стеснения проявляют свои эмоции и чувства. Под влиянием положительных эмоций и новых зрительных и тактильных ощущений дети становятся более открытыми для общения, дают адекватную оценку собственным поступкам и поступкам своих сверстников. Так же отмечается личностный рост: дети больше проявляют инициативу, стали чувствительны к эмоциям сверстника.

Технологии и методики:

1. Прием игровой психокоррекции – практическое пособие для психологов «Игротерапия общения» – М: 2000.

2. Прием цветотерапии «Разноцветные сказки» — автор методики – Санкт – Петербург: 2001.

3. Приемы психогимнастики – «Психогимнастика в детском саду» — М: 2005. Комплекс занятий для дошкольников с нормой развития и «пограничными нарушениями».

4. «Практическая психология в работе с детьми с ЗПР» – М: 2004.

5. «Ступеньки развития» ранняя диагностика и коррекция дошкольников с ЗПР, – М: 2000.

6. В работе используется программа «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» — М: 2004. Представленная программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его развития. Основной акцент направлен на совершенствование психомоторной функции и эмоциональной устойчивости.

7. «Азбука общения» Санкт – Петербург 2004.

В результате комплексной работы педагогов, специалистов, а также привлечения родителей в педагогический процесс добилась положительной динамике в развитии эмоционально – волевой и личностной сферы.

В перспективе планируем изучить опыт работы, представленный в периодической печати и методических пособиях по профилактике эмоционального выгорания педагогов и проводить для педагогов ДОУ «Вечера психологической разгрузки» в темной сенсорной комнате.

Источник

Читайте также:  Что такое эмоциональное здоровье школьника
Adblock
detector