Сенсорная комната-волшебный мир здоровья
план-конспект урока по психологии (5 класс) по теме
Данный вид занятий проводится в сенсорной комнатой, созданной в нашей школе, после которых дети получают заряд положительный эмоций, у них формируются положительные эмоции и снимается напряжение, усталость после учебного дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветкова Лидия Станиславовна – педагог – психолог
Сенсорная комната–волшебный мир здоровья
Цель занятия: обучение детей способам релаксации; снижение беспокойства и агрессивности; снятие нервного возбуждения и тревожности; активизация мозговой деятельности.
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д);
- развитие двигательных функций;
- устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
- создание положительного эмоционального фона.
Участники: ученики 5 классов
Время проведения: 45 минут
Здравствуйте, ребята и гости занятия. Сегодня мы с вами попадаем в сказочный мир сенсорной комнаты, которая поможет справиться с нашими страхами и проблемами. Что такое сенсорная комната мы узнаем в конце занятия, а пока давайте познакомимся.
Упражнение «Знакомство»: по очереди мы с вами будем называть свое имя и на первую букву имени прилагательное, которое вас охарактеризует, а каждый последующий называет имя и прилагательное предыдущего участника, а потом свое, при этом мы будем передавать клубок ниток который незримо объединит нас (4 минуты).
Упражнение «Релаксация на пуфике»:
И. п. — лежа на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах и лежат ладонями вниз, ноги разведены на ширину плеч. Глаза закрыты (можно смотреть на визуальные эффекты проектора), мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Дыхание равномерное, спокойное.
- Мы лежим на лесной поляне на солнышке (проектор направлен на пол, дети лежат в световом поле).
- Солнышко греет мое лицо.
- Мне тепло и уютно.
- Мои глаза закрыты, они отдыхают.
- Солнышко ласкает лучиками мое лицо.
- Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб).
- Потом глаза (ребенок трогает область глаз).
- Теперь нос (ребенок трогает нос).
- Затем щеки (ребенок трогает щеки).
- Мне тепло и уютно.
- Мои руки отдыхают.
- Мои ноги отдыхают.
- Мне тепло и уютно.
- Лесное солнышко поет мне песенку
- Мои глаза открываются.
- Мои руки тянуться вверх к солнышку.
- Мы растем, как цветы.
- Нам легко и свободно.
- Мы спокойны (7 минут)
Упражнение «На космическом корабле»:
Выполняется с использованием прибора «Бесконечность».
Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.
Детям предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный. Ведется разговор о том, что же дети смогли увидеть (5 минут)
Упражнение «Золотая рыбка»:
Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.
Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка (4 минуты)
Упражнение «Писатели звездных историй»:
Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.
Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив звездного панно, и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т.д., при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? Дети могут подходить и ощупывать панно, выбирая звезду, что способствует стимуляции зрительных и тактильных анализаторов (10 минут)
Упражнение «Солнечные зайчики»:
Цель игры: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.
Включается зеркальный шар (дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Участники выбирают себе цвета, затем включается музыка; пока она звучит, дети ходят только по своим «зайчикам», когда музыка закончится, в игру вступают другие участники. Ходить надо аккуратно, не толкая друг друга. Это двигательное занятие способствует непроизвольному мышечному расслаблению, снижению напряжения (7 минут)
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.
Это упражнение выполняется с помощью оптико-волоконного пучка «Звездный дождь».
Дети устраиваются рядом с этим прибором и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие (5 минут)
Упражнение «Около огня»:
Участники садятся вокруг светильника «Пламя» и обсуждают что же такое сенсорная комната и чем она может помочь.
Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.
Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.
Источник
Консультация «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья»
ГАЛИНА СТУПАКОВА
Консультация «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья»
Одна из приоритетных задач нашего детского сада — оздоровление детей. Наш коллектив ищет новые формы оздоровления.
С этой целью в нашем детском саду открылась темная сенсорная комната.
Она представляет собой помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулам.
Это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.
Пребывание в сенсорной комнате способствует:
• улучшению эмоционального состояния
• снижению беспокойства и агрессивности
• снятию нервного возбуждения и тревожности
• активизации мозговой деятельности
• ускорению восстановительных процессов после заболеваний
МЯГКАЯ СРЕДА — обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния.
Кресло-груша и пуфик c гранулами
Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
ТАКТИЛЬНАЯ СРЕДА — позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.
Воздушно-пузырьковые колонны с водой — основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, цвет подсветки которой меняется.
В сенсорной комнате используются для:
• развития зрительного восприятия,
• формирования фиксации взора,
• плавного прослеживания и зрительно-моторной координации,
• вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света — фотоны — воздействуют на процессы,происходящие в организме:
Панно с фибероптическими нитями «Таинственный свет»
Представляет собой панно из фиброоптических нитей Спокойная цветовая гамма, мерцающий свет, этого панно, расслабляет, создает уют в сенсорной комнате. Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.
ЗРИТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ СРЕДА — спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Звукотерапия — одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
Интегрированное занятие «Волшебный Цветок здоровья» (для детей подготовительной группы) «Волшебный Цветок здоровья» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Цель: формировать основы здорового.
Комната Боевой славы Совсем немного дней осталось до самого главного, самого важного праздника нашей страны – юбилея Великой Победы. Этот долгожданный праздник.
Конспект НОД по физической культуре в старшей группе «Волшебный цветок здоровья» Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе по кругу с выполнением движений ; закрепить умение пролезать в обруч боком, не задевая.
Наша «Волшебная комната» В канун Нового года, 29 декабря 2014 года, в нашем детском саду было открытие «Лего-комнаты» или «Волшебной комнаты», как её назвали дети.
Сенсорная книжечка Эту сенсорную книжечку я сделала сама в свой первый год работы в детском саду воспитателем первой младшей группы. Помогали мне в этом собственные.
Сенсорная комната Недавно в нашем ДОУ открылась сенсорная комната. Ее целью является: сохранение психологического здоровья детей в условиях ДОУ. Основные цели.
Сенсорная комната в Доме ребёнка Соавтор: Косенко Екатерина Сергеевна, воспитатель Гкуз ао сдр «Звёздочка» Сенсорная комната позволяет использовать широкий набор современного.
Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста Волшебный мир сенсорной комнаты притягивает и завораживает ребёнка. Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягких формах, наблюдая.
Сенсорная коробка На дворе лето, но не все летние дни солнечные и тёплые, для холодных и дождливых летних дней я изготовила для ребят сенсорную коробку. Сенсорная.
«Волшебный мухомор». Экологический компонент в воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Цель: Развивать экологическое мышление детей посредством творческого осмысления познаваемого объекта. Задачи: Знакомить с грибом мухомором,.
Источник
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья.
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает снять напряжение, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств дошкольников. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между детьми и специалистом.
Темная сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.
Сенсорная комната позволяет использовать в работе такие современные здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья как: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, а так же хождение по сенсорной дорожке рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Обязательным в коррекционной и профилактической работе является включение упражнений на релаксацию и растяжки, помогают снять нервно – психическое напряжение и нормализовать состояние внутренних органов, а также способствует эмоциональной разрядке в результате устранения «мышечных зажимов». Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна. Уставший человек, желая побороть сонливость и утомление, с усилием потягивается, зевает, встряхивает головой, стараясь распрямиться, вытянуться. При этом происходит смена кратковременного мышечного напряжения и расслабления, что позволяет человеку за короткое время полностью отдохнуть и вновь обрести рабочее состояние. Растягивание позволяет избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться, снять утомление.
Используются в работе с детьми технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры. Деятельность организую не заметно для ребенка, посредством своего включения в процесс игровой деятельности. Коррекционные технологии: психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Интерактивная среда сенсорной комнаты позволяет использовать любые формы работы. Необычное сочетание цвета, музыкального сопровождения и специального оборудования развивает не только детское воображение, но и способствует развитию педагогического творчества. Например, в занятии «Путешествие в зимний лес» дети проходят по сенсорной дорожке, как по заснеженным тропинкам, наступая на тропинку так, чтобы не разбудить обитателей леса: тихо и осторожно. Ходьба по ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе не только увлекательным, но и способствует прямой осанке.
Оптиковолокновый пучок торцевого свечения напоминает «заснеженные деревья» в лесу. На концах нитей — волокнах то загораются, то гаснут огоньки, их изменяющийся цвет напоминает иней на деревьях, поблескивающий на солнце в морозную погоду. Такой световой эффект обладает успокаивающим, релаксирующим действием. После путешествия по «Заснеженному лесу» предлагаю детям погреться у костра, используя светильник «Пламя».
С помощью еловых шишек дети делают пальчиковую гимнастику, вдыхая древесный аромат. Так же применяется звуковой эффект «треск костра» в лесу. Сочетание тактильного, звукового и визуального восприятия стимулирует у дошкольников сенсорную чувствительность и восстанавливает зрительно – моторную координацию.
На занятии «Космос», восприятие сенсорной тропы меняется в полутьме при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадая на окружающие предметы и изменяя их цвет. Такой светоэффект не меняет тактильных ощущений, а обостряет их. Отправляясь в путешествие по «галактике», дети полукругом в удобной для них позе, рассаживаются вокруг интерактивной напольной панели «Бесконечный тоннель». Эффект светящегося тоннеля, уходящего в глубь способствует концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, воображения. Сочетание аудио записи и светящегося тоннеля дает представление о трехмерности окружающего пространства и позволяет ребенку окунуться в волшебство «космической невесомости». При возвращении «космонавтам» предлагаю передать свои чувства в рисунке, используя прием арттерапии. Дети с большим удовольствием отражают свои впечатления в рисунке, используя всю гамму ярких красок, что способствует повышению эмоционального фона и заряду хорошего настроения. В занятии «Цветная сказка» дошкольники учатся моделировать свои эмоции, посредством цвета и узнают об эмоциях окружающих.
Для привлечения большего внимания и продуктивности занятия, используется детский зеркальный уголок с «Пузырьковой колонной». Тактильное и зрительное восприятие позволяют упокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающими, а также побыть наедине со своими мыслями и ощущениями. В это занятие включаю «минутку шалости»: возле панно «кривое зеркало» ребенок видит искажение не только окружающего пространства, а так же и собственного тела, что приводит его в неописуемый восторг. Дети возле такого зеркала, даже самые замкнутые, с удовольствием примеряют на себя разнообразные атрибуты одежды и строят гримасы. В свете различных приборов эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений. Занятие «Я и мои помощники» позволяет дошкольникам познакомиться со строением собственного тела и осознать себя как единое целое (мои чувства, мои эмоции, моё тело и т. п.) и собственное «Я». Дети учатся контролировать свои эмоции и быть внимательными к эмоциям окружающих. Для занятия использую «сухой душ»: разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, сквозь них можно проходить, касаясь всем телом. Оказавшись в «сухом душе», вверху можно увидеть свое отражение в зеркальном потолке. Разноцветные «струи» способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия, осознанию себя в пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. «Сухой душ» так же использую как «уголок уединения». Релаксацию в этом занятии заменяю целебной звуковой гимнастикой для укрепления духа и тела.
Хотелось бы отметить важное влияние музыки и света на соматическое и психическое состояние. Известно, что сочетание этих факторов может оказывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное применение музыки и света может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Такие занятия можно проводить в сенсорной комнате.
Творческий подход к проведению занятий с детьми в сенсорной комнате позволяет более продуктивно удерживать внимание дошкольников. Перевоплощаясь в различные образы, дети без стеснения проявляют свои эмоции и чувства. Под влиянием положительных эмоций и новых зрительных и тактильных ощущений дети становятся более открытыми для общения, дают адекватную оценку собственным поступкам и поступкам своих сверстников. Так же отмечается личностный рост: дети больше проявляют инициативу, стали чувствительны к эмоциям сверстника.
Технологии и методики:
1. Прием игровой психокоррекции – практическое пособие для психологов «Игротерапия общения» – М: 2000.
2. Прием цветотерапии «Разноцветные сказки» — автор методики – Санкт – Петербург: 2001.
3. Приемы психогимнастики – «Психогимнастика в детском саду» — М: 2005. Комплекс занятий для дошкольников с нормой развития и «пограничными нарушениями».
4. «Практическая психология в работе с детьми с ЗПР» – М: 2004.
5. «Ступеньки развития» ранняя диагностика и коррекция дошкольников с ЗПР, – М: 2000.
6. В работе используется программа «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» — М: 2004. Представленная программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его развития. Основной акцент направлен на совершенствование психомоторной функции и эмоциональной устойчивости.
7. «Азбука общения» Санкт – Петербург 2004.
В результате комплексной работы педагогов, специалистов, а также привлечения родителей в педагогический процесс добилась положительной динамике в развитии эмоционально – волевой и личностной сферы.
В перспективе планируем изучить опыт работы, представленный в периодической печати и методических пособиях по профилактике эмоционального выгорания педагогов и проводить для педагогов ДОУ «Вечера психологической разгрузки» в темной сенсорной комнате.
Источник