Роль сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников с ОВЗ
Елена Гончарова
Роль сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников с ОВЗ
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». В. Сухомлинский
На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.
Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного овладения многими видами деятельности, для успешного обучения в школе.
У детей с ОВЗ наблюдаются:
— низкая двигательная и познавательная активность;
— недостатки общей и тонкой ручной моторики;
— несформированность пространственной ориентировки;
— недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности.
Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы.
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Игры и упражнения по сенсомоторному развитию способствуют хорошему развитию дошкольников во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО):
— физическое развитие: кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
— познавательное развитие: развиваются память, внимание, сенсорные и мыслительные процессы, формируются счетные навыки;
— речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарь;
— социально-коммуникативное развитие: дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;
— художественно-эстетическое развитие: развиваются творчество и воображение.
Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры и упражнения на развитие сенсомоторных навыков.
Игры с прищепками: прекрасно тренируют моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности.
Самомассаж: развитие тактильной чувствительности рук. Выполняется с помощью тренажеров Су-Джок, массажных мячиков, щеток, шестигранных карандашей.
Разрезные картинки: формируют представление о целостном образе предмета, развивают мелкую моторику пальцев рук, пространственное ориентирование.
Игры-шнуровки: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, пространственное ориентирование, творческие способности, усидчивость, способствуют развитию речи, улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
«Почтовый ящик»: формирование восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Многолетний опыт работы ДОУ показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными участниками коррекционного процесса, помощниками педагогов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника.Эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей являются:
Информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ);
Индивидуальные (беседы, консультации);
Коллективные (родительские собрания, тематические консультации).
Важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Конспект занятия по развитию сенсомоторных навыков Программное содержание: Цель: развитие сенсо-моторных навыков; стимулирование речевой активности. Задачи: I. Обучение детей обследовательским.
Консультация для педагогов и родителей «Теоретические основы умственного развития дошкольников» Теоретические основы умственного развития дошкольников. Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений,.
Консультация для педагогов «Роль речевого развития в формировании коммуникативных навыков у дошкольников» Каждый человек занимает в обществе определенное место, находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения.
Дидактическая игра как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников Консультация для воспитателей ДОУ: «Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников»..
Консультация для воспитателей «Роль прогулки в укреплении здоровья и умственного развития дошкольников» Воспитатель Радина Ирина Ивановна ГККП ясли/сад № 14 г. Костанай Костанайская область Консультация «Роль прогулки в укреплении здоровья.
Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.
Примерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышей Примерная серия игр на развитие мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития детей от 1.5 до 3 лет. «Ум ребенка.
Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к школьному обучению».
Развитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школе Опыт работы ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества.
Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.
Источник
Консультация для воспитателей по теме «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
консультация по коррекционной педагогике
Одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми ОВЗ, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, развивается система оказания им квалифицированной помощи в различных типах образовательных учреждений, в том числе реализующих инклюзивную практику. Одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми ОВЗ, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он говорит. Успешность сенсомоторного развития детей с ОВЗ зависит от чёткого определения основных направлений работы, содержания, условий реализации задач, а также систематического мониторинга результатов. Реализации инклюзивной практики требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.
Принимая в группу такого ребенка, специалисты ДОУ должны учитывать следующее:
∙ практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речи, мыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
∙ у большинства детей нарушены коммуникативные навыки; у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
• у детей с проблемами зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.
Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создать такие условия , при которых обеспечиваются:
∙ привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке.
∙ присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;
∙ использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания.
Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности. Упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
∙ недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;
∙ включение детей в помощь друг другу — общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
∙ включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;
∙ создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке — это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;
∙ обеспечение спокойного засыпания и возможности уединения для ребенка. Уголки уединения -то, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, создаются условия в зависимости от характера нарушений здоровья.
Создание специальных образовательных условия для дошкольников с нарушением восприятия.
К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления. Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых
Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха:
∙ зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);
∙ слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов — звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);
∙ тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других
свойств предметов на ощупь и по обводящему движению); вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители);
∙ мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи; игровой деятельности (поэтапное формирование).
Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:
• зрительного — игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;
• слухового — музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;
• тактильно-двигательного — тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, сенсорные дорожки, «Твистер» и др.
Для развития детей с нарушениями зрения характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения :
∙ расширение знаний и представлений об окружающем мире;
∙ развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием остаточного зрения;
∙ развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного; формирование пространственных представлений.
Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения способствует развитию полисенсорного восприятия и включает следующее:
∙ дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;
∙ рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;
∙ специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель,
одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.
Педагоги должны обеспечить безопасность перемещения ребенка по детскому саду и его территории и предоставить возможность довольно близкого его расположения к наглядному материалу во время занятий.
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.
дефекта их условно подразделяют на три группы:
1. Дети, страдающие остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п. Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к освоению ребенком образовательной программы.
2. Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также дети, страдающие тяжелыми формами сколиоза. Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение.
3. Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто наблюдаются различные формы дизартрии. Специфика в том , что ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.
Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата :
∙ развитие двигательных функций — метод торможения и облегчения (торможение
нежелательных движений, сопровождаемых повышением мышечного тонуса, облегчает произвольную сенсомоторную активность);
∙ формирование захвата- отпускания предмета, дифференцированные движения пальцев, под готовка и развитие самостоятельной ходьбы;
∙ стимуляцию начальных голосовых реакций, звукоподражаний;
∙ формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.
Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка: игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. для предметно-манипулятивной.
В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей:
∙ сенсорные лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;
∙ массажные игрушки-различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.;
∙ игры для развития мелкой моторики -прищепки, шнуровки, бусы и др.
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением интеллекта.
Интеллект в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л.С. Выготский). Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Поэтому, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта обеспечивает:
∙ привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;
∙ формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);
∙ формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями; включение речи в мыслительную деятельность — знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях;
∙ знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков);
∙ расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением интеллекта:
Для этого в развивающей предметно-пространственной среде необходимо содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся:
∙ картинки с изображением последовательности действий — для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
∙ дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности — с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;
∙ игры на установление причинно-следственных связей между изображаемы ми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом.
Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями;
∙ игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации -железная дорога, парковка,автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями.
Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение коммуникации, которое характерно и для большинства детей с расстройствами аутистического спектра.
Первостепенная задача в этом случае — установление эмоционального контакта с ребенком и развитие его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы установление эмоционального контакта было успешным, необходимо создать для ребенка комфортную ситуацию общения, которая подкреплялась бы приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок получает опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, постепенно развивает более сложные формы взаимодействия. Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка -четкий распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях.
Создание специальных образовательных условий для детей с эмоционально-волевыми расстройствами обеспечивает:
∙ преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
∙ преодоление отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
∙ установление контакта с ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда включает:
∙ последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий — это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);
∙ картинки, отражающие различные эмоциональные состояния ребенка, игры с «азбукой эмоций» помогают:
-замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);
-декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
-анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
-воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;
-управлять своим эмоциональным состоянием;
∙ книги разной степени сложности;
∙ кукольный театр — прекрасное средство для развития взаимодействия между детьми,
развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче
вступать в общение;
∙ музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений
— его использование даст ребенку возможность уединиться и отдохнуть в течение дня.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную без опасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется мот.
Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) осуществляется по адаптированной образо.
Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии.
Рекомендации родителям на тему «Социально-коммуникативное развитие ребенка»1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного.
Проблема сенсомоторного развитя детей с ОВЗ на современном этапе очень актуальна.
В современных условиях перехода к ФГОС ДО меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребова.
Источник