Меню

Семья социального риска здоровье

Специфика работы с детьми и семьёй «социального риска»
статья на тему

Данная статья излагает актуальность проблем существования и появление семей «социального риска», и предлагает поиск путей снижения роста таких семей.

Скачать:

Вложение Размер
ns_portal.docx 21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Семья «социального риска» — это семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, где её основные функции искажаются или вообще отсутствуют. К категории семей «социального риска» относятся такие семьи как: неполные, многодетные, малоимущие, семьи имеющие в своём составе ребёнка инвалида, семьи беженцев и др. Проблемы этих семей различны. С некоторыми трудностями семья может справиться самостоятельно, но бывают и такие, где без помощи квалифицированных специалистов, просто не обойтись.

На сегодняшний день на современную семью влияют различные негативные факторы, которые тормозят её развитие. Традиционная модель семьи давно уже устарела, она подверглась многочисленным изменениям. Сегодня растёт появление детей, рождённых вне брака, число разводов увеличивается со страшной силой, часто дети проводят своё свободное время за игровой приставкой, и что самое печальное, растёт подростковая преступность. Изменились старые нормы поведения, характер взаимоотношений между супругами, взаимоотношения между детьми и родителями, и конечно же отношение родителей к воспитанию ребёнка. Роль семьи в формировании личности ребёнка существенно снижается, в родном доме ухудшаются условия жизни и воспитания детей – это наша действительность на сегодняшний день.

Именно поэтому растёт число семей «социального риска». В такой семье ребёнок становится ослабленным, социально запущенным. Самое страшное, что в таких семьях существует риск появления малолетних правонарушителей среди детей.

На сегодняшний день такое понятие как дети из семей «социального риска», употребляется в психологии и педагогике довольно часто. Слово «риск» означает большую вероятность чего-либо негативного, что может произойти или не произойти. Поэтому если мы говорим о детях из таких семей, то подразумеваем, что они находятся под влиянием негативных факторов в семье.

Семьи «социального риска» — разновидность семьи как социального института, которая в силу своих особенностей не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных факторов и представляет опасность для нормального функционирования общества.

Важную роль в выявлении семей «социального риска» отводится воспитателю, который каждый день работает с детьми. Можно по внешнему виду, и по поведению ребёнка определить признаки неблагополучия: утомлённый внешний вид ребёнка; неопрятность в одежде; гигиеническая запущенность; отставание в речевом и моторном развитии; чрезмерная потребность в ласке; плаксивость; трудности в обучении; проблемы во взаимоотношениях с детьми; резкая смена настроения и др.

Главным, в воспитании и оздоровлении ребёнка, является сохранение и укрепление его здоровья, в совместной деятельности с семьёй. Правильно воспитывать здорового ребёнка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах: воспитания, оздоровления, режима дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур и др.

Поэтому очень важно оказывать всю необходимую помощь не только детям, но и родителям, привлекать их к участию «жизни» детского сада.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как нам всем известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребёнка. Но так как большинство родителей вынуждены работать, чтобы содержать себя и свою семью, то дети проводят очень много времени (9-12 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием, занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка играет самую важную роль. Если требования предъявляемые к ребёнку в ДОУ и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено.

Работа с детьми из семей «социального риска» :

1.Предложить детям нарисовать свою семью. Этот тест используют психологи, и не только, с целью выявления внутрисемейных отношений. Тест помогает увидеть отношение ребёнка к членам своей семьи, его чувства и страхи.

2. Метод тактильной терапии ( способствует доверительному отношению между воспитателем и ребёнком, а также снимает напряжение, влияет на развитие мышц и суставов, поднимает настроение).

3.Метод сказкотерапии очень нравится детям (помогает выявить интересы ребёнка, его увлечения, а также страхи и эмоциональную атмосферу).

4.Метод арт-терапии (определяет эмоциональное состояние ребёнка, его чувства, главная роль отводится цвету) .

5.Метод игротерапии должен проводиться с детьми еждневно (способствует преодолению социальных и психологических трудностей в игре).

6.Метод песочной терапии приводит детей в восторг (влияет на развитие фантазии, творчества, мелкой моторики и связной речи).

Предложения по работе с семьями «социального риска» для педагогов:

Источник

Семьи группы социального риска, воспитывающие детей раннего возраста, как объект медико-социальной работы в детских поликлиниках

Выявление неблагоприятных факторов медико-демографического, социально-гигиенического, психологического характера, выделяющих семьи высокого социального риска. Анализ работы отделения медико-социальной помощи и профилактики при детской поликлинике.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 24.04.2017
Размер файла 15,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семьи группы социального риска, воспитывающие детей раннего возраста, как объект медико-социальной работы в детских поликлиниках

Сыктывкарский государственный университет

Детская поликлиника является основным лечебно-профилактическим учреждением, в котором осуществляется непрерывное активное наблюдение за ребенком начиная с антенатального периода до подросткового возраста. Решение этой трудной и ответственной задачи возможно только при условии тесного контакта детской поликлиники с семьей ребенка. Семье принадлежит ведущая роль не только в воспитании ребенка, но и в формировании здоровья и его развития. неблагоприятный риск семья медицинский

Охрана здоровья ребенка из семьи, в которой присутствуют факторы социального риска, способная оказать влияние на показатели здоровья ребенка, требует от коллектива детской поликлиники индивидуально-дифференцированного подхода. Знание и учет отрицательных факторов медикодемографического, социально-гигиенического и социально-психологического характера помогут максимально выполнять необходимый объем рекомендаций по их нивелированию, а также правильно планировать и проводить санитарно-просветительскую работу в конкретной семье. Такой комплексный подход позволит определить для этой семьи оптимальные и достаточные формы оказания медицинской и социально-правовой помощи.

С целью изучения алгоритма работы отделения медико-социальной помощи и профилактики при детской поликлинике №3 автором было проведено социологическое исследование. Для получения более полной и точной информации был использован метод контент-анализа медико-социальных карт семей, состоящих на контроле в медико-социальном отделении.

Всего на текущем учете в медико-социальном отделении детской поликлиники №3 состоит 55 семей социального риска, где воспитывается 68 детей. Демографическая характеристика этих семей свидетельствует о потенциально возможных сложностях в их внутренних взаимоотношениях: 47% неполных семей социального риска, где 11% из них — неполных многодетных, 45% — полных семей и 22% — многодетных.

Проанализировав факторы, влияющие на здоровье детей, можно отметить, что у большинства. (89%) семей наблюдаются проблемы социальнопсихологического характера: злоупотребление спиртными напитками, табаком (особенно матерью во время беременности и в период грудного вскармливания ребенка), наличие пристрастия к наркотическим и токсическим средствам у одного или обоих родителей, неблагополучный психологический климат в семье, низкая общая и санитарная культура матери, низкий образовательный уровень родителей.

Работа с родителями в семьях, где один или оба имеют вредные привычки, строится следующим образом: специалист должен, используя все имеющиеся средства и возможности, показать родителям пагубность их воздействия на здоровье ребенка. Показать не только медицинские аспекты этого воздействия, а и тот социальный вред, который они причиняют будущему здоровью своего ребенка. Ведь пребывание ребенка в семье родителей, имеющих вредные привычки, приводит к неврозам, психическим нарушениям, высокой заболеваемости и травматизму. Заболеваемость у таких детей в 3,5 раза выше, чем у детей из благополучных семей. Такие семьи необходимо как можно чаще посещать, особенно те, где родители страдают хроническим алкоголизмом и наркоманией.

Если рассматривать работу с семьями с неблагоприятным психологическим климатом, то специалисту необходимо, прежде всего, выяснить причину внутрисемейной напряженности. При проведении патронажной работы объяснить родителям, что внутрисемейный конфликт пагубно влияет на течение беременности, вызывает у ребенка нарушение сна, аппетита, может сформировать невротическое состояние, снижает физическое и психомоторное развитие ребенка, что ведет к общему ослаблению организма, повышает восприимчивость к заболеваниям, которые протекают тяжелее и чаще с осложнениями. Такие семьи нужно привлекать к работе с психологом.

У второй группы семей (51%) можно отметить факторы медикодемографического характера: многодетная семья, отсутствие в семье одного из родителей (неполная семья), наличие в семье ребенка с врожденными заболеваниями или дефектами развития, случаи мертворождаемости, смерть ребенка в возрасте до 1 года.

В работе с неполными семьями специалисту необходимо усилить санитарно-просветительную работу и социально-правовую помощь, во время проведения дородового и послеродового патронажей установить, насколько ребенок был желанен. Если ребенок нежеланный, осветить матери ее роль в дальнейшей судьбе ребенка, привести примеры правильного отношения к здоровью и воспитанию ребенка. Необходимо привлекать к данной работе психолога. Одной из задач является установление контакта с ближайшими родственниками, разъяснение им, что мать и ребенок в таких случаях нуждаются в повышенном внимании, в моральной и материальной помощи. С помощью юриста подробно дать информацию о социально-правовой защищенности детей из неполных семей.

В работе с многодетными семьями специалисту, прежде всего, необходимо учитывать тот факт, что ребенок в такой семье может развиваться в стесненных жилищно-бытовых условиях, в семье могут быть трудности с приобретением детской одежды, питания, медикаментов, ориентировать отца на оказание помощи по уходу за детьми. Совместно с юристом дать полные разъяснения по социально-правовым вопросам, акцентировать внимание на льготах.

Также необходима работа с семьями, в которых были отмечены случаи мертворождения, рождения ребенка с врожденными пороками развития, случаи младенческой смертности. Всю эту информацию специалист получает при первом патронаже, когда анализируется состояние здоровья родителей и имеющихся детей, внутрисемейные отношения и условия микросоци- альной среды. Если с учетом медицинских и социальных противопоказаний рождение ребенка нежелательно, то объяснить нецелесообразность рождения ребенка семье и родственникам. Если же он родился, попытаться относиться к такому ребенку как к обычному, воспитывать его в заботе и ласке, помочь ему успешно интегрироваться в общество.

Третьей группе семей (27%) присущи такие негативные социальногигиенические факторы, как плохие материально-бытовые условия, где у большинства (64% от общего количества) антисанитарные условия. Как правило, такие семьи проживают в неблагоустроенном жилье. Работа с семьями, проживающими в подобных условиях, включает следующее. Специалист по социальной работе подробно информирует семью по вопросам социальноправовой помощи. Он должен рассказать родителям о неблагоприятном воздействии на здоровье ребенка плохих материальных и бытовых условий, особенно в раннем возрасте. Если нет возможности улучшить жилищнобытовые условия, то медицинский работник должен настойчиво проводить работу в направлении активизации усилий семьи по проведению социальногигиенических мероприятий: соблюдение оптимального температурного режима, проведение более частых проветриваний, устранение сырости, регулярная влажная уборка. Необходимо контролировать соблюдение правил личной гигиены, рационального питания ребенка, его физического воспитания. В обязанности медработников входят эти и другие мероприятия, которые позволяют снизить негативное воздействие факторов социальногигиенического порядка на показатели здоровья ребенка.

В 15% семей встречается сочетание неблагоприятных факторов медикодемографического, социально-гигиенического и социально-психологического характера — это семьи высокого социального риска.

Все вышеперечисленные негативные факторы почти в каждой третьей семье отражаются на состоянии здоровья детей: 3% детей страдают врожденными пороками развития, 10% — гипотрофией 1 степени, 9% — анемией 1 степени, 3% — рахитом 2 степени. Также можно встретить у ребенка алкогольную эмбриефетонию, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, невроз, гепатит В, детский церебральный паралич (ДЦП).

Таким образом, создание отделения медико-социальной помощи и профилактики при детской поликлинике №3 позволило объединить и сконцентрировать информацию о детях из семей социального риска и организовать целенаправленную профилактическую работу с ними.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Направления работы медико-социального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Азовского немецкого национального района». Функции, роль и место специалиста участковой социальной службы в системе социальной работы с семьей и детьми.

отчет по практике [36,0 K], добавлен 02.03.2016

Характеристика семей группы риска. Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска». Воздействие семейного неблагополучия на детей. Основное содержание социальной работы с проблемными семьями. Методы социальной работы с неблагополучными семьями.

дипломная работа [73,9 K], добавлен 05.01.2011

Характеристика здоровья детского населения и его факторов. Задачи, функции и содержание деятельности специалиста по социальной работе в детской поликлинике. Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей, обслуживаемых детской поликлиникой.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 11.12.2013

Понятие, сущность и основные направления медико-социальной помощи беременным женщинам на современном этапе. Опыт работы в сфере медико-социальной помощи беременным женщинам в специализированных учреждениях на примере фельдшерско-акушерского пункта.

дипломная работа [102,6 K], добавлен 11.01.2009

Теоретические основы наркомании как медико-социально-психологической проблемы. Анализ медико-социальной реабилитации как технологии социальной работы с наркозависимыми. Результаты исследования особенностей реабилитационных мероприятий с наркозависимыми.

дипломная работа [85,6 K], добавлен 22.08.2010

Источник

Читайте также:  Как поддержать духовное здоровье
Adblock
detector