Меню

Семья школа здоровье младших школьников

Взаимодействие семьи и школы по формированию здорового поколения
материал по теме

В статье рассказывается о совместной работе классного руководителя и родителей по формированию зздорового образа жизни учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_po_formirovaniyu_zdorovogo_pokoleniya.doc 659 КБ

Предварительный просмотр:

Летягина Людмила Васильевна

«Взаимодействие семьи и школы

по формированию здорового поколения»

« Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Использование новых технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил:

“…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям.”

Задача учителя – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.

Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье , среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью , к здоровью близких, к людям.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье , что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи .

Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи .

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.

Всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни

(проведение тематических родительских собраний и конференций)

в том числе и с приглашением специалистов ( врачей, учителей , работников ГАИ, психолога, социального педагога) ; индивидуальные беседы,

приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по

организации закаливания в семье и т.д.).

2. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

3. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).

4. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного отдыха).

5. Проведение совместных праздников.

На родительских собраниях после медицинского осмотра учеников предоставляется информация врачей о здоровье учащихся, их рекомендации по укреплению здоровья .

На родительском лектории были проработаны темы:

1.Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.

2.Физическое воспитание детей в семье .

3.Режим дня и его значение для здоровья младших школьников .

4.Основы здорового питания.

5.Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).

6.Профилактика вредных привычек.

7. Формирование у детей навыков личной гигиены.

Провожу индивидуальные и групповые консультации « Здоровье » для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники.

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, занятиях в бассейне.

Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.

О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, экскурсий, походов вместе с детьми на каток, в бассейн.

Для обеспечения нормального физического здоровья младших школьников мы вместе с родителями работаем по следующим направлениям:

1. Просвещение детей по программе «Полезные привычки» . Цель этой программы – формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок, негативное отношение младших школьников к употреблению табака, алкоголя. К осуществлению этой деятельности обязательно привлекаю родителей. Для этого на родительских собраниях составляем памятки для детей, которые содержат краткую информацию по здоровому образу жизни детей, предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках здоровья, позволяют установить атмосферу подлинного диалога, взаимопонимания между взрослыми и детьми.
2. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Дети, имеющие в дошкольном или младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи, имеют ряд проблем в обучении и социализации.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.

С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводил диагностику, беседы с такими учащимися. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.

Информация врачей о здоровье школьников на классных и общешкольных родительских собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья , индивидуальные и групповые консультации « Здоровье », совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — здоровая семья », «Вместе с сыном, вместе с дочкой» — все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья .

Один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.

Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.

Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Незнакомая еда со всего света», «Хлеб — всему голова» в форме устного журнала.

Почти на каждом занятии использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно », «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?».

Были проведены индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые плохо ели в школьной столовой, приносили в школу чипсы, сухарики, конфеты.

Основные правила укрепления здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность. Уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на классных часах «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».

Достаточно много задаю домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том, что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.

Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.

Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.

Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:

1) составление рационального режима дня;

2) организация правильного питания;

3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;

4)проведение профилактических мероприятий в осеннее — зимний период (витаминизация пищи, закаливание).

Ученики моего класса очень любят уроки физической культуры, на уроках не бывает детей, которые сидят на скамейке. Это тоже результат работы с родителями, убеждение их в том, что физкультура приносит только пользу здоровью.

На собрании выработали единые педагогические требования — памятку учителей и родителей:

-Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным

-Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
— На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме.

-Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания.
— Соблюдать установленный в семье режим дня.
— Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства.
— Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы.
— Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться.
— Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
— Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.

По сравнению с прошлым годом больше учащихся посещают спортивные кружки и секции (плавание – на 3 человека, борьба – на 2 человека).

Правильная организация оздоровительной работы, использование различных форм

внеклассной и внешкольной оздоровительной работы ; совместные усилия дают результат.

Снизился уровень утомляемости, отмечается улучшение состояния здоровья детей, не отмечается в классе нарушения осанки.

Результатом работы явилось также отсутствие дорожно-транспортных происшествий, снижение количества инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.

Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.

Состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В классе для учеников созданы достаточно хорошие условия. Родители принимают активное участие в ремонте и дизайне кабинета: заменили лампы освещения, жалюзи, привели в порядок потолок, создавая для учеников уютную обстановку.

Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт — важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья.

Интересные лекции, беседы, викторины, спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Отдыхаем всей семьёй», общешкольные Дни здоровья, КВН, классные часы, часы общения с участием ребят, их родителей, психолога, классного руководителя способствуют воспитанию у детей потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника

Источник

Читайте также:  Польза авокадо для здоровья мужчин
Adblock
detector