Меню

Семья как социальный фактор здоровья ребенка

Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей
методическая разработка

Выступление на МО

Скачать:

Вложение Размер
semya_kak_faktor_ukrepleniya_duhovno-nravstvennogo_i_sotsialnogo_zdorovya_detey.docx 16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей.

Докладчик: Шихалёва Д.С.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:

Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и социального здоровья. «Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:

Важнейшим фактором укрепления духовно-нравственного и социального здоровья ребенка является Семья .

Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно — нравственном воспитании личности.

И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае — за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что и в школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. В связи с этим важно в просветительской деятельности педагогов образовательных учреждений разъяснить родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно-нравственной сферы. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности».

Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников — первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС.

Родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»1. Показать родителям значимость духовно — нравственного воспитания .

Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой нев.

Источник

Семья, как фактор психологического здоровья детей. Любовь в семье-счастливые дети.
статья на тему

«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Скачать:

Вложение Размер
statya_po_psikhologii_i_pedagogike._semya_kak_faktor_psikhologicheskogo_zdorovya._-_kopiya.docx 27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как фактор психологического здоровья детей

Любовь в семье – счастливые дети.

«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С.: «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути» [1] . Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д.X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи), адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь, а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность — в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!

Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но. если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

  • позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
  • Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
  • Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).

Итак. Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала» [2] .

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2012. 272 с.
  3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.
  4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106.
  5. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.
  6. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2010.– 346с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2012.– 125с.

[1] Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 32.

[2] Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2012. С. 154.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей. Резцова Т.М. воспитатель МБДОУ № 42 « Малинка»г. Старый Оскол Дошкольное детство — это.

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта «Неделя психологии».

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают.

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с п.

Сообщение для педагогического совета«Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей».

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов.

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

Источник

Читайте также:  Subnautica как восстановить здоровье
Adblock
detector