Меню

Семья как социальная составляющая здоровья

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Социальное здоровье семьи в условиях реализации её воспитательной функции
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии

Соколова Г. И.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Снижение внимания общества к проблемам воспитания детей в семье приводит к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых можно назвать: рост подростковой наркомании, раннее материнство, внебрачные дети, преступность несовершеннолетних, насилие над детьми, социальное сиротство и т.п. (Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб., 2005).
Статистика наступившего 2012 года случаев самоубийства среди подростков свидетельствуют о недостаточном внимании в отечественной науке и практике к вопросам воспитания и формирования жизнеутверждающих отношений в семье. Наблюдается тенденция нарушения детско-родительских отношений и воспитательной функции самих родителей. Воспитание детей в семье сводится до примитивного уровня питания, одевания, наказания и отождествляется в большей мере с назиданиями и поучениями.

Все это не может не сказаться на социальном здоровье современной семьи. Оно настолько неблагоприятно, что семья в этих условиях не в состоянии в полной мере заниматься воспитанием своего ребенка. Кроме того, семья постоянно ощущает на себе негативное влияние всех изменений в обществе (молодёжная и подростковая субкультура), очередные общественные и государственные «преобразования», ее финансово-экономические «потрясения». Все это сказывается на приоритетах внутрисемейных отношений, сокращается время общения с ребенком, не реализуется в целом воспитательный потенциал семьи.
Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что она есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Она отражает, прежде всего, атмосферу и умение родителей выстроить педагогическое взаимодействие с ребёнком как ведущего фактора формирования его как личности.
Существуют различные по характеру требования родителей к построению взаимоотношений родителей и детей. Это, прежде всего:

  1. осознание родителями ответственности за воспитание ребенка и направленности воспитательных усилий на общечеловеческих ценности в дальнейшей жизни ребенка с учетом его личностных особенностей;
  2. психолого-педагогические представления отцов и матерей о методах воспитания детей в семье, способность применять их в соответствии с его особенностями, объективно оценивать и помогать ему в трудностях, уважать право на его самостоятельность.

Воспитательная функция является важной составляющей семейного организма, так как именно она придает всем другим функциям семьи смысловое содержание в формировании полноценного человека в будущем.
Начинать воспитание в семье ребенка надо как можно раньше. Роль семьи состоит в большей мере в передаче ребёнку «нравственного опыта» в жизни и способности ребенка сохранять и преумножать его в процессе интеграции в общество. Чтобы приобретённый им социальный опыт в семье не противоречил природе самого ребенка и нравственным постулатам общества.
Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям, что становится в дальнейшем «образцом для подражания» в его собственном поведении. Опыт ребенка, приобретенный в семье в младшем возрасте, становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру и людям.
Однако слабое взаимодействие семьи и школы также не в состоянии позитивно решать проблему социализации и защиты детей в той мере, как этого требуют сегодняшние обстоятельства. Старые структуры взаимодействия с семьёй распались, новые — службы социальной помощи проблемным детям и их семьям в школе создаются медленно, зачастую непрофессионально. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей между членами семьи и наследования семьей культурно-исторического опыта воспитания.
С другой стороны, школа, как ведущий институт социализации ребёнка, в силу тех же объективных трудностей, ограничивает свою деятельность исполнением первостепенной функции — дать детям знания и отгораживается «железным занавесом» от проблем семьи и детей. В-третьих, слабые контакты службы социального сопровождения школы с семьёй проблемного ребенка и регуляции воспитательных отношений между родителями и детьми не формируют того должного уважения к семье, которое должно складывается в его возрасте. (Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 2010).
Школа за последние годы накопила немало педагогических технологий работы с семьёй, что позволяет осуществлять коррекцию заинтересованности и поведения родителей в отношении своих детей. Во всех случаях справедливо одно: какой бы проступок ни совершил ребенок, он нуждается в участии, сочувствии и помощи со стороны родителей, если он попадает в трудную жизненную ситуацию. Это первый шаг на пути к ребенку (Поташевская Т.Г. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия. СПб., 2006).
Опрос большого количества родителей (46,3 %) показал, что большинство отцов и матерей за сохранение должности социального педагога и психолога в школе. Они понимают, что не могут без специалистов оказать им необходимую помощь. Разрешение этого возможно, на наш взгляд, при условии тесного взаимодействия ребенка, семьи и службы социального сопровождения школы.
Говоря о совместной работе школы и семьи по воспитанию детей, нельзя не сказать о наиболее эффективной форме социальной работы с семьёй, где есть проблемные дети. Имеется в виду активное участие родителей в жизни класса и того детского коллектива, где учатся или трудятся их дети. Речь идет не о механическом перемещении всей тяжести воспитательной работы с плеч классного руководителя на родителей, речь идет о создании единого разновозрастного «совета» или «ядра», объединенного единством целей в социальном сопровождении и поддержке тех подростков, которые находятся в трудной жизненной ситуации и дома, и в школе.
Исследования проведенные среди учащихся 5-10 классов в школах Санкт-Петербурга, подтверждают тенденцию ухудшения отношений между родителями и детьми, особенно в возрасте 12-14 лет («отношения плохие — 13 %, могли быть лучше — 21 %»). Работа с семьёй, где есть проблемные дети, становится одним из важных направлений работы социального педагога в школе.
Таблица

Источник

«Социальное и душевное здоровье семьи»
статья на тему

Разработан для выступления на семинаре.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnoe_i_dushevnoe_zdorove_semi.ppt 1.57 МБ
vystuplenie_na_seminare.docx 17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социальное и душевное здоровье семьи

Семья – это важнейший институт социализации человека, институт психологической поддержки и воспитания его, воссоздания определенного образа жизни и отношений.

Последние годы в российской практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами

Положительные характеристики благополучных семейных отношений : Преданность Сотрудничество Гибкость отношений Стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению Совместное переживание радости в семье Взаимопоощрительное поведение членов семьи по отношению друг к другу.

пОказатели психологического и социального здоровья семьи: — Сходство семейных ценностей

— Устремленность на семейное долголетие

Особое значение имеет специализированная подготовка, затрагивающая широкий круг вопросов, связанных с семьей. Все усилия по предупреждению роста уровня разводов не дадут должного результата, если на твердую основу не будет поставлена просветительская деятельность в этом направлении, охватывающая все население. Эти целенаправленные усилия, распределенные на многие этапы и различные по форме мероприятия можно назвать одной из стратегических зон профилактики разводов, отправным пунктом и главным направлением продвижения общества в решении столь деликатной задачи, как стабилизация супружества и семьи.

Предварительный просмотр:

Семья – это важнейший институт социализации человека, институт психологической поддержки и воспитания его, воссоздания определенного образа жизни и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Если с момента существования семьи значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов, в первую очередь, в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания.

Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами

Американский психолог Карл Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как преданность и сотрудничество, общение и открытое самовыражение, гибкость отношений, самостоятельность, постоянное стремление партнеров к сохранению семьи, стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению, совместное переживание радости в семье, взаимнопоощрительное поведение членов семьи по отношению друг к другу (люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга), искренность и естественность в отношениях друг с другом и др. Известно, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья, а в семье – психологического здоровья семьи.

Цель психологического здоровья семьи – сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья всех членов семьи.

Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальным, экономическим, биологическим, психологическим и т. д. Норма в здоровье отдельной личности или отклонения от нормы адекватно отражаются на психическом здоровье не только отдельной личности, а в итоге и на психологическом здоровье семьи.

В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы- личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели, рассмотрим их подробнее.

Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.

Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец – мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. д.; жена – заботливая мать, хозяйка, хранительница семейного очага и т. д.; дочь, сын – помощники родителей, опора в будущем, наследники и т. д.)

Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости – «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т. д.

Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

Наряду с вышеперечисленными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Можно сделать вывод: семья все же строится вокруг супружеских отношений, растет тенденция членов семьи к индивидуализации, возникают новые формы брачно-семейных отношений, брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, формируются новые решения семейных проблем.

Скоро мы станем свидетелями того, как будет положено начало искоренению взаимоотношений, построенных на силе, диктате, повиновении и стереотипах. Ведь все это ведет только к душевному дискомфорту, стрессам, конфликтам и, как следствие, психологическому нездоровью.

Таким образом психологическое здоровье семьи является важнейшей характеристикой межличностных отношений. Мы все должны понять, что жизнь делают люди и то, какие отношения складываются между ними, определяет все, что вообще происходит с человечеством и миром, в котором оно живет. Все, что люди знают, во что они верят, как они разрешают возникающие конфликты, начинается в семье

Особое значение имеет специализированная подготовка, затрагивающая широкий круг вопросов, связанных с семьей. Все усилия по предупреждению роста уровня разводов не дадут должного результата, если на твердую основу не будет поставлена просветительская деятельность в этом направлении, охватывающая все население.

Эти целенаправленные усилия, распределенные на многие этапы и различные по форме мероприятия можно назвать одной из стратегических зон профилактики разводов, отправным пунктом и главным направлением продвижения общества в решении столь деликатной задачи, как стабилизация супружества и семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры.

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога.

Цели проекта: · Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей;· Повышение интереса к физич.

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении.

Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.Программа ориентирована на обучающихся 9 классов .

Источник

Читайте также:  Дай бог здоровья всем живым

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector