«Семья- как основа духовного здоровья ребёнка».
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о семейном воспитании | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы для родителей
«Семья- как основа духовного здоровья ребёнка».
Духовное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру.
Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми
способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Что же такое образ жизни человека? Из чего он складывается? Как формируется? От чего зависит?
Именно духовно-нравственная культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового образа жизни. ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела.
Моральные нормы, даже, несмотря на их видимую чуждость индивидуальным склонностям и потребностям человека, не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Они являются внебиологическим “кодом”. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они — необходимое условие не только социального практического существования человека, но и его жизни.
Каждый человек в обществе – воспитатель. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия родителей и педагога на духовно-нравственную сферу учащегося. Духовно-нравственные ценности, прежде всего, прививаются ребенку родителями, и поддерживаются и развиваются школьными педагогами.
Как отмечает Ш.А. Амонашвили: “Теплая, задушевная атмосфера в семье, эмоционально насыщенная жизнь в школе играют огромную роль в воспитании ребенка, создают предпосылки для развития его интеллекта, служат условием гармонизации его душевных сил – чувств, ума и воли”, то есть являются основой психического и физического здоровья школьников.
Поэтому создание условий для благоприятного развития личности в целом, с учетом психологических, физиологических и социально-нравственных особенностей выдвигается на один из первых планов.
Сложившаяся ситуация в современном обществе поставила перед государством задачу вывести семью, как основу государства, на первое место.
И сейчас особенно актуально возродить духовность, нравственные ценности, которые были потеряны в последние годы после многих событий, отрицательно сказавшихся как на уровне жизни, так и на моральных устоях общества.
Семья является основой общества. Семейное воспитание – это сложный процесс, именно в семье начинается формирование человека как личности. На семью поэтому возлагается первоначальная и первостепенная ответственность в том, каким гражданином, патриотом и просто человеком будет их ребенок.
А. С. Макаренко выступал против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное и т. д. Также отделять учебу, досуг. Все должно идти в единстве».
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручения, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуальный с учетом конкретных ситуативных условий.
И особенно актуально это в наше время, когда доступ к информации стал больше, жизнь стала сложной, в борьбе за выживание люди начинают терять свою порядочность, постепенно обедняются духовно.
Сейчас не в чести благородство, честь, моральные принципы. И в такой ситуации у родителей очень трудная задача – не допустить омертвления детских душ. Если дома грубость, пьянство, неуважение к старшим, то уже можно не думать ни о каком воспитании: дети уже воспитываются, и воспитываются плохо, и тут уже не помогут никакие советы и методы. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Серьезность, простота и искренность – в этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни. Самое малое прибавление лживости, наигранности, зубоскальства, легкомыслия – и все труды пройдут насмарку.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.
Задачи, которые ставит современное общество перед семьей:
- создание максимальных условий для роста и развития ребенка;
- обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;
- передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»;
Какие задачи определил Макаренко для семейного воспитания?
- родительское требование к себе как к личности, контроль за своим поведением;
- родительское уважение к своей семье;
- простота и искренность в общение с ребенком и между собой;
- чувство меры в любви и строгости;
- участие в жизни ребенка;
- создание условий для разнообразного окружения и увлечений ребенка;
- организация своей семьи, личной жизни и жизни ребенка.
А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроя в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер. И хочется отметить, что взгляды А. С. Макаренко по вопросам воспитания в семье остаются актуальными и значимыми и в наши дни, когда, наконец, на первое место выходит вопрос о воспитании разностороннее развитой личности, ориентированной на моральные и духовные ценности, основы которых заключаются в семье. Тогда как задачи современной педагогики направлены в основном на выполнение родительских обязанностей. Таким образом, семья становится фундаментом для построения нового более гуманного общества, а приемы и методы А. С Макаренко могут служить основой для воспитания вообще и в семье в частности – вчера, сегодня, завтра.
Идеальные дети и идеальные родители.
(беседа для родителей)
Так какая она, семья 21 века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей? Совпадает ли мнение взрослых и детей в оценке сегодняшних ситуаций? Какого ребенка можно назвать идеальным ребенком? С точки зрения современных родителей идеальный ребенок – это ребенок, который:
- Слушается во всем своих родителей;
- Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
- Помогает старшим братьям и сестрам и взрослым, не обижает младших;
- Умеет отвечать за свои поступки;
- Самостоятелен и активен;
- Имеет друзей и дорожит ими;
- В любой ситуации говорит правду;
- Дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;
- Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
- Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;
- Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет чего он хочет в жизни.
С точки зрения детей идеальные родители – это родители, которые:
- Понимают своих детей;
- Любят своих детей;
- Помогают решать проблемы;
- Не кричат на своих детей;
- Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей;
- Не читают нотации;
- Не пьют.
Эти данные показывают, что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании детей. Все это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, что сказывается на их взаимоотношении в семье. Одной из главных проблем для детей является проблема взаимопонимания. Но и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и понимали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок — индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности.
Данная презентация предназначена для детей начальной школы . Направлена на формирование мотивации ведения здорового образа жизни у ребёнка, роль семьи в образовательном процессе.
Красочная презентация с подсказками для родителей .
Проблема: повышенная заболеваемость среди учеников и родителей нашей школы.Цель:1. Пропаганда здорового образа жизни.2. Развитие потребности ребенка.
1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье. 2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического .
материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания.
Источник
Статья «Здоровая семья – здоровые дети!»
статья (подготовительная группа)
В материале предоставляется информация о положительном эффекте от совместного ведения здорового образа жизни в семье для полноценного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovaya_semya_-_zdorovye_deti.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Здоровая семья – здоровые дети!»
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье.
Семья – основа формирования образа жизни и здоровья ребёнка.
На его развитие и дальнейшую жизнь влияние оказывают разные факторы, но особое место занимают семейные. Именно в семье ребёнок учится ходить, произносит первые слова, получает первые навыки своей жизнедеятельности.
Именно семья формирует навыки здорового образа жизни, заботиться о его физическом и психическом здоровье.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у человека с ранних лет. И, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребёнок. Родители должны донести до сознания своего ребёнка, значение ежедневной заботы о здоровье, каждодневно обучать искусству его укрепления.
Семья должна помочь осознать детям, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие для достижения любых жизненных целей, и что каждый человек сам отвечает за сохранение и укрепление своего здоровья.
Все эти жизненные правила усваиваются в процессе совместной деятельности в каждой семье, где родители обязаны быть примером для своего ребёнка и вести его за собой по дороге здорового образа жизни.
Каждой семье нужно знать и соблюдать правило: «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести».
И ещё одно, не мене важное правило: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, а родители – пример ему».
Ребёнок с малых лет усваивает образ жизни родителей, их привычки, поведение, их отношение к жизни, к другим людям, к физической культуре, к здоровому образу жизни.
В раннем детстве дети ещё не способны осознано следовать и соблюдать правила и нормы гигиены, Заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила здорового образа жизни. Поэтому перед родителями стоит задача – как можно ранней выработки у ребёнка умений и навыков, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Положительный пример родителей влияет на формирование у детей стремления заниматься спортом, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, придерживаться установленных норм и правил поведения в обществе. В свою очередь, совместные семейные занятия физическими упражнениями, играми, досугом, служат укреплению семейных устоев, всей семьи, повышают статус всех её членов.
В семье дети учатся:
— правилам личной гигиены, их соблюдению;
— правильно строить режим дня и соблюдать его;
— знать о возможных опасных ситуациях, избегать их, уметь из них выходить;
— знать об основных частях тела и внутренних органах, их расположении и роли;
— знать и понимать правила здорового образа жизни для сохранения здоровья;
— знать номера необходимых экстренных служб и как ими пользоваться.
Воспитать ребёнка здоровым – это значит научить его с самого раннего детства вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты:
— благоприятная психологическая обстановка в семье и в ближайшем окружении ребёнка;
— рациональный режим и его соблюдение;
— занятия физическими упражнениями;
— использование эффективной системы закаливания;
— наличие полноценного спортивного уголка;
— совместные семейные мероприятия и др.
Доказано, что совместные занятия родителей и детей приносят свои результаты:
— пробуждают у родителей интерес к двигательной активности;
— способствуют развитию у детей двигательных навыков, в соответствии с их возрастом и возможностями;
— есть возможность заниматься физическими упражнениями не только ребёнку, но и взрослым;
— позволяют с пользой проводить свободное время всей семье вместе;
— способствую всестороннему развитию ребёнка.
Здоровая семья – здоровые дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр.
Данный проект поможет сформировать у детей дошкольного возрста навыки ЗОЖ.
Задачи:1. Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей.2. Развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции.3.
Развитие и формирование культуры воспитанников всех участников образовательного процесса.
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и правильного физического ра.
quot;Я введу тебя в мир.».
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем.
Источник