Меню

Семья как источник психологического здоровья

Семья как источник психологического здоровья

Грудупс Ксения Яновна

ГУ «Школа-лицей №1 отдела

образования акимата города Костаная»

Республика Казахстан, г. Костанай

Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С.: «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути»[1]. Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи), адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация[2].

Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь , а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность — в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!

Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей[3].

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Читайте также:  Секреты здоровья народная медицина

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но, если же, в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека[2].

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психоэмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.)[4].

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно[1]:

· позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г.Эйдемиллера и В. Юстицкиса.

· социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.

· Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание . Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, струк турой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).

Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала»[5].

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду , в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Список использованных источников:

1. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Педагогика и психология. — №5, 2013 — с. 29-46.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 20 с.

3. Дружинин В. Н.Экспериментальная психология. М., 2011., 149 с.

4. Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Педагогика и психология. — №11, 2012 — с. 95-106.

5. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.

Источник

Семья как источник психологического здоровья

Научно-популярная статья по педагогике и психологии

Семья как фактор психологического здоровья

Семья является первичной средой, определяющей психологическое здоровье ребенка, напрямую зависящее от культуры семейных отношений, семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье. На основании дифференцированного подхода к определению здоровья и его основных структурных составляющих, представляется возможным дать трактовку понятию «психологическому здоровью». Всемирная организация здравоохранения определяет «психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Основываясь на определениях автора-основоположника данного термина (Дубровиной И.В.), я буду ориентироваться в своем исследовании на синонимичном с ним понятии «духовности», являющейся неотъемлемым атрибутом, составляющим стремление человека к ценностям гуманистической направленности.

Читайте также:  Журнал рецепты здоровье красота

В контексте проводимых мной семейных исследований в области выявления психологического здоровья членов семьи, я часто ориентировалась на наличие неразрывной связи, детерминируемой существующим психологическим климатом семьи и характером семейных взаимоотношений родителей с детьми. Проанализировав семейную атмосферу в семьях воспитанников детских садов, могу с достоверностью констатировать, что каждая семья имеет свои, неповторимые и присущие только ей духовные ценности и традиции.

Поскольку семья является важнейшей жизненной инстанцией для ребенка, соответственно и формирование психологического здоровья ребенка происходит именно посредством впитывания ребенком семейных ценностей, способствующей созданию ребенком собственного ощущения мира и эталона отношений. Сухомлинским подчеркивалось, что «…смысл семейной жизни – воспитание детей, главная школа воспитания детей — взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». На основании восприятия модели семьи, в которой он растет и развивается, ребенок проецирует подобные отношения на окружающих.

В свете современных представлений о семейном укладе, семья воспринимается в качестве своеобразного «психологического убежища», в котором ребенок всегда находит пристанище, где его любят и ценят независимо ни от каких обстоятельств. В этом контексте семья обладает для ребенка психологической исцеляющей силой, способной пополнить истощившиеся психологические ресурсы.

На основании долгих наблюдений за семьями воспитанников детских садов и семейными коммуникациями в них я пришла к выводу, что именно психологический климат обусловливает устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Дети в семьях с благоприятным психологическим климатом всегда отличались стабильным поведением, психологической сбалансированностью поведения, положительным эмоциональным настроем. И, наоборот, при частых конфликтных семейных ситуациях дети отличались психологическим дискомфортом, испытывали тревожность, отчуждение. Они демонстрировали склонность к агрессии, ссорам.

Я считаю, что ни детский сад, ни школа, ни улица, ни средства массовой информации, никогда не оказывают такого влияния на формирование психологического здоровья ребенка, как семья. Именно в семье закладываются первоначальные основы нравственных ценностей, она является фундаментом, на котором произрастает и укрепляется психика ребенка во всем многообразии своих проявлений. Даже Закон РФ «Об образовании» отдает приоритетность «родителям, являющимся первыми педагогами». Психологическое здоровье ребенка претерпевает становление в процессе приобщения к семейным традициям, обычаям, и семья становится эпицентром духовного развития ребенка.

Выявление семейной ситуации, семейного микроклимата, особенностей воспитания детей всегда вызывает наибольшие сложности, потому что здесь играет ведущую роль фактор установления взаимоотношений с родителями ребенка.

Я часто наблюдала в семьях детей ситуации, при которых конфликты взрослых провоцировали у ребенка не просто болезненное переживание и стресс, а восприятие ситуации семейного неблагополучия как разрушение среды его обитания, источника психологического равновесия. И, наоборот, мной зафиксированы случаи, когда даже внешние неприятности воспринимались ребенком более легко при наличии в семье дружелюбной атмосферы. Интересен тот факт, что наблюдения за проявлениями у детей переживаний, обусловленных семейными стрессами, выявили неоднозначность восприятия стресса у мальчиков и девочек. Девочки более часто утаивали и скрывали свои переживания, и поведение их отличалось при этом пониженным эмоциональным настроем, раздражительностью. И, напротив, мальчики демонстрировали более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер.

Исследование, проведенное мной по выявлению психологического здоровья воспитанников детского сада, отразило следующую картину. Нарушения психологического здоровья выявлено у мальчиков, воспитывающихся в неполных семьях, а также в семьях, где часто происходят ссоры и конфликты. Дети часто демонстрировали протест, выражающийся в поведенческих аспектах, испытывали тревожность и потребность в привлечении внимания к своим проблемам.

Читайте также:  Как установить тяжесть причиненного вреда здоровью

Рассуждая о семье как о факторе психологического здоровья применительно к детям дошкольного возраста, следует учитывать психосоциальное развитие ребенка: обстановку в семье, присутствие родителей, беседы, игры с ребенком. В этом случае я полагаю, что критерием психологического здоровья служит психическое равновесие ребенка, служащее показателем сформированности познавательной, эмоциональной и волевой сфер ребенка.

Наблюдения за отношением взрослых к детям в разных семьях наглядно показали, что именно отношение родителей к ребенку определяет психологические здоровье детей, обусловливая и развитие познавательной сферы, и эмоционально-волевой регуляции поведенческих актов, и развитие речевой деятельности. Негативные оценки родителей зачастую являлись предпосылками к развитию у детей агрессивности. Пролонгированный дефицит эмоционального приятия родителей, в комплексе с неуверенностью ребенка в положительном нему отношении, стимулировало у детей выраженное состояние эмоционального неблагополучия.

Поскольку психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста неразрывно связано со стилем родительского воспитания, я взяла за основу три стиля: демократический, контролирующий и смешанный типы, являющиеся индикаторами семейной ситуации психологического благополучия. Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают, присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией. Однако более детальную картину обнаруживают неправильные стили воспитания, ведущие к развитию неврозов у детей. Из них доминирует гиперсоциализирующее воспитание, связанное с чрезмерной озабоченностью родителей будущим своего ребенка и эгоцентрическое, при котором родители относятся к ребенку как к «кумиру семьи».

Я полагаю, что психическое здоровье ребенка напрямую обусловлено стабильностью семейной среды, ее воспитательными способностями, доброжелательной обстановкой. Наблюдение за дошкольниками позволяет заключить, что психологическое здоровье ребенка зависит от стиля родительского воспитания, наличия воспитательного потенциала у родителей и следование образцу взаимоотношений родителей. Дети, посредством усваивания отношений родителей, воспринимаемым ими как нормы, строят свои собственные отношения с окружающими по образцу, поэтому родителям важно задавать правильные эталоны.

Семья, по моему мнению, должна обеспечивать ребенку комфортные условия для развития и критерием психического здоровья в данном случае будет являться психическое равновесие, которое, в свою очередь, способствует формированию адаптивных возможностей психики ребенка. Гармоничная организация функционирования психической сферы ребенка проявляется во всех познавательных процессах, эмоционально-волевых и речевых.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психологического развития. Именно в этом возрасте происходит совершенствование психофизиологических функций и личностных новообразований, также происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценивать свои поступки. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет семья, являющаяся образцом для подражания, влияющая на психологическое здоровье ребенка.

Мои наблюдения основывались на том, что неблагоприятная семейная ситуация, провоцирующая риск развития невротических состояний у детей, полностью опосредует развитие мышления и особенно речи у ребенка. Поскольку специфика моей деятельности связана с коррекцией речевого развития детей, я попыталась изучить влияние условий семейной микросреды как фактора психологического здоровья на речевое развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет. Я составила анкету для родителей, включающую разные блоки, позволившие мне дать оценку социальным факторам семейного воспитания. Исследование проводилось на воспитанниках ДОУ, в нем принимали участие 20 детей, относящихся к логопедической группе и их семьи. Желтым цветом выделены негативные факторы семейной микросреды.

Источник

Adblock
detector