Семинар-практикум «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»
методическая разработка
На семинаре-практикуме рассказывается о формах, метода и средствах комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 41.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплексное сопровождение детей
с ограниченными возможностями здоровья средствами
Цель: Создать условия для формирования профессиональной компетентности педагогов об использовании инновационных форм взаимодействия детского сада и семьи.
- Обсудить инновационную форму взаимодействия детского сада и семьи.
- Развивать внутригрупповые отношения, умение работать в группах, по заданию.
- Сформировать мотивацию к реализации требований ФГОС ДО по внедрению инновационных форм взаимодействия детского сада и семьи.
Материал и оборудование:
- презентация по теме;
- ноутбук;
- схемы, бланки;
- бумага формата А4.
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений . Это должно выразиться в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
ВОПРОС 1: Какие формы работы взаимодействия с родителями вы знаете?
ВОПРОС 2: Что является выбором для форм взаимодействия с родителями
Взаимодействие с родителями – это системная целенаправленная работа, диалог субъектов взаимодействия, в процессе которого формируется понимание значимости новых преобразований, происходит осознание сопричастности каждого к полученным результатам. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
В рамках реализации регионального инновационного проекта «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации адаптированной программы дошкольного образования в условиях ДОО» в нашем дошкольном учреждении проходит внедрение новой формы организации образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО – познавательно-игровой сеанс.
Под данной формой понимается игровое взаимодействие педагога с ребенком с участием родителей.
Познавательный игровой сеанс может широко применяться в практике образовательных организаций, работающих с дошкольниками с ОВЗ, повысив качество образовательного процесса.
Познавательный игровой сеанс:
- обеспечивает учет индивидуальных возможностей и потребностей, создает условия для развития личной успешности ребенка с ОВЗ;
- выстраивает партнерские отношения с детьми и родителями в рамках личностно-ориентированного подхода;
- решает максимальное количество задач развития детей в рамках различных форм работы и видов деятельности, адекватных возрасту;
- обеспечивает взаимодействие воспитателей и педагогов дошкольной организации (музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда и психолого-педагогическую поддержку родителей.
Посредством познавательно-игрового сеанса осуществляется развитие детей в образовательных областях путем игрового моделирования деятельности, активными участниками которой являются дети, педагоги и родители.
Технология подготовки и проведения познавательных игровых сеансов предполагает следующие характеристики:
- цели и задачи, решаемые с помощью познавательного игрового сеанса;
- описание структуры сеанса с обозначением задач в каждом структурном компоненте и особенностями его проведения;
- основные принципы построения сеанса;
- форма и место проведения сеанса, его структурирование по времени, количеству участников.
Принципы организации и проведения игровых сеансов:
- Принцип игровой деятельности. Основу сеанса составляет игровая деятельность, позволяющая в присущей ребенку игровой форме осуществлять его развитие.
- Принцип интеграции. Интеграция представлена объединение в целое нескольких факторов образовательного процесса, которые взаимно дополняют, обогащают друг друга (интеграция образовательных областей, интеграция видов деятельности, интеграция субъектов образовательной деятельности).
- Принцип тематического построения образовательной деятельности. Темообразующими факторами могут являться: события, происходящие в мире; праздники; события, описываемые в художественном произведении; события, происходящие в жизни возрастной группы (дни рождения, специфические познавательно-игровые интересы, экспериментирование со свойствами предметов и др.). Темы должны вызывать у детей личный интерес, соответствовать возрасту воспитанников, учитывать взаимосвязь с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.
- Принцип стабильности. Данный принцип предполагает, что структура сеанса постоянна. Это означает, что придя на игровой сеанс, родитель и ребенок примерно знают, что их ожидает: это способствует созданию атмосферы стабильности и безопасности для детей и родителей. Повторяемость проявляется в повторении материала (песенок, сказок, игр) в течении нескольких встреч.
- Принцип гибкости. Оставляя неизменным только групповое приветствие и прощание меняются компоненты и ход сеанса в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем развития детей, а также никогда не принуждается ребенка к выполнению игры или задания. Если ребенок не хочет играть или затрудняется в выполнении задания, действия за него может выполнить взрослый, кроме этого предоставляется выбор детьми материалов.
- Принцип двигательной активности ребенка. В течении сеанса дети реализуют свою потребность в движении. Этому способствует свободное общение и перемещение детей.
- Принцип активного участия родителей. Главная задача сеанса не выдать инструкции и рекомендации, а создать условия стимулирования к активному участию родителей в деятельности.
При проведении предполагаются два вектора целеполагания.
Первый вектор направлен на работу с детьми:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Второй вектор ориентирован на взаимодействие с родителями:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
Структура сеанса состоит из взаимосвязанных компонентов:
- индивидуальное приветствие;
- самостоятельная игровая деятельность;
- групповое приветствие;
- образовательная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- совместная игровая деятельность педагога с детьми;
- дополнительный компонент в структуре сеанса;
- взаимодействие с родителями;
- прощание.
Остановлюсь подробно на каждом из компонентов и особенностях их проведения:
- индивидуальное приветствие и прощание выделен как компонент в структуре сеанса для обеспечения каждому участнику игрового сеанса и ребенку, и родителю – ощущение комфорта собственной значимости.
- самостоятельная игровая деятельность – она по необходимости может включаться в любой момент сеанса. Во время ее происходит знакомство с новыми играми, уделяется время паре ребенок-родитель. Особая роль здесь отводится использованию иллюстративному материалу. Иллюстрации рассматриваются не только как средство художественного восприятия, но и в качестве знаковой системы по умственному воспитанию дошкольников.
- групповое приветствие и групповое прощание – если групповое приветствие помогает настроиться на предстоящую деятельность, то групповое прощание помогает закрепить положительный фон настроения и завершить игровой сеанс. Они проводятся в виде песенок, потешек, могут завершаться общими аплодисментами.
- образовательная деятельность – в зависимости от цели может быть разной: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная. Она реализуется через сенсорные, речевые, дидактические, пальчиковые, подвижные, телесно-ориентированные игры, восприятие художественной литературы, театрализацию, знакомство с иллюстрациями, ритмические и танцевальные движения, разучивание песенок-потешек. Познавательно-исследовательская деятельность может включать в себя – эксперименты с водой, песком, предметами и материалами, объектами живой природы. Включение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, фольклорных произведений) в сеанс позволяют сформировать целостное представление об окружающем. Художественные произведения могут быть как темой вокруг которой строится весь сеанс, так в качестве закрепления или дополнения к изучаемой теме. Знакомство с произведениями может осуществляться с помощью театрализованных игр. Использование телесно-ориентированных игр обеспечивает атмосферу доверия, защищенности и близости. Прикосновения используются для успокоения, утешения, поддержки. Выражения заботы и любви.
- продуктивная деятельность – изобразительная или конструктивная способствует закреплению изучаемой темы сеанса и определяется темой игрового сеанса, способствует ее закреплению.
- совместная игровая деятельность педагога с детьми – предметная среда дополняется материалом, игрушками по теме сеанса. После сеанса детям предлагается поиграть с этими игрушками самим, для закрепления полученных навыков. Также на данном этапе сеанса происходит консультирование родителей, их обучение способам игрового взаимодействия с детьми. Данный компонент может включаться в любой момент сеанса, и его длительность регулируется ведущим.
- дополнительный компонент в структуре сеанса – может включать в себя игры, упражнения на физическое или художественно-эстетическое развитие.
- взаимодействие с родителями — как компонент структуры сеанса не имеет специально отведенного времени, т.к. осуществляется на каждом этапе сеанса путем пояснения родителям развивающих целей игр и упражнений, обучения способам игрового взаимодействия с детьми. Также родители могут получить педагогические рекомендации для занятий с детьми дома, заключающиеся в повторении игр и упражнений игрового сеанса.
Примерная структура познавательного игрового сеанса
Источник
Семинар-практикум для педагогов «Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Специальные образовательные условия»
Наталия Нуйкина
Семинар-практикум для педагогов «Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Специальные образовательные условия»
Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок.
К детям с ОВЗ относятся дети:
1. С нарушением слуха — Не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие; может выявить педагог
2. С нарушениями зрения — незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Может выявить педагог.
3.С тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал, аллолия или дети «молчуны».
4. С нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды).
5. С задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль над ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.
6. С нарушениями интеллекта — Умственно отсталые дети (невролог, психиатр)
7. С нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.
8. С множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье.Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций,обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, дидактические игры можно использовать зрительные ориентиры.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно.Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.
3. Формирование социально-нравственного поведения,обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.
4. Формирование умений и навыков,необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.
5.Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.
6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) — дидактические игры «Свободная классификация», «Поиск сходных предметов», «Раскрась по образцу» и другое.
7.Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – упражнения «Кляксы», игра «Маски», «Рисунок эмоций» и т. д.
8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.
Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ:
1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
Создание специальных образовательных условий
в образовательной организации.
Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом
1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
2. Окружное ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.
3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо, обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.
5. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
6. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
7. Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при этом при отсутствии, как правило, сопутствующих нарушений слуха или зрения) на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной среды, как важнейшего для них условия организации образовательных условий, выходит особенности построения программно-методического обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП.
8. Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации заданного индивидуального образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий – в его итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в адаптированную с учетом индивидуальных особенностей детей образовательную программу в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.
Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.
Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 «Колокольчик», я провела семинар-практикум для педагогов «Путешествие.
Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.
Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.
Источник