Семинар — практикум для педагогов «Формула здоровья педагога».
материал на тему
формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_zdorovya.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар — практикум для педагогов «Формула здоровья педагога».
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье.
Задачи: мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.
Продолжительность: 60 мин.
- Ритуал приветствия «Волшебное слово»
Цели: настрой на работу, обозначение главной темы семинара-практикума.
Инструкция ведущего: « В нашей жизни есть слова, над смыслом которых ввиду частого использования мы уже и не задумываемся. Произносим их автоматически, по инерции, иногда даже искажая. Одним из таких слов является «здравствуйте». Скажите, как вы понимаете это слово? … Какой посыл, какую энергию оно несет. Подумайте, какие образы у вас возникают, когда вы говорите это слово другим людям. Представьте, что, произнеся его, вы как бы открываете невидимый канал, по которому передаете другому человеку особую энергию. Что она несет. удержите этот образ в своем воображении. А теперь давайте возьмемся за руки и с поклоном скажем друг другу «здравствуйте»… Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией».
Примечание . На данном этапе следует обратить внимание педагогов на то, что часто взрослые, а вслед за ними и дети вместо «здравствуйте» говорят «здрасте», тем самым как бы обнуляя положительную энергетику этого слова.
- Выработка правил работы на семинаре
Инструкция ведущего: вы уже поняли, что главная тема нашей встречи – здоровье. Подумайте и скажите, что необходимо человеку, чтобы чувствовать себя хорошо не только физически, но и психологически, наполненным энергией, уверенным в том, что способен горы свернуть, преодолеть все препятствия. Определите это словосочетанием.
Примечание. Все высказывания записываются на доске. На их основе далее вырабатываются правила работы на семинаре-практикуме, например:
- Получать удовольствие!
- Позволить себе быть свободным!
- Избегать оценок и суждений!
- Чувствовать свои собственные ощущения!
- Во всем искать и находить позитив!
Цель: активизация на работу.
Инструкция: работа в группах. Педагогам раздаются фрагменты афоризмов про здоровье. Задача – собрать части высказываний в единое целое и пояснить смысл высказывания.
« надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л.Н. Толстой)
( кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства». (Эпиктет)
« Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». (В.В. Маяковский)
« Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)
«Гимнастика удлиняет молодость человека» (Д. Локк)
«Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым». (У. Пенн)
« Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». (Д. Локк)
- Сообщение ведущего «Формулы здоровья» (тезисы)
Артур Шопенгауэр писал – «Вообще 9 из 10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становиться источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо может доставить удовольствия….»
До 1040г. Под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний. В 80-е годы ХХ в. Всемирная организация здравоохранения дает такое определение : « Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия». Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника, сторонами которого являются физическое и психические здоровье, а в основном – социальное благополучие. Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые повели многочисленные исследования и сделали вывод – от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья:
100 %-е здоровье= 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда +50% образ жизни.
Важно! 50% — образ жизни. То есть эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Ведь не даром говорят – наше здоровье в наших руках.
Каждая профессия так или иначе влияет на здоровье человека. Работа с детьми связана с постоянными стрессами, необходимо сдерживать собственные чувства. Все это воздействует на психику, а в конечном итоге на физическое состояние педагога.
Вопрос к педагогам: Что необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья?
- Разучивание комплекса упражнений
Цели : нервно-мышечная релаксация, снятия напряжения.
« Ступни ног плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев ног, поднимите максимально высоко пятки. Задержите их в таком положении и расслабьте. Через 5-10 секунд повторите упражнение. После этого выполняется упражнение для противоположной группы мышц. Не отрывая пятки от пола, поднимите носки как можно выше. Мягко расслабьте. То же самое еще раз.
Сделайте глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который вас окружает. После небольшой задержки дыхания – выдохните. Обратите внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайтесь почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного выдоха.
Сожмите плотно кисти в кулаки. Сделайте это настолько сильно, насколько это возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабьте их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко разведите пальцы, задержите их в таком положении, сбросьте напряжение. По ходу выполнения упражнения и в паузах прислушивайтесь к возникающим ощущениям, зафиксируйте момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.
Широко улыбнитесь. Настолько широко, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросив напряжение через 5-10 секундного перерыва, сожмите губы в плотную трубочку. Мягко расслабив мышцы, почувствуйте, как в нижней части лица, по щекам, к ушам распространяются легкие волны приятного тепла, исчезают остатки напряжения, нижняя челюсть тяжелее, рот приоткрывается. После выполнения всех упражнений сделайте паузу 1-2 мин., чтобы почувствовать полное расслабление всех мышц лица и туловища.»
- Упражнение «Рецепт на каждый день»
Инструкция. Работа в группах. Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировать его полезность.
« Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма и равнодушия. Добавляем три полные ложки оптимизма, большую часть веры, ложку терпения, несколько зерен терпимости и наконец щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всему. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу».
Инструкция ведущего. Этот самомассаж стимулирует движение жизненной энергии, которую в восточной культуре называют «ци». Когда ци свободно движется в теле, все органы и системы работают без сбоев.
Помассируйте запястья, кисти, пальцы и разогрейте ладони, потерев их друг о друга. Легонько пошлепайте себя, двигаясь от головы к ступням, а потом в обратном направлении. Встряхните руки, чтобы сбросить напряжение.
Помассируйте ладонями лицо. «Побарабаньте» по голове кончиками пальцев, потом потяните себя за волосы вверх. Закончите, энергично растирая ладонями лицо и голову.
Большим и указательным пальцем защипните кожу между бровями и помассируйте ее. После этого вращайте глазами по часовой и против часовой стрелки.
Положите ладони одну на другую и круговыми движениями помассируйте грудную клетку, солнечное сплетение и живот. Завершите массаж легким поглаживанием головы, лица, туловища, рук и ног, включая стопы. После этого соедините ладони перед грудью и выпрямитесь.
- Упражнение «Поиск ресурсного состояния»
Инструкция ведущего. «Закройте глаза. Вы идете по лесу. Вокруг растут деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Приятно идти по такому лесу. Вы вдыхаете запах цветов, смотрите на облака, которые медленно проплывают мимо, чувствуете тепло солнца.
Насладитесь чувство покоя, расслабления, безопасности. Вы чувствуете себя уверенно, спокойно и расслабленно. Это место, куда вы всегда можете вернуться, когда захотите, когда вы почувствуете потребность в покое. Это место дает вам силу, уверенность, безопасность. Природа дает вам силы. Побудьте в этом состоянии некоторое время. В несмолкаемом лесном шепоте еле различим говор ручья. Идемте к нему. Вы выходите на небольшую поляну и видите родник. Это источник ваших жизненных сил. Приблизьтесь к нему. Что вы ощущаете. Какие чувства вы испытываете. По взаимодействуйте с ним. Отметьте свои чувства, ощущения, мысли, которые вы при этом испытываете. Прислушайтесь к своему настроению. Что вам сейчас хочется сделать. Вы у источника своих жизненных сил. Почувствуйте, как вы наполняетесь этой жизненной силой, прочувствуйте ее во всем теле. Побудьте в этом состоянии столько, сколько хочется. Помните, каждый имеет достаточно личной силы для чего угодно».
- Упражнение – релаксация «В поисках себя»
Материалы. На каждого участника – рисунок мандалы, цветные карандаши.
Инструкция ведущего: « Медитация на мандалу, буддийский сакральный символ, помогает лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. Кроме того, раскрашивание мандалы помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам. Выберете карандаш, который вам нравиться больше всего, и раскрасьте центральный круг…. Другим цветом выделите часть мандалы, которая нравиться вам больше всего. Выберете ее интуитивно. Пройдите карандашом по лучам звезды, находящейся в этой части, как если бы вы бродили по лабиринту. Посмотрите на получившуюся цветную нить. Спросите себя: «Что мне напоминает этот путь?» запишите три слова, сочетания или предложения, которые придут вам на ум, чтобы описать ваш путь. Поразмышляйте над ним несколько минут…»
Инструкция. Участникам раздаются вырезанные из цветной бумаги цветы. Задача – на лепестках цветов написать, что нового они узнали на семинаре, какие открытия были сделаны, возможно – какие положительные эмоции и мысли появились.
Так же на этом этапе можно задать вопрос : « Какую формулу здоровья лично вы вывели для себя?».
- Ритуал прощания « Волшебная шкатулка»
Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.
Примечание. Можно рекомендовать педагогам сделать подобие «волшебной шкатулки» дома или на работе и каждое утро вытаскивать по одной записке.
Источник
Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагогов»
методическая разработка на тему
актуальность емы, упражнения на профессиональное выгорание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_zdorove.docx | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагогов»
Цель: создать условия для формирования у педагогов способности сохранять собственное психологическое здоровье, которое является предпосылкой к профессиональному долголетию.
- познакомить педагогов со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психологического здоровья.
- показать и отработать приемы снятия мышечного напряжения на основе работы с собственным телом;
- развитие коммуникативных навыков педагогов;
- снятие эмоционального напряжения у педагогов.
Оборудование, материалы : маркеры, ножницы, газетные вырезки, карандаши, ватман, бумага, ручки.
Предварительная работа: подбор газетных вырезок о здоровье, составление писем для родственников и близких педагогов.
I. Вводно-организационная часть:
Педагоги располагаются по кругу. Добрый день, уважаемые педагоги. Я прошу вас в начале нашего занятия подумать и на каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ назвать то, что оно нам даёт.
З – значимость, замечательное самочувствие.
Д – долголетие, доброту, доверие.
О – очарование, обаяние
Р – радость, решительность
В – веру, восхищение, воодушевление.
II. Теоретическая часть
Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию, продлевает профессиональное долголетие.
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов или ситуаций вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных реакций у педагога).
Французский философ XVI века М. Монтень сказал: « Получать удовольствие от собственной профессии — значит быть Мастером своего дела. Быть Мастером — жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству — как подъем в гору с полными ведрами воды… Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Педагога, Педагога — мастера?» По вашему мнению, как это можно сделать? (обсуждение с педагогами).
III. Практическая часть
Мы с вами неоднократно говорили о том, что психологическое здоровье зависит только от самого человека. У каждого человека бывают взлёты и падения, без них просто нет жизни. И, конечно же, каждый человек сам выбирает для себя способы саморегуляции и настроя на деятельность.
Я предлагаю вам несколько таких упражненеий.
Упражнение «Не урони вазу»
Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются.
Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Мышцы рук расслаблены. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям. Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые.
Часто бывает, что человек ощущает чувство тяжести в душе, думает о чем-то отрицательном. Это упражнение помогает избавиться, сбросить с себя негативную информацию.
рекомендуется выполнять в минуты злости, раздражительности.
Давайте с вами вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. Что чувствуете при напряжении? При расслаблении?
Мы знаем, что цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека, давайте мы отдохнем и посмотрим на множество ярких красок в нашем мире, вспомним положительные моменты нашей жизни и расслабимся (музыкальная цветотерапия с наложением релаксационного текста) Что Вы почувствовали? О чем вы думали в момент расслабления?
Упражнение по отработке выразительности интонации
В силу разнообразия деятельности педагога, бывает так, что мы не всегда можем строить свои высказывания, отвлекаясь от главных мыслей. Наша интонация влияет на качество восприятия информации и уровень интенсивности ее запоминания. Поработаем над интонацией.
1) Произнесите совершенно по-разному одну и ту же фразу «Я здоровая, успешная, спокойная »
Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Она рекомендована японским специалистом по точечному массажу Иосиро Цуцуми. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.
- Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.
- Точки вокруг глаз слегка раздражайте подушечками пальцев поочередно по ходу часовой стрелки (одну минуту).
- Массируем брови, чередую надавливания от слабых к средним и наоборот.
- Тщательно массируйте кончики мизинцев в течение 2 минут каждый.
Сейчас я предлагаю вам немного поменять свою профессию и стать журналистами . Для этого я предлагаю распределить роли. У нас есть редактор, журналист — интервьюер, художник — оформитель, который оформляет первую страницу нашей газеты, журналисты. Ваша задача создать небольшой журнал или газету, придумать её название, придумать название колонок, после оформления газету отдают редактору и в печать. Газета о здоровье педагога
Ещё одна психологическая техника, которая настолько безопасна и универсальна, что психологи ее рекомендуют в качестве «домашнего задания» своим клиентам. Она поможет вам отпустить некоторые чувства и эмоции, которые доставляют вам дискомфорт, отреагировать их и осознать. Эта техника эффективна при потерях, расставаниях, обидах, чувстве вины и прочих «социальных» чувствах.
Ее можно использовать всегда, когда вы считаете что вам это необходимо.
Техника написания писем.
Вам нужно минимум — 15 минут свободного времени. В это время вас никто не должен дергать и тревожить. Посвятите это время исключительно себе и этому упражнению.
Приготовьте несколько пустых листов бумаги и ручку. Лучше всего писать именно рукой, а не печатать на компьютере. Так эффект лучше.
Сосредоточьтесь на ваших чувствах и на том, кто им «виной». На том человеке, с которым они связаны. Побудьте немного в этом.
А теперь начинайте писать. Обращайтесь к этому человеку и пишите все, что хотите ему сказать прямо сейчас. Главная задача — выразить свои чувства. Чем меньше цензуры и контроля будет в вашем письме — тем лучше. Допустим и поощряется мат, ультиматумы, обвинения, гневные укоры, обзывательства. Все, что вам хочется сказать прямо сейчас, даже если вы обычно не говорите ничего подобного в жизни. Помните что это не просто письмо, а психологическая техника. Чем лучше вы раскроетесь, тем лучше она подействует.
Приветствуются фразы в духе «ты должен был» или «я требую чтобы», «ты мне обязан», «я тебя ненавижу» и так далее.
Акцентируйтесь на том, чтобы обращаться с человеком. Не уходите в пространные размышления «о том как» или «о том что». Например, если повод написания письма — измена — не стоит рассуждать о том, что «измена подрывает доверие в парах и, согласно исследованиям бла-бла-бла». Пишите «ты козлина, я тебе верила, а ты — кобель!».
Важно адресовать письмо человеку. Адресовать свои высказывания человеку. Расскажите ему, что вы чувствуете. Что он должен был делать, что он должен сделать сейчас. Обзовите его всеми словами, какими захочется. Важно «выдохнуть» письмо. А хороший выдох тот, который до конца.
Когда вы почувствуете, что сказать больше нечего — отложите ручку. Теперь перечитывайте письмо. Перечитывайте столько раз, сколько посчитаете нужным. Проживайте эмоции, которые выплеснули до тех пор, пока они не потеряют силу. А затем уничтожьте письмо. Рекомендуют два способа уничтожения:
- Сжечь. (Помните о противопожарной безопасности);
- разорвать на мелкие кусочки и спустить в унитаз (помните о гневе сантехника).
Способы равнозначны — выбирайте любой. Главное — никогда, ни при каких условиях, не давайте это письмо адресату ! Это очень чревато. Если уж вам так надо, то лучше перескажите потом ему содержание. Само письмо — это исключительно выплескивание ваших эмоций, а не личное послание для коммуникации. Нужно это понимать.
Я попрошу вас написать сегодня письмо «Письмо своему здоровью». Обсуждение написания писем, какие возникали чувства, эмоции.
«Пришла женщина к Богу и попросила полегче крест, а то слишком у неё тяжёлая жизнь: дети не радуют, муж относится не должным образом, да и на работе проблемы. Бог ей предложил выбор, завёл на склад, где крестов было видимо-невидимо. Женщина один подержала – тяжёлый показался, ёще один – тоже тяжелый, она попробовала все кресты по-очереди и, подойдя к выходу, заметила небольшой крестик. Дама очень обрадовалась, всем подошёл ей этот крест, и она твердо указала Богу на свой выбор. На что Всевышний ей ответил: «Так это твой крест и есть, ты выбрала свой крест!»
Уважаемые женщины, я знаю, что каждая из вас несёт свой нелёгкий крест с достоинством, но каждой хочется, чтобы мир вокруг нас был ещё лучше и ещё благосклоннее к нам. Прежде всего Любите себя и не позволяйте никому сомневаться в том ЧТО ВЫ ПРЕКРАСНЫ.
Я очень всем благодарна за то, что вы нашли время и не поленились придти сегодня на занятие. Хочу вам пожелать здоровья, женского счастья, нежной Любви, открытых улыбок и Внутренней Гармонии вам и вашим близким.
Я приготовила письма для ваших близких. Отдайте их своим родственникам, чтобы они их прочли.
Очень рада, что моё письмо сейчас находится в ваших руках. Я не займу много вашего времени. Я лишь хотела сказать вам спасибо. Спасибо за то, что вы поддерживаете, всегда находитесь рядом со своим близким человеком.
Ведь профессия _________________________________ сложная и требует уравновешенности, спокойствия и любви к детям.
______________________________ замечательный, профессиональный педагог. Она всегда придёт на помощь, поддержит в трудной ситуации. В этом есть и ваша заслуга.
Для каждого человека важна его семья и ___________________________________ не исключение.
Именно в своей семье человек чувствует себя нужным, любимым, счастливым и, конечно, же, находит новые силы для профессиональной деятельности.
Я желаю вашей семье процветания и благополучия, что бы всегда вы находили нужные слова и любили друг друга.
КОМУ: родственникам и близким
ОТ КОГО: педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 16» Варушкиной М.В.
Источник