Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Альбина Ковшова
Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя
Дать определение понятию «здоровье»;
Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ;
Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
Форма проведения: педагогическая мастерская
План проведения программы:
1. Вступительное слово старшего воспитателя Игра «Доброе слово от солнышка!»
2. Телепередача «Жить здорово» рубрика «Про здоровье»
3. Рубрика «В детском саду»
4. Рубрика «Помоги себе сам» (флэшмоб «Топ-хлоп-кап!»)
Ход семинара-практикума
Ст. воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! В этот октябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты.
— Давайте начнём наш семинар с игры-разминки, которая называется «Доброе слово от солнышка». Я предлагаю вам встать в круг. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты.
— Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение.
— Итак, у вас всех поднялось настроение, вы сейчас очень внимательны и настроены на работу. Мы можем начать работу нашего семинара-практикума. (Трек № 1 Мелодия жить здорово)
— Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме телевизионной передачи «Жить здорово» (Слайд 1-3) Ст. воспитатель: Итак, переходим к рубрике «Про здоровье»
Расскажу я вам старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали решать…. Каким должен быть человек.
Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”,другой сказал:
“Человек должен быть здоровым”,третий сказал: “Человек должен быть умным”.
Но один из богов сказал так:
“Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать
главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы
его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –
за высокие горы.А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого
человека. » Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
— Ст. воспитатель: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. (Слайд 3)
Когда впервые детям задаешь вопрос: «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека?»,то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей.Спрашиваешь: «Вы болеете, дети?».Все дружно говорят: «Да» — «А чем вас лечат?» — «Таблетками». «А можно быть здоровым без таблеток?» — «Нет!». Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Итак, рубрика «В детском саду». (Слайд 4)
Ст. воспитатель: Сохранение и укрепления здоровья воспитанников — основная задача дошкольных образовательных учреждений.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.ЗСТ применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (Слайд 5)
Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика ортопедическая.
Технологии обучения ЗОЖ (Слайд 6)
Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», точечный самомассаж, спецзакаливающие методики
Коррекционные технологии (Слайд 7)
Арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, логоритмика, биоэнегропластика.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
— Итак,переходим к следующей рубрике:
Рубрика «Наша мастерская» (Слайд 8)
— В ней мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. К сожалению, эфирное время ограничено, поэтому мы расскажем и покажем лишь малую толику большой работы наших замечательных мастеров-педагогов. Это настоящие мастера своего дела, люди творческие и не равнодушные к своей профессии.
— Сейчас я предлагаю посмотреть занятие с использованием ЗСТ «Путешествие в осенний лес»
Показ видеоролика «Путешествие в осенний лес» в средней группе (гиперссылка на видео)
— Далее мы хотели бы вас познакомить с некоторыми технологиями, но не просто познакомить, а вы будите непосредственными их участниками.
— Игровой массаж (интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей) А. Уманской и К. Динейки (Слайд 9)
— Ст. воспитатель: Закаливающее дыхание – этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом «Поиграем носиком». Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми во время занятий. Проводиться 2-3 раза в день.
— Одним из перспективным направлений в работе с детьми является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки создаёт положительный эмоциональный фон, повышает иммунитет детей, снимает напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль. И сегодня у нас в студии присутствуют замечательный специалист в области музыкотерапии музыкальный руководитель Саленкова Алла Николаевна, она познакомит вас с ритмопластикой.
— Музыкальный руководитель: Ритмопластика (Слайд 10)
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, оформленные танцевальными движениями.
Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.
Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.
К частным задачам можно отнести:
— повышение эмоционального настроя детей;
— формирование двигательной культуры;
— совершенствование чувства ритма и музыкальности.
— Ещё одним из инновационных направлений в области ЗСТ является Суджок-терапия с ней вас познакомит учитель-дефектолог Волкова Алёна Евгеньевна.
— Учитель-дефектолог: Суджок-терапия, пальчиковая гимнастика. (Слайд 11)
— Учитель логопед: (Слайд 12) Дыхательная гимнастика (выступление)
— Ст. воспитатель: Очень важно обращать внимание на психологическое здоровье детей. Элементы психологических тренингов, психогимнастик вы можете использовать в своей деятельности.
Ст. воспитатель: Мы подошли к следующей рубрике. «Помоги себе сам» (Слайд 13)
Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а, как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. Поэтому сейчас, уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами хорошим настроением, вселить в вас радость и положительные эмоции.
Практическая часть с участниками семинара флэшмоб «Топ-хлоп-кап!» (Трек № 2)
Ну вот, мы с вами взбодрились, жить стало веселей.
— Для того, чтобы поблагодарить всех участников за работу, давайте поиграем в игру «Аплодисменты друг другу».
Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
— Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Ст. воспитатель: Наша передача «Жить здорово» подошла к концу. Желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово! (Трек № 1) (Слайд 14).
1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — №17-24.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.
3. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. — М. : Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с.
4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. – М. : Просвещение, 2004.- 112 с.
5. Бушнева И. М. и др. Педагогические советы /авт. -сост. И. М. Бушнева [др. ].-Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.
6. Сергиенко, Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — №10. — С. 63-68.
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (из опыта работы) Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность. Будучи государственным коррекционным.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум. Тема : «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах.
Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.
Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми» Цель: Повышение педагогической компетентности студентов в вопросах использования искусства «оригами» в воспитании и развитии детей. Задачи:.
Семинар-практикум «Участие младшего воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на.
Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи» Дошкольный возраст — период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий: • противоречие.
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. Ясельный возраст справедливо считают временем формирования интеллектуальных.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.
Источник
СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ на тему: «Охрана и укрепление здоровья детей»
материал (старшая группа) на тему
Приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле здоровый дух».
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является — Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 п. Катасон Буденновского района»
Структурное подразделение дошкольного образования
«Охрана и укрепление здоровья детей»
Воспитатель СП ДО МОУ СОШ №8 п. Катасон
Ставропольский край Буденновский район
Ершова Марина Павловна.
Приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле здоровый дух».
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является — Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
О здоровье необходимо заботиться с юных лет. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня — биологическое, социальное и психологическое. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников уменьшилось и составляет лишь около 30 % от числа детей, поступающих в школу. И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, весёлыми, физически хорошо развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Ребенок испытывает влияние и семьи, и детского сада, поэтому так важно дополнять друг друга в воспитании. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Именно родители являются первыми воспитателями ребенка, и задача дошкольного учреждения помогать родителям. Таким образом, в ДОУ разработана система взаимодействия ДОУ и семьи по укреплению здоровья дошкольников, включающая активные формы и методы работы с родителями:
- родительские уголки
- папки-передвижки «Советы врача»
- папок- передвижек «Будь здоров малыш»
- спортивные мероприятия с участием педагогов, родителей и детей: «День здоровья»
- фотовыставки «Семья – здоровый образ жизни»
- совместные конкурсы рисунков «Папа, мама, я – здоровая семья»
- информационные недели, включающие проведение открытых занятий с приглашением родителей и др.
Существуют разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
- Информация для родителей на стендах, в папках-передвижках
- Консультации
- Инструктивно-методические занятия по профилактике нарушения осанки, деформации стопы
- Семинары-практикумы
- Дни «открытых дверей» с просмотром разнообразных занятий, закаливающих и лечебных процедур
- Физкультурные досуги и праздники с участием родителей.
В связи с вышеперечисленным, коллектив ДОУ поставил перед собой следующие цели и задачи.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей посредствам расширения творческого потенциала родителей в процессе работы с педагогами и специалистами ДОУ по вопросам здоровье сбережения.
1. Сохранять и укреплять здоровье детей через взаимодействие участников образовательного процесса (педагог-ребенок, педагог-родитель, родитель-ребенок, педагог-педагог).
2. Привлекать родителей к активному воспитательному процессу по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
3. Повышать качество работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению.
4. Использовать новые, нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников по здоровье сбережению.
Здоровый образ жизни — это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.
Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум, где я предлагаются практические рекомендации по укреплению здоровья детей.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, она имеет то же значение, какое у взрослого — трудовая деятельность, работа, служба. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. А еще это один из способов укрепить здоровье. В детском саду программа построена так, что дети все время играют: на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности и т.д. И сейчас я немного поиграю с вами.
Режим дня. Для всех детей третьего года жизни рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо обеспечить на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых. Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь. Принимая ребенка в детский сад, воспитатель спрашивает родителей о его самочувствии, особенностях поведения. При подозрении на заболевание необходимо обеспечить ребенку медицинский осмотр.
Организация питания. Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде. Няня тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.
Организация сна. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей. Игры для расслабления (классическая музыка) . после сна точечный массаж.
Организация прогулки . На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.
1.Дидактическая игра «солнышко с лучиками»
Цели: развивает координацию рук и мелкую моторику пальцев. Развивает основные движения.
2. дидактическая игра «лыжи»
Цели: систематизировать знания детей о зимних забавах. Дать представление о зимних видах спорта. Умение сотрудничать в паре. Развивать ловкость, координацию движения, выносливость.
3. дидактическая игра «ловишки»
Цели: развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения.
Организация занятий. Правильная организация учебных занятий с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление. Стимуляции деятельности головного мозга. Проведения точечного массажа. Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.
Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.
Утренняя гимнастика. Закалять здоровье надо каждую минуту, в течение не только какого-то времени, а постоянно. Все знают об эффективности утренней гимнастики, но не многие из нас ее проводят. Мы предлагаем вам не только поговорить о ней, но и научиться ее делать. Надеемся, после этих упражнений вы будете готовы делать зарядку всей семьи. Утренней гимнастикой с ребенком дома можно заниматься с двухлетнего возраста. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемый ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем: сердечно-сосудистую, дыхательную, способствует формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, воспитывает привычку заниматься физ. упражнениями ежедневно. В холодное время года перед проведением утренней гимнастики следует проветрить помещение. Температура воздуха не выше 18-19 C. Очень хорошо, если ребенок привык выполнять гимнастику при открытой форточке. Следует подготовить и необходимое оборудование: коврик, шнур, флажки, ленты и др. Внимательно продумайте одежду и обувь ребенка. В теплые дни ребенок должен ходить без майки и по возможности босиком. Утренняя гимнастика проводится до умывания и завтрака. Комплекс начинается с ходьбы. Ходьба сменяется бегом, затем снова следует перейти на ходьбу. И остановиться для выполнения упражнений. Они включают в себя разнообразные движения, укрепляющие все группы мышц. Для детей 2-3 лет подбирается 3-4 упражнения, чередующиеся в следующей последовательности: для плечевого пояса, для рук, для ног для туловища для ног. Повторяются упражнения 4-5 раз. Длительность – 4-5 минут. Комплекс нужно менять через 5-7 дней.
А сейчас я приглашаю вас встать в «кружок», и я покажу вам один из комплексов упражнений утренней гимнастики в семье. А вы мне поможете.
Комплекс упражнений утренней гимнастики в семье.
- Ходьба всей семьей в одном направлении с остановкой на сигнал «стоп». Повторить 2-3 раза. У каждого члена семьи по две погремушки.
- Бег с погремушками и притопы на месте поочередно правой и левой ногой.
- Свободное построение.
- И.П.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища в руках погремушки. На слова: «Покажите погремушки» — все члены семьи вытягивают руки вперед – в стороны, говорят «Вот!» На слова «Спрячем погремушки» все прячут погремушки за спину. Повторить 4-5 раз.
- И.П.: то же. Присесть, постучать погремушкой о пол, сказать: «Тук-тук», выпрямиться. Повторить 4-5 раз.
- И.П.: стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Подпрыгивание на месте на двух ногах, одновременно трясти погремушками и легкий бег.
- Ходьба всей группой в одном направлении. Так же я хочу вам предложить воспользоваться интересной книгой А.Л.Сиротюк и А.С.Сиротюк «современная методика развития детей от рождения до 9 лет». Эта книга поможет вам в упражнениях для развития вестибулярно-моторной координации, упражнения для развития слухомоторной координации (чувства ритма), упражнения для развития зрительной памяти.
Итог: Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. В ДОУ используются различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. Но дети существуют не только в детском саду. Большую часть жизни они проводят в семье. И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании не только детей, но и самих родителей, квалифицированном воздействии персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети были здоровы, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня развития. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей закладывается в дошкольном возрасте при тесном взаимодействии всего коллектива дет.сада и семьи.
Источник