Семинар — практикум для родителей «О здоровье всерьез»
материал по теме
В данной работе представлена система деятельности педагога с воспитанниками по формированию основ здорового образа жизни. В ходе семинара затронута актуальная проблема воспитания компетентного родителя, так как пример родителей – самый важный фактор успешного воспитания детей, в том числе воспитание здорового ребенка. Вниманию родителей предлагается комплекс оздоровительных упражнений, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Семинар дает возможность родителям вместе с детьми стать активными участниками увлекательных оздоровительных упражнений. Семинар рассчитан для родителей (законных представителей) и для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley.pdf | 799.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника».
Материал представляет собой практическую разработку мероприятия для родителей коррекционной группы детского сада по формированию навыков здорового образа жизни в семье.
Семинар практикум для педагогов.
Ппредлагаю вашему вниманию конспект семина-практикума для родителей «Растим детей здоровыми». Материал будет полезен для воспитателей детских садов. Данный семинар-практикум был проведён с целью: Повы.
Презентация по семенару — практикуму на тему «Здоровье, музыка, дети».
Семинар — практикум на тему «Здоровье, музыка, дети».
Источник
Семинар — практикум от охраны здоровья к успеху в учёбе
методическая разработка по теме
Данное мероприятие было проведено на заседании МО с педагогами начальной школы. На семинаре были раскрыты вопросы по физическому и психическому здоровью младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_ot_okhrany_zdorovyak_uspekhu_v_uchyobe.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей начальных классов VII вида
«От охраны здоровья к успеху в учёбе»
составила рук. Мо
учитель I категории
1. Здоровье младших школьников.
а) физическое здоровье школьников (Долматова Е.Б.-школьный врач);
б) психологическое здоровье младших школьников (Швецова Н.А.педагог – психолог).
2.Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно – развивающего обучения (Серёгина Л. Е. учитель начальных классов)
3. Практическое занятие в «Школе здоровья» (Бурматова Е.П. — руководитель МО).
4. Анализ административных работ во 2-4 классах за III четверть (Акимова Л.Г. завуч УВР)
«Здоровье – это вершина, на которую
каждый должен забраться сам»
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности школы. Педагогический коллектив школы чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. Появляются проблемы школьной неуспеваемости, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.
По данным медицинской статистики количество здоровых школьников сокращается в 4-5 раз, составляя лишь 10-15% от общего числа учеников.
Наша школа, к сожалению, не является исключением. Более подробно о состоянии здоровья младших школьников расскажет школьный врач Долматова Е.Б.
1. Здоровье школьников.
Слабое здоровье школьников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряжённый режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению как физическому, так и психологическому здоровью. О психологическом здоровье младших школьников с нами поделится педагог — психолог Швецова Н.А.
Главной целью для педагога на современном этапе становится психологическое здоровье каждого ученика. Предлагаю несколько психологических разминок, которые может использовать каждый учитель на уроках . (Материал для учителей)
В нашей школе обучаются дети с различными формами психических отклонений. Они требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Для этого необходимо уметь распознать возможные психологические отклонения в развитии детей и организовать психокоррекционную работу со
стороны учителей и родителей. Вот почему вопросы валеологии приобретают ещё большее значение в классах, где учатся дети с задержкой психического развития. Именно такие дети испытывают наибольшие трудности в учении. О здоровьесберегающих технологиях в классах корреционно-развивающего обучения нам расскажет Серёгина Л.Е.
2. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения
Каждый разумный взрослый желает, чтобы ребёнок рос здоровым. И мы педагоги, работающие с младшими школьниками должны принимать непосредственное участие в сохранении и укреплении здоровья своих воспитанников, обучать практическим упражнениям, помогающим заботится о здоровье.
3. Практическое занятие в «Школе здоровья»
Цель: обучение практическим упражнениям, помогающим заботится о здоровье.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Расслабление (психологический настрой). Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»
-Разогрели ладошки, закрыли ими глаза, представили что-то приятное, ласковое.
Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев. Природа вызывает восторг в моей душе, она вливает в меня силы. Я обретаю успокоение, радость. Любуюсь природой, чувствую, что мне легко с любовью смотреть и на себя. Я – частица природы, следовательно, я тоже по – своему прекрасна. Куда бы я не обратила взор, везде вижу красоту. Сегодня красота жизни находит отклик в моей душе.
Упражнения на осанку
1. Ходьба: на носках, руки за голову, на пятках, руки на пояс.
Упражнения для мышц шеи.
И.п. – ноги врозь, руки на пояс:
наклоны головы вперёд – назад(8 раз);
наклоны головы в стороны(8 раз);
повороты головы в стороны(8 раз).
Упражнения для рук и плеч
поднимание и опускание плеч, руки внизу;
поочерёдное поднимание плеч.
В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: «Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, проведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть «школу здоровья» для всех детей своей страны.
От чего же зависит здоровье человека?
Не умеем радоваться.
Радость – особая мудрость, и болезни её не бояться. радостный человек много смеётся. А смех снимает нервное напряжение, стресс. во время смеха в крови резко увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость инфекциям. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч, грудной клетки, брюшного пресса. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. Несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов в конце рабочего дня, в конце четверти у учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: « Сколько шагов сделает воробей за минуту?», «От чего утка плавает?» (от берега).
Самомассаж лица обеспечит прилив крови в головной мозг. (Слайд)
При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. Приведенные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.
Упражнения для пальцев рук.
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.
2.С силой сжимать и разжимать пальцы пока не устанут.
3. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.
4. Стихотворные упражнения (Слайд)
Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторять 10-15 раз.
«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
«Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).
«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот ( 4 раза).
Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).
Хорошая осанка формируется не только эстетическими требованиями, но и и медицинскими. Просыпаясь учащимся полезно повторить 20 -30 раз следующее:
Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу!
Повороты на месте под музыку (4 раза направо, 4 раза налево).
Ходьба с хлопками (1-4 – с хлопками, 5-8 – без хлопков).
«Растём большими». Ходьба на носках, руки вверх.
Ходьба и бег змейкой между рядами.
Гимнастика для глаз.
1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время.(5 раз)
Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.
2. Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2-3 с.. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 с. Опустить руку. (10-12 раз)
3. Смотреть в окно вдаль в течение одной минуты.
а) Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Он двигается вправо, влево, вниз. Надо непрерывно следить за ним.
б) Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу(10 раз).
в) вытянуть руку вперёд. Смотреть на конец пальца вытянутой руки. Медленно приближать палец, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться(3-5 раз)
Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. К.Д. Ушинский писал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие–нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по – прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, учитель предупреждает, что когда они увидят на доске слово тишина , то должны сразу оставить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.
Опыт показывает, что в начале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина , они буквально «замирают».
Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.
с древних времён музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение организма.
В качестве примера привожу методику использования музыкотерапии на практических занятиях по технологии. В начале урока проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы и целей работы. Затем включается специально подобранная музыка определённой громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20-25 мин. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2-3 мин. Она является своеобразным сигналом к окончанию работы. Во время подведения итогов работы музыка включена.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.
Источник
Семинар-практикум «Здоровье — всерьез!»
консультация на тему
Семинар-практикум для воспитателей направлен на формирование здорового образа жизни в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель мероприятия: повышение педагогической культуры воспитателей по вопросам здоровьесбережения, распространения опыта укрепления здоровья; создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.
1. Познакомить с новыми технологиями и приемами работы по методу кинезиологии и биоэнергопластики, способствующей развитию интеллектуальной и речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, развитию координации движений, мелкой и артикуляционной моторики; психогимнастикой по М.И.Чистяковой; су-джок терапией, как эффективным способом закаливания
2. Познакомить со способами снятия эмоционального и физического напряжения при помощи релаксационных упражнений.
3. Сформировать практические навыки у педагогов по использованию физических упражнений для формирования правильной осанки; упражнений для моторики рук и пальцев
4. Привлечь педагогов к активному сотрудничеству в рамках ДОУ и взаимодействию с детьми в коррекционно-развивающем процессе.
Одному древнему философу Цицерону задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля”.
Что же такое здоровье?
1 . СОСТАВИТЬ ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ ИЗ ЦВЕТОВ
Каждой педагогу раздаются цветки, где они (педагоги) должны написать, что нужно делать, чтобы быть здоровыми.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «Физическое здоровье» включающее образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно!
Последние данные по статистике Министерства Образования и Науки РФ говорят, что XXI век в России начался с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8% снизилось число здоровых детей. На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии.
Таким образом, ситуация по этому вопросу такова: хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена.
Поэтому приоритетным направлением деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, педагоги ищут эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Поэтому, уважаемые коллеги, я бы хотела поделиться некоторыми способами:
- Психогимнастика в оздоровлении детей дошкольного возраста
Особое внимание в детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей, для этого можно использовать нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. В свой педагогический арсенал привлекаем психогимнастику. Она представляет собой систему этюдов («выразительных движений»), сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов. Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Психогимнастика призвана решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению. Этот термин попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге (Психогимнастика в детском саду, М., Просвещение, 1990). Отзывы по книге положительные.
• дети приобретают навыки ауторелаксации;
• тренируют психомоторные функции;
• воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
• корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
• избавляются от эмоционального напряжения;
• развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.
Уточним, где и как использовать психогимнастику.
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Психогимнастика проводится один раз в неделю, длительностью 30 минут.
ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»
Очень важно, чтоб педагог детского сада начинал рабочий день в хорошем настроении. Поэтому, просыпаясь утром, мы должны внушать себе: «Я спокойна, я доброжелательна». Всё у меня сегодня будет хорошо, и к детям иду с хорошим настроением. Каждое утро можно начинать
Все встают в круг и произносят фразу «Я люблю тебя и весь мир!», которая сопровождается жестами
«Я»- правой рукой показываем себя;
«люблю»- левая рука прикладывается к сердцу;
«тебя»- разводим обе руки;
«и весь мир»- руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.
Повторяем 3 раза.
2 . Есть в группах дети, подверженные простудным заболеваниям. Таким детям важно привить навыки правильного носового дыхания. Помогают этому игры, которые лечат:
— Упражнение «Мы срываем цветы»
Дети в группе наклоняются – «срывают» цветы – и вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный быстрый выдох). Потом повторяют это действие еще несколько раз.
Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Дыхательную гимнастику проводим для укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения выносливости при физических нагрузках и сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям. Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.
Хотелось бы вспомнить притчу:
«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец».
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы — педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.
Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления. Поэтому родителям и вам, коллеги я предлагаю эффективный способ закаливания — массаж стоп-ладошек .
3 . В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают все большее внимание . Су- джок терапия – одна из них( «Су»-по-корейски – кисть, «джок» — стопа).Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су — Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
— Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
— Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
— Универсальность — Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей (в буклете)
ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики
4. Игра с педагогами
Цель: развивать у педагогов чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности; формировать у педагогов ответственность за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни.
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека) .
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.
Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, туловище выпрямлено, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.
Правильная осанка — это, в первую очередь, сбалансированное положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но и мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении.
С правильной осанкой не рождаются, а формируют. У детей правильная осанка появляется не сразу, они рождаются с ровной спиной без изгибов и уже по мере роста они развиваются и принимают свое нормальное или искаженное положение.
Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми упражнениями, используемые в ходе непосредственной-образовательной деятельности в качестве динамической паузы.
Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, укрепления костно-мышечной системы детей дошкольного возраста, развитие координации движений, а также снятия статического напряжения.
ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «Коробка с карандашами»
1. «Стройный карандаш» И.п. – стоя, карандаш в руках, руки опущены перед собой: 1-2 – поднимаемся на носки, руки вверх, 3-4 – И.п., опускаем руки вниз. (6-8 повторений)
2. «Сильный карандаш» И.п. – стоя, руки вытянуты перед собой, карандаш в руках: 1-2 – руки сгибаем в локтях, карандашом касаемся груди, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)
3. «Гибкий карандаш» И.п. – о.с. карандаш в правой руке: 1- наклон вперед, кладем карандаш на пол, 2 – И.п, 3 – берем карандаш левой рукой; 4 – И.п. (6-8 повторений)
4. «Ловкий карандаш» И.п. – стоя, руки прямые перед грудью, карандаш в руках, правая рука держит карандаш внизу, а левая — вверху: 1 –руки в стороны, карандаш в левой руке, 2 – И.п, меняем захват карандаша, 3 — руки в стороны, карандаш в правой руке; 4 – И.п. (6-8 повторений)
5. «Мягкий карандаш» И.п. – средняя стойка, карандаш в руках: 1-2 приседание, руки перед грудью, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)
6. «Спокойный карандаш» И.п. – о.с.: 1-2 – поднимаемся на носки, руки через стороны вверх, вдох; 3-4 – медленно наклоняемся вниз, выдох, руки через стороны опускаем вниз. (3-4 повторения)
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.
7.РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Богатая и правильная речь ребенка дошкольника позволяет ему легче высказать свои мысли, познать окружающую действительность, содержательнее и полноценнее выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществлять его психическое развитие.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Отмечается взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при коррекции речевых недостатков у детей дошкольного возраста необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.
1. «Часики» — сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.
2. «Качели» — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
3. «Футбол» — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
4. «Улыбка» — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.
5. «Трубочка» — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
6. «Лопаточка» — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
7.«Чашечка» — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
8.«Кошечка» — перевернутая «чашечка» — согнутая ладонь опущена.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, какое движение выполняет рука, а то насколько правильно, точно и качественно сочетается движение руки с артикуляционными упражнениями.
Притча “ Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.
8 . Во время проведения непосредственно образовательной деятельности эффективно использовать энергизаторы
Энергизаторы — это короткие упражнения, восстанавливающие энергию детей. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности, восстановить интерес к занятию и сконцентрировать внимание дошколят. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, пробуждающие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.
ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»
Энергизатор «Необычное приветствие».
— Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Как принято здороваться в нашей стране? Поздоровайтесь друг с другом. (Дети практически выполняют ритуал приветствия.)
— Представьте себе, что вы сейчас жители необычной страны. А в каждой стране свои обычаи приветствия друг друга. Поздоровайтесь: спинами, коленками, лбами, носами, щечками.
— Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга:
У тебя носик, у меня носик.
У тебя щечки, у меня щечки.
У тебя ушки, у меня ушки.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы любим друг друга.
А сейчас мы с вами поиграем в вашу любимую в игру «Домики». Давайте распределимся на группы: 1 стена, 2 стена, жители.
Два участника образуют «Домик», взявшись за руки (соединив ладони) и подняв их над головой – «крыша». Третий участник встаёт внутри «домика» — это «житель». По команде «Меняются домики!» — «домики» распадаются, ищут себе новую пару и вновь строят «домик». По команде: «Меняются жители!» — «жители» меняются домиками, т.е. быстро перебегают в освободившийся «домик». По команде: «Землетрясение!» — меняются местами и ролями все. Ведущим становится тот, кто остался без пары.
Упражнение-энергизатор для снятия эмоционального напряжения «Лимон и Котенок»
— Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!
— А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!
9.«МИНУТКА ОТДЫХА И ТИШИНЫ»
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
«Водопад» (выполняется под класс. музыку)
Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела, ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой…Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.
А для детей можно предложить:
Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:
Дети набирают в руку воображаемый песок, сжимают в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпают песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки.
— Игра с муравьём
Дети представляют, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Необходимо с силой натянуть носки ног на себя, ноги напряжены (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Затем сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают.
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание колокольчика.
— Упражнение «Шум моря»
Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Воспитатель спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет воспитателя (1, 2, 3) дети «просыпаются» и встают.
10. Движение и ум.
Существует еще одна уникальная методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиология – это методика сохранения и поддержания здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности . Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В ходе систематического применения кинезиологических упражнений у ребёнка исчезают явления нарушений чтения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»
«ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА».
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
1. «Колечко».Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
2. «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
3. «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
4. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5.Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.
Источник