Семинар – практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»
методическая разработка на тему
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikm.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
-незнание способов саморегуляции;
-снижение физической активности, сидячий образ жизни;
-нерациональный режим труда и отдыха.
-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
— личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
— интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.
Цель : создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов и воспитанников.
— психологическое здоровье человека.
— специфика психологического здоровья ребенка.
— факторы риска психологического здоровья детей.
— психологическая поддержка детей в ДОУ.
Воспитатели проходя в зал вытягивают фишки четырех цветов и рассаживаются по четырем столам согласно цвету.
- Тренинг для успешной , сплоченной работы всех воспитателей «Скажи другому комплимент» — всем воспитателям предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
2. Раздаются карточки квадратики четырех цветов – нужно ответить на 4 вопроса и написать ответы . После этого прикрепить на мольберты
- Что я желаю для себя лично на этом семинаре ?
- Что я ожидаю от коллег ?
- Что я хочу узнать по теме семинара ?
- Что я жду от руководителя семинара ?
Карточки прикрепляются к мольберту
Воспитатели делятся на два круга один внутри другого. Под музыку они начинают двигаться в разные стороны. Музыка останавливается они объединяются в пары около кого остановились и начинают обсуждать заданный вопрос.
- Что такое психологическое здоровье человека ?
- Признаки психического здоровья ?
- В чем специфика психологического здоровья ребенка ?
- Факторы риска психологического здоровья детей 7
4.воспитатели разбиваются на микро группы на 4 стола по цвету.
На столах лежат листы бумаги с вопросами ( теме же что обсуждались в кругу). Отвечают , обсуждают и каждый стол дает свой обоснованный ответ. А затем старший воспитатель дает научный ответ.
_- Чтобы помочь ребенку сохранить его психологическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Я предлагаю вам ответить на вопросы касающиеся теории психического здоровья :
— Чем характеризуется год «большого скачка» (2-3 года) ;
— почему происходит кризис 3 –х лет, его симптомы ?
— что означает психологическая подготовка к школе ?
— Перечислите признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка.
5. Таким образом задачами психологической поддержки детей в дошкольном учреждении являются:
Задачи психологической поддержки детей:
- Обучение положительному самоотношению и принятию других людей .
- Обучение рефлексивным умениям ( умение осознавать свои чувства, причины поведения).
- формирование потребности в саморазвитии ( умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
- диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
- Включение детей , отнесенных ко второму уровню психологического здоровья в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
- подключение детей , отнесенных к третьему уровню психологического здоровья , к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
Воспитателям дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка.
- Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
- Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
- Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
- В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
- Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих детей.
- Учите детей устанавливать связи между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
- Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
6. На психологическое здоровье детей огромное влияние оказывает наше окружение это и помещение, и мебель и цвета окружающие нас. Выступление педагога дополнительного образования «Психология цвета».
7. Практический инструментарий.
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д. которые тесно взаимосвязаны между собой, а так же с эмоциональным состоянием педагога.
Чему научаться дети, каким будет их эмоциональное состояние , зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Упражнения на саморегуляцию для педагогов, детей.
В начале нашего семинара вы заполнили карточки и ответили на вопросы. Теперь давайте посмотрим что вы написали и оправдались ли ваши ожидания.
На первый ответ, на второй, третий, четвертый.
— Чем оказалась полезной для Вас именно данная встреча ?
-Какие конкретные приемы вы возьмете на вооружение в своей работе ?
Ваши пожелания мне как руководителю семинара .
Источник
Семинар «Психологическое здоровье детей в ДОУ»
Ольга Бажанова
Семинар «Психологическое здоровье детей в ДОУ»
Цель: систематизировать знание педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психологического здоровья детей.
Давайте с вами вспомним, что такое здоровье?
«Здоровье – это состояние полного физического, психологического, социального благополучия».
Какая наука изучает психологическое здоровье? (Психология.)
Психология – это наука о душе. Значит, психологическое здоровье – душевное здоровье.
Оно включает в себя нормальное эмоциональное поведение, поведенческое и социальное самочувствие. Пословица говорит, что в здоровом теле живет здоровый дух. Мы видим, что физическое и психическое, а так же социальное здоровье взаимосвязаны между собой.
Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Цель практической работы с детьми – это психическое здоровье ребенка, а личное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.
Признаки психического здоровья:
• способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;
• чувство уверенности и доверия;
• формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;
• достаточный диапазон чувств.
Психологический аспект психического здоровьяпредполагает внимание:
•к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
• обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Ребенок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Принципы положенные в основу программы, способствуют укреплению и сохранению физического, психического и социального здоровья детей. Назовите его принципы.
(Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка, как маленького, но полноправного человека;
создание условий для развития его индивидуальности;
обеспечение атмосферы психологического комфорта в группе;
учет психологических особенностей детей, при отборе содержания и методов обучения и воспитания;
обеспечение качественной подготовки к школе;
наличие свободного педагогического пространства для проявления личности и индивидуальности воспитателей).
Вопросы по теории:
1. Чем характеризуется год «большого скачка»?
К основным изменениям, которые должны произойти в 2 –3 года относятся следующие:
• интенсивное развитие речи;
• начало осознания самого себя.
2. Почему происходит «кризис трех лет» и его симптомы?
Ребенок начинает приобретать свое «Я» и становится независимым от взрослых, окружения.
Негативизм – стремление все сделать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Упрямство – он проверяет может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу.
Строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослым.
Своеволие – все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых.
Протест бунт – ребенок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам.
Деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям.
3. Характерная особенность детей 4 – го года жизни.
Это их стремление к самостоятельности.
4. Назовите важнейшее условие полноценного развития ребенка.
Хорошее отношение с воспитателем.
5. Перечислите новые возможности детей средней группы.
У детей появились способности к целеполаганию, отношение к продукту своих целенаправленных действий и способность на основе достигнутых целей ставить новые цели.
6. Какое новообразование появляется у пятилетнего ребенка?
Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится, не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
7. Что означает психологическая подготовка а школе?
Она включает в себя:
• формирование определенного отношения к учебе в школе, как к серьёзной, социально значимой деятельности, т. е. мотивацию учения;
• обеспечение определенного уровня интеллектуального развития;
• развитие эмоционально – волевой сферы.
8. Как вы понимаете 3 «П» В. А. Петровского?
Понимание ребенка – смотрю на мир глазами ребенка.
Принятие ребенка – я тебя люблю такого, какой ты есть
Признание ребенка – ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь.
9. Перечислите признаки психомоторногонеблагополучия во внешних проявлениях ребенка:
Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность;
• позы – застывшие, скованные и однообразные;
• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой эффективности или психомоторная заторможенность;
• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, гримасничанье или неподвижность лица;
• речь невнятная, невыразительная, не монотонная, возможно заикание.
10. Как проявляются социальные навыки ребенка?
Осознает себя, как личность, отделяет себя от взрослого, как бы снова открывает для себя мир людей, своё место в этом мире, как самостоятельная личность.
11. Как ребенок постигает социальный мир?
Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.
1. Поддерживать у ребенка положительную самооценку.
Не бывает плохих детей, бывают не адекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь вовремя заметить этот талант и дать ему проявится.
2. Содействовать эмоциональному благополучию.
В хорошем эмоциональном состоянии, человек успешно преодолевает различные препятствия.
3. Помочь ребенку осознавать свои эмоции.
Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции,через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
4. Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими.
Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5. Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему занимается, научить его планировать свое время.
Конспект родительского собрания «Психологическое здоровье ребенка в наших руках!» Конспект родительского собрания «Психологическое здоровье ребенка в наших руках!» Форма проведения: мастер-класс с элементами тренинга.
Психологическое здоровье участников образовательного процесса «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» СЛАЙД Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам.
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Солдатенко Н. Д., педагог-психолог СЕМИНАР.
Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы» Психологическое здоровье обучающихся начальной школы. Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.
Семинар для родителей «Здоровье и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Семинар для родителей «Здоровье и здоровьесберегающие технологии в доу» Старший воспитатель: Буравихина М. В. Уважаемые родители, здравствуйте.
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» Семинар — практикум: » Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» «Здоровье — это полное физическое, психическое.
Влияние развития музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста Работая с детьми, я увидела, что детям очень нравится двигаться под музыку. Поэтому я всегда подбирала весёлые детские современные песенки.
Здоровье детей — здоровье нации! Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье детей — здоровье нации!. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение.
Источник