Меню

Семинар практикум арт терапия как средство сохранения психологического здоровья детей

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей

Галина Старостина
Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей

Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии.

Семинар –практикум для педагогов:

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутреннему напряжению и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения. Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

Виды арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, использующий методы изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии — повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему «Я». Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому.

Сказкотерапия – метод, который использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии.Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, собственного сочинения, а также специально-разработанные, коррекционные и т. д. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий.

Практическая часть: педагог-психолог:

1. Упражнение «Доброе животное» (игровая терапия)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

2. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу,слушают текст и выполняют действия:

— В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

— Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

— Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Читайте также:  Основные концепции здоровья педкампус

3. Задание «Могу себе позволить быть ребенком»

• нарисовать нерабочей рукой любимую игрушку.

4. Задание «Синхронное рисование обеими руками»

1. Установить оба карандаша в одну точку

2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.

5. Задание «Непроизвольное рисование под музыку» (Григ. Сюита «Пер Гюнт»)

1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор.

2. Раскрасить пространство между линиями

3. Дополнить композицию деталями.

Рефлексия: педагог-психолог:

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс,.

Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии — одна из важнейших задач практической психологии. Эффективным.

Особенности психологического здоровья детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей Отличительные особенности современного общества — эмоциональная наполненность и быстрый темп жизни, приводящие к высокому уровню психологических.

Песочная терапия как средство адаптации детей с 1,5–3 лет к ДОУ Песочная терапия как средство адаптации детей с 1,5-3 лет к ДОУ Цель: Выявить психолого-педагогические особенности адаптации детей; определить.

Проект «Игра как средство формирования психологического здоровья дошкольников» МБДОУ «Зюкайский детский сад №3» Педагогический проект Игра как средство формирования психологического здоровья детей подготовительной.

Рекомендации воспитателям для сохранения психологического здоровья • Каждый день начинайте с «нового листа». В «реку жизни», нельзя войти дважды. • Чаще улыбайтесь. Улыбайтесь всему. Как изумляются дети.

Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье — это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Здоровьесберегающая технологии стимулирования и сохранения здоровья Здоровьесберегающие технологии — технологии стимулирования и сохранения здоровья Описание материала: Опыт работы по применению здоровьеберегающих.

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Я не боюсь еще и еще раз повторять, забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Источник

«Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья ребёнка»

Татьяна Уварова
«Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья ребёнка»

Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, то работа с эмоциональным состоянием ребёнка – это работа по укреплению его психологического ресурса соматического здоровья.

Что же такое арт-терапия?

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. Проще говоря, арт-терапия – это лечение искусством. Всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, как игра.

Основные функции арт-терапии:

1. Катарсистическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

В настоящее время арт-терапияв широком понимании включает в себя:

— изотерапию – лечебное воздействие средствамиизобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;

— библиотерапию — лечебное воздействие чтением;

— имаготерапию – лечебное воздействие через образ, театрализацию;

— музыкотерапию – воздействие через восприятие музыки;

— вокалотерипию – лечение пением;

— кинезотерапию – танцетерапия, коррекционная ритмика, лечебное воздействие движениями.

Многие техники арт-терапии очень похожи на нетрадиционное рисование, часто используемое в детском саду. И это так. Но с одной только разницей. Мы не учим детей рисовать, лепить в той или иной технике. Сам процесс арт-терапии, кроме удовольствия, учит выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Читайте также:  Викторина для родителей по теме здоровье детей

Одной разновидностью арт-терапии является изотерапия.

Остановлюсь на ней более подробно.

Изотерапия – это терапия рисованием.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров и жесткости, уголь, соленое тесто, глина и т. д.

Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии более поробно.

Один из любимых детских материаллов – пластичное и послушное солёное тесто. Техника лепки проста. Для работы с тестом необходимы соль, мука, вода. Тесто – материал экологически чистый, очень пластичный, легко приобретает форму. Оно не липнет к рукам, очень легко отмывается, безопасно при попадании в рот. Более того, лепка из соленого теста благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому полезна гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет таким детям вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии. Дети учатся планировать, работать в коллективе, самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.

Очень похожа на тесто глина.

Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и простой вид изобразительной деятельности дошкольников. Дети под спокойную музыку создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в настроение ребенка, звездное небо, лес или море. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства и переживания, мысли и стремления. Данный вид творчества — как средство коррекции, позволяет ребенку преодолеть чувство страха, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Рисуя, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, проигрывает волнующие его ситуации.

Рисование пальцами, ладонями (другими частями тела)

Можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь – плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Речь идет о спонтанных рисунках детей, о ритмичности движения, случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. Здесь нет категорий «правильно–неправильно». Такой способ создания изображений представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Но далеко не все дети по собственной инициативе переходят на такое рисование. Некоторые, попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Акватушь проста, необычна и близка детям. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью. Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Каракули – это самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш. Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.

Техника «фроттаж» — это когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт (наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку).

Штриховки и каракули помогают почувствовать нажим карандаша, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении. Ритм штриховки, каракулей создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага)делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги. Второй вариант рисования в этой технике, когда изображение наносится на половину листа, затем лист сгибается пополам и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа, и на нем в зеркальном отражении отпечатывается изображение. Оно может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. При желании готовый отпечаток можно дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Все это не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет ребенку радость.

Читайте также:  Количественные критерии уровня здоровья нации

Рисунок на воде

Акварисование – это технология рисования по поверхности воды. Используются только натуральные материалы. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры. Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и высушивают. И рисунок готов.

Эта техника помогает не только развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный успокоительный эффект.

Рисование на стекле

Работая в этой технике, не стоит забывать о технике безопасности – края стекла должны быть обработаны, чтобы ребёнок не поранился.

Стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т. д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

Рисование сухими листьями

На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Когда дети пытаются изобразить какой-то предмет, то изображение получается «лохматым», пушистым, эффектным и привлекательным.

Ещё одним вариантом рисования сухими листьями является «отпечаток». Это когда краска наносится непосредственно на сухой лист, затем от прикладывается к бумаге, делается «отпечаток».

Эти экологически чистые способы рисования создают приятные сенсорные ощущения и расслабляющий эффект.

Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп, вермишели, цветного песка и т. д.

Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы целыми горстями. Но при стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Данная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Изображение предметами окружающего пространства

Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, соломинками, овощами, ластиками и т. д. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для взрослых знаком вовлеченности в творческую деятельность.

Рисование предметами окружающего пространства создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости от ритуалов, повышения настроения и развития воображения.

Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, ребенок не задумывается о конечном результате. Он получает удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии. Семинар.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации.

Цветомузыкальная терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУ Актуальность: В настоящее время с увеличением различных гаджетов и большой загруженностью родителей делами мы наблюдаем большое количество.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Конспект занятия психолога с воспитателями: «Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста». «Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста» Цель: 1. Познакомить воспитателей с понятием методами арт-терапии.

Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка Я работаю во второй младшей группе по программе А. Васильевой 2010г Так как эта группа была набрана недавно, из детей ранее не посещающих.

Самообразование «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -расширить.

Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.

Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей I. Здоровьесберегающая среда ДОУ Здоровьесберегающая среда.

Зрительная гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций,.

Источник

Adblock
detector