Семинар по охрана и укрепление физического здоровья дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)
Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар на тему:
«Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»
воспитатель I квалификационной категории
Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя.
- мотивировать педагогов на изучение современных здоровьесберегающих технологий;
- наполнить содержанием понятий: «здоровье», «Здоровьесберегающие технологии», «Здоровый образ жизни», «охрана здоровья»;
- способствовать осознанию собственного здоровья;
- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического и физического здоровья педагогов;
- познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ;
- способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. А дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в cистематических занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Воспитатели и специалисты должны привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи решаются путем создания целостной системы по сохранению физического и психического благополучия ребенка.
С раннего возраста необходимо правильно организовать жизнь малыша в детском саду и семье, его умственную и физическую активность. Здесь очень важна совместная работа дошкольного учреждения и семьи. Меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, должны дополняться в семейных условиях. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладам жизни семьи. Поэтому необходимо вести пропаганду среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
В дошкольных учреждениях педагоги пытаются заложить ребенку представление о здоровье. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению его безопасности. В процессе практической деятельности ребенок должен обрести знания основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности. Необходимо дать ребенку элементарные знания: когда и зачем надо умываться, чистить зубы, полоскать рот, после каждого загрязнения мыть руки? Когда и зачем делать зарядку, сколько необходимо пребывать на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой? Все эти навыки ребенок должен развивать на основе собственного опыта, закреплять их на практике.
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
- Рациональный режим
- Правильное питание
- Двигательная активность
- Закаливание организма
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
Чем раньше ребенок получит представление о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
Режим дня- это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющее оздоровительное и воспитательное значение» (Алямовская В. Г., 2006г.). Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических привычек, любви к чистоте, опрятности и порядку. Необходимо знакомить детей с навыками гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т. д. Таким образом, каждый режимный момент это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми.
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма так как обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья, предупреждение многих заболеваний. Научить ребенка отличать «хорошую, полезную» еду от «вредной» для здоровья, вот задача педагога.
Воспитание двигательной активности у дошкольников осуществляется во время прогулок, тематических занятий, занятий физической культурой, дыхательной гимнастикой, плаванием, самомассажем. Это и подвижные игры, соревнования, эстафеты, физкультминутки, гимнастика пробуждения, беседы о здоровье
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание
Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Рациональное использование этих естественных сил природы, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливающие процедуры обеспечивают низкую заболеваемость детей дошкольного возраста. К таким мероприятиям можно отнести: мытье рук в течении дня прохладной водой, полоскание рта после приема пищи, водой комнатной температуры, массаж стопы и ходьбу босиком по массажным коврикам или мокрым полотенцам, контрастное обливание ног.
Очень важен эмоциональный настрой на занятиях
Во время проведения бесед и т. д. Важно быть искренним, артистичным, эмоционально отрытым. Мотивировать детей на выполнение активных действий, использовать положительную оценку, похвалу, поощрения. Тогда и польза от совершаемых детьми действий будет выше, выполнять задания они будут радостно и охотно.
Нельзя забывать, что успех мероприятий по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста зависит от единства требований со стороны педагогов ДОУ и родителей. Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества с родителями формирование представлений о здоровом образе жизни детей в детском саду невозможно. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым, но не все знают, как это сделать. Поэтому, большое внимание необходимо уделять взаимодействию с семьей. Детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Необходимо проводить анкетирования, беседы, консультации, открытые занятия, организовывать родительские уголки где интересно и доступно отражать вопросы диагностики здоровья, физического и двигательного развития, проблемы воспитания. Но при этом, важно чтобы знания родителей имели реальные проявления в семье, а так же оценка поведения детей совпадала и закрепляла его представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
ВЫВОДЫ: укрепление здоровья – одно из направлений деятельности педагога детского сада. Главное требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат. То есть необходимо приучать дошкольников правилам личной гигиены, следить за собой, своими поступками, эмоциями. Но важно и дома закреплять предъявленные к детям требования личным поведением родителей: демонстрировать образцы гигиенической культуры, двигательной активности. И благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно овладеют основными культурно-гигиеническими навыками, освоят правила личной безопасности, а также основные правила здорового образа жизни.
Источник
СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ на тему: «Охрана и укрепление здоровья детей»
материал (старшая группа) на тему
Приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле здоровый дух».
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является — Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 п. Катасон Буденновского района»
Структурное подразделение дошкольного образования
«Охрана и укрепление здоровья детей»
Воспитатель СП ДО МОУ СОШ №8 п. Катасон
Ставропольский край Буденновский район
Ершова Марина Павловна.
Приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле здоровый дух».
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является — Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
О здоровье необходимо заботиться с юных лет. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня — биологическое, социальное и психологическое. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников уменьшилось и составляет лишь около 30 % от числа детей, поступающих в школу. И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, весёлыми, физически хорошо развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Ребенок испытывает влияние и семьи, и детского сада, поэтому так важно дополнять друг друга в воспитании. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Именно родители являются первыми воспитателями ребенка, и задача дошкольного учреждения помогать родителям. Таким образом, в ДОУ разработана система взаимодействия ДОУ и семьи по укреплению здоровья дошкольников, включающая активные формы и методы работы с родителями:
- родительские уголки
- папки-передвижки «Советы врача»
- папок- передвижек «Будь здоров малыш»
- спортивные мероприятия с участием педагогов, родителей и детей: «День здоровья»
- фотовыставки «Семья – здоровый образ жизни»
- совместные конкурсы рисунков «Папа, мама, я – здоровая семья»
- информационные недели, включающие проведение открытых занятий с приглашением родителей и др.
Существуют разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
- Информация для родителей на стендах, в папках-передвижках
- Консультации
- Инструктивно-методические занятия по профилактике нарушения осанки, деформации стопы
- Семинары-практикумы
- Дни «открытых дверей» с просмотром разнообразных занятий, закаливающих и лечебных процедур
- Физкультурные досуги и праздники с участием родителей.
В связи с вышеперечисленным, коллектив ДОУ поставил перед собой следующие цели и задачи.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей посредствам расширения творческого потенциала родителей в процессе работы с педагогами и специалистами ДОУ по вопросам здоровье сбережения.
1. Сохранять и укреплять здоровье детей через взаимодействие участников образовательного процесса (педагог-ребенок, педагог-родитель, родитель-ребенок, педагог-педагог).
2. Привлекать родителей к активному воспитательному процессу по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
3. Повышать качество работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению.
4. Использовать новые, нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников по здоровье сбережению.
Здоровый образ жизни — это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.
Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум, где я предлагаются практические рекомендации по укреплению здоровья детей.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, она имеет то же значение, какое у взрослого — трудовая деятельность, работа, служба. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. А еще это один из способов укрепить здоровье. В детском саду программа построена так, что дети все время играют: на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности и т.д. И сейчас я немного поиграю с вами.
Режим дня. Для всех детей третьего года жизни рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо обеспечить на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых. Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь. Принимая ребенка в детский сад, воспитатель спрашивает родителей о его самочувствии, особенностях поведения. При подозрении на заболевание необходимо обеспечить ребенку медицинский осмотр.
Организация питания. Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде. Няня тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.
Организация сна. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей. Игры для расслабления (классическая музыка) . после сна точечный массаж.
Организация прогулки . На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.
1.Дидактическая игра «солнышко с лучиками»
Цели: развивает координацию рук и мелкую моторику пальцев. Развивает основные движения.
2. дидактическая игра «лыжи»
Цели: систематизировать знания детей о зимних забавах. Дать представление о зимних видах спорта. Умение сотрудничать в паре. Развивать ловкость, координацию движения, выносливость.
3. дидактическая игра «ловишки»
Цели: развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения.
Организация занятий. Правильная организация учебных занятий с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление. Стимуляции деятельности головного мозга. Проведения точечного массажа. Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.
Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.
Утренняя гимнастика. Закалять здоровье надо каждую минуту, в течение не только какого-то времени, а постоянно. Все знают об эффективности утренней гимнастики, но не многие из нас ее проводят. Мы предлагаем вам не только поговорить о ней, но и научиться ее делать. Надеемся, после этих упражнений вы будете готовы делать зарядку всей семьи. Утренней гимнастикой с ребенком дома можно заниматься с двухлетнего возраста. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемый ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем: сердечно-сосудистую, дыхательную, способствует формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, воспитывает привычку заниматься физ. упражнениями ежедневно. В холодное время года перед проведением утренней гимнастики следует проветрить помещение. Температура воздуха не выше 18-19 C. Очень хорошо, если ребенок привык выполнять гимнастику при открытой форточке. Следует подготовить и необходимое оборудование: коврик, шнур, флажки, ленты и др. Внимательно продумайте одежду и обувь ребенка. В теплые дни ребенок должен ходить без майки и по возможности босиком. Утренняя гимнастика проводится до умывания и завтрака. Комплекс начинается с ходьбы. Ходьба сменяется бегом, затем снова следует перейти на ходьбу. И остановиться для выполнения упражнений. Они включают в себя разнообразные движения, укрепляющие все группы мышц. Для детей 2-3 лет подбирается 3-4 упражнения, чередующиеся в следующей последовательности: для плечевого пояса, для рук, для ног для туловища для ног. Повторяются упражнения 4-5 раз. Длительность – 4-5 минут. Комплекс нужно менять через 5-7 дней.
А сейчас я приглашаю вас встать в «кружок», и я покажу вам один из комплексов упражнений утренней гимнастики в семье. А вы мне поможете.
Комплекс упражнений утренней гимнастики в семье.
- Ходьба всей семьей в одном направлении с остановкой на сигнал «стоп». Повторить 2-3 раза. У каждого члена семьи по две погремушки.
- Бег с погремушками и притопы на месте поочередно правой и левой ногой.
- Свободное построение.
- И.П.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища в руках погремушки. На слова: «Покажите погремушки» — все члены семьи вытягивают руки вперед – в стороны, говорят «Вот!» На слова «Спрячем погремушки» все прячут погремушки за спину. Повторить 4-5 раз.
- И.П.: то же. Присесть, постучать погремушкой о пол, сказать: «Тук-тук», выпрямиться. Повторить 4-5 раз.
- И.П.: стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Подпрыгивание на месте на двух ногах, одновременно трясти погремушками и легкий бег.
- Ходьба всей группой в одном направлении. Так же я хочу вам предложить воспользоваться интересной книгой А.Л.Сиротюк и А.С.Сиротюк «современная методика развития детей от рождения до 9 лет». Эта книга поможет вам в упражнениях для развития вестибулярно-моторной координации, упражнения для развития слухомоторной координации (чувства ритма), упражнения для развития зрительной памяти.
Итог: Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. В ДОУ используются различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. Но дети существуют не только в детском саду. Большую часть жизни они проводят в семье. И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании не только детей, но и самих родителей, квалифицированном воздействии персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети были здоровы, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня развития. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей закладывается в дошкольном возрасте при тесном взаимодействии всего коллектива дет.сада и семьи.
Источник