Урок-семинар «Здоровье – это образ жизни!»
Задачи:
- развивать понятия “здоровье”, “здоровый образ жизни”,
- расширять кругозор,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой,
- развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения,
- выделять главное,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание студентов.
Оборудование:
- таблицы “Факторы риска (по Ю.П. Лисицыну); “Наиболее распространенные заболевания, обусловленные курением”; “Некоторые признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости”; “Словарь сленговых (жаргонных) выражений”;
- плакаты;
- стенгазета “Влияние алкоголя на организм человека”.
Для активизации учащихся:
- готовятся официальные оппоненты, задача которых заключается в том, чтобы поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчиков;
- некоторые вопросы обсуждаются в форме дискуссии;
- в тетрадях выполняются краткие записи, позволяющие осветить те вопросы, которые прежде не изучались.
1. Вступительное слово преподавателя.
Преподаватель формулирует тему семинара, объясняет цель и задачи её изучения, обосновывает актуальность и значимость проблем, выносимых на обсуждение.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице человеческих ценностей , а также в системе таких категорий бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Физически крепкое и психически здоровое, а не просто умное, образованное, население способствует общественному прогрессу.
Здоровье – это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить. Здоровье, писал Ф.Ф. Эрисман, “составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа”.
И, наконец, наиболее полному пониманию здоровья соответствуют определения, Всемирный декларации по здравоохранению, принятой на 51 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 1998 г: “…обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека, и, действуя таким образом, мы подтверждаем достоинство и ценность каждого человека, а также равные права, равные обязанности и равную ответственность всех в отношении здоровья ”.
Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
А сейчас рассмотрим основные идеи Н. Амосова, как быть здоровым человеком и что нужно для этого делать.
1. Основные идеи Н. Амосова
- Чтобы быть здоровым, нужно собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
- Для здоровья одинакова необходимы четыре условия : физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умения отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимул для усилий, чтобы напрягаться и голодать?
- Природа милостива: достаточно 20-30 минут для физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время, Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
- Нужно ограничивать себя в пищи .
- Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер.
- К здоровью легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно – несчастье. Если тяжёлая.
- Если болезнь легкая, то некоторым даже приятно: можно расслабиться, а авось пожалеют. Или хотя бы сам себя пожалеешь.
2. Обсуждение вопросов семинара.
Примерные вопросы для обсуждения
- Курение. Наркомания
- Эфедроновая наркомания
- Алкоголь.
- Закаливание и здоровье.
- Принципы закаливания.
- Личная гигиена.
- Здоровый образ жизни.
3. Подведение итогов семинара (общие выводы из прозвучавших обсуждений, обобщение по теме семинара).
1. Что поучительного вы взяли из этого семинара именно для себя?
2. Как вы думаете, здоровый образ жизни, какие задачи позволяет решить?
Возможные ответы студентов:
- Снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат — уменьшает затраты на лечение;
- Способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долгой;
- Обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
- Является основой удовлетворения потребности человека в самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
- Обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;
- Позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять время с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
- Обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
4. Заключительное слово преподавателя.
Здоровье – это динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, которое обусловлено адаптационно-приспособильными механизмами организма. Нарушение связи среда – организм влечёт за собой снижение биологической и социальной активности, т.е. возникновение болезни.
Источник
Семинар — практикум «Секреты психологического и физического здоровья»
методическая разработка на тему
— Оказать психологическую помощь родителям.
— Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
— Совершенствование навыков у родителей в оздоровлении детей.
— Повышение родительской компетентности при обучении детей игры с мячом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_psikhologicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2«Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области
- Оказать психологическую помощь родителям.
- Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
- Совершенствование навыков у родителей в оздоровлении детей.
- Повышение родительской компетентности при обучении детей игры с мячом.
- Тренинг – «Приветствие – знакомство»
- Секреты психологического и физического здоровья.
- Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
- Стихотворение «Выслушайте своего ребенка»
- Секреты физического здоровья.
- Видеоролик «Куда уходит детство»
- Комплекс оздоровительной гимнастики после сна под музыку.
- Веселые игры с мячом под музыку.
- Чистая бумага и простые карандаши,
- Мячи разных размеров по количеству участников,
- Фонограмма для гимнастики и для игр с мячом,
- Видеоролик «Куда уходит детство»,
- Оборудование для просмотра видеоролика.
«Секреты психологического и физического здоровья»
Ведущий предлагает сидящим в кругу родителям по очереди назвать свое имя, добавив к нему какое-либо прилагательное, в какой-то степени характеризующее его (возможен вариант подбора прилагательного, начинающегося с той же буквы, что и имя).
Когда все участники встречи назовут свои имена, ведущий рассказывает о теме
семинара, о ее актуальности,
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Что же такое здоровье? Обращаясь к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: «Это правильная, нормальная деятельность организма». А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Если физическое здоровье — это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.
В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее «перекочевывают» в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.
В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель — вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, и в частности, педагог-психолог, а за что отвечают сами родители?
Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» (приложение №1)
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье, это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 1005, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, которые он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Крометого важна ежедневная двигательная активность и активный отдых. В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни деревьев, бревно, подлезание под сучья, прыжки с возвышения, подъем в гору, перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется бегать в медленном темпе: с детьми 5 – 6 лет до 1,5 минут, с детьми 6 – 7 лет до 2 минут. Все виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.
Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом продолжительностью до 20 минут.
Большое значение в укреплении здоровья имеют длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Одно из таких упражнений – бег трусцой со скоростью 5 – 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 -4- го года жизни через один – два года можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 – 3 раза).
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, т.к. нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить их со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.
Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становиться ценностным. (приложение №3, 4).
Источник