Семинар «Культура формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса»
Наталья Никитина
Семинар «Культура формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса»
Уважаемые педагоги! Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Здравствуйте», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим и общей энергетикой и интересами. Сегодня нас объединил семинар. Итак, здравствуйте!
Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» — говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного — здоровья!», говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирнойорганизацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здорового образа жизни. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся неотъемлемой частью жизни людей.
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С.Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным».
Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
— Какие составляющие ЗОЖ необходимы каждому человеку? Докажите.
Предлагаю педагогам разделиться на три команды, дать название команде, в соответствии с темой семинара.
Работая над данной темой надо быть не только подкованным теоретически, но и быть эрудированными. Поэтому, объявляю следующий конкурс.
Представитель каждой команды выбирает вопрос для противоположной команды.
• Скажите, пожалуйста, какое отношение могут иметь к нашему семинару букеты цветов, стоящие на столах?
Ответ: При напряженном дне, насыщенном умственной работой и зрительном напряжением очень хорошо иметь в помещении композицию из цветов, имеющих белую, розовую, желтую и зеленую окраску. Эти цвета стимулируют нервную деятельность, т. к. меньше утомляют зрение, а зеленый – восстанавливает. А красивые цветы улучшают наше настроение.
•Как Вы понимаете выражение: “голубая кровь”. Откуда возникло это выражение?
Ответ: Голубая кровь существует у раков и морских червей. Происхождение понятия “голубая кровь” древнее, родом из Испании, где простые крестьяне отличались от богатых людей темной загорелой кожей. Белая кожа с хорошо просматриваемыми голубыми жилками была признаком благородства. Это перешло и в другие страны.
• Какой музыкальный инструмент считается самым лечебным?
• Что на свете самое сладкое?
• Еще португалец Санчес, лейб-медик при дворе императрицы Елизаветы, говорил, что во врачебной науке нет такого лекарства, которое бы по своей силе и целебности равнялось русской бане. Как оздоравливает баня?
1)улучшает состав крови: повышает уровень гемоглобина, уничтожает болезнетворные микроорганизмы.
2) повышает устойчивость к холоду.
3) повышает устойчивость теплу.
• Может ли любовь к комфорту принести вред человеку?
Ответ: Существует инфекция, возникающая из-за этой любви. Это легионеллез. Возбудитель любит влажную среду. Заражение происходит при вдыхании мельчайших капелек инфицированной воды, образующихся в распылителях кондиционеров и душевых установок. Больше всего болезнь похожа на воспаление легких.
4. Составить памятку в виде модели, схемы на освоение детьми определенных правил ЗОЖ, продемонстрировать его командам-соперницам, которые должны декодировать данную модель.
Оценивается: научность подхода, оригинальность исполнения.
Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека.Воспитывать детей — дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства — все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.
Физическое и эмоциональное состояние педагога — существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.
Основные критерии психологического здоровья педагогов:
— принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
— принятие коллег и учеников, вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
— хорошо развитая рефлексия, умение распознать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
— стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды.
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
5. Командам предлагается составить «Советы коллеге по сохранению и укреплению эмоционального благополучия».
По нашему общему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.
Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома?
6.Командам составить план работы по теме: «Пропаганда здорового образа жизни» (формы, варианты проведения в семье и ДОУ для семьи)
1. Организация физкультурногодосуга детей с родителями:
дни здоровья;
физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка);
физкультурные развлечения; кроссы.
2. Семинары, лекции,беседы для родителей:
«Режим для часто болеющих детей».
«Закаливание ребёнка дома».
«Питание ребёнка дома и в детском саду».
«Профилактика глистных заболеваний».
«Вредные привычки у родителей и их влияние на детей».
3.Анкетный тест-опрос родителей:
«Путь к здоровью, силе и бодрости».
«О здоровье всерьёз».
«В хорошей ли вы форме?».
режим дня по возрастным группам;
гимнастика после сна;
закаливание (солевая дорожка, воздушные ванны, ионизация воздуха пихтовым маслом, употребление в пищу лука и чеснока, медальоны с эфирными маслами);
физкультурно-спортивные праздники и развлечения;
дни здоровья;
профилактика ОРЗ (точечный массаж, чесночные медальоны);
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
общие и групповые родительские собрания;
индивидуальный подход к ребёнку;
соблюдение адаптационного периода у вновь поступивших детей;
осмотр детей медицинской сестрой;
Система работы по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса «дети — родители — педагоги» помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье.Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети!
Практикум для педагогов по построению эффективного общения с родителями воспитанников «Общаться позитивно – что это значит». Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Задачи: 1. Актуализировать.
Семинар-практикум для педагогов «Возможности цветотерапии» Ведущий – Сегодня мы будем общаться с использованием методов арттерапии, что означает излечение искусством. Наш практикум называется Возможности.
Источник
Методический семинар
методическая разработка по теме
Методический семинар по теме » Взаимодействие учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Методическое объединение учителей начальных классов.
Методический семинар по теме
«Взаимодействие учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников»
Макеева Ольга Петровна
1.Охрана здоровья и здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательном учреждении и в семье.
2.Обобщение опыта по формированию культуры здорового образа жизни у младших школьников.
3.Оценка эффективности работы учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников.
5.Список используемой литературы
Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий перед педагогами ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные цели ( Слайд 2)
- Научить детей и родителей быть здоровыми душой и телом, стремиться совместно творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.
- Выявить эффективные формы, методы и приёмы взаимодействия учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников.
Задачи исследования данной темы : (Слайд 3 — 4)
- Проанализировать программы по формированию здорового образа жизни.
- Разработать комплекс методических приёмов, направленных на формирование здорового образа жизни младших школьников
- Формирование у младших школьников и их родителей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
- Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Объектом данного исследования является образовательный процесс начальной школы МБОУ «СОШ №2».
Предмет исследования – здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе начальной школы.
Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни. ( слайд 5)
Эффективность воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в семье и начальной школе так же зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися, родителями и медработниками.
При активном взаимодействии семьи и школы, совместной организации просветительной и оздоровительной работы на основе взаимного доверия и сотрудничества значительно усиливается воспитательный и развивающий эффект. Поэтому с целью формирования здорового образа жизни младших школьников и воспитания ответственного отношения к здоровью очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей, медицинских работников. В условиях семьи и школы следует организовать совместную просветительную и оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости детей младшего школьного возраста.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-
35 % детей, поступающих в первый класс, имеют хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. ( Слайд 6) По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, и по медицинским показаниям они не готовы к службе в вооруженных силах. Всё более широкое распространение получают не только сердечно-сосудистые, но и нервно-психические и другие опасные заболевания (СПИД, птичий грипп).
По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. (Слайд 7-8) Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей и подростков. В связи с этим состояние здоровья, складывающееся в современной ситуации, вызывает опасения за будущее всей нации.
Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка и гиподинамия.
Отсутствие баланса разных видов активности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса, его несоответствие возможностям и уровню подготовленности младших школьников отрицательно влияют на их здоровье и работоспособность. К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. ( слайд 9)
Программы по ЗОЖ ориентированы на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение фастфуда домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которая встает сегодня перед родителями и школой.
Здоровый образ жизни школьника включает: ( Слайд 10)
- правильное питание
- занятие физическими упражнениями
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение норм гигиены
- отказ от вредных привычек.
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
В связи с возрастающей ролью семьи и школы в процессе формирования здорового образа жизни в 2013году совместно с родителями мы начали разработку проекта «Старинные местные рецепты – основа здорового питания школьника». (Слайд 11)
Поставили перед собой основные цели:
1.Воспитание уважения к старинным русским традициям.
2.Формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих ЗОЖ.
3.Анализ преемственности в современной русской кухне.
Задачи проекта: (Слайд 12)
1.Создать «Книгу старинных рецептов» для питания школьников МБОУ «СОШ №2».
2.Дополнить список продуктов, необходимых для питания школьника.
3.Установить сроки реализации проекта – в течение учебного года. ( Слайд 11)
В процессе реализации проекта были проведены следующие тематические классные часы и родительские собрания: (Слайд 13)
2)Моя еда-моё богатство.
3)Щи да каша-гордость наша.
4)Русская кухня. Её история и современное состояние.
5)Пейте дети молоко…
В начале разработки проекта было установлено, что Россия — преимущественно северная страна с продолжительными и холодными зимами. Пища должна давать достаточно энергии и тепла для выживания в зимнее время. Таким образом, основные компоненты русской кухни содержат больше углеводов и жиров.
В 2008 году Базарно-Карабулакский район был объявлен территорией здорового образа жизни федерального значения . ( слайд 14 – 15 ) Поэтому внимание к ЗОЖ, правильному питанию и развитию ребёнка является первостепенным. В связи с этим с 1 января 2010 года стартовала программа «Школьное молоко». (Слайд 16- 17) В районе ежедневно употребляют молоко 1100 учеников 1-4 классов. В течение года каждый выпьет 33 литра молока. Ежедневный приём молока снижает риск заболеваний со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, костно-мышечного аппарата. Из областного и муниципального бюджетов выделен 1 млн. 715 тыс.руб.
Итоговое анкетирование родителей и учащихся показало, что удовлётворённость качеством и сбалансированностью школьного питания составила более 90%.
В данный момент родителями 2 «а» класса заканчивается работа по оформлению книги кулинарных рецептов, которая будет передана в подарок школе.
Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.
Доброй традицией нашей школы стали Олимпийские игры ( слайд 18)
Олимпийские игры делятся на летние и зимние, состоят из нескольких видов спорта: спринт, катание на коньках, санках. Особенно популярны те виды спортивных состязаний, в которых принимают участие родители (слайд 19 ).
Считаю обязательным проведение на каждом уроке динамической паузы. Включаю в физкультминутки различные профилактические упражнения. Например, —предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Простейшие упражнения для глаз служат профилактикой нарушения зрения, благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. 2-3 минуты двигательной активности помогут ребёнку преодолеть усталость, активизировать внимание и, возможно, даже улучшить физическое самочувствие. «Изюминку» на уроке составляют электронные физминутки, которые я заимствую у коллег И.А.Галкиной , Л.Г.Масько,Т.Н.Макаровой и других. ( Слайд 20-21)
С целью формирования знаний о здоровом образе жизни у детей и просвещения родителей провела специальные беседы и лекции: «Двигательная активность и закаливание»,«Учебная перегрузка и гиподинамия современных школьников», «Режим дня и работоспособность младших школьников», «Утренняя гимнастика и её оздоровительное значение».
Совместная работа родителей и школы по формированию здорового образа жизни достигнет высоких результатов, если дети будут знать: ( Слайд 22)
-привычки, укрепляющие здоровье;
-знать самого себя и свои возможности;
-интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
-о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.
-принимать решения в опасных ситуациях;
-избегать неприятных чувств;
-неагрессивно отстаивать свои позиции;
-говорить «нет» в опасных ситуациях;
-критически относится к употреблению табака, алкоголя.
Выполняя все эти правила мы сформируем у детей стремление вести здоровый образ жизни не только в школьные годы, но и на протяжении всей жизни.
Источник