Семинар — практикум от охраны здоровья к успеху в учёбе
методическая разработка по теме
Данное мероприятие было проведено на заседании МО с педагогами начальной школы. На семинаре были раскрыты вопросы по физическому и психическому здоровью младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_ot_okhrany_zdorovyak_uspekhu_v_uchyobe.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей начальных классов VII вида
«От охраны здоровья к успеху в учёбе»
составила рук. Мо
учитель I категории
1. Здоровье младших школьников.
а) физическое здоровье школьников (Долматова Е.Б.-школьный врач);
б) психологическое здоровье младших школьников (Швецова Н.А.педагог – психолог).
2.Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно – развивающего обучения (Серёгина Л. Е. учитель начальных классов)
3. Практическое занятие в «Школе здоровья» (Бурматова Е.П. — руководитель МО).
4. Анализ административных работ во 2-4 классах за III четверть (Акимова Л.Г. завуч УВР)
«Здоровье – это вершина, на которую
каждый должен забраться сам»
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности школы. Педагогический коллектив школы чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. Появляются проблемы школьной неуспеваемости, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.
По данным медицинской статистики количество здоровых школьников сокращается в 4-5 раз, составляя лишь 10-15% от общего числа учеников.
Наша школа, к сожалению, не является исключением. Более подробно о состоянии здоровья младших школьников расскажет школьный врач Долматова Е.Б.
1. Здоровье школьников.
Слабое здоровье школьников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряжённый режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению как физическому, так и психологическому здоровью. О психологическом здоровье младших школьников с нами поделится педагог — психолог Швецова Н.А.
Главной целью для педагога на современном этапе становится психологическое здоровье каждого ученика. Предлагаю несколько психологических разминок, которые может использовать каждый учитель на уроках . (Материал для учителей)
В нашей школе обучаются дети с различными формами психических отклонений. Они требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Для этого необходимо уметь распознать возможные психологические отклонения в развитии детей и организовать психокоррекционную работу со
стороны учителей и родителей. Вот почему вопросы валеологии приобретают ещё большее значение в классах, где учатся дети с задержкой психического развития. Именно такие дети испытывают наибольшие трудности в учении. О здоровьесберегающих технологиях в классах корреционно-развивающего обучения нам расскажет Серёгина Л.Е.
2. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения
Каждый разумный взрослый желает, чтобы ребёнок рос здоровым. И мы педагоги, работающие с младшими школьниками должны принимать непосредственное участие в сохранении и укреплении здоровья своих воспитанников, обучать практическим упражнениям, помогающим заботится о здоровье.
3. Практическое занятие в «Школе здоровья»
Цель: обучение практическим упражнениям, помогающим заботится о здоровье.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Расслабление (психологический настрой). Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»
-Разогрели ладошки, закрыли ими глаза, представили что-то приятное, ласковое.
Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев. Природа вызывает восторг в моей душе, она вливает в меня силы. Я обретаю успокоение, радость. Любуюсь природой, чувствую, что мне легко с любовью смотреть и на себя. Я – частица природы, следовательно, я тоже по – своему прекрасна. Куда бы я не обратила взор, везде вижу красоту. Сегодня красота жизни находит отклик в моей душе.
Упражнения на осанку
1. Ходьба: на носках, руки за голову, на пятках, руки на пояс.
Упражнения для мышц шеи.
И.п. – ноги врозь, руки на пояс:
наклоны головы вперёд – назад(8 раз);
наклоны головы в стороны(8 раз);
повороты головы в стороны(8 раз).
Упражнения для рук и плеч
поднимание и опускание плеч, руки внизу;
поочерёдное поднимание плеч.
В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: «Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, проведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть «школу здоровья» для всех детей своей страны.
От чего же зависит здоровье человека?
Не умеем радоваться.
Радость – особая мудрость, и болезни её не бояться. радостный человек много смеётся. А смех снимает нервное напряжение, стресс. во время смеха в крови резко увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость инфекциям. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч, грудной клетки, брюшного пресса. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. Несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов в конце рабочего дня, в конце четверти у учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: « Сколько шагов сделает воробей за минуту?», «От чего утка плавает?» (от берега).
Самомассаж лица обеспечит прилив крови в головной мозг. (Слайд)
При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. Приведенные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.
Упражнения для пальцев рук.
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.
2.С силой сжимать и разжимать пальцы пока не устанут.
3. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.
4. Стихотворные упражнения (Слайд)
Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторять 10-15 раз.
«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
«Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).
«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот ( 4 раза).
Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).
Хорошая осанка формируется не только эстетическими требованиями, но и и медицинскими. Просыпаясь учащимся полезно повторить 20 -30 раз следующее:
Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу!
Повороты на месте под музыку (4 раза направо, 4 раза налево).
Ходьба с хлопками (1-4 – с хлопками, 5-8 – без хлопков).
«Растём большими». Ходьба на носках, руки вверх.
Ходьба и бег змейкой между рядами.
Гимнастика для глаз.
1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время.(5 раз)
Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.
2. Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2-3 с.. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 с. Опустить руку. (10-12 раз)
3. Смотреть в окно вдаль в течение одной минуты.
а) Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Он двигается вправо, влево, вниз. Надо непрерывно следить за ним.
б) Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу(10 раз).
в) вытянуть руку вперёд. Смотреть на конец пальца вытянутой руки. Медленно приближать палец, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться(3-5 раз)
Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. К.Д. Ушинский писал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие–нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по – прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, учитель предупреждает, что когда они увидят на доске слово тишина , то должны сразу оставить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.
Опыт показывает, что в начале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина , они буквально «замирают».
Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.
с древних времён музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение организма.
В качестве примера привожу методику использования музыкотерапии на практических занятиях по технологии. В начале урока проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы и целей работы. Затем включается специально подобранная музыка определённой громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20-25 мин. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2-3 мин. Она является своеобразным сигналом к окончанию работы. Во время подведения итогов работы музыка включена.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.
Источник
Методический семинар
методическая разработка по теме
Методический семинар по теме » Взаимодействие учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Методическое объединение учителей начальных классов.
Методический семинар по теме
«Взаимодействие учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников»
Макеева Ольга Петровна
1.Охрана здоровья и здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательном учреждении и в семье.
2.Обобщение опыта по формированию культуры здорового образа жизни у младших школьников.
3.Оценка эффективности работы учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников.
5.Список используемой литературы
Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий перед педагогами ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные цели ( Слайд 2)
- Научить детей и родителей быть здоровыми душой и телом, стремиться совместно творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.
- Выявить эффективные формы, методы и приёмы взаимодействия учителя и родителей по формированию здорового образа жизни младших школьников.
Задачи исследования данной темы : (Слайд 3 — 4)
- Проанализировать программы по формированию здорового образа жизни.
- Разработать комплекс методических приёмов, направленных на формирование здорового образа жизни младших школьников
- Формирование у младших школьников и их родителей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
- Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Объектом данного исследования является образовательный процесс начальной школы МБОУ «СОШ №2».
Предмет исследования – здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе начальной школы.
Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни. ( слайд 5)
Эффективность воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в семье и начальной школе так же зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися, родителями и медработниками.
При активном взаимодействии семьи и школы, совместной организации просветительной и оздоровительной работы на основе взаимного доверия и сотрудничества значительно усиливается воспитательный и развивающий эффект. Поэтому с целью формирования здорового образа жизни младших школьников и воспитания ответственного отношения к здоровью очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей, медицинских работников. В условиях семьи и школы следует организовать совместную просветительную и оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости детей младшего школьного возраста.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-
35 % детей, поступающих в первый класс, имеют хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. ( Слайд 6) По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, и по медицинским показаниям они не готовы к службе в вооруженных силах. Всё более широкое распространение получают не только сердечно-сосудистые, но и нервно-психические и другие опасные заболевания (СПИД, птичий грипп).
По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. (Слайд 7-8) Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей и подростков. В связи с этим состояние здоровья, складывающееся в современной ситуации, вызывает опасения за будущее всей нации.
Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка и гиподинамия.
Отсутствие баланса разных видов активности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса, его несоответствие возможностям и уровню подготовленности младших школьников отрицательно влияют на их здоровье и работоспособность. К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. ( слайд 9)
Программы по ЗОЖ ориентированы на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение фастфуда домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которая встает сегодня перед родителями и школой.
Здоровый образ жизни школьника включает: ( Слайд 10)
- правильное питание
- занятие физическими упражнениями
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение норм гигиены
- отказ от вредных привычек.
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
В связи с возрастающей ролью семьи и школы в процессе формирования здорового образа жизни в 2013году совместно с родителями мы начали разработку проекта «Старинные местные рецепты – основа здорового питания школьника». (Слайд 11)
Поставили перед собой основные цели:
1.Воспитание уважения к старинным русским традициям.
2.Формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих ЗОЖ.
3.Анализ преемственности в современной русской кухне.
Задачи проекта: (Слайд 12)
1.Создать «Книгу старинных рецептов» для питания школьников МБОУ «СОШ №2».
2.Дополнить список продуктов, необходимых для питания школьника.
3.Установить сроки реализации проекта – в течение учебного года. ( Слайд 11)
В процессе реализации проекта были проведены следующие тематические классные часы и родительские собрания: (Слайд 13)
2)Моя еда-моё богатство.
3)Щи да каша-гордость наша.
4)Русская кухня. Её история и современное состояние.
5)Пейте дети молоко…
В начале разработки проекта было установлено, что Россия — преимущественно северная страна с продолжительными и холодными зимами. Пища должна давать достаточно энергии и тепла для выживания в зимнее время. Таким образом, основные компоненты русской кухни содержат больше углеводов и жиров.
В 2008 году Базарно-Карабулакский район был объявлен территорией здорового образа жизни федерального значения . ( слайд 14 – 15 ) Поэтому внимание к ЗОЖ, правильному питанию и развитию ребёнка является первостепенным. В связи с этим с 1 января 2010 года стартовала программа «Школьное молоко». (Слайд 16- 17) В районе ежедневно употребляют молоко 1100 учеников 1-4 классов. В течение года каждый выпьет 33 литра молока. Ежедневный приём молока снижает риск заболеваний со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, костно-мышечного аппарата. Из областного и муниципального бюджетов выделен 1 млн. 715 тыс.руб.
Итоговое анкетирование родителей и учащихся показало, что удовлётворённость качеством и сбалансированностью школьного питания составила более 90%.
В данный момент родителями 2 «а» класса заканчивается работа по оформлению книги кулинарных рецептов, которая будет передана в подарок школе.
Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.
Доброй традицией нашей школы стали Олимпийские игры ( слайд 18)
Олимпийские игры делятся на летние и зимние, состоят из нескольких видов спорта: спринт, катание на коньках, санках. Особенно популярны те виды спортивных состязаний, в которых принимают участие родители (слайд 19 ).
Считаю обязательным проведение на каждом уроке динамической паузы. Включаю в физкультминутки различные профилактические упражнения. Например, —предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Простейшие упражнения для глаз служат профилактикой нарушения зрения, благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. 2-3 минуты двигательной активности помогут ребёнку преодолеть усталость, активизировать внимание и, возможно, даже улучшить физическое самочувствие. «Изюминку» на уроке составляют электронные физминутки, которые я заимствую у коллег И.А.Галкиной , Л.Г.Масько,Т.Н.Макаровой и других. ( Слайд 20-21)
С целью формирования знаний о здоровом образе жизни у детей и просвещения родителей провела специальные беседы и лекции: «Двигательная активность и закаливание»,«Учебная перегрузка и гиподинамия современных школьников», «Режим дня и работоспособность младших школьников», «Утренняя гимнастика и её оздоровительное значение».
Совместная работа родителей и школы по формированию здорового образа жизни достигнет высоких результатов, если дети будут знать: ( Слайд 22)
-привычки, укрепляющие здоровье;
-знать самого себя и свои возможности;
-интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
-о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.
-принимать решения в опасных ситуациях;
-избегать неприятных чувств;
-неагрессивно отстаивать свои позиции;
-говорить «нет» в опасных ситуациях;
-критически относится к употреблению табака, алкоголя.
Выполняя все эти правила мы сформируем у детей стремление вести здоровый образ жизни не только в школьные годы, но и на протяжении всей жизни.
Источник