Урок-семинар «Здоровье – это образ жизни!»
Задачи:
- развивать понятия “здоровье”, “здоровый образ жизни”,
- расширять кругозор,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой,
- развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения,
- выделять главное,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание студентов.
Оборудование:
- таблицы “Факторы риска (по Ю.П. Лисицыну); “Наиболее распространенные заболевания, обусловленные курением”; “Некоторые признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости”; “Словарь сленговых (жаргонных) выражений”;
- плакаты;
- стенгазета “Влияние алкоголя на организм человека”.
Для активизации учащихся:
- готовятся официальные оппоненты, задача которых заключается в том, чтобы поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчиков;
- некоторые вопросы обсуждаются в форме дискуссии;
- в тетрадях выполняются краткие записи, позволяющие осветить те вопросы, которые прежде не изучались.
1. Вступительное слово преподавателя.
Преподаватель формулирует тему семинара, объясняет цель и задачи её изучения, обосновывает актуальность и значимость проблем, выносимых на обсуждение.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице человеческих ценностей , а также в системе таких категорий бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Физически крепкое и психически здоровое, а не просто умное, образованное, население способствует общественному прогрессу.
Здоровье – это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить. Здоровье, писал Ф.Ф. Эрисман, “составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа”.
И, наконец, наиболее полному пониманию здоровья соответствуют определения, Всемирный декларации по здравоохранению, принятой на 51 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 1998 г: “…обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека, и, действуя таким образом, мы подтверждаем достоинство и ценность каждого человека, а также равные права, равные обязанности и равную ответственность всех в отношении здоровья ”.
Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
А сейчас рассмотрим основные идеи Н. Амосова, как быть здоровым человеком и что нужно для этого делать.
1. Основные идеи Н. Амосова
- Чтобы быть здоровым, нужно собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
- Для здоровья одинакова необходимы четыре условия : физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умения отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимул для усилий, чтобы напрягаться и голодать?
- Природа милостива: достаточно 20-30 минут для физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время, Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
- Нужно ограничивать себя в пищи .
- Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер.
- К здоровью легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно – несчастье. Если тяжёлая.
- Если болезнь легкая, то некоторым даже приятно: можно расслабиться, а авось пожалеют. Или хотя бы сам себя пожалеешь.
2. Обсуждение вопросов семинара.
Примерные вопросы для обсуждения
- Курение. Наркомания
- Эфедроновая наркомания
- Алкоголь.
- Закаливание и здоровье.
- Принципы закаливания.
- Личная гигиена.
- Здоровый образ жизни.
3. Подведение итогов семинара (общие выводы из прозвучавших обсуждений, обобщение по теме семинара).
1. Что поучительного вы взяли из этого семинара именно для себя?
2. Как вы думаете, здоровый образ жизни, какие задачи позволяет решить?
Возможные ответы студентов:
- Снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат — уменьшает затраты на лечение;
- Способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долгой;
- Обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
- Является основой удовлетворения потребности человека в самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
- Обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;
- Позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять время с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
- Обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
4. Заключительное слово преподавателя.
Здоровье – это динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, которое обусловлено адаптационно-приспособильными механизмами организма. Нарушение связи среда – организм влечёт за собой снижение биологической и социальной активности, т.е. возникновение болезни.
Источник
Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез»
Светлана Румянцева
Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез»
Цель семинара: Повышение компетентности родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей за счет использования активных форм взаимодействия.
1. Познакомить родителей с системой работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
2. Показать упражнения, направленные на оздоровление организма, которые можно проводить в домашних условиях;
3. Предоставить практические рекомендации по использованию упражнений, направленных на укрепление здоровья;
4. Установить тесную взаимосвязь педагогов и родителей в вопросах оздоровления детей, пробудить интерес к педагогическому процессу.
5. Вызвать у родителей желание применять полученные знания для сохранения и укрепления здоровья ребенка.
1. «О здоровье всерьез»
2. Презентация «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»
3. Практическая часть
Ход семинара
Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. И это не случайно. Ведь ещёв Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдёшь». Замечательно, когда все здоровы, а особенно, когда здоровы дети. Сегодня мы поговорим с Вами о здоровье всерьез. Кроме тяжёлых соматических и психических болезней наших детей постоянно подстерегают травмы, простуды, вирусы, инфекции. Лишь немногие родители могут похвастаться тем, что ни разу не обращались к специалистам за оказанием медицинской помощи. Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас родителей, и нас педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, становились здоровее, сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми и закалёнными. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но прежде всего здоровые. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются навыки и привычки, приобретаются физические качества и вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с образом жизни семьи ребенка. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни, как самих себя, так и наших детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.
Мозговой штурм «Что такое здоровье»
Давайте немного порассуждаем, что такое здоровье и здоровый образ жизни? Какого человека можно назвать здоровым? Что способствует улучшению здоровья, а что вредит? Что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?
Русский народ отразил свое отношение к здоровью в народных пословицах. Сейчас предлагаю их вспомнить (первая половина пословицы – Ваша задача ее продолжить)
Игра «Продолжи пословицу»
В здоровом теле – (здоровый дух)
Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле)
Заболел живот, держи (закрытым рот)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
Землю сушит зной, человека – (болезни)
К слабому и болезнь (пристает)
Курить – здоровью (вредить)
Любящий чистоту будет (здоровым)
Болен лечись — а здоров (берегись)
Береги платье снову, а (здоровье смолоду)
Не по лесу болезнь ходит, (а по людям)
Здоровье — это счастье! Когда человек здоров, все у него получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Известно, что здоровье более чем на половину зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, понимая это сознательно вредим себе, это наш выбор, а здоровье детей совсем другой вопрос и лежит на нас. Поэтому наша с вами задача – привить ребнку желание быть здоровым, воспитать уважение к собственному здоровью и обязанность беречь его. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как имеют вредные привычки, предпочитают многочасовые просмотры телепередач, видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе с ребенком. Зачастую родители плохо представляют, как приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? Прежде всего,необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, воздух, которые необходимы для жизнедеятельности организма. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Конечно же, очень важным является правильно организованный режим дня, двигательная активность которые является так же важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх и соревнованиях, велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
2 часть семинара — Сейчас предлагаем Вам, уважаемые родители, посмотреть презентацию «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья» для формирования основ здорового образа жизни детей.
(просмотр презентации с комментариями педагога)
3. Практическая часть (оздоровительные упражнения)
Хотим предложить Вам упражнения, которые достаточно легки и могут помочь приобщить детей к здоровому образу жизни
Комплексы проводят педагоги вместе с родителями
Чтобы горло не болело, поглаживают ладонями шею
Мы его погладим смело. движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, Указательные пальцы растирают
Надо носик растирать. крылья носа.
Лоб мы тоже разотрем, прикладывают ко лбу ладони
Ладошку держим козырьком. и растирают его движениями в стороны.
«Вилку» пальчиками сделай, раздвинуть ук. и ср. пальцы и растереть
Массируй ушки ты умело. точки перед и за ушами.
Знаем, знаем – да-да-да! — Потирают ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна!
Массаж рук «Пальчики – зайчики»
Разотру ладошки сильно,Растирание ладоней: захватить
Каждый пальчик покручу, каждый пальчик у основания и
Поздороваюсь с ним сильно выкручивающим движением
И вытягивать начну. дойти до ногтевой фаланги.
Затем руки я помою, «Моют руки».
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок».
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики — Пальцы расцепить и перебирать ими.
Пусть бегут, как зайчики.
Массаж лица «Белый пух».
Снежный пух Плавные движения руками перед
Все-все-все в пуху вокруг! собой, вверх, вниз.
Пух на шапках, пух на губках, Массирование возле уголков губ.
Пух на бровках, Массирование бровей.
Пух на шубках, Погладить себе шею.
Пух посыпал лоб и нос… Массировать нос и лоб.
Кто так сделал? Развести руки в стороны.
Массаж ушей «Здоровые ушки»
Чтобы ушки не болели, Пальцами мягко разминают
Разомнем мы их скорее. ушную раковину.
Вот сгибаем, отпускаем Согнуть пальцами ухо и
И опять все повторяем. отпустить его.
Козелок мы разомнем, Большим и указательным пальцами
По уху пальчиком ведем Проводят указ. пальцем по краю
И ладошкой прижимаем, Ладонями энергично растирают уши.
Комплекс гимнастики для утомленных глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз). Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
2. Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
3. С меткой на стекле): смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку, расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз). Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
5. Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Комплекс упражнений на дыхание
для восстановления сил душевного равновесия.
И. п. — основная стойка. Вдох — медленно поднимая руки вверх, задержать дыхание, выдох — приглушенный звук «ха» через рот, наклониться всем корпусом и расслабить мышцы рук.
Закаливающее носовое дыхание
1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.
2. Открыть рот, кончик языка прижать к нбу (при этом выключается ротовое дыхание).
3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «бо-ба-бу».
4. Сжать пальцы в кулак; во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.
Различные комплексы самомассажа и упражнений на дыхание, коррекцию зрения вы можете найти в интернете или на моем личном сайте.
Много упражнений, которые оказывают оздоровительный эффект на весь организм. Так подошва ног, область кистей рук, ушные раковины – одни из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. На них находятся тысячи нервных окончаний, через которые можно подключиться к любому органу. Массаж стоп, кистей рук, ушных раковин оказывают благотворное влияние на здоровье всего нашего организма.
Уважаемые родители помните, что здоровье ребенка в ваших руках!
Итог: Сегодня Вы убедились в необходимости обучения детей вести здоровый образ жизни с дошкольного возраста, насколько просты многие оздоровительные упражнения и насколько они эффективны.
Уважаемы родители благодарю Вас за внимание, надеюсь, что наше общение доставило Вам удовольствие и пользу.
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка/В. Г. Алямовская – ЛИНКА-ПРЕСС 1993.
2. Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие/В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. -ЛИНКА-ПРЕСС,2000.
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Укрепим свое здоровье» Наталья Соломаха МБДОУ №44 Детский сад «Колобок» Солнечногорский район Цель: Поддерживать желание и стремление педагогов вести здоровый.
Семинар-практикум для родителей «Детские страхи» Семинар-практикум для родителей «Детские страхи» Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских.
Семинар-практикум для родителей «Игра — это серьезно!» Дошкольное детство должно быть разнообразным. Попробуем вместе разобраться, насколько игра необходима в дошкольном возрасте, и насколько.
Семинар-практикум для родителей «На пороге школы» Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы» Тема: Подготовка семьи к обучению в школе. Цель: Организация совместной.
Семинар-практикум для родителей «Здоровье в наших руках» Семинар – практикум для родителей «Здоровье в наших руках» Старшая группа «Непоседы». Воспитатель: Светлана Константиновна Усова Цель:.
Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез» Семинар — практикум для родителей «О здоровье всерьез» Составитель: педагог-психолог Чадова И. В. Ход деятельности: 1. «О здоровье всерьез».
Семинар-практикум для родителей по дыхательной гимнастике МБДОУ №45 «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Ростовской области Семинар — практикум для родителей «Профилактическая оздоровительная.
Семинар-практикум для родителей по обучению грамоте Как помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?.
Семинар-практикум для родителей «Школа волшебников» Цель семинара – практикума: осознание значимости развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторы: Мужикова С. С., Никитина.
Семинар-практикум «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» (подготовительная группа) Цель: Уточнить знания педагогов по разделу формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
Источник