Типы семейного воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья (подготовительная группа)
Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья. Все чаще мы сталкиваемся с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие родители не знают, как правильно вести себя с такими детьми или наоборот думают, что правильно воспитывают, но в итоге у них возникают определенные трудности и они обращаются к специалистам. Кто же такие «дети с ограниченными возможностями здоровья» и что такое «типы семейного воспитания?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типы семейного воспитания в семьях с ОВЗ | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья . Все чаще мы сталкиваемся с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие родители не знают, как правильно вести себя с такими детьми или наоборот думают, что правильно воспитывают, но в итоге у них возникают определенные трудности и они обращаются к специалистам. Кто же такие «дети с ограниченными возможностями здоровья» и что такое «типы семейного воспитания?»
Ограниченные возможности здоровья — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. [3]
Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.
Из общего количества детей инвалидов:
- с нарушением опорно-двигательного аппарата 1998 чел., в том числе инвалидов-колясочников — 868 чел.;
- нарушением сенсорных функций (инвалидов по слуху и зрению) – 1105 чел.;
- с нарушением психических функций – 475 чел.
Тип семейного воспитания — валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности. [1]
Характер семейного воспитания во многом является следствием родительской позиции. Обычно выделяют три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребёнка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность — мера подвижности родительских позиций, изменчивость форм и способов общения и взаимодействия с ребёнком (восприятие ребёнка как личности, степень гибкости общения с ребёнком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребёнка в зависимости от возраста).[1] Прогностичность — способность родителей к предвидению перспектив развития ребёнка и к перестройке взаимодействия с ребёнком. [1]
В качестве основания классификации семейного воспитания по видам и типам обычно выделяют следующие конкретные параметры:
1)степень эмоционального принятия родителями ребёнка, заинтересованность в нём
2) степень проявления заботы
3) требовательность
4) последовательность в реализации стиля воспитания
5) аффективная устойчивость родителей
6) тревожность
7) характер системы управления в семье в целом
В соответствии с представлениями о семье как системе выделяются следующие семейные подсистемы: супружеская (муж – жена), родительская (родитель – ребенок), сибсовая (брат – сестра), расширенная (экстрасемейная) – взаимодействие с друзьями, профессионалами и пр. Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье.[1]
По исследованиям Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, С. А. Игнатьевой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. А. Мишиной, А. Г. Московкиной, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др., при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья нарушаются все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменения и во всех остальных. Так, семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, может испытывать сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить самостоятельно. В данном случае наблюдается нарушение детско-родительских отношений по типу гиперопеки. Наличие ребенка с отклонениями в развитии может влиять и на другие подсистемы: супружеские, сибсовые, экстрасемейные. Вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений в развитии ребенка; мать, поглощенная заботами о больном ребенке, не уделяющая должного внимания мужу и другим детям, и др.).
Итак, в современной специальной психологии и педагогике семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается в контексте системного подхода. Дополнением и развитием теории семейных систем, как указывают Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина, является социально-экологическая модель семьи. Данная модель включает биологические, физические, психосоциальные характеристики семьи и ее окружения как единой системы. Главная идея социально-экологической модели состоит в том, что качество взаимодействия человека с его непосредственным окружением (семьей, близкими людьми, специалистами) самым тесным образом зависит от того, каким способом происходит опосредование этого взаимодействия с участием более широкого социального окружения. Понимание семьи как системы обусловливает необходимость применения комплексного подхода к организации социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии и всей семье в целом.
В настоящее время становится популярным инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. [2]
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Для исследования данной темы, подобраны следующие методики диагностики:
- Опросник «Стиля родительского воспитания» (АСВ) (анализ семейного взаимоотношения)Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса.;
- Опросник « Взаимодействие родителя с ребенком» ( ВРР) Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
- Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева.
- Методика рисунок семьи.
- Наблюдение за взаимодействием: «родитель-ребенок»
Данное исследование будет полезно для семей в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты позволят увидеть стиль родительского воспитания, взаимоотношение родителя с ребенком, а также внутрисемейные отношения.
Список используемой литературы:
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004
- Сагдуллаев А. А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. №. 4. 1990.
Источник
Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.
Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.
Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_osobennosti_vospitaniya_s_detmi_ovz.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка , личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы , найти помощь, понимание и сочувствие.
Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.
Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.
— Какие особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ можно отметить?
Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку
с определенным дефектом.
— отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;
— чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;
— отвержение или отречение от ребёнка – родители отрицательно относятся к ребёнку, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку.
— отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная , целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Помощь семье в этом может оказать ДОО и специалисты, работающие и с ребенком, и с родителями.
— Какую же поддержку может оказать ДОО родителям особенного ребенка?
Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:
— повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;
— психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;
— обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;
Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно — образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.
Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы.
Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:
— самодиагностика отношения родителя к ребёнку с особенностями развития;
— консультирование родителей по запросу;
— знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;
— информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.
— Расширение психолого-педагогической грамотности родителей, обучение взаимодействию с особенным ребенком.
Обучение родителей происходит непосредственно на коррекционных занятиях, когда педагог занимается с ребенком в присутствии родителей.
Помимо обучения родителей, в процессе коррекционных занятий хороший эффект дают тренинги родительских умений с целью овладения различными развивающими методиками, которые легко использовать в повседневной жизни. Благодаря этому родители могут любое домашнее дело превратить в «коррекционное» занятие со своим ребенком.
Очень ценным является общение с родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами , но старшего возраста, имеющими опыт воспитания ребенка с ОВЗ . Родители, как правило, больше доверяют информации полученной от других родителей, чем от специалистов.
Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательность и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, а настроение матери (преимущественно на ухудшение).
Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно детьми с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствует беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей так же рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.
У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями.
Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо постоянно давать определенные поручения, для того, чтобы у него появился интерес к труду.
Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка.
Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь — это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим значение семьи в его жизни.
Влияние семьи на ребенка.
«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».
Консультация для родителей.
задачи, которые призвана решать семья: укрепление здоровья, совершенствование культурно – гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и .
Роль семь в коррекционном воспитании ребёнка.Характеристика ребёнка с нарушениями речи.Основные положени коррекционной работы с данной категорией детей при организации сотрудничества с родителями и со.
Источник