Меню

Семейная модель психологического здоровья

Денис Старков практический психолог

Nav view search

Навигация

Искать

Лекция 50. Модель «здоровых» отношений в семье

Функции семьи. Семейные границы. Семейное взаимодействие. Семейные роли. Семейная эмоциональная атмосфера. Семейные ценности. Этапы выздоровления зависимой семьи.

Семья – группа людей, которые вместе проживают, связанны родственными (брак, кровное родство, усыновление, опеки) или подобными (гражданский брак) отношениями, и распределяют между собой материальные, бытовые и т.д. обязанности. Семья – это люди, объединенных между собой в эмоциональной, материальной, интимной, духовной и т.д. сферах жизни на более глубоком уровне, чем с другими людьми. В семьях люди могут получить то, что в одиночку они обрести неспособны – эмоциональную и духовную близость, поддержку, эмоциональное тепло, материальную помощь, помощь в бытовых делах, поддержку в социуме и т.д.

Здоровая семья характеризуется здоровыми: семейными функциями, границами, взаимодействием (транзакциями), ролями, эмоциональной атмосферой.

Функции семьи

В здоровой семье выполняются здоровым образом все семейные функции: 1.) эмоционально-психологическая – обеспечение эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов (теплая эмоциональная атмосфера, эмоциональная открытость, здоровые эмоциональные послания и т.д.); 2.) бытовая-экономическая – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья (здоровое распределение обязанностей, достаточный доход, выполнение всех бытовых функций и т.д.); 3.) воспитательная – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи (здоровая сексуально-эротическая атмосфера, здоровые модели воспитания, здоровые модели для подражания и т.д.); 4.) социальная функция – помогает становлению человека за пределами семьи (открытая социальная система, поддержка с социализации и т.д.); 5.) духовно-ценностная – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей (наличие ценностей в семье, духовное равенство и уважение всех членов и т.д.).

Здоровые границы

У каждого члена семьи есть своя личная территория (личные вещи, личное время, пространство, права и обязанности), границы которой уважаются другими членами. Однако эта территория не закрытая, происходит здоровое взаимодействие (согласованные договоренности по изменению границ, нарушению территорий и т.д.). Все границы установлены на основе договоренностей. Ответственность за свою территорию несет сам человек. Детей обучают здоровым границам. Есть общая территория.

Здоровое взаимодействие

Между членами семьи одной группы (между родителями, между детьми, между стариками) взаимодействие горизонтальными транзакциями равный-равному (близость, игра ДД, содействие, общность интересов РР, сотворчество, сотрудничество ВВ). Между членами семьи разных групп (родители-дети) – горизонтальными (забота РД, обучение ВР, защита ВД). При взаимодействии соблюдаются принципы уважения, безусловной ценности каждого члена, права выбора и т.д. Отсутствует фальшь и закрытость. Детей обучают принципам здорового общения и взаимодействия с людьми в разных ситуациях – дружбы, близости и ухаживания, отдыха, работы, конкуренции, конфликта и т.д.

Здоровые Роли

Отсутствует взаимодействие по ролям треугольника Карпмана (Преследователь, Спасатель, Жертва). Ролевое взаимодействие взрослое – Учитель, Помощник, Ученик. Отсутствует негативные психологические игры. Детей обучают здоровым социальным ролям.

Здоровая эмоциональная атмосфера

Искренняя теплая, поддерживающая, веселая и радостная эмоциональная атмосфера. Преобладают безусловно положительные и условно положительные поглаживания. Отношение негативных условных поглаживаний к положительным 1:7. Отсутствуют поглаживания в виде безусловно негативных, игнорирований, фальшивых. Присутствует уважительная ненавязчивая эмоциональная забота и поддержка членам семьи, испытывающим трудности. Происходит забота о здоровом психологическом состоянии детей.

Семейные ценности

В семье присутствуют ценности трех уровней – семейные, культуральные, общечеловеческие. Семейные ценности: у семьи есть своя история, традиции, предки и т.д. (семья часть Рода), не переходящие в культ семьи или ее членов. Культуральные ценности: культура страны и этническая культура, обычаи, традиции и т.д. (семья часть Этноса), не переходящие в национализм. Общечеловеческие ценности: духовные и религиозные (в духовном, а не в культурном и обрядческом понимании), общие философские и мировозренческие установки, ценность главных человеческих качеств и т.д. (семья часть Человечества), не переходящие в религиозный фанатизм. Соблюдается иерархия ценностей: главные общечеловеческие, потом культуральные, потом семейные. Детей воспитывают в ценностной атмосфере и прививают ценностные установки, соблюдая при этом принцип уважения и право выбора.

Читайте также:  Наказание за умышленное причинение вреда здоровью легкой тяжести

Этапы выздоровления зависимой семьи:

1. Дистанцирование. Члены семи максимально психологически дистанцируются друг от друга и ограничивают взаимодействие.

2. Реабилитация. Члены семьи прорабатывают собственные проблемы зависимости и созависимости.

3. Сближение. Члены семьи сближаются и учатся новым способам взаимодействия друг с другом.

4. Реструкторизация семейного опыта. Пересматривается семейный опыт, прощаются обиды, освобождение от накопленного негатива.

5. Гармонизация. Достижение гармоничных взаимоотношений, проработка отношений семьи с внешним социальным миром.

6. Семейная ресоциализация. Пересмотр места семьи в обществе, мире. Пересмотр семейных ценностей, направления движения семьи как целого, семейной миссии.

Задания к теме «Дисфункциональная семья»:

1. Представьте себе, какой вы хотели бы видеть свою семью в будущем. Напишите рассказ на тему «Моя будущая семья», в котором описывает свою семью в будущем в разных отношениях (выполнение функций, границ, взаимодействия, эмоциональной атмосферы и т.д.).
2. Какие из здоровых семейных функций вам на сегодняшний день будет сложно поддерживать. Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
3. Какие проблемы с соблюдением и нарушением семейных границ могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
4. Какие проблемы со здоровым семейным взаимодействием могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
5. Какие проблемы с поддержанием здоровой семейной атмосферы могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?
6. Какие проблемы с поддержанием ценностей в семье могут быть на сегодняшний момент с вашей стороны? Чему вам следует научиться в выздоровлении для этого?

Источник

Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/
статья на тему

Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка

В.Н. Хука Педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида №12 №Дюймовочка» г. Луховицы

«Все мы родом из детства. Все – хорошее, и плохое человек получает в семье».

Антуан де Сент – Экзюпери

Многих родителей беспокоит вопрос о роли семьи в обеспечении психологического здоровья детей.

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны социума.

Значение семьи и ее роль в жизни каждого непреложна. Именно в семье закладываются основные потребности каждого человека, от которых во многом зависит то, как будет жить дальше данный конкретный человек и государство в целом. Будет ли ему хватать того, что предложит ему жизнь или он всегда будет недовольным. Научится ли радоваться тому, что есть и мудро распоряжаться тем, что имеет, или всегда будет требовать, ожидать и предъявлять необоснованные претензии.

«Семейное воспитание — дело величайшей важности», — писал А.И.Герцен. При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания». Принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя реагирует на потребности ребенка, формирует у него так называемую безопасную привязанность. Дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обусловливает дальнейшее отношение к людям и определяет особенности эмоциональных переживаний ребенка.

Психологический климат семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей. Его создают члены семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. В семье с благоприятным климатом, дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей и это плодотворно влияет на их психологическое здоровье. Семейные отношения имеют большое значение для психологического здоровья подрастающего поколения, от наличия в родительском отношении четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, другими словами, оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью.

Многие факторы могут влиять на психологическое здоровье детей, один из них – эмоциональное отвержение родителями своего ребенка.

Неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Оно может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение принимает более сложные формы — оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), хотя формально родитель может и выполнять свои родительские обязанности. Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенным вниманием и заботой; но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов. В таких условиях невозможно воспитать полноценную личность.

Говоря о воспитании полноценной личности ребенка, стоит обратиться к выдающемуся представителю педагогики XIX–XXвв. П. Ф. Лесгафту. Ученый выделил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». К наиважнейшему условию относится атмосфера любви и взаимного уважения в семье. Человек, не ощущавший любви со стороны своих близких, никогда не сможет уважать их и в целом делать людям добро. Для достижения этой цели необходимо создать в семье благоприятный морально-психологический климат, который будет благотворно влиять на всех членов семьи и положительно сказывается на здоровье, создать среду, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребёнка – быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем . Семья даёт ребёнку главное – интимно-личностную связь и единство с родными.

Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище . Современное общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, и в благополучной.

Только в благополучной семье возможно воспитание психологически здоровых детей.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный оборот автором И.В.Дубровиной, по ее мнению, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

За последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Тяжелый психологический климат в семье — к сожалению, явление настолько распространенное, что на этот фактор, даже не считают нужным обращать внимание. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

Можно предположить, что эти неблагополучные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, распределения ролевых функций между супругами. Алкоголизм, агрессия. Неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признания становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, утратой чувства любви и безопасности.

Очень грустно, что во многих семьях в настоящее время отсутствует душевно – духовная общность, а присутствует расчет и желание использовать другого, для каких-либо своих целей.

Жизнь в современном мире сродни бесконечному забегу. Время, в которое мы живем – это время ускоренного ритма жизни. Слишком высоко напряжение среди взрослых людей – много трудностей, проблем, стрессовых ситуаций. Человек перестал стремиться к достижению счастливой и здоровой семьи. На сегодняшний день, зачастую, понятие семьи, заключается только в материальном достатке и не более. Очень редко сегодня можно встретить семью, в которой нет ссор из-за нехватки материальных благ или финансового достатка.

Чтобы вырастить счастливого успешного человека, необходимо уделять внимание не только обеспечению его физических потребностей, но и внимательно следить за психологическим комфортом ребенка. Очень важен эмоциональный контакт между матерью и ребенком, он рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности малыша. Изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей.

На сегодняшний день, большую тревогу вызывает негативное влияние новых технологий на психологическое здоровье детей. С наступлением эры всеобщей компьютеризации люди перестали полноценно общаться, что не может не влиять негативно на развитие подрастающего поколения. Во многих семьях, к большому сожалению, нет ритуала вечернего чая для всей семьи с обсуждением прожитого дня; книги родители практически не читают, в лучшем случае ставят диск с любимым мультфильмом или музыкой. Но ничто не заменит ребенку тепло маминого голоса, ее ласковые руки. Родители всегда должны находить время для живого общения с ребенком. Важно не количество, а качество проведенного вместе времени.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех.

Ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ребенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее поведение – это своего рода благодарность ребенка родителям.

Нужно создать максимально благоприятные условия для роста и развития ребенка.

Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Хочется выразить надежду, на то, что общество все же пересмотрит отношение к семейному воспитанию, семейным догматам и вернется к исконно русским семейным традициям , где семья, рождение и воспитание детей – это основополагающая и величайшая ценность взаимоотношения людей, как фундаментальной ячейки общества и государства в целом.

Библиография:
1. ГОСО РК 1.001-2009 Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения
2. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.- М.: Педагогика, 1991.-232с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Мастера психологии СПб.: Изд. «Питер», 2001.-752с.

4. Кошелева А.Д.,Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие М.: Академия, 2003.-168с.

5. Психология мотивации и эмоций/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.-М.: ЧеРо, 2002.-752с.

6. Симонов П.В.Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-215с.
7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.
8. Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. М:. 2000.-171с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта «Неделя психологии».

Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з.

Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке.

в статье описана психологическая работа по социальной адаптации воспитанников в детском саду. Авторами выделены основные правила для проведения совместной деятельности.

В статье рассматривается проблема обеспечения психологической готовности ребенка к школьному обучению, в процессе объединения усилий по подготовке педагога-психолога ДОУ и родителей. Представлены осно.

Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки псих.

Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности.

Источник

Adblock
detector