Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
материал
Тренинг для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг для педагогов | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
(в рамках недели психологии «Психологическое здоровье»)
Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.
- познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению педагогического коллектива.
Форма проведения: тренинг.
Категория : педагоги ДОУ.
Кол-во человек: 20 человек.
Дата: 29 января 2020 г.
Оборудование : цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая, красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча, аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.
Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.
1.Упражнение «Я рад тебя видеть»
Цель: позитивное настроение, настрой на работу.
Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя видеть…»
2.Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.
3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»
Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.
Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»
Цель: установление контакта между членами группы.
Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»
Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»
Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент, свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с ними.
Каждому человеку нужны ресурсы, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.
Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога – развитое умение сбрасывать напряжение, усталость и расслабляться.
5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)
Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.
Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Я хочу предложить вам несколько техник, которые помогут расслабиться, снять напряжение.
Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.
6. Упражнение «Полное дыхание»
Психолог : Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох — пауза — выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох — пауза — выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!
Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание, сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом. (Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.
8. Упражнение «Бумажный мяч»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.
Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.
9. Аутотренинг и ароматерапия.
Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и оказать благотворное действие на весь организм.
Эфирные масла «Мелисы», «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.
Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота» — стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу.
Эфирное масло «Эвкалипта »- антисептическое, противовоспалительное, иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает утомляемость.
Эфирное масло «Пихты » — является одним из самых сильных тонизирующих ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении, развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных установок, а наоборот стимулирует активность.
Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:
10.Упражнение «На берегу моря»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Психолог проговаривает слова.
«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни свои ощущения, свое настроение….
Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»
12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»
Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.
Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.
Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.
13.Упражнение «Приветственное письмо»
Цель: установление психологической поддержки.
Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.
Цель: обратная связь.
Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам помогут в стрессовых ситуациях.
— Ваши ощущения после тренинга?
-Что понравилось? Что не понравилось?
— Что было полезным?
— Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуац.
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями «Психологическое здоровье», «Синдром эмоционального выгорания»,-способствовать осознанию педагогами своего.
Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с.
Источник
Семинар-практикум с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья»
Елена Басова
Семинар-практикум с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья»
Ход встречи
Каждый участник называет свое имя, и на первую букву имени выбирает себе прилагательное характеризующее его положительно.
2. Вступительное слово.
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Каждый человек появляется на свет
Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.
Каждый человек проходит свой путь развития. Выделим, например,следующие этапы развития:
3. Практическое задание
— Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?
— Чему вы научились?
Таким образом, на разных этапах формирования на личность влияют близкие люди (члены семьи) и социум (учителя, друзья, коллеги).
И на сколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.
На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания – базовые потребности ребенка в любви, ласке и общения не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность и озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
4. Тест «Воспитывающая позиция»
Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение?
0 – никогда; 1- — редко; 2- часто; 3 – почти всегда; 4- всегда
— Говорить, что вас нет дома, когда вы есть.
— Переходить улицу в неположенном месте.
— Извиняться, когда вы не правы.
— Громко рассказывать «взрослые» анекдоты.
— Эмоционально «выражаться», когда у вас что –то не получается.
— Долго сидеть за столом, разговаривая с друзьями.
— Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.
— Уступать место в транспорте.
— Не обращать внимания, когда вас провоцируют на грубый ответ.
— Смотреть фильмы на любые темы.
После того как вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами был Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы? Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее Вы?
5. Методы общения с ребенком (рекомендации)
В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микроклимат в семье, общение с ребенком. В общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.
Что может сделать родитель?
1) Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
2) Повлиять на самого себя.
3) Попытаться повлиять на обстоятельства.
Существуют 2 формы общения с ребенком «Я-СООБЩЕНИЕ», «ТЫ -СООБЩЕНИЕ»
Родитель устал –Ты меня утомил – реакция ребенка «Я плохой»
Родитель устал- Я очень устал – реакция ребенка «Мама устала»
Цель: «Я»-высказывание» не заставить кого –то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.
«Ты – высказывание» часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь.Например: «Ты всегда будешь добиваться всего соплями и слезами» и т. д
6. Упражнение «Переделай ты – сообщение»
«Ты постоянно не можешь завязать шнурки»
(«Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно»)
С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь.
(«Когда ч хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным…»)
«Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой»
(«Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой»)
7. Упражнение, «Какие качества привлекают меня в людях?»
Как мы говорили выше. На личность человека влияют близкие люди и социум.
И если наши потребности удовлетворены, удовлетворено и наше психоэмоциональное благополучие и психологическое здоровье.
Предложить всем участникам, не оценивая, назвать качества, которые привлекают их в друзьях и близких людях. Записать эти качества на доске (умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, отзывчивый, терпеливый, естественный, признающий свои ошибки, уважающий себя, находчивый, образованный, здоровый, игривый, обаятельный и т. д.)
8. Упражнение «Позитивное представление»
Участникам предлагается разбиться на пары.
В течение 5 минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру о том, какой он замечательный, какими прекрасными качествами он обладает, похвалиться своими успехами в различных областях жизни. Прослушав внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем свое уважение и сосредоточенность.
Затем каждому участнику предлагается по очереди рассказать о своих партнерах.
Похвала – самое действенное средство при общении с людьми. Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
Любому человеку требуется признание, любовь, поддержка и постоянно новые стимулы. Жажду признания и уважения можно удовлетворить только похвалой.
Похвала – это положительная сила, которая множится сама по себе.
Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.
Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерная похвала.
Вам понравилось, когда вас хвалили? А вашим детям нужна похвала?
9. Музыкальная релаксация «Зимняя дорога»
Под тихую,мелодичную музыку проводится упражнение на расслабление:
«Закройте глаза…Расслабьтесь… Перед вами дальняя дорога. Морозное утро. На солнце серебрится снег.
По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями саней скрепит снег. Легкий морозец румянит ваши щи. Сани подпрыгивают по ухабам. Вам легко и привольно. Вдали темнеет лес. Вам свободно дышится. Родная природа радует глаз и душу. Душа, как тройка,становится крылатой: летит и летит вперед по блестящему серебристому ковру. Где-то в выси голубизна неба. Привольно, просторно, спокойно. Только снег скрипит под полозьями саней. Позади остались только тревоги и заботы. Не будем думать о том, что осталось позади…. Главное – что теперь и что будет… Теперь вам очень хорошо, хорошо. А тройка мчится вперед…. Глубоко вздохнули… открыли глаза…»
Предлагается всем участникам произнести фразу позитивного мышления:
«У меня будет спокойный день, я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека, оно не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым».
— Если думать и вести себя как жизнерадостный человек, тогда можно почувствовать и себя жизнерадостным.
— не стоит думать о тех людях и событиях, которые неприятны.
Единственный способ обрести счастье – это не ждать добра, а творить добро ради собственной радости и радости близких.
— Не следует подражать другим. Надо найти себя и быть собой.
1. Н. А. Рогалева «Психологический клуб для родителей»
2. М. В. Тимофеева «Система сопровождения родителей»
Конспект психологического тренинга для воспитателей ДОУ «Детский сад — наш общий дом» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЗЕМЛЯНИЧКА» Игровой психологический.
Консультация для родителей «Секреты психологического здоровья детей» Педагогический всеобуч. «Секреты психологического здоровья детей». Как вы думаете, что такое здоровье? По определению Всероссийской организации.
Практикум с элементами тренинга «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция» Аннотация. Данный конспект предназначен для психологов. Материал можно использовать на любом коллективе для изменения отрицательного психического.
Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей: — о воспитании, развитии, дисциплине; — о психологической безопасности.
Семинар-практикум с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.
Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ «Стиль педагогического общения» Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ: «Стиль педагогического общения». Предварительная работа: тестирование.
Семинар-тренинг «Психологическое здоровье педагога — залог психологического здоровья воспитанников» Цели: — ознакомить педагогов с понятием «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ», «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»; — Способствовать осознанию педагогами.
«Шаг в профессию». Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии» Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса в рамках занятия по программе «Психология и выбор профессии». Тема: «Шаг в профессию».
Занятие для родителей с элементами тренинга «Кто чем богат, тот тем и делится» «Кто чем богат, тот тем и делится». Цель: мотивировать родителей на формирование открытой родительской любви к своим детям. Способствовать.
Источник