Консультации для родителей «Секреты психологического здоровья»
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_no5.odt | 462.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №36 «Мишутка»
Воспитатель: Галина Владимировна Подугольникова
Консультация для родителей
«Секреты психологического здоровья»
Плохими дети не рождаются.
Ребенок рождается, чтобы узнать мир,
А не злить родителей.
Ш. Амонашвили
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Итак, разберем, как Вы общаетесь с детьми дома. Ведь в каждой семье свой своеобразный стиль общения. Вы спросите, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.
Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. И 4-ую, хочется все-таки выделить – это хаотическая модель общения, т.е. противоречивая, когда у родителей отсутствует единый подход в воспитании.
Демократический (авторитетный): предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию (самостоятельность) своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Либеральный (попустительский): предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации — от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
Хаотический стиль (противоречивый) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Про стили общения мы поговорили, теперь разберем методы общения с ребенком.
Методы общения с ребенком
Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Но все же попробуйте заменить ограничения и запреты на правила поведения: постарайтесь не употреблять часто слова с «НЕ».
Нельзя говорить ребенку
Нужно говорить ребенку
Нельзя переходить улицу на красный свет!
Нужно переходить улицу
только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
Не спеши во время еды!
Будем есть не торопясь.
Не кричи так громко!
Будем разговаривать тише.
Не рисуй на стене!
Рисуй на бумаге.
Не стучи по машинке!
Давай покатаем машинку.
Не мешай мне разговаривать по телефону!
Я сейчас поговорю по телефону, и мы с тобой поиграем (порисуем, почитаем, посмотри мультфильм и т.д.).
Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я — сообщение», «Ты — сообщение».
Например:
Родитель устал – Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я — плохой».
Родитель устал – Я очень устал – Реакция ребенка «Папа устал».
ПРАВИЛО: «Я — сообщение» направлено на сообщение ребенку своего мнения, своих чувств, своих потребностей, а не на сообщение поведения ребенка. И говорить нужно от ПЕРВОГО ЛИЦА. В такой форме ребенок услышит и поймет Вас гораздо быстрее.
- Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
- Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
- Меня очень утомляет громкая музыка.
Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.
А мы как зачастую говорим?:
- Ну что у тебя за вид!
- Ты мне мешаешь, перестань ползать под ногами!
- Ты не мог бы сделать потише?!
В таких высказываниях используются слова: ты, тебя, тебе.
Их называют «Ты — сообщение». На первый взгляд разница между «Я-» и «Ты-сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка.
Ты постоянно не можешь завязать шнурки!
Я так устаю каждый раз завязывать всем шнурки, как бы мне хотелось, чтобы каждый делал это сам.
Ты никогда не слушаешь меня, с тобой бесполезно что-то обсуждать!
Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, будь, пожалуйста, повнимательнее.
Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой!
Я очень расстроена, что сестренка осталась без конфет.
Ты опять не вынес мусор?!
Мне было бы очень приятно увидеть чистое, пустое ведро.
Ты очень поздно пришел с прогулки! Где ты задержался?!
Я очень волновалась, что с тобой что-то случилось. Давай договоримся больше не задерживаться или позвони мне.
Рекомендации для родителей
- Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание . ».
- Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что . ».
- Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
- Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня — это нестабильность экономическая.
В наше насыщенное инновациями время мы — родители, порой не успеваем за всеми понятиями, которые касаются здоровья.
Одна из задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье дошкольника» Психологическое здоровье – это динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между чело.
Консультация для родителей.
Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физи.
Источник
Родительское собрание «Секреты психологического здоровья детей»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Родительское собрание «Секреты психологического здоровья детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_sekrety_psikhologicheskogo_zdorovya_detey.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»
Рябцева Надежда Викторовна, Вяткина Нина Александровна — воспитатели старшей-подготовительной группы.
- установить систему взаимодействия: “воспитатель – родитель – ребёнок” – сотрудничество;
- помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребёнка;
- познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: “ребёнок – взрослый”.
Предварительная работа: анкетирование “Какие Вы родители?” ( Анкета прилагается ).
- два набора слов для составления пословиц,
- картонная “ромашка” с заданиями,
- три конверта для проведения рефлексии,
- музыкальный центр и диски аудиозаписями.
1. Организационный момент. Игра “Добрые мысли – добрые чувства”.
Мы начнём нашу сегодняшнюю встречу с того, что встанем в круг и пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания…
А сейчас в нескольких словах расскажите нам о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые мысли и чувства.
2. Доклад. Секреты психологического здоровья.
Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое здоровье (по определению ВОЗ)?
“ Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.
Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.
Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости. [1]
В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Осложнённые варианты психического развития детей:
- невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в “группу риска”, у них может развиться невроз;
- аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погруженности в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
- гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, т.е. целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.
Основными способами снижения всех этих состояний являются игры, хоровое пение, участие в самодеятельности, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу.
Остановимся подробнее на ведущем способе. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.
Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, хороводные и музыкальные игры.
Все эти игры могут быть как свободными , когда дети играют во что хотят и как хотят, – эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными , которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.
Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми от 3 до 7 лет:
- сыграйте для ребёнка какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии;
- спойте вместе детскую песенку;
- проговорите детские считалочки;
- имитируйте вместе танцы животных (кенгуру, лягушки и других);
- постройте вместе домик из песка или конструктора;
- почитайте вместе книжки;
- послушайте вместе аудиозаписи детских произведений;
- поиграйте в подвижную игру.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители.
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
Неужели это я ?!
Сам я встал сегодня рано.
Чистить зубы сам пошёл.
Сам умылся из-под крана
И расчёску сам нашёл.
Перед зеркалом стою –
Сам себя не узнаю.
Посмотрите на меня:
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Да не плачу всё равно.
Я за шалости наказан
Справедливо, может быть.
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
Я теперь сказал бы маме:
“Я не плачу, слёзы сами,
Сами катятся из глаз.
Ну, прости, в последний раз…”
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была.
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.
Вот на каждом
Фартук новый.
Мы – дежурные в столовой.
Входит повар в колпаке,
С поварёшкою в руке.
Чище этого халата
Я не видел никогда.
– Руки вымыли, ребята?
Отвечаем хором: “Да!”
А работы не боитесь?
Отвечаем дружно: “Нет!”
– Ну, тогда поторопитесь –
Разносите винегрет!
БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом с другом побудьте.
3. Деление родителей на две группы.
- Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый. (Слова красного цвета)
- Сделай доброе дело, чтобы сердце пело. (Слова оранжевого цвета)
(Обоснование выбора цвета: красный и оранжевый цвета излучают добро и тепло.)
4. Практическая часть: игра “Ромашка”.
На каждом лепестке – задание:
- инсценировка сказки;
- подвижная игра “Кот и мыши”;
- чтение стихотворения (например, “Уронили мишку на пол…”);
- изобразить лягушку;
- спеть песню.
6. Анализ встречи с родителями: “С каким настроением вы уходите?”
Источник