Ответственность за здоровье
В прошлом номере мы разбирали тему, посвященную возникновению у пациента стереотипов, препятствующих восприятию рекомендаций врача и мешающих ему быть здоровым. В этом номере мы продолжаем тему «Я хочу быть здоровым, но…». Кроме психологических стереотипов есть еще один чрезвычайно важный фактор, определяющий поведение пациентов в отношении своего здоровья. Это — ответственность.
Кто отвечает за ваше здоровье, как вы думаете? А как, по вашему мнению, ответили бы ваши пациенты? Не торопитесь с ответом — он не так прост, как кажется. Например, массовый опрос, проведенный в Санкт-Петербурге в 2011 г., дал следующие результаты: на вопрос «Кто несет ответственность за здоровье человека?» 50 % респондентов ответили, что именно сам человек, а не государство, врач или семья. Казалось бы, неплохой результат. Все-таки каждый второй готов отвечать за свое здоровье. Но! Многие люди считают, что внешние обстоятельства жизни, которые они не в состоянии контролировать (экономическая нестабильность, экологические проблемы), не позволяют им отвечать за свое здоровье. И на вопрос «От чего в большей степени зависит состояние вашего здоровья?» уже только 25 % опрошенных отметили решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья.
Психологические исследования показывают, что экстернальность (внешний контроль, отнесение ответственности неким внешним силам и обстоятельствам) в области здоровья, как правило, выше, чем в других областях (удач и неудач, семейных и производственных отношений). Для исследования контроля наибольшее распространение в нашей стране получила методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера (см. Тест для пациента).
Определяем уровень ответственности
Разумеется, когда вы говорите с пациентом, у вас на руках нет результатов тестов. Но по его словам, вопросам, отговоркам вы всегда почувствуете уровень его ответственности. Например, ответственность проявится в вопросе «Как мне добиться низкого содержания жиров в пище?»…
А вот риторический вопрос «Вы же понимаете, что все жиры из еды не уберешь?» определяет желание пациента не брать на себя ответственность.
Двусторонний контроль
Перейдем теперь к самому важному вопросу — что делать? Допустим, вы поняли, что пациент не готов брать на себя ответственность и контроль. Что дальше? Давайте ознакомимся еще с одним фактором.
На схеме 1 вы видите модели взаимодействия человека с врачом (государством, работодателем) по поводу своего здоровья. Модели формируются выраженностью двух факторов — контролем самого человека и контролем другой стороны.
Схема 1. Модели взаимодействия
Так, если пациент обладает низким контролем, то, в зависимости от уровня вашего контроля, изначально возможны две модели:
- полный провал, дефолт — если вы также не проявите ответственности;
- патернализм врача по отношению к пациенту — если ваш уровень контроля окажется высоким.
Если же ваш пациент контролирует ситуацию, то реализуются следующие модели:
- при вашей попытке не отвечать за него он может проявить модель потребительства (то есть «вымогать»);
- если вы также ведете себя ответственно, то возникнет сотрудничество.
Из всех представленных вариантов модель сотрудничества наиболее продуктивна. Потому что для реализации патернализма вам необходима возможность осуществления контроля действий пациента. Когда пациент находится в стационаре медучреждения, его возможно опекать и контролировать, но если ваш пациент находится на амбулаторном лечении, то контролировать его действия практически нереально. Именно поэтому необходимо выводить пациента на сотрудничество.
Инструменты для этого у вас уже есть — я обращаю вас к модели транзактного анализа Э. Берна, которую мы разбирали в журнале «Практическая диетология» № 4, 2012 г. Реализация Взрослой позиции и вывод на нее пациента с помощью открытых нейтральных вопросов о фактах может значительно повысить уровень ответственности пациента за свои действия.
Резюме
Итак, в этом номере мы с вами обсудили важный психологический фактор «ответственность», который в значительной степени влияет на то, как именно ведет себя пациент в отношении своего здоровья.
Тест для пациента
Контроль в области здоровья оценивается с помощью представленных в таблице утверждений. Прочитайте эти утверждения последовательно и отметьте свое отношение к каждому пункту, используя семибалльную шкалу от –3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»).
Утверждения | Оценка |
1. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. | –3 –2 –1 0 +1 +2 +3 |
2. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. | –3 –2 –1 0 +1 +2 +3 |
3. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моей болезни или болезней. | –3 –2 –1 0 +1 +2 +3 |
4. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. | –3 –2 –1 0 +1 +2 +3 |
Теперь суммируйте ответы на 2-й и 4-й вопрос, а сумму ответов на 1-й и 3-й вопрос вычтите из получившегося числа.
Например, если вы ответили:
то вы получите 1, суммировав ответы на 2-й и 4-й вопрос, и –5, суммировав ответы на 1-й и 3-й вопрос. Вычтя –5 из 1, вы получите окончательный балл 6.
Полученный результат должен быть в диапазоне от –12 до +12 баллов.
От –12 до –2 — низкий уровень интернальности в области здоровья. Люди, получающие такой балл, считают состояние здоровья и болезнь результатом случая, судьбы. Они склонны верить, что выздоровление произойдет или спонтанно, или в результате действий врачей.
От –1 до +4 — средний уровень интернальности в области здоровья. Контроль есть, но он может быть неустойчивым, при сложностях переходить в экстернальность.
От +5 до +8 — высокий показатель. Он говорит о том, что человек считает себя в целом ответственным за состояние своего здоровья, хотя видит исключения из этого правила.
От +9 до +12 — очень высокий уровень субъективного контроля, говорящий о том, что человек полностью берет на себя ответственность за свое здоровье.
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
Источник
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка
Выступление на МО
Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье
Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.
Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь
Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.
Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:
• сформировать у обучающихся представление о:
-позитивных факторах, влияющих на здоровье;
— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной
• дать представление о:
— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;
— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.
Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».
Следует осуществлять простые и очень важные действия:
- Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Во время учебного дня проводить подвижные игры.
- Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
- Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
- Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
- Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
- Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
- Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков;
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Организация спортивных перемен.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Урочная и внеурочная работа.
Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.
В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;
● создана медико-психологическая служба;
● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:
● здоровье и здоровый образ жизни;
● соблюдение режима дня;
● соблюдение правил личной гигиены;
● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);
● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
● различные формы физического воспитания:
● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.
Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:
● активного участия в этом процессе самих обучающихся;
● создание здоровьесберегающей среды;
● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
● планомерной работы с родителями;
● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.
Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.
Источник