Меню

Сборник ситуационных задач по общественному здоровью

Сборник ситуационных и расчетных учебных задач на тему: «Общественное здоровье и здравоохранение»

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СИТУАЦИОННЫХ И РАСЧЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ:

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

по специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Рассмотрено на ЦМК Рассмотрен на заседании

общепрофессиональных дисциплин методического совета

«13» октября 2014г. «30» октября 2014г.

Протокол №2 Председатель _________

АВТОР: преподаватель первой

РЕЦЕНЗЕНТЫ: заместитель директора по

областной медицинский колледж»

Настоящий сборник содержит 27 учебных задач, которые имитируют проблемы, возникающие в профессиональной деятельности средних медицинских работников. Задания направлены на самостоятельное определение путей решения.

Представленные задачи студентам рекомендуется использовать на учебных занятиях целесообразно и во время внеаудиторной самостоятельной работы.

Ситуационные задачи ………………………………………. 6

Изменения, связанные с состоянием здоровья населения и системой здравоохранения, требуют постоянного совершенствования методики преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для среднего медицинского персонала с целью последующего использования полученных ими знаний в практической работе.

Это определяет актуальность написания сборника, которое предоставляет возможность студентам овладеть методикой расчета и анализа статистических показателей при решении ситуационных задач.

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие студенту осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных дисциплин.

Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи преподаватель и студент преследуют разные цели: для студента – найти решение, соответствующее данной ситуации; для преподавателя – определить уровень освоения студентом способа деятельности и осознание его сущности.

Решение учебных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение учебных задач направлено на достижение межпредметных связей.

В силу своей межпредметности, интегративности учебные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда студенты, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Учебные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации студентов к познавательной и профессиональной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт – третьего поколения делает образование практикоориентированным и нацеливает студентов на овладение отдельными видами профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело».

Современный медицинский работник среднего звена должен быть специалистом, обладающим высоким уровнем профессиональных компетенций, творческим мышлением, должен уметь быть самостоятельным, видеть профессиональные проблемы, ставить для себя задачи и самостоятельно решать их.

Настоящее пособие рекомендуется использовать для самостоятельной работы студентам в аудиторное и внеаудиторное время для формирования профессиональных и общих компетенций при освоении содержания ПМ – 06 организационно-аналитическая деятельность для специальности «Лечебное дело» и учебной дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» для специальности «Сестринское дело».

Ситуационная задача №1.

В одном из районов города несколько лет работает крупное предприятие химической промышленности, выбросы которого загрязняют атмосферный воздух сернистым газом, парами серной кислоты и спирта. Для изучения влияния загрязнения воздуха на здоровье населения в исследуемом районе было обследовано 120 детей младшего школьного возраста. Из общего числа исследуемых тонзиллит диагностирован у 60 детей, конъюктивит обнаружен у 38, кариес – у 50, кожными болезнями страдали 12 человек. В контрольном районе обследовано 134 ребенка того же возраста, из них тонзиллитом страдали 16 человек, конъюктивитом – 8, кариесом – 12, кожные болезни не выявлены.

1. Вычислите интенсивные и экстенсивные коэффициенты заболеваемости детей младшего школьного возраста тонзиллитом, конъюктивитом, кариесом зубов и кожными болезнями, проживающими в районе с загрязнением воздушного бассейна и в контрольном районе.

Ситуационная задача №2.

В лечебно-профилактических учреждениях города за отчетный период было зарегистрировано 400 000 первичных обращений населения, в том числе по поводу болезней органов дыхания – 130 000; травм, отравлений и других последствий внешних причин – 65 000; болезней нервной системы – 25 000. среднегодовая численность населения в отчетном году составила 600 000 человек.

1. На основании представленных абсолютных данных рассчитайте относительные показатели.

2. Укажите, к какому виду относительных величин они относятся.

3. Назовите 4 вида относительных величин и раскройте их сущность.

Источник

СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ ОРЕНБУРГ, 2011

4 УДК 614.2/ Павловская О.Г., Кузьмин С.А., Вяльцин С.В., Калинина Е.А. Под общей редакцией: д.м.н., профессора Перепелкиной Н.Ю. Сборник задач по общественному здоровью: Учебно-методическое пособие. Оренбург, с. Сборник содержит задачи и эталоны к ним по следующим разделам общественного здоровья и здравоохранения: демография, заболеваемость и инвалидность. В сборнике представлены формулы расчета основных показателей общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие предназначено для врачей-интернов, клинических ординаторов, аспирантов и врачей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования по специальности: «Общественное здоровье и здравоохранение» Рецензенты Профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ГОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» д. м. н. О.А. Манерова Главный научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья и здравоохранения РАМН, д. м. н. Л.П. Чичерин Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА 4

5 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение Задачи по демографии Задачи по заболеваемости Задачи по инвалидности Эталоны ответов к задачам по демографии Эталоны ответов к задачам по заболеваемости Эталоны ответов к задачам по инвалидности Приложения Формулы расчета демографических показателей Формулы расчета показателей заболеваемости и инвалидности Формулы расчета отдельных показателей деятельности учреждений здравоохранения Расчет показателей деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений Расчет показателей деятельности стационарных учреждений здравоохранения Показатели деятельности службы скорой медицинской помощи Формулы расчета отдельных экономических показателей деятельности учреждений здравоохранения Оценка уровня общей рождаемости, смертности и младенческой смертности Медико-демографические показатели и показатели заболеваемости в РФ, ПФО и Оренбургской области Список использованной литературы

6 ВВЕДЕНИЕ Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука и предмет преподавания изучает основные показатели здоровья населения в целом и отдельных групп населения, условия и факторы, влияющие на формирование здоровья, и основные принципы организации медицинской помощи населению. Условно предмет «Общественное здоровье и здравоохранение» состоит из двух разделов: в одном рассматриваются преимущественно проблемы общественного здоровья и его обусловленность, в другой научно обоснованные методы управления здравоохранением, формы и методы работы медицинских учреждений, пути улучшения качества медицинской помощи. «Общественное здоровье и здравоохранение» представляет собой одну из сложных научных дисциплин профилактического и социально-гуманитарного направления. Этот предмет является мостиком между клиническими и теоретическими дисциплинами, широко используя и опираясь на знания многих отраслей: социологии, медицины, гигиены, статистики, информатики, демографии, экономики, управления и других. Поэтому изучение предмета «Общественное здоровье и здравоохранение» представляет определенные трудности не только для студентов медицинских вузов, но и для практических врачей. Для лучшего усвоения основных показателей популяционного здоровья и показателей деятельности учреждений здравоохранения необходимо проводить практические занятия, позволяющие осмыслить методики расчета различных показателей. На практических занятиях предлагается использовать ситуационные задачи, решение которых требует теоретических и практических навыков. С этой целью коллективом авторов сотрудников кафедры общественного здоровья и здравоохранения 2 Оренбургской государственной 6

7 медицинской академии был составлен сборник задач и эталонов к ним. Предлагаемый сборник задач поможет практическим врачам, особенно организаторам здравоохранения, усвоить многие разделы научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». В сборнике представлено подробное описание методик расчета демографических показателей, показателей заболеваемости и инвалидности. При решении ситуационных задач можно самостоятельно осуществить контроль благодаря наличию в сборнике эталонов ответов. Составленный сборник задач имеет приложения, воспользовавшись которым можно закрепить знания по предмету. Надеемся, что данный сборник задач по общественному здоровью и здравоохранению будет полезен широкому кругу специалистов, обучающихся на факультетах последипломной подготовки специалистов медицинских вузов, а закрепленные на практических занятиях навыки вычисления показателей здоровья населения и анализ работы учреждений здравоохранения могут быть широко использованы в практической деятельности. Авторы надеются на положительную оценку этого сборника со стороны слушателей медицинских вузов и коллег-преподавателей. Мы с благодарностью и признательностью примем Ваши замечания и пожелания. 7

8 ЗАДАЧИ ПО ДЕМОГРАФИИ Задача 1 В сельском районе К. численность населения на г. составила человек, а на г жителей. В указанный период за пределы административной территории выехали человек. Прибыли в район человек. Охарактеризуйте механическое движение населения, рассчитав соответствующие показатели. Задача 2 Основываясь на представленных сведениях, рассчитайте показатели, характеризующие миграционные процессы в области N. в отчетном году. Оцените полученные данные. Численность населения на начало года человек, в том числе городского населения Численность населения на конец года человек, в том числе городского населения Количество лиц, прибывших на административную территорию области человек, в том числе в города Количество лиц, выбывших за пределы административной территории человек, в том числе из городов Задача 3 Рассчитайте и оцените демографические показатели в районах М. и К., используя данные таблицы. Дайте сравнительную характеристику демографической ситуации в рассматриваемых районах. 8

9 Показатель (в абсолютных числах за Район М. Район К. отчетный период) Среднегодовая численность населения Число детей, родившихся живыми Число умерших в том числе на 1-м году жизни 12 5 Число зарегистрированных браков Число зарегистрированных разводов Среднегодовая численность населения, состоявших в браке Задача 4 В отчетном году среднегодовая численность населения района А. составила человек, в том числе: городское ; детское население ; население в возрасте старше 50 лет ; мужское население Рассчитайте и оцените показатели, характеризующие состав населения. Задача 5 В районе С. в отчетном году среднегодовая численность городского населения составила человек, а сельского Всего в районе проживает женщин и детей. Количество лиц старше 50 лет составляет человек. Рассчитайте и оцените показатели, характеризующие статику населения. Представьте возрастную структуру населения графически. Задача 6 Используя данные таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста. Определите, в какой из стран сложилась наиболее благоприятная демографическая ситуация? 9

10 Страна Показатели воспроизводства населения (на 1000 человек) Общая Общая Естественный рождаемость смертность прирост А 9,9 16,8 Б 9,8 9,3 В 12,6 10,3 Г 11,9 9,2 Д 9,3 9,5 Е 15,2 8,7 Ж 7,2 15,4 Задача 7 Рассчитайте демографические показатели и дайте характеристику демографической ситуации в городе А. со среднегодовой численностью населения человек. Известно, что за отчетный год: число родившихся живыми составило человек; число умерших человек, в том числе: от болезней системы кровообращения 1 480; от травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин — 460; от злокачественных новообразований Абсолютное число женщин в возрасте лет человек; среди них женщин в возрасте лет человек. Количество детей, родившихся у женщин в возрасте лет, Число женщин, умерших в возрасте лет, 102 человека. Представьте полученные данные в виде таблицы. Какими видами графиков можно воспользоваться для отображения структуры причин смертности? Задача 8 Среднегодовая численность населения района Р. составляет человек, в том числе: 10

11 абсолютное число мужчин трудоспособного возраста 83700; численность женщин трудоспособного возраста За отчетный год число умерших в районе Р. составило 5920 человек. Среди них мужчин трудоспособного возраста и 180 женщин того же возраста. В качестве причин смертности мужского населения трудоспособного возраста зарегистрированы: болезни системы кровообращения случаев; травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин — 300; злокачественные новообразования — 31; прочие причины Женщины трудоспособного возраста умерли в результате: болезней системы кровообращения — 44 человека; травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин — 30; злокачественных новообразований — 65; болезней органов дыхания — 9; прочих причин — 27, Рассчитайте показатели, характеризующие смертности населения города Р. Проведите их оценку. Представьте в виде таблицы и графически структуру смертности от отдельных причин среди мужчин и женщин трудоспособного возраста. Задача 9 В городе Н. со среднегодовой численностью населения человек за год умерли 7508 человек, родились живыми 6196 детей, в том числе у матерей в возрасте лет 1580 (всего численность женщин в возрасте лет составила человек). Количество женщин фертильного возраста человек. За год умерли 90 детей в возрасте до 1 года жизни, в том числе: на первой неделе жизни 40 детей, на 2, 3, 4-й неделе жизни 30 детей. Зарегистрированы 30 случаев рождения мертвых детей и 2 случая смерти женщин в период беременности и родов, и 1 случай смерти в послеродовом периоде. 11

Читайте также:  Систематическая опасность для здоровья знак

12 Рассчитайте возможные демографические показатели. Проведите анализ демографической ситуации в городе. Задача 10 В области Т. среднегодовая численность населения составила человек. В отчетном году умерли человек, родились живыми детей, в том числе у матерей в возрасте лет 8400 (абсолютное число женщин в возрасте лет человек). Количество женщин фертильного возраста составляет человек. За год умерли 242 ребенка в возрасте до 1 года жизни, в том числе: от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде — 112; от врожденных аномалий развития и деформаций — 65; от болезней органов дыхания — 40; от травм — 15; от прочих причин За тот же период были зарегистрированы 50 случаев мертворождений и 6 случаев материнских смертей. Рассчитайте демографические показатели. Оцените их. Задача 11 В районе С. со среднегодовой численностью населения человек в отчетном году родились 2664 детей. Абсолютное число женщин фертильного возраста составило человек. У матерей, не состоящих в браке (их численность человек), родились 250 детей. Женщины в возрасте лет (их количество составило человек) родили 1201 детей. Рассчитайте демографические показатели. Оцените их. 12

13 Задача 12 В районе Л. численность населения на начало отчетного года составила человек, а на конец того же года человек. Родились живыми за этот период 2400 детей. Умерли 4500 человек, в том числе: от болезней системы кровообращения ; от травм, отравлений и других последствий воздействий внешних причин — 540; от новообразований Умерли, не дожив до 1 года, 36 детей. В возрастной группе лет численностью человек умерли 200 человек. В период беременности, родов и в течение 42 дней после родов умерла 1 женщина. Рассчитайте возможные демографические показатели. Оцените их. Задача 13 В районе Д. в 2009 г. среднегодовая численность населения составила человек. В 2009 г. в районе Д. родились 6000 человек, а в 2008 г человек. В 2009 г. умерли человек, из них: дети, умершие на 1-м году жизни, 90; дети, умершие на 1-й неделе жизни, 37; дети, не дожившие до 1 месяца от рождения, 60. Число детей, родившихся мертвыми, составило 51 человек. Рассчитайте возможные демографические показатели и дайте им оценку. Задача 14 В населенном пункте Ш. в отчетном году среднегодовая численность населения составила человек. В данном году родились живыми 1600 детей, умерли 3200 человек, в том числе дети, не достигшие 1 года,

14 человека. Из числа умерших 1200 человек в возрасте лет, а старше 50 лет. Определите показатели смертности, в том числе повозрастные, если известно, что среднегодовая численность населения в возрасте лет составила человек, старше 50 лет человек. Как рассчитывается среднегодовая численность населения? Перечислите основные медико-демографические показатели, при вычислении которых используется среднегодовая численность населения. Задача 15 За отчетный период в районном центре Ф. зарегистрированы следующие статистические данные (в абс. числах): Среднегодовая численность населения человек, в том числе в возрасте лет Общее число женщин в возрасте лет Число детей, родившихся живыми, составило в 2008 г человек, в 2009 г , в том числе у матерей лет детей. Общая численность умерших человек, в том числе: в возрасте лет — 14, до 1 года жизни — 12, до 1 месяца жизни — 11, до 1 недели жизни — 9. Число мертворожденных — 4 детей. Вычислите показатели естественного движения, оцените их. Задача 16 Всеобщая перепись населения РФ 2010 года проводилась в период с 14 по 25 октября. На одном из перечисленных участков в этот период времени родилось четверо детей: из них двое родились 13 октября в 0.50 и в 23.00, двое 14 октября в 0.30 и в В то же время в эти дни на данном переписном участке умерли трое мужчин трудоспособного возраста: 13 октября в 23.30, 14 14

15 октября в 3.00 ночи и 15 октября в ) К какому методу и виду статистического исследования относится перепись населения? 2) Что означает методика проведения переписи «критическая дата и час»? 3) Укажите, кого из вышеперечисленных лиц переписчик зарегистрирует как живого и умершего? 15

16 ЗАДАЧИ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ Задача 1 В детской поликлинике среднегодовая численность детского населения приписного участка составляет человек, в течение года были зарегистрированы первичных обращений при различных заболеваниях, из которых по поводу впервые выявленных. Среди впервые выявленных заболеваний: составляют болезни органов дыхания; заболевания нервной системы; инфекционные и паразитарные болезни; заболевания органов пищеварения; прочие болезни. Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели, характеризующие заболеваемость детского населения. Задача 2 На территории обслуживания детской поликлиники проживает детей. За год зарегистрировано первичных обращений по поводу различных заболеваний, в том числе по поводу выявленных впервые. Количество всех зарегистрированных первичных обращений у детей первого года жизни составляет 4150 случаев, у детей в возрасте 2-3 лет , у детей от 4 до 6 лет , у детей младшего школьного возраста , у детей от 11 до 14 лет случаев. Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели заболеваемости детей, основываясь на следующей возрастной структуре детского населения: 16

17 Возраст детей, лет Доля детей данного возраста, % 0-1 год 10% 2-3 лет 15 % 4-6 лет 15 % 7-10 лет 25 % лет 35 % Итого 100 % Задача 3 В городе N. за год среди детского населения зарегистрированы 910 случаев инфекционных заболеваний, в том числе: острых кишечных инфекций 630, ветряной оспы случаев, дизентерии — 52, энтеровирусного менингита — 13, геморрагической лихорадки — 5. Рассчитайте и представьте графически показатели, характеризующие инфекционную заболеваемость, если среднегодовая численность детей в возрасте 0-14 лет в городе N. составляет человек. Задача 4 При изучении заболеваемости по обращаемости детей первого года жизни зарегистрированы первичных обращений по поводу различных заболеваний в детскую поликлинику, в том числе: по поводу болезней органов дыхания; по поводу заболеваний нервной системы; по поводу отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде; из-за заболеваний органов пищеварения; по поводу инфекционных и паразитарных болезней; из-за прочих заболеваний. Среднегодовая численность детей первого года жизни проживающих в радиусе обслуживания данной поликлиники составляет 8000 человек. Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость детей первого 17

18 года жизни, и представьте в графическом изображении. Задача 5 Городская территориальная поликлиника обслуживает взрослого населения. В течение года зарегистрированы первичных обращений по поводу различных заболеваний, в том числе обращений по поводу болезней выявленных впервые в жизни. Среди впервые выявленных заболеваний отмечены: 9000 болезней органов дыхания; 3000 травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин болезней мочеполовой системы. Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость населения, обслуживаемого данной поликлиникой. Задача 6 В районе К. со среднегодовой численностью населении человек в течение года зарегистрированы первичных обращений по поводу различных заболеваний, из них по поводу заболеваний, выявленных впервые в данном году. Охарактеризуйте заболеваемость в районе. Задача 7 В городе Ф. среднегодовая численность населения составляет человек. В отчетном году зарегистрировано первичных обращений населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения по поводу различных заболеваний, в том числе обращений по поводу болезней, выявленных впервые в жизни. Среди впервые выявленных заболеваний зарегистрированы: 18

19 болезни органов дыхания; травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин; болезни мочеполовой системы; болезни кожи; прочие заболевания. Рассчитайте, оцените и представьте графически все возможные показатели, характеризующие заболеваемость по обращаемости в амбулаторнополиклинические учреждения города Ф. в отчетном году. Задача 8 В области N. среднегодовая численность населения составляет человек, в отчетном году зарегистрированы больных с впервые в жизни установленным диагнозом. Из них больных: злокачественными новообразованиями человек; ВИЧ-инфекцией 1270 человек; острой гонореей 1874 человека; сифилисом 1453 человека; туберкулезом 2405 человек; психическими расстройствами 1632 человека; сахарным диабетом 4701 человек; болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением человек. Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели, характеризующие заболеваемость населения социально-значимыми заболеваниями. 19

20 Задача 9 Определите уровни и структуру инфекционной заболеваемости в двух районах города, если среднегодовая численность населения в районе А. составляет человек, а в районе Б человек. Результаты представьте графически. Заболевание Ветряная оспа Энтеровирусная инфекция Острые кишечные инфекции Дизентерия Сальмонеллез Абсолютное число случаев за год Район А. Район Б Грипп Задача 10 Рассчитайте уровни инфекционной заболеваемости населения РФ в 2009 г., если среднегодовая численность населения РФ в этом году составила 142,0 млн. человек. Заболевание Абсолютное число заболеваний Острые кишечные инфекции Вирусный гепатит (все виды) Дифтерия 51 Ветряная оспа ОРВИ Грипп Показатель 20

21 Задача 11 Больной В. обращался в территориальную поликлинику по поводу следующих заболеваний г г. 1. Сальмонеллез 2. Грипп 3. ОРВИ 4. Гипертоническая болезнь I степени. Диагноз поставлен впервые 5. Обострение бронхиальной астмы (страдает с 2000 г.) 1. Чесотка 2. ОРВИ 3. Гипертоническая болезнь I степени в стадии обострения 4. Дизентерия 5. Обострение бронхиальной астмы 6. Травматический перелом правой лучевой кости 7. Гипертоническая болезнь I степени, криз. Какие из перечисленных обращений будут относиться к понятию «первичной заболеваемости», а какие — к «распространенности заболеваний»? Назовите учетные формы первичных медицинских документации, которые следует заполнить в каждом случае. Каковы правила их заполнения? Задача 12 Больной Н. за два года обращался в поликлинику по поводу следующих заболеваний: 2008 г г. 1. Грипп 2. Хронический гастрит, обострение (диагностирован впервые) 3. Хронический бронхит, обострение (страдает с 2000 г.) 4. ОРВИ 5. Оскольчатый перелом правой большеберцовой кости. 6. Хронический гастрит, обострение 1. Острая пищевая токсикоинфекция. 2. Язвенная болезнь желудка (диагноз поставлен впервые) 3. Грипп. 4. Хронический бронхит, обострение. 5. Язвенная болезнь желудка, обострение. 6. Грипп. 5. Хронический бронхит, обострение. Какие обращения в поликлинику будут относиться к понятию «первичная 21

22 заболеваемость», а какие — к «распространенности заболеваний»? Как рассчитываются названные показатели? 3адача 13 Среднегодовая численность работающих на промышленном предприятии составляет 3000 человек. В отчетном году зарегистрированы 2300 случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, общая длительность которой равна дней, в том числе: 1100 случаев болезней органов дыхания общей длительностью 7200 дней; 105 заболеваний органов кровообращения общей длительностью 2050 дней; 50 случаев болезней органов пищеварения общей длительностью 7000 дней; 1045 травм общей длительностью дней. Рассчитайте все возможные показатели, характеризующие заболеваемость с временной утратой трудоспособности, оцените. Назовите документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан в России. Задача 14 Среднегодовая численность работающих на мебельной фабрике 4000 человек. В данном году зарегистрированы 4500 случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, которые продолжались в общей сложности дней, в том числе по поводу: болезней органов дыхания случаев, дней; ухода за больными случаев, 7500 дней; болезней системы кровообращения случаев, 4000 дней. Рассчитайте все возможные показатели, характеризующие заболеваемость с временной утратой трудоспособности, оцените. Каким образом осуществляется учет и отчетность о заболеваемости с ВУТ? 22

Читайте также:  Условно досрочное освобождение по состоянию здоровья

23 Задача 15 В четырех соседних детских дошкольных учреждениях среднесписочное число детей составляет 700 человек. При проведении углубленных медицинских осмотров выявлено 300 случаев заболеваний у детей, в том числе: 95 случаев болезней органов пищеварения; 100 заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани; 70 случаев болезней нервной системы; 15 случаев — прочие заболевания. Всего осмотрено 680 детей. По результатам осмотра 360 детей отнесены к I группе здоровья, ко II, 20 — к III. Рассчитайте показатели, характеризующие состояние здоровья детей, посещающих данные дошкольные учреждения. Задача 16 На первом курсе технического колледжа прошли медицинский осмотр 1450 человек (из 1800 подлежащих медицинскому осмотру). В результате выявлено 1200 заболеваний, в том числе 2 случая туберкулеза. Среди, выявленных: 600 случаев болезней органов пищеварения; 350 заболеваний глаза и его придаточного аппарата; 200 случаев болезней костно-мышечной системы; 50 — прочие болезни. Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость студентов колледжа по данным медицинского осмотра Какие учетные медицинские документы будут заполняться при прохождении медицинского осмотра? 23

24 Задача 17 В районе А. комплексному медицинскому осмотру перед поступлением в школу подлежали 5900 детей. Из них осмотрены 5500 детей, в том числе с использованием лабораторных методов исследования. По результатам осмотров у 385 детей выявлены нарушения осанки, у 8 — понижение слуха, у снижение остроты зрения, у дефекты речи. При комплексной оценке состояния здоровья 1815 детей отнесены к I группе здоровья, ко II, 660 -к III. Рассчитайте показатели, характеризующие организацию и качество проведения медицинских осмотров, а также показатели заболеваемости детей по данным медицинских осмотров. Сравните вычисленную Вами структуру заболеваемости по данным медицинских осмотров. 24

25 ЗАДАЧИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ Задача 1 На предприятии работают человек. В отчетном году среди работающих впервые признаны инвалидами 1-й группы 6 человек; инвалидами II группы — 40 человек, III группу инвалидности получили 14 человек. У 55 человек в качестве основной причины инвалидности явились различные заболевания. Из них 47 человек страдали болезнями органов кровообращения; 2 имели злокачественные новообразования; 1 — заболевание органов дыхания, а остальные признаны инвалидами по прочим классам болезней. Рассчитайте известные Вам показатели инвалидности. Задача 2 В районе Н. с численностью трудоспособного населения человека признаны инвалидами в связи с общим заболеванием 2113 человек (в разное время). Среди них 1520 больных страдали хронической инвалидизирующей патологией органов кровообращения; 82 — болезнями нервной системы; 220 имели злокачественные новообразования. У 291 человека обнаружились другие (прочие) заболевания. Рассчитайте основные показатели, характеризующие уровни и структуру общей инвалидности трудоспособного населения в районе Н. Задача 3 В районе Н. численность детей в возрасте от 0 до 18 лет составила человек. Среди них 85 признаны инвалидами. В том числе 49 детей имеют различные инвалидизирующие заболевания психоневрологической группы (заболевания нервной системы; глаза и его придаточного аппарата; уха и сосцевидного отростка; психические расстройства и расстройства поведения); у 25

26 14 человек обнаружены врожденные аномалии развития, деформации и хромосомные аномалии; 5 детей страдают заболеваниями органов дыхания; у 17 выявлены болезни прочих классов. Рассчитайте показатели распространенности и структуру причин детской инвалидности по основным заболеваниям Задача 4 За отчетный год, согласно отчету Главного территориального бюро медико-социальной экспертизы, общее число инвалидов среди лиц трудоспособного возраста составило человек, из них 9950 проживали в городе, а в сельской местности. В качестве ведущего нарушения в состоянии здоровья, обусловившего стойкую утрату трудоспособности, у 3766 человек признаны болезни системы кровообращения, у 1712 злокачественные новообразования, у те или иные психические расстройства. Кроме того, 1287 человек имели травмы различных локализаций, страдали различными болезнями костномышечной системы, 619 туберкулезом. Рассчитайте интенсивные показатели инвалидности трудоспособного населения, а также структуру причин инвалидности по ведущему нарушению в состоянии здоровья, если известно, что численность трудоспособного населения на г. составила человека ( человека городское население и сельское). Задача 5 Опираясь на данные таблицы, рассчитайте показатели, характеризующие динамику инвалидности в области К., приняв за условие, что общая численность населения области на протяжении рассматриваемого периода не менялась. Представьте графически динамику инвалидности в данном регионе. 26

27 Общая численность взрослого населения (абс. числа) Области в целом Городское Сельское Численность лиц, признанных инвалидами (абс.числа) 2007 г г г Задача 6 Рассчитайте все возможные показатели инвалидности взрослого населения области М., если численность указанного контингента на отчетного года составила человек, среди них городское население человек и сельское Общее число лиц старше 18 лет, признанных инвалидами в отчетном году, составило человек. Класс болезней Абсолютное число лиц старше 18 лет, признанных инвалидами Всего Городская местность Сельская местность Болезни системы кровообращения, из них: — хронические ревматические болезни сердца — гипертоническая болезнь ишемическая болезнь сердца цереброваскуляные болезни Злокачественные новообразования Болезни нервной системы Психические расстройства Задача 7 Рассчитайте все возможные показатели инвалидности, используя следующие данные: среднегодовая численность области составляет детей. Впервые признаны детьми-инвалидами в отчетном году 1835 детей, общее число детей-инвалидов составляет детей. 27

28 Задача 8 Представьте структуру детской инвалидности по ведущему ограничению жизнедеятельности, используя таблицу: Виды ограничения жизнедеятельности Количество детей действовать руками 405 владеть телом 1012 ухаживать за собой 1161 общаться с окружающими 1688 передвигаться 3051 адекватно вести себя 4712 Задача 9 Представьте структуру детского населения по главному нарушению в состоянии здоровья, используя таблицу: Виды нарушения в состоянии здоровья: Всего детей Другие психологические 165 Языковые и речевые 235 Уродующие 322 Слуховые и вестибулярные 520 Общие и генерализованные 828 Зрительные 910 Умственные 2393 Двигательные 2672 Висцеральные и метаболические 3984 Задача 10 Представьте возрастно-половую структуру детской инвалидности с учетом следующих данных: общее число детей-инвалидов в области человек. В возрасте от 0 до 4 лет детьми-инвалидами признано 1470 детей, из них 806 мальчиков; от 5 до 9 лет 2616 детей, из них мальчиков 1521; от 10 до 14 лет детей, из которых 2553 мальчика; в возрасте 15 лет 1186 детей, в том числе мальчиков 700; от 16 до 17 лет признано инвалидами 2467 детей, среди них мальчиков 28

29 1458. Проанализируйте полученные результаты. Задача 11 Представьте показатели и структуру первичной детской инвалидности, если известно, что детьми-инвалидами в отчетном году признано 1835 детей, в том числе с врожденными аномалиями 378 детей, с психическими расстройствами 303 ребенка, с болезнями органов дыхания 252 ребенка, с болезнями нервной системы 163 ребенка, с болезнями кожи и подкожной клетчатки 127 детей, с болезнями эндокринной системы 86 детей, с болезнями глаза и его придатков 83 ребенка, с заболеваниями костномышечной системы 71 ребенок, вследствие травм и отравлений 69 детей, вследствие новообразований 70 детей, прочие 233 ребенка. 29

30 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАЧАМ ПО ДЕМОГРАФИИ Эталон ответа к задаче 1 Среднегодовая численность населения = ( ) / 2 = 35000чел. Число выбывших на 1000 населения = (2500 / 35000) х 1000 = 71,4. Число прибывших на 1000 населения = (1300 / 35000) х 1000 = 37,1. Миграционная убыль = = чел. Коэффициент эффективности миграции = ( / ( ) х 100 = 31,6% Эталон ответа к задаче 2 Среднегодовая численность населения = ( ) / 2 = чел. Среднегодовая численность городского населения = / 2 = чел. Численность сельского населения на начало года = = чел. Численность сельского населения на конец года = = чел. Среднегодовая численность сельского населения = / 2 = чел. Миграционная убыль в административной территории = = чел. Миграционная убыль в городе = = чел. Миграционная убыль в селе = = чел. Количество прибывших в село = = чел. Количество выбывших из села = чел. Число прибывших на 1000 человек в административную территорию = = / x 1000 = 17,8. 30

31 Число выбывших на 1000 человек из административной территории = / x 1000 = 53,4. Число прибывших на 1000 городского населения = / x 1000 = 25,4. Число выбывших на 1000 городского населения = / x 1000 = 59,3. Число прибывших на 1000 сельского населения = / x 1000 = 12,3. Число выбывших на 1000 сельского населения = / x 1000 = 49,0. Миграционный прирост в административной территории в относительный величинах = 17,8 53,4 = -35,6. Миграционный прирост в городе = 25,4 59,3 = -33,9. Миграционный прирост в селе = 12,3 49,0 = — 36,7. Коэффициент эффективности миграции в административной территории = ( / ( )) x 100 % = -50%. Коэффициент эффективности миграции в городе ( / ( ) x x 100 % = -40%. Коэффициент эффективности миграции в селе ( / ( ) x 100 % = -60%. Эталон ответа к задаче 3 Район М Общий показатель рождаемости = (915 / 85500) x 1000 = 10,7. Общий показатель смертности = (1410 / 85500) х 1000 = 16,5. Младенческая смертность = (12 / 915) х 1000 = 13,1. Показатель естественного прироста = 10,7 16,5 = -5,8 Общий показатель брачности = (960 / 85500) х 1000 = 11,2 31

32 Общий показатель разводов = (560 / 85500) х 1000 = 6,5. Район К Общий показатель рождаемости = (430 / 34100) х 1000 = 12,6. Общий показатель смертности = (344 / 34100) х 1000 = 10,1. Младенческая смертность = (5 / 430) х 1000 = 11,6. Показатель естественного прироста = 12,6 10,1 = 2,5. Общий показатель брачности = (105 / 34100) х 1000 = 3,1. Общий показатель разводов = (78 / 34100) х 1000 = 2,3. Эталон ответа к задаче 4 1) Сельское население = = чел. 2) Трудоспособное население = ( ) = чел. 3) Женское население = = чел. Состав населения: 1) Городское население = ( х 100) / = 69,7% Сельское население = ( х 100) / = 30,3% 2) Детское население = ( х 100) / = 16,2% Население старше 50 лет = ( х 100) / = 31,8% Мужское население = ( х 100) / = 47,0% Женское население = (70000 х 100) / = 53,0%. Эталон ответа к задаче 5 1) Общее население = = чел. 2) Мужское население = = чел. 3) Трудоспособное население = ( ) = чел. Состав населения: 1) Городское население = ( x 100) / = 62,5%. 2) Сельское население = ( х 100) / = 37,5%. 32

33 3) Женское население = ( х 100) / = 53%. 4) Мужское население = (94000 x 100) / = 47%. 5) Детское население = ( х 100) / = 28%. 6) Трудоспособное население = ( х 100) / = 51%. 7) Население старше 50 лет = (42000 х 100) / = 21%. Эталон ответа к задаче 6 Естественный прирост = рождаемость — смертность А = 9,9 16,8 = -6,9 Б = 9,8 9,3 = 0,5 В = 12,6 10,3 = 2,3 Г = 11,9 9,2 = 2,7 Д = 9,3 9,5 = — 0,2 Е = 15,2 8,7 = 6,5 Ж = 7,2 15,4 = -8,2 Эталон ответа к задаче 7 1) Общий показатель рождаемости = (3 000 / ) х 1000 = 10,0. 2) Общий показатель смертности = (2 700 / ) х 1000 = 9,0. 3) Естественный прирост = 10,0 9,0 = 1,0 4) Показатель общей плодовитости = (3000 / 82500) х 1000 = 36,4. 5) Показатель повозрастной плодовитости = (2380 / 17000) = ) Показатель смертности данной возрастной группы = (102 / 17000) х 1000 = 6,0. 7) Показатель смертности от данного заболевания: — от болезней системы кровообращения = (1480 / ) х 1000 = 4,9 ; — от травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин = (460 / ) х 1000 = 1,5 ; 33

34 — от злокачественных новообразований = (540/ ) х 1000 = 1,8 ; 8) Структура причин смертности: болезни системы кровообращения (1480 / 2700) х 100% = 54,8%; злокачественные новообразования (540 / 2700) х 100% = 20,0%; травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин (460 / 2700) х 100% = 17,0%. Эталон ответа к задаче 8 1) Общий показатель смертности = (5 920 / ) х 1000 = 16 ; 2) Показатель смертности мужчин трудоспособного возраста = (860 / 83700) х 1000 = 10,3 3) Показатель смертности женщин трудоспособного возраста = (180 / 88000) х 1000 = 2 ; 4) Показатель смертности трудоспособного населения = (( ) / ( )) х 1000 = 6,1 ; 5) Показатель смертности от отдельных причин среди мужчин трудоспособного возраста: болезней системы кровообращения (260 / 83000) х 1000 = 3,1 ; травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин (300 / 83000) х 1000 = 3,6 ; злокачественных новообразований (31 /83000) х 1000 = 0,4 ; прочих причин (80 / 83000) х 1000 = 0,9. 6) Показатель смертности от отдельных причин среди женщин трудоспособного возраста: болезней системы кровообращения (44 / 88000) х 1000 = 0,5 ; травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин (300 / 88000) х 1000 = 3,4 ; злокачественных новообразований (65 / 88000) х 1000 =0,7 ; 34

Читайте также:  Что такое биологический фактор психического здоровья

35 болезней органов дыхания (9 / 88000) х 1000 = 0,1 ; прочих причин (27 / 88000) х 1000 = 0,3. Эталон ответа к задаче 9 1) Общий показатель рождаемости (6196 / ) х 1000 = 11,8 ; 2) Общий показатель смертности (7508 / ) х 1000 = 14,3 ; 3) Естественный прирост 11,8 14,3 = -2,5; 4) Показатель повозрастной плодовитости (1580 / 30000) х 1000 = 52,6 ; 5) Показатель перинатальной смертности ( ) / ( ) х 1000 = 11,2 ; 6) Показатель мертворождаемости 30 / ( ) х 1000 = 4,8 ; 7) Показатель младенческой смертности (90 / 6196) х 1000 = 14,5 ; 8) Показатель неонатальной смертности (30 / 6196) х 1000 = 4,8 ; 9) Показатель ранней неонатальной смертности (40 / 6196) х 1000 = 6,4 ; 10) Показатель поздней неонатальной смертности (30 / ( )) х 1000 = 4,5 ; 11) Показатель постнеонатальной смертности (90 (30+40)) / (6196 (40+30)) х 1000 = 3, ; 12) Показатель материнской смертности ((1 + 2) / 6196) х = 48,4 на детей, родившихся живыми. 13) Показатель общей плодовитости (6196 / ) х 1000 = 39. Эталон ответа к задаче 10 1) Общий показатель смертности / х 1000 = 16. 2) Общий показатель рождаемости / х 1000 = 10. 3) Структура причин смертности: отдельные состояния, возникающие в перинатальный период 112 / 242 х 100 = 46%; врожденные аномалии 65 / 242 х 100 = 27%; 35

36 болезни органов дыхания 40 / 242 х 100 = 17%; травмы 15 / 242 х 100 = 6,1%; прочие 10 / 242 х 100 = 4,1%. 4) Показатель мертворождаемости 50 / ( ) х 1000 = 4,5. 5) Показатель материнской смертности 6 / х = 54,5 на детей, родившихся живыми. 6) Показатель повозрастной плодовитости / х 1000 = ) Показатель общей плодовитости / = 40. Эталон ответа к задаче 11 1) Общий показатель рождаемости (2664 / ) х 1000 = 9,6. 2) Показатель общей плодовитости (2664 / 78637) х 1000 = 33,8. 3) Показатель внебрачной плодовитости (250 / 10000) х 1000 = 25. 4) Показатель повозрастной плодовитости (1201 / 8000) х 1000 = 150. Эталон ответа к задаче 12 1) Среднегодовая численность населения ( ) / 2 = ) Общий показатель рождаемости (2400 / ) х 1000 = 8. 3) Общий показатель смертности (4500 / ) х 1000 = 15. 4) Естественный прирост 8 15 = 7. 5) Структура причин смертности: болезни системы кровообращения (2300 / 4500) х 100 = 51%; травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин (540 / 4500) х 100 = 12%; новообразования (500 / 4500) / 100 = 11%. 6) Показатель смертности данной возрастной группы населения (30 35 лет) (200 / 25000) х 1000 = 8. 7) Показатель младенческой смертности (36 / 2400) х 1000 =

37 8) Показатель материнской смертности (1 / 2400) х = 42 на детей, родившихся живыми. Эталон ответа к задаче 13 1) Общий показатель рождаемости в 2009 году (6000 / ) х 1000 = 6. 2) Общий показатель смертности в 2009 году (17000 / ) х 17. 3) Естественный прирост 6 17 = ) Показатель перинатальной смертности (( ) / ) х 1000 = 14,5. 5) Показатель мертворождаемости (51 / ( )) х 1000 = 8,4. 6) Показатель младенческой смертности (90 / 6000) х 1000 = 15. 7) Уточненный показатель младенческой смертности, рассчитанный по формуле Аьбицкого Вахитова (90 / (4 / 5 х / 2 х 7000)) х 1000 = 14,5. 8) Показатель неонатальной смертности (60 / 6000) х 1000 = 10. 9) Показатель ранней неонатальной смертности (37 / 6000) х 1000 = 6,2. 10) Показатель поздней неонатальной смертности ((60-37) / ( )) х 1000 = 3,9. Эталон ответа к задаче 14 1) Общий показатель рождаемости (1600 / ) х 1000 = 5,3. 2) Общий показатель смертности (3200 / ) х 1000 = 10,6. 3) Показатель естественного прироста 5,3 10,6 = -5,3 4) Показатель смертности возрастной группы лет (1200 / ) х 1000 = 8,0. 5) Показатель смертности возрастной группы старше 50 лет (1030 / ) х 1000 = 11,4. 6) Показатель младенческой смертности (32 / 1600) х 1000 =

38 Эталон ответа к задаче 15 1) Общий показатель рождаемости (660 / ) х 1000 = 9,4. 2) Общий показатель смертности (1260 / ) х 1000 =18. 3) Показатель естественного прироста 9,4 18 = -8,6. 4) Показатель повозрастной плодовитости (425 / 3150) х 1000 = 134,9. 5)Показатель смертности данной возрастной группы (14 / 6350) х 1000 = 2,2. 6) Показатель перинатальной смертности (4 + 9) / ( ) х 1000 = 19,5. 7) Показатель мертворождаемости (4 / ) х 1000 = 6. 8) Показатель младенческой смертности (12 / 660) х 1000 = 18,1. 9) Уточненный показатель младенческой смертности, рассчитанный по формуле Альбицкого Вахитова (12 / (4 / / 5 670)) х 1000 = 18,1. 10) Показатель неонатальной смертности (11 / 660) х 1000 = 16,6. 11) Показатель ранней неонатальной смертности (9 / 660) х 1000 = 13,6. 12) Показатель поздней неонатальной смертности ((11 9) / (660 9)) х 1000 = 3. 13) Показатель постнеонатальной смертности ((12 11) / (660 11)) х 1000 = 1,5. Эталон ответа к задаче 16 Критическим часом является 24 часа 13 октября 2010 года. Считаются родившимися и входят в перепись двое детей, родившихся 13 октября в 0.50 и в Умершим считается мужчина трудоспособного возраста, погибший 13 октября в

39 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАЧАМ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ Эталон ответа к задаче 1 1) Распространенность заболеваний / х 1000=1500 2) Первичная заболеваемость / х 1000= ) Показатель первичной заболеваемости болезнями органов дыхания / х 1000 = 916,7. 4) Показатель первичной заболеваемости болезнями нервной системы 2000 / х 1000 =166,7 5) Показатель первичной заболеваемости инфекционными болезнями 1500 / х 1000 = 83,3. 6) Показатель первичной заболеваемости болезнями органов пищеварения 1000 /12000 х 1000 = 83,3. 7) Показатель первичной заболеваемости прочими болезнями 500 / х 1000 = 41,6. 8) Структура первичной заболеваемости: болезни органов дыхания / х 100 = 68,7%; болезни нервной системы 2000 / х 100 = 12,5%; инфекционные заболевания 1500 / х 100 = 9,3%; заболевания органов пищеварения 1000 / х 100 = 6,2%; прочие заболевания 500 / х 100 = 3,1%. Эталон ответа к задаче 2 1) Распространенность заболеваний у детей в возрасте «0 1 года» (4150 / 1800) х 1000 =2305,6. 2) Распространенность заболеваний у детей в возрасте «2 3 лет» (7800 / 2700) х 1000 =2888,9. 3) Распространенность заболеваний у детей в возрасте «4 6 лет» 39

40 (4200 / 2700) х 1000 = 1555,6. 4) Распространенность заболеваний у детей в возрасте «7 10 лет» (8 100 / 4 500) х 1000 = ) Распространенность заболеваний у детей в возрасте «11 14 лет» (4300 / 6300) х 1000 = 682,5. Общая заболеваемость детей до 14 лет ( / ) х 1000 = Первичная заболеваемость = (26000 / ) х 1000 = 1444 на 1000 детей. Эталон ответа к задаче 3 1) Общая заболеваемость инфекционными болезнями 910 / х = 455 на ) Распространенность острых кишечных инфекций 630 / х = 315 на ) Удельный вес острых кишечных инфекций в структуре инфекционных заболеваний 630 х 100 / 910 = 69,3% 4) Распространенность ветряной оспы 210 / х = 105 на ) Удельный вес ветряной оспы в структуре инфекционных заболеваний 210 х 100 / 910 = 23,1% 6) Распространенность дизентерии 52 / х = 26 на ) Удельный вес дизентерии в структуре инфекционных заболеваний 52 х 100 / 910 = 5,7% 8) Распространенность энтеровирусного менингита 13 / х = 6,5 на ) Удельный вес энтеровирусного менингита в структуре инфекционной заболеваемости 13 х 100 / 910 = 1,4% 10) Распространенность ГЛПС 5 / х = 2,5 на ) Удельный вес ГЛПС в структуре инфекционной заболеваемости 5 х 100 / 910 = 0,5%. 40

41 Эталон ответа к задаче 4 1) Общая заболеваемость / 8000 х 1000 = ) Показатель общей заболеваемости — болезнями органов дыхания / 8000 х 1000 = 1250 ; — болезнями нервной системы / 8000 х 1000 = 625 ; — отдельными состояниями, возникающими в перинатальном периоде 3200 / 8000 х 1000 = 400 ; — болезнями органов пищеварения 700 / 8000 х 1000 = 87,5 ; — инфекционными и паразитарными заболеваниями 600 / 8000 х 1000 = 75 ; — прочими заболеваниями 500 / 8000 х 1000 = 62,5. 3) Структура первичной заболеваемости детей первого года жизни: 1 место — болезни органов дыхания / х 100 = 50%; 2 место — болезни нервной системы 5000 / х 100 = 25%; 3 место — болезни перинатального периода 3200 / х 100 = 16%; 4 место — инфекционные и паразитарные заболевания 700 / х 100 = 3,5%; 5 место — прочие заболевания 500 / х 100 = 2,5%. Эталон ответа к задаче 5 1) Общая заболеваемость по обращаемости (28000 / 35000) х 1000 = ) Первичная заболеваемость по обращаемости (19500 / 35000) х 1000 = ) Показатель первичной заболеваемости: — болезнями органов дыхания (9000 / 35000) х 1000 = травмами, отравлениями и другими последствиями воздействия внешних причин (3000 / 35000) х 1000 = 85,7. — болезнями мочеполовой системы (1000 / 35000) х 1000 = 28,6. 4) Структура первичной заболеваемости: 1 место болезни органов дыхания (9000 / 19500) х 100 = 46%; 2 место травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних 41

42 причин (3000 / 19500) х 100 = 15,4%; 3 место болезни мочеполовой системы (1000 / 19500) х 100 = 5,1%; прочие 33,5%. Эталон ответа к задаче 6 1) Показатель общей заболеваемости (60000 / 50000) х 1000 = ) Первичная заболеваемость (40000 / 50000) х 1000 = 800. Эталон ответа к задаче 7 1) Распространенность заболеваний ( / ) х 1000 = ) Первичная заболеваемость ( / ) х 1000 = ) Показатель первичной заболеваемости: — болезнями органов дыхания ( / ) х 1000 = 360 ; — болезнями мочеполовой системы ( / ) х 1000 = 48 ; — травмы ( / ) х 1000 = 160 ; — болезнями кожи (8 000 / ) х 1000 = 32 ; — прочие ( / ) х 1000 = 40. 4) Структура первичной заболеваемости: болезни органов дыхания ( / ) х 100 = 56,3%; болезни мочеполовой системы ( / ) х 100 = 7,5%; травмы ( / ) х 100 = 25,0%; болезни кожи (8 000 / ) х 100 = 5,0%; прочие ( / ) х 100 = 6,2%. Эталон ответа к задаче 8 1) Первичная заболеваемость ( / х 1000 = 507,1. 2) Показатель первичной заболеваемости социально-значимыми заболеваниями: 42

43 — ВИЧ-инфекцией (1270 / ) х = 60,5 на ; — злокачественными новообразованиями (7589 / ) х = 361,4 на ; — сифилисом (1453 / ) х = 69,2 на ; — острой гонореей (1874 / ) х = 89,2 на ; — психическими расстройствами (1632 / ) х = 77,7 на ; — туберкулезом (2405 / ) х = 114,5 на ; — сахарным диабетом (4701 / ) х = 223,9 на ; — болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением ( / ) х = 537,7 на Эталон ответа к задаче 9 1) Общая заболеваемость инфекционными болезнями: в районе А (6360 / ) х = 3180 на ; в районе Б ( / ) х = 7367 на ) Показатель структуры общей инфекционной заболеваемости в районе А: — ветряная оспа (150 / 6330) х 100 = 2,4%; — энтеровирусная инфекция (70 / 6330) х 100 = 1,1%; — острые кишечные инфекции (300 / 6330) х 100 = 4,7%; — дизентерия (90 / 6330) х 100 = 1,4%; — сальмонеллез (20 / 6360) х 100 = 0,3%; — грипп (5700 / 6360) х 100 = 90,0%. 3) Показатель структуры общей инфекционной заболеваемости в районе Б: — корь (70 / 11045) х 100 = 0,6%; — ветряная оспа (65 / 11045) х 100 = 0,6%; — острые кишечные инфекции (650 / 11045) х 100 = 5,9%; — дизентерия (120 / 11045) х 100 = 1,1%; — сальмонеллез (15 / 11045) х 100 = 0,1%; 43

44 — грипп (10100 / 11045) х 100 = 91,4%. Эталон ответа к задаче 10 1) Показатель инфекционной заболеваемости данными болезнями: — острые кишечные инфекции ( / ) х = 129,4 на ; — вирусный гепатит (14500 / ) х =10,2 на ; — дифтерия (51 / ) х = 0,04 на ; — ветряная оспа ( / ) х = 19,2 на ; — ОРВИ ( / ) х = 3274,6 на ; — грипп ( / ) х = 493,0 на Эталон ответа к задаче 11 Первичная заболеваемость в 2008 году — сальмонеллез, грипп, ОРВИ, гипертоническая болезнь I степени (диагноз поставлен впервые). Первичная заболеваемость в 2009 году — чесотка, ОРВИ, дизентерия, травматический перелом правой лучевой кости. Распространенность заболеваний в 2008 году — бронхиальная астма (страдает с 2000 года), сальмонеллез, грипп, ОРВИ, гипертоническая болезнь I степени (диагноз поставлен впервые). Распространенность заболеваний в 2008 году — гипертоническая болезнь I степени в стадии обострения (диагноз поставлен впервые в 2008 году), бронхиальная астма, обострение (страдает с 2000 года), чесотка, ОРВИ, дизентерия, травматический перелом правой лучевой кости. Диагноз «Гипертоническая болезнь, I степени, криз» — регистрации не подлежит, т.к. это случай повторного обращения в поликлинику по поводу гипертонической болезни в 2009 году. 44

Источник

Adblock
detector