Меню

Санпросвет работа школа здоровья

Тема: Участие в санитарно-просветительской работе среди населения

тема: УЧАСТИЕ В САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Санитарное просвещение является частью комплекса профилактических и лечебных мероприятий, проводимых с пациентами. Проведение санитарного просвещения является профессиональной обязанностью медицинских работников.

Основные направления санитарного просвещения и учреждениях здравоохранения:

гигиеническое воспитание пациентов; пропаганда здорового образа жизни; пропаганда мероприятий по профилактике заболеваний и борьба с ними.

Цель гигиенического воспитания населения — повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем улучшения уровня санитарной культуры пациента и привития ему необходимых гигиенических навыков.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Санитарно-просветительная работа должна начинаться с момента поступления пациента в учреждение здравоохранения и проводиться в процессе проводимого обследования и лечения.

Основные задачи медицинской сестры:

    проведение разъяснений, дача рекомендаций пациентам по подготовке к различным видам исследований; проведение разъяснительной работы, бесед с родственниками пациен­тов и их сопровождающими; проведение анализа собственной работы с пациентами по этому разде­лу; участие в планировании санитарно-просветительной работы, проведе­нии анкетирования среди пациентов; своевременное ведение учетной документации после каждого занятия, беседы, лекции.

Медицинская сестра должна знать:

    факторы риска и многофакторную профилактику распространения заболеваний; основы гигиены труда и отдыха; вопросы психогигиены и психологической профилактики; основы физической культуры, оптимального двигательного режима и закаливания; основные проблемы наркомании, токсикомании, злоупотребления ле­карствами; вопросы экологической, гигиенической и радиационной культур; вопросы жилищно-бытовой и личной гигиены.

В работе медицинской сестры могут быть применены различные методы и формы проведения санитарно-просветительной работы.

Тема беседы подбирается с учетом профиля отделения, сезонности заболеваемости, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной.

Вводная часть знакомит с поставленной темой, доказывает ее важность. Основная часть дает фактический материал, разбирает вопрос с разных сторон. В заключительной части делается вывод.

Продолжительность беседы 15-20 минут, используется рабочее время не менее 4-х часов в месяц. Необходимо предварительно составить реферат или конспект с указанием списка использованной литературы. Каждый пункт в реферате следует писать с новой строки. Особо важные места следует выделять или брать в рамку. При составлении реферата следует предварительно продумать свое выступление. Реферат обязательно рецензируется врачом.

Беседы (групповые) — это 20-30-минутное выступление медицинской сестры перед коллегами или пациентами. Число участников должно быть небольшим (10-15 человек). Ведущий комментирует ответы и дово­дит новый материал по теме. Строится в виде обмена мнениями по задан­ной теме. После актуализации темы выступающая медицинская сестра начинает задавать в заранее продуманном порядке вопросы слушателям — каждому в отдельности так, чтобы охватить всех или большинство.

Средства устного метода: лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, курсовое гигиеническое обучение — обеспечивают непосредственный контакт со слушателем. В выступление по радио и на телевидении вовлекается одновременно большое количество населе­ния.

Лекция — основная форма традиционного обучения, проводится, как правило, врачом, но может проводиться и хорошо подготовленным сестринским персоналом. Все советы научно аргументируются, планиру­ется время для ответов на вопросы.

Вечер вопросов и ответов — ведущий отвечает на вопросы, которые задает аудитория. До начала вечера подобранные по разделам вопросы передаются ведущему, который отвечает на них последовательно, в соответствии с темой. Вновь поступающие вопросы группируются по разделам для последующей работы. Время проведения — не более двух часов.

Средства печатного метода: ящик вопросов и ответов, публикация статей в прессе, издание памяток, листовок, буклетов, выпуск санитарных бюллетеней — обеспечивает широкое информирование населения по про­блемным вопросам.

Читайте также:  Желаю тебе здоровья во все органы денег во все карманы счастья во все углы

Широкое распространение получают в последние годы школы здоровья, целью создания которых являются:

    вовлечение пациента в планирование и проведение лечения; налаживание психологического контакта пациента с медицинским персоналом и окружающими, психологическая адаптация в домашних условиях; привитие знаний и навыков по ведению здорового образа жизни, со­хранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и рабо­тоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья; выработка оптимистического подхода к жизни.

Пациенту сложно разобраться в поступающей информации от врачей, соседей, других пациентов, из средств массовой информации и сделать правильный выбор. На приеме у врача пациенты получают рекомендации по режиму, дозировке и кратности применения препаратов, но они нуждаются в полной, достоверной и профессиональной информации и своем заболевании, для этого создаются и успешно работают школы здоровья.

В школе здоровья обучаются пациенты, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении, способные воспринимать групповые формы обучения, кроме этого проводится и индивидуальное обучение.

Каждое занятие посвящается определенной теме. По ходу изложения материала даются ответы на возникающие у слушателей вопросы, предполагается обмен мнениями. Оценивается освоение материала даются ответы на вопросы.

Важная роль в проведении школы здоровья принадлежит медицинской сестре, которая проводит не только обучение, но и формирование у них мотивации, пробуждает осознанный интерес к управлению своим заболеванием для компенсации состояния.

Методический прием «Я могу помочь себе сам» как мотивация на выздоровление начинает работать с того момента, когда пациент осознанно и постоянно посещает занятия в школе здоровья.

Занятая проводятся в кабинете, оснащенном DVD-плеером, телевизором, компьютером, папками с материалами занятий. Важно на занятиях использовать иллюстрированный материал: наборы для памяток пациентов, буклеты, брошюры, слайды, плакаты, видеофильмы, в которых отражены в доступной форме основные положения занятий.

В ходе занятий медицинская сестра знакомит пациента с простейшими приемами ухода, обучает навыкам самообслуживании, методам наблюдения и самонаблюдения, особенностям диеты; алгоритмам мири приятий оказания самопомощи при ухудшении состояния. Большую помощь в обучении пациентов играют памятки, рекомендации по питанию, здоровому образу жизни, по соблюдению мероприятий, предотвращающих возникновение осложнений, связанных с заболеванием.

На первом и последнем занятии проводится анкетирование, с его помощью можно проследить, насколько эффективно проводятся занятия, получил ли пациент ту информацию, какую ожидал, каких результатов мы достигли при обучении.

Организационная и практическая части занятий отводится медицинской сестре, которая:

    приглашает пациентов для занятий в школе здоровья; ведет запись, фиксирует посещаемость занятий пациентами; своевременно обновляет информацию на стендах; совместно с врачом участвует в разработке и пересмотре памяток и рекомендации для пациентов; проводит практические занятия по обучению пациентов; проводит анкетирование пациентов; по согласованию с лечащим врачом ведет отчетно-учетную докумен­тацию.

Памятка-книжка предназначена для отдельных групп населения или пациентов с определенными заболеваниями. Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического ха­рактера.

Плакат — настенный лист с пояснительным, агитационным, рекламным или учебным текстом. Сопровождается крупным рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом. Может быть в виде микроплаката (формат А4 — АЗ) с текстом на обороте. Он привлека­ет внимание, поддерживает интерес населения к трактуемой проблеме, побуждает к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Ри­сунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

Листовка — печатный или рукописный листок информационного содержания. Несет ярко выраженный агитационный характер, содержа­щий гигиенические сведения. Текст — краткий, лаконичный, без детализаций. Освещает суть проблемы. Сопровождается мотивированным при­зывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприяти­ях.

Читайте также:  Проект энциклопедия моего здоровья

Буклет — печатное иллюстрированное издание на одном листе, складывающейся тетрадкой или ширмочкой. Содержит краткую инфор­мацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

Санитарный бюллетень — форма санитарной настенной печати, освещающая вопросы медицины и гигиены. Стандартный размер — 60 х 90 см, расположение горизонтальное. Состоит из текстовой и изобрази­тельной части, допускается оформление, состоящее из одного текста.

Текстовая часть содержит четкие понятия по предлагаемой теме, имеет законченную мысль и написана доступным, понятным языком без нагромождения медицинских терминов. В текстовой части может быть выбран любой жанр (информация, очерк, рассказ, стихи). Основные тре­бования к тексту: острота вопроса, практические предложения, краткость, убедительность. Текст заканчивается лозунгом, призывом, обращением, вытекающим из содержания санитарного бюллетеня. Текст пишется художественным шрифтом или печатается, располагается колонками шириной не более 2/3 листа (шрифт — не менее 14, интервал — 2,0). При написании текста следует воздержаться от излишней многоцветности. Как правило, применяют два цвета: один — для текста, другой — для выделения некоторых его частей, букв, цифр. Третий — цвет фона. Текстовую часть дополняют иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, лозунги.

Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, недопустимо использование профессиональных терминов. Рисунок должен дополнять текст. Содержательную часть санитарного бюллетеня выделять рамкой. Нежелательно использовать схемы и фотографии, рисунки внутренних и пораженных органов. Слово «Санитарный бюллетень» пишется мелким шрифтом в правом нижнем углу газеты, где указываются выходные данные: учреждение, автор.

Правильно разработанный и оформленный санитарный бюллетень — хорошее средство пропаганды медицинских и гигиенических знаний

Лозунг — обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме, выражающей требования или рекомендацию.

Уголок здоровья — словосочетание пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. На стенде отводится место для санитарного бюллетеня, буклетов, памяток и информации для пациентов. Информация в уголке здоровья должна обновляться не реже 1 раз в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т. д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами.

Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процесс или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом.

Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний.

Видеофильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность — не более 10 — 15 мин., на видеокассете или DVD-диске.

УЧЕТ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для учета санитарно-просветительной работы используется «Жур­нал учета работы по медицинской профилактике», форма (№ 000/У-02).

Примерные нормативы времени на отдельные виды санитарно-просветительной работы

Перечень документов, регламентирующих работу медицинской сестры палатной по разделу «Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни населения»

Приказ М3 РФ г. «О совершенствовании деятель­ности органов и учреждений здравоохранения по профилактике забо­леваний в РФ». Приказ М3 РФ г. «О совершенствовании деятель­ности органов и учреждений здравоохранения в области гигиениче­ского обучения и воспитания населения в РФ».

Источник

Примерный перечень темдля санитарно-просветительских бесед

Гигиенические требования к поведению больных в стационаре.

Наркомания и ее последствия.

Отдаленные последствия табакокурения.

Факторы риска формирования сердечно-сосудистой патологии.

Что такое ВИЧ и СПИД? Профилактика ВИЧ-инфекции.

Читайте также:  Состояние здоровья при новолунии

Основы диетического питания при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Особенности диеты при анемиях.

Особенности диеты у больных сахарным диабетом.

Вегетарианство: за и против.

Гиподинамия или как повысить двигательную активность?

Холестерин под контроль! Основные положения гипохолестериновой диеты.

Витамины и их роль в питании человека.

Грипп. О чем должен знать каждый.

Профилактика острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

Правила здорового образа жизни.

Туберкулез – смертельно опасное заболевание.

Заболевания, передающиеся половым путем.

Перечень тем учебно-исследовательской работы студентов

История и развитие сестринского дела.

Вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела.

История становления и развитие сестринского дела в России.

Ятрогенные заболевания. Действия медицинского персонала при ятрогениях.

Медицинские ошибки и правонарушения. Юридическая ответственность медицинского персонала.

Права пациента. Медицинское вмешательство без согласия пациента.

Особенности биомедицинской этики в практике палатной медицинской сестры.

Организация работы и обязанности медицинской сестры приемного отделения.

Организация медицинского поста. Медицинская документация в работе палатной (постовой) медицинской сестры.

Оценка тяжести состояния больного, клиническое наблюдение за больным.

Искусственное парентеральное питание.

Правила термометрии, основные виды температурных кривых при важнейших состояниях в клинике внутренних болезней.

Простейшие физиотерапевтические процедуры. Показания и противопоказания к применению физиотерапевтических методов воздействия на кровообращение.

Особенности ухода за больными с патологией органов дыхания. Правила сбора мокроты на исследование.

Особенности ухода за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правила измерения пульса и артериального давления.

Особенности ухода за больными с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста в стационаре.

Особенности ухода за больными с психическими заболеваниями.

Особенности сестринского процесса в экстренной и неотложной медицине.

Подготовка больных к инструментальным исследованиям желудочно-кишечного тракта.

Пролежни и способы их профилактики. Уход за больными с пролежнями.

Гирудотерапия. Показания, противопоказания.

Средства для ингаляционной терапии заболеваний органов дыхания. Правила проведения ингаляций. Устройства для ингаляций.

Небулайзеры: механизм действия, виды, преимущества и недостатки применения, методика применения, используемые лекарственные средства.

Обучение пациентов в профилактической и реабилитационной деятельности медицинской сестры.

Академическому руководителю практики в качестве помощника младшего медицинского персонала

доценту кафедры пропедевтики внутренних болезней

Р А С П И С К А

Я, студент __________________________ факультета, 2 курса, ____ группы

информирован о программе предстоящей производственной практики, условиях допуска к ней и обязуюсь своевременно до 01.03.2014 года предоставить все необходимые документы для её прохождения курсовому руководителю (сотруднику профильной кафедры через старост групп):

а) оформленную согласно действующего Приказа Министерства здравоохранения медицинскую книжку (даты действительны до окончания практики);

б) сведения в анкете группы о предполагаемом месте прохождения практики;

в) полностью оформленную первую страницу программы и дневника практики для допуска к практике (подпись и личная печать академического курсового руководителя практики – сотрудника профильной кафедры);

г) только для студентов, желающих пройти практику не в Смоленске и студентов, обучающихся по целевым направлениям от профильных Департаментов, Министерств – Гарантийные письма от руководителей конкретных учреждений здравоохранения СТРОГО СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ФОРМЕ (приложение 5).

Ректору ГБОУ ВПО СГМА

Министерства здравоохранения России

профессору И.В. Отвагину

(должность, наименование учреждения, ФИО)

ознакомлен с программой практики, требованиями к её организацию и не возражаю против прохождения студентом(кой) ГБОУ ВПО СГМА Министерства здравоохранения России ___________________ факультета, 2 курса, ___ группы _______________________________________________

практики в качестве помощника палатной медицинской сестры персонала в сроки, установленные учебным планом академии.

Непосредственное руководство практикой, контроль оформления медицинской книжки перед началом практики, подлинности сведений, предоставленных в Программе и Дневнике практики студента о выполнении практических навыков и графике работы возложить на ______________________________________________________________.

(должность, ФИО, контактный телефон отделения)

Источник

Adblock
detector