Приложение N 1. Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
Варианты программ образования*
максимальное количество обучающихся
Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом — не более 20 обучающихся, при 2 глухих — не более 15 обучающихся
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся
Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся
Вариант не предусмотрен
Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом — не более 20 обучающихся, при 2 слепых — не более 15 обучающихся
Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся
Вариант не предусмотрен
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся.
Вариант не предусмотрен
Вариант не предусмотрен
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся, при 2 — не более 15 обучающихся.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся
Вариант не предусмотрен
Вариант не предусмотрен
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся
Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся
Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Примечание: * варианты программ:
— 1 вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
— 2 вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;
— 3 вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);
— 4 вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
СанПин для детей с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
от 10 июля 2015 г. N 26
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15
«САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ
И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (часть I), ст. 11) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (приложение).
2. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2016.
государственного санитарного врача
от 10.07.2015 N 26
К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в период пребывания их в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ).
Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (далее — организации для обучающихся с ОВЗ) с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.
1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;
— оборудованию и содержанию территории организации;
— зданию и оборудованию помещений;
— естественному и искусственному освещению;
— водоснабжению и канализации;
— организации образовательной деятельности и режиму дня;
— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;
— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;
— санитарному состоянию и содержанию помещений;
— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.
1.3. Санитарные правила распространяются на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые организации для обучающихся с ОВЗ независимо от типа организационно-правовых форм и форм собственности.
Ранее построенные здания организаций для обучающихся с ОВЗ, а также здания, приспособленные для обучающихся с ОВЗ, эксплуатируются в соответствии с проектами, по которым они были построены.
1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией организаций для обучающихся с ОВЗ.
1.5. При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций .
Санитарные правила СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013, N 26, зарегистрированным Минюстом России 29.05.2013, регистрационный N 28564).
При создании дошкольных образовательных организаций для детей с ОВЗ рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад-школа) на одном участке с размещением каждого из этих учреждений в отдельном здании или блоке.
1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
II. Требования к размещению организации для обучающихся
2.1. Организации для обучающихся с ОВЗ размещаются вблизи лесных, лесопарковых зон на обособленных земельных участках или на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.
Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений при размещении зданий организаций для обучающихся с ОВЗ должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий, в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами .
Санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2001 N 29, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2001, регистрационный N 3026).
2.2. Пешеходный подход обучающихся с ОВЗ от транспортной остановки до здания организации для обучающихся с ОВЗ должен быть не более 500 м.
Допускается подвоз обучающихся с ОВЗ транспортом, оборудованным для перевозки детей с ОВЗ.
2.3. Через территорию организаций для обучающихся с ОВЗ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
2.4. Для предупреждения затопления и загрязнения территории обеспечивается отвод паводковых и ливневых вод.
III. Требования к оборудованию и содержанию территории
3.1. Территория организации для обучающихся с ОВЗ должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.
При озеленении не допускается использование ядовитых и колючих растений. Зеленые насаждения (деревья, кустарники) не должны снижать естественную освещенность в помещениях для пребывания детей.
3.2. Территория должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток, для слабовидящих детей — не менее 40 лк.
3.3. На территории строящихся зданий организаций для обучающихся с ОВЗ предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.
На территории вновь строящихся и реконструируемых зданий организации для обучающихся с ОВЗ оборудуется место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся.
3.4. На территории организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются физкультурно-спортивная и хозяйственная зоны, площадки для подвижных игр и отдыха.
Допускается выделение учебно-опытной зоны.
3.5. Зона отдыха оснащается игровым и спортивным оборудованием в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Площадки для подвижных игр детей оборудуются малыми архитектурными формами, площадки для отдыха — навесами, скамейками, столами. Допускается устанавливать сборно-разборные навесы, беседки.
3.6. Покрытие площадок для подвижных игр должно быть хорошо дренирующим и беспыльным. Допускается выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей.
Для хранения колясок, санок, велосипедов, игрушек, используемых на территории, оборудуется специальное помещение или место.
3.7. Физкультурно-спортивная зона размещается со стороны спортивного зала.
Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физической культуре, проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий и соответствовать росту и возрасту обучающихся.
Используемые в качестве покрытия физкультурно-спортивных площадок синтетические и полимерные материалы должны быть безвредными для здоровья человека.
Занятия на сырых площадках не проводятся.
3.8. На территории организации для обучающихся с ОВЗ предусматривается оборудование не менее двух въездов (основной и хозяйственный).
3.9. Хозяйственная зона располагается на границе земельного участка вдали от физкультурно-спортивной зоны и площадок зоны отдыха.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой. На территории хозяйственной зоны допускается размещать: гараж, овощехранилище, складские помещения, места для сушки белья и выбивания ковровых изделий. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны могут размещаться котельная, сооружения водоснабжения.
3.10. В хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания оборудуется площадка для сбора мусора. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией контейнерных площадках жилой застройки.
Очистка мусоросборников производится при их заполнении на 2/3 объема.
3.11. Подходы к зданию, пути движения обучающихся с ОВЗ на участке не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все проезды и подходы к зданию в пределах участка, дорожки к физкультурно-спортивной зоне, зонам отдыха и игровых площадок, хозяйственной зоне, хозяйственным постройкам, площадкам для мусоросборников оборудуются твердым покрытием.
Покрытие проездов, подходов и дорожек должно быть ровным, без выбоин и дефектов.
3.12. Не допускается сжигание мусора на территории организации для обучающихся с ОВЗ и в непосредственной близости от нее.
3.13. На территории участка проводится ежедневная уборка: утром за 1-2 часа до выхода детей на участок и в течение дня по мере необходимости.
В зимнее время очистка территории от снега (подходы к зданию, пути движения обучающихся, дорожки, площадки зоны отдыха и игр) проводится по мере необходимости, использование химических реагентов не допускается.
3.14. Песочницы в отсутствие детей закрываются крышками или полимерными пленками или другими защитными приспособлениями для защиты песка от загрязнений. При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводится внеочередная замена песка.
Ежегодно, в весенний период в песочницах проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.
3.15. Уровни шума на территории и в помещениях организации для обучающихся с ОВЗ не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
3.16. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с организацией для обучающихся с ОВЗ, не допускается.
3.17. Допускается использование спортивных сооружений, территории скверов, парков и других территорий, расположенных вблизи организации для обучающихся с ОВЗ и приспособленных для прогулок детей и занятий физкультурой.
3.18. В случае расположения организации для обучающихся с ОВЗ на эндемичной по клещевому энцефалиту территории мероприятия по уничтожению клещей проводят до начала сезона их активности в соответствии с санитарными правилами по профилактике клещевого энцефалита .
СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 N 19, зарегистрированным в Минюсте России 01.04.2008, регистрационный N 11446), изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2013 N 69, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2014, регистрационный N 31476.
IV. Требования к зданию и оборудованию помещений
4.1. Вместимость организации для обучающихся с ОВЗ определяется заданием на проектирование.
Вместимость ранее построенных зданий не должна превышать проектную.
4.2. При размещении организации для обучающихся с ОВЗ в отдельных зданиях или блоках обеспечивается их соединение отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.
4.3. В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях организации для обучающихся с ОВЗ, в зависимости от климатических районов, входы в здания должны быть оборудованы тамбурами или воздушными, воздушно-тепловыми завесами.
4.4. Не допускается размещать помещения для постоянного пребывания обучающихся с ОВЗ в подвальных и цокольных этажах зданий.
4.5. Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в организациях для обучающихся с ОВЗ при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.
В зданиях предусматриваются специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон, разноуровневые перила, пандусы, лифты, обеспечивающие передвижение обучающихся внутри здания; специально оборудованные санузлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов.
4.6. При строительстве и реконструкции зданий организации для обучающихся с ОВЗ гардеробы размещаются на первом этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками (шкафами с ячейками) для одежды и полками (ячейками) для обуви с учетом категории обучающихся и их росто-возрастных особенностей. При гардеробных предусматриваются скамейки.
4.7. Для тотально слепых обучающихся шкафы с ячейками для одежды и полки для обуви должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом, для обучающихся с остаточным зрением — сочетание двух маркировок: рельефно-точечной маркировки и рельефно-выпуклой маркировки, выполненной с использованием ярких контрастных цветов.
4.8. При одностороннем расположении учебных помещений ширина рекреаций должна составлять не менее 4 м, при двустороннем расположении классов — не менее 6 м; площадь рекреации — из расчета не менее 1,4 м2 на одного обучающегося с ОВЗ.
При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 м2 на одного обучающегося.
4.9. Учебные помещения группируются в учебные секции для обучающихся 1 — 4 классов отдельно от учебных помещений для обучающихся 5 — 11 классов.
4.10. Учебные помещения для обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, умственно-отсталых обучающихся рекомендуется размещать в составе жилого блока в пределах одного этажа.
4.11. Оборудование учебных помещений, рекреаций, учебно-производственных мастерских, отделка помещений, подбор учебной мебели (стулья, парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях и требованиям настоящих санитарных правил.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, зарегистрированным Минюстом России 03.03.2011, регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: постановлением от 29.06.2011 N 85, зарегистрированным Минюстом России 15.12.2011, регистрационный N 22637; постановлением от 25.12.2013 N 72, зарегистрированным Минюстом России 27.03.2014, регистрационный N 31751).
Допускается по медицинским показаниям проводить обучение в спальнях при наличии специального оборудования и дополнительного искусственного освещения.
4.12. В учебных помещениях для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение, расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено.
4.13. Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду, в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока.
4.14. Для слепых и слабовидящих обучающихся парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске.
4.15. Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся.
4.16. При физкультурном зале оборудуются раздельные для мальчиков и девочек помещения раздевалок с душевыми и санитарными узлами. Для хранения спортивного инвентаря оборудуется отдельное помещение. В санитарных узлах устанавливаются раковины для мытья рук.
4.17. Площади и оборудование кабинетов информатики и других помещений, в которых используются персональные компьютеры, должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы .
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 . «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118, зарегистрированным Минюстом России 10.06.2003, регистрационный N 4673, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: постановлением от 25.04.2007 N 22 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2007, регистрационный N 9615), постановлением от 30.04.2010 N 48 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2010, регистрационный N 17481), постановлением от 03.09.2010 N 116 (зарегистрировано Минюстом России 18.10.2010, регистрационный N 18748).
4.18. Площадь и оборудование помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям дополнительного образования детей в соответствии с профилем занятий.
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41, зарегистрированным Минюстом России 20.08.2014, регистрационный N 33660).
4.19. При строительстве в зданиях организаций для обучающихся с ОВЗ бассейна (лечебного бассейна) чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.
При эксплуатации бассейна должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества .
СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 N 4, зарегистрированным Минюстом России 14.02.2003, регистрационный N 4219).
4.20. Набор помещений для коррекционной работы определяется категорией обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
4.21. Набор медицинских помещений определяется профилем общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемых медицинских услуг. Помещения медицинского назначения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность .
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, зарегистрированным Минюстом России 09.08.2010, регистрационный N 18094).
4.22. Санитарные узлы оборудуются раздельными для мальчиков и девочек из расчета: умывальными раковинами — 1 на 5 человек, унитазами — 2 на 15 девочек и 2 на 15 мальчиков, писсуарами — 1 на 15 мальчиков; кабиной гигиены девочек, оборудованной поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной.
4.23. Санитарные узлы оборудуются кабинами с дверями без запоров. Унитазы оборудуются сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья, допускающих обработку моющими и дезинфекционными средствами.
4.24. В санитарных узлах устанавливаются педальные ведра, держатели для туалетной бумаги.
4.25. Для персонала предусматриваются отдельные санитарные узлы.
4.26. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ начального общего образования и на высоте 0,7 — 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ основного общего и среднего общего образования.
Рядом с умывальными раковинами размещаются вешалки для индивидуальных полотенец. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
Допускается использование электро- или бумажных полотенец.
4.27. При наличии в организации для обучающихся с ОВЗ интерната, помещения для проживания размещаются в отдельно стоящем здании или отдельном блоке здания по типу спальных секций или группируются с учебными помещениями по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу: для начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4.27.1. Спальные помещения предусматриваются раздельными для мальчиков и девочек независимо от возраста.
Для проживающих девочек и мальчиков, обучающихся основного общего и среднего общего образования, рекомендуется располагать спальни в разных блоках или на разных этажах.
4.27.2. В помещениях, построенных и оборудованных по квартирному типу, для создания условий проживания обучающихся с ОВЗ по семейному принципу должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .
СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 N 8, зарегистрированным в Минюсте России 26.03.2015, регистрационный N 36571).
4.27.3. Набор и площади помещений для проживания обучающихся с ОВЗ определяется в соответствии с заданием на проектирование организации.
4.27.4. Количество мест в спальных комнатах предусматривается не более четырех.
Жилые комнаты (спальни) оборудуются стационарными кроватями с твердым ложем, прикроватными тумбочками, шкафами для хранения личных вещей (одежды и обуви), прикроватными ковриками. Допускается устанавливать столы и стулья.
Количество прикроватных тумбочек должно соответствовать числу проживающих.
4.27.5. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.
Кровати должны соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ.
Не допускается использование раскладных и трансформируемых (выдвижных, выкатных) кроватей.
4.27.6. Санитарные узлы в жилом блоке (здании) оборудуются раздельными для мальчиков и девочек из расчета: умывальными раковинами — 1 на 5 человек, ногомойками — 2 на 15 человек, унитазами — 2 на 15 девочек и 2 на 15 мальчиков, писсуарами — 1 на 15 мальчиков; кабиной гигиены девочек, оборудованной поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной.
Для персонала оборудуются отдельные санитарные узлы.
4.27.7. Санитарные узлы оборудуются кабинами с дверями без запоров. Унитазы оборудуются сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья человека, допускающих обработку моющими и дезинфекционными средствами.
4.27.8. Санитарные узлы обеспечиваются педальными ведрами, держателями для туалетной бумаги.
Рядом с умывальными раковинами размещаются вешалки для индивидуальных полотенец. Допускается использовать электро- или бумажные полотенца. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
4.27.9. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся начального общего образования и на высоте 0,7 — 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся основного общего и среднего общего образования.
4.27.10. В жилой ячейке предусматриваются помещение раздевальной (прихожая) и помещение (место) для сушки верхней одежды и обуви.
Допускается просушивать верхнюю одежду и обувь в специально оборудованном для этих целей централизованном помещении.
Раздевальные помещения оборудуются встроенными шкафами для раздельного хранения одежды и обуви.
4.27.11. В организациях для обучающихся с ОВЗ оборудуются помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и личных вещей.
При отсутствии в организации для обучающихся с ОВЗ прачечной допускается стирка белья и одежды с использованием бытовых стиральных машин или организация централизованной стирки в иных прачечных.
Не допускается установка бытовой стиральной машины в помещении приготовления и/или приема пищи (кухни).
4.27.12. На каждом этаже предусматривается помещение площадью не менее 3 м2 для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды со смесителем.
4.27.13. В интернате на первом этаже оборудуется медицинский блок.
Палаты изолятора отделяются от остальных медицинских помещений шлюзом с умывальником.
Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора и оборудуется отдельным входом из коридора.
Буфетная изолятора оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом. Возможно использование стерилизующей аппаратуры.
4.28. Стены, потолки помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, дефектов, деформаций, признаков поражений грибком, следов подтеков и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
Стены в помещениях с влажным режимом (душевых, ванных комнатах умывальных, санитарных узлах, постирочных, гладильных), кладовых для хранения чистого и грязного белья, помещениях пищеблока облицовываются глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту не менее 1,8 м.
Для отделки потолков используются водоотталкивающие (влагостойкие) краски.
Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека, допускающие уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
С учетом климатических условий во вновь строящихся зданиях полы в помещениях, расположенных на первом этаже, допускается предусматривать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом.
4.29. Игрушки, игровое оборудование, мебель, оборудование для занятий должны быть безвредными для здоровья и соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ.
4.30. В организациях для обучающихся с ОВЗ предусматривается кабинет психолога.
V. Требования к воздушно-тепловому режиму
5.1. Здания организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются системами отопления и вентиляции.
Ограждения отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, разрешенных к применению и безопасных для здоровья обучающихся.
Очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляются не реже одного раза в год.
Для вновь строящихся и реконструируемых зданий организаций для обучающихся с ОВЗ не допускается использовать печное отопление.
При наличии печного отопления в существующих зданиях организации для обучающихся с ОВЗ топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.
5.2. Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 °C; раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 °C.
Температура воздуха в гардеробных (раздевальных), жилых комнатах (спальнях), помещениях для отдыха должна составлять 20 — 22 °C; санитарных узлах, умывальных, комнате гигиены девочек — 19 — 21 °C; душевых — 24 — 26 °C.
Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40 — 60% во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
5.3. Для контроля температурного режима учебные помещения, спальни, игровые, помещения медицинского назначения оснащаются бытовыми термометрами.
5.4. Все помещения должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их возвращения с прогулки или занятий. В жилых помещениях (спальнях) проветривание проводят до укладывания детей. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении по сравнению с нормативным уровнем, но не более чем на 1 — 2 °C. В физкультурном зале при достижении температуры воздуха 14 °C проветривание прекращается.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные помещения — во время учебных занятий.
Сквозное проветривание учебных помещений проводится до начала занятий и после их окончания (при наличии двух смен обучения — после каждой смены).
В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех помещений допускается в присутствии детей.
5.5. При замене оконных блоков площадь остекления и площадь открывающихся элементов не должны уменьшаться по сравнению с проектом построенного здания.
Плоскость открытия окон и фрамуг (форточек) должна обеспечивать эффективность проветривания и соблюдения коэффициента аэрации не менее 1/50. Окна и фрамуги (форточки) должны быть в рабочем состоянии постоянно и функционировать в любое время года.
5.6. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест .
ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 114, зарегистрированным Минюстом России 11.06.2003, регистрационный N 4679, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: постановлением от 17.10.2003 N 150 (зарегистрировано Минюстом России 21.10.2003, регистрационный N 5187); постановлением от 03.11.2005 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 02.12.2005, регистрационный N 7225); постановлением от 03.11.2005 N 26 (зарегистрировано Минюстом России 02.12.2005, регистрационный N 7224); постановлением от 19.07.2006 N 15 (зарегистрировано Минюстом России 27.07.2006, регистрационный N 8117); постановлением от 04.02.2008 N 6 (зарегистрировано Минюстом России 29.02.2008, регистрационный N 11260); постановлением от 18.08.2008 N 49 (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2008, регистрационный N 12223); постановлением от 27.01.2009 N 6 (зарегистрировано Минюстом России 16.02.2009, регистрационный N 13357); постановлением от 09.04.2009 N 22 (зарегистрировано Минюстом России 18.05.2009, регистрационный N 13934); постановлением от 19.04.2010 N 26 (зарегистрировано Минюстом России 19.05.2010, регистрационный N 17280); постановлением от 12.07.2011 N 98 (зарегистрировано Минюстом России 30.08.2011, регистрационный N 21709); постановлением от 07.04.2014 N 27 (зарегистрировано Минюстом России 11.04.2014, регистрационный N 31909); постановлением от 17.06.2014 N 37 (зарегистрировано Минюстом России 04.07.2014, регистрационный N 32967); постановлением от 27.11.2014 N 76 (зарегистрировано Минюстом России 26.12.2014, регистрационный N 35425); постановлением от 12.01.2015 N 3 (зарегистрировано Минюстом России 09.02.2015, регистрационный N 35937).
VI. Требования к естественному, искусственному освещению
6.1. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003, регистрационный N 4443, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2010 N 20, зарегистрированным Минюстом России 08.04.2010, регистрационный N 16824).
Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые (ванные), туалеты при спортивном зале; туалеты для персонала; кладовые и складские помещения; помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря.
6.2. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.
6.3. Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью — 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) — 1000 — 1500 лк; для обучающихся со светобоязнью — не более 500 лк.
Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.
6.4. В помещениях, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работ, предусматривается раздельное управление освещением таких зон.
6.5. Окна в учебных и жилых помещениях (спальнях), помещениях для отдыха, игр и приготовление уроков в зависимости от климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами.
Зашторивание окон в спальных помещениях осуществляется во время сна обучающихся, в остальное время шторы раздвигаются и размещаются в простенках между окнами, обеспечивая инсоляцию помещения.
Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами. Солнцезащитные устройства на окнах не должны уменьшать светоактивную площадь оконного проема.
Используемый для жалюзи материал должен допускать влажную обработку, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов.
6.6. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,8 — 0,9; для стен — 0,6 — 0,7; для пола — 0,4 — 0,5; для мебели и парт — 0,45; для классных досок — 0,1 — 0,2.
Для внутренней отделки помещений используются следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый или цвет натурального дерева.
Допускается окрашивание отдельных элементов помещений (не более 25% всей площади помещения) в более яркие цвета.
В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.
6.7. Осветительные приборы оборудуются защитной светорассеивающей арматурой для обеспечения равномерного освещения. Чистку осветительных приборов и светорассеивающей арматуры проводят по мере загрязнения, но не реже двух раз в год.
Перегоревшие лампы подлежат своевременной замене.
Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер и хранятся в выделенном помещении, недоступном для детей. Вывоз и утилизация ламп осуществляется специализированными организациями.
VII. Требования к водоснабжению и канализации
7.1. Здания организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализацией.
При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения здание оборудуется внутренней системой водоснабжения и обеспечивается подачей воды на пищеблок (кухню), буфетные, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), санитарно-бытовые помещения (душевые (ванные), умывальные, санитарные узлы, комната гигиены девочек), комнаты для хранения и обработки уборочного инвентаря.
7.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям на питьевую воду.
7.3. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока (кухни), буфетные, помещения медицинского назначения, прачечная (постирочная), санитарно-бытовые помещения (душевые (ванные), умывальные, санитарные узлы, комната гигиены девочек), комнаты для хранения и обработки уборочного инвентаря.
Умывальные раковины, моечные ванны, душевые установки (ванны) обеспечиваются смесителями.
Полы в помещениях пищеблока, душевых и прачечной (постирочной) оборудуются сливными трапами.
7.4. Предусматривается установка резервных источников горячего водоснабжения с разводкой воды для бесперебойного обеспечения горячей водой помещений пищеблока, буфетных, душевых, комнат гигиены девочек в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения. Не допускается использование горячей воды из системы отопления.
7.5. В районах, где отсутствует централизованная канализация, здания организации для обучающихся с ОВЗ оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений.
Не допускается устройство и использование надворных туалетов.
VIII. Требования к организации образовательной деятельности
8.1. При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.
В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах (группах) комплектуется в соответствии с Приложением N 1 .
8.2. Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.
В организации для обучающихся с ОВЗ может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при условии создания условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и прогулок, а для детей первого года обучения дополнительную организацию дневного сна.
8.3. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
8.4. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ, установленные в таблице 1.
Гигиенические требования к максимальному общему объему
недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
Урочная деятельность (аудиторная недельная нагрузка)
Источник