Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Правила личной гигиены школьника. — RSS
Правила личной гигиены школьника.
Правила личной гигиены школьника.
Личная гигиена школьника – это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Правила личной гигиены – залог крепкого здоровья ребенка, отсутствие инфекционных, а также паразитарных заболеваний. Низкий уровень здоровья у первоклассников неблагоприятным образом сказывается на адаптационных процессах ребенка в школе. Школьник должен выполнять следующие процедуры самостоятельно, это один из важных моментов в воспитании ребенка.
1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов и умывания.
2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
3. Подстригать ногти на руках и ногах необходимо каждую неделю.
4. Каждый вечер необходимо идти в душ, как девочкам, так и мальчикам — об этом гласят правила личной гигиены школьника.
5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно принимать водные процедуры с применением намыленной мочалки. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
6. Детям рекомендуется мыть голову не более 2-х раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
7. Каждое утро ребенок должен надевать чистое нижнее белье.
8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
9. Не следует делиться ни с кем своей сменной обувью.
10. Наличие собственной расчески у школьника необходимо, оно поможет избежать заражение педикулезом.
Следите за чистотой и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!
Источник
Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса
консультация по теме
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья (создаются противоречия между словами учителя и реальностью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanitarno-gigienicheskie_usloviya.pptx | 181.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса Презентация подготовлена учителем ОБЖ МАОУ СОШ №3 г.Пушкино Салиной Е.М.
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья
Санитарно-гигиеническое состояние школы Санитарно-гигиеническое состояние школы включает соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования не только имеет эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. Цвета коротковолнового спектра (синий, голубой ) действуют успокаивающе, длинноволнового (красный, оранжевый), — наоборот, возбуждающе, а средневолновой участок спектра содержит цвета психофизического равновесия (зеленые, желтые), которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет значительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений повышает внимание учащихся.
Требования к школьной мебели Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Самая экономичная поза на уроке — сидя, с минимальным отклонением центра тяжести от положения равновесия. При правильном положении тела устойчивое равновесие и центр тяжести не выходят за площадь опоры и отсутствует дополнительное статическое напряжение.
Признаки правильной позы учащегося во время занятий За столом (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка. При письме . Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
Признаки правильной позы учащегося во время занятий При чтении. Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°. Стоя. Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением плеч, углов лопаток.
Гигиенические условия в классе
Освещенность Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости .
Освещенность По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света Сочетание искусственного и естественного освещения оценивается некоторыми физиологами как неблагоприятное для зрения, поэтому следует по возможности использовать дневной свет. Задача учителя — следить, чтобы все светильники в классе были исправлены, и незамедлительно требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы в рабочем состоянии люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.
Воздушно-тепловой режим Температура и другие характеристики воздуха в рабочем помещении во многом определяют как психофизиологическое состояние человека , так и риск ухудшения здоровья. В течение урока температура в классе может повышаться на 3-4°, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий, поэтому на каждой перемене учителю необходимо интенсивно проветривать классное помещение в отсутствии детей, контролируя температуру воздуха термометром. Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18-20°С.
В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («Чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости воздуха, а это также неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно на их голосовых возможностях. На переменах следует легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности, определяемые показаниями психрометра в зоне дыхания, составляют 30-50% (допустимо 25-60%).
Уровень шума Для психогигиенической обстановки в школе существенным является такой фактор, как шум. Дети более чувствительны к шуму, чем взрослые, поэтому в школах должны предусматриваться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука, его распространению Не следует забывать о еще одной актуальной задаче — уменьшении «внутреннего» шума, возникающего от чрезмерно громких разговоров, криков.
Очевидный вред слуху и здоровью школьников вообще наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Задача учителя, классного руководителя — донести до сознания учащихся потенциальный вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий.
Гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения При применении ТСО расписание занятий должно строиться таким образом, чтобы в течение учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно вторую сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу первую сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). В старших классах активное использование ТСО может приводить к большей утомляемости: за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации.
Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся Отмечается, главным образом, под влиянием: передач длительностью свыше 25-35 мин (в зависимости от предмета); преобладания в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора; однообразной структуры урока при недостаточном контакте ведущий — учащийся — педагог; неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс; расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте; плохое качество изображения и т.д.)
Характер и условия работы на ПК Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 класса — 10 мин; 2-5 классов — 15 мин; 6-7 классов — 20 мин; 8-9 классов — 25 мин; 10-11 классов — на первом часе учебных занятий -30 мин; на втором — 20 мин.
Чтобы свести к минимуму неблагоприятные факторы, связанные с компьютером, следует выполнять 5 правил: Расположить компьютер в углу комнаты или задней панелью к стене. Проводить ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер, поэтому пол в нем не следует закрывать паласом или ковром. До и после работы на компьютере протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. Можно поставить перед экраном кактусы. Считается, что они помогают уменьшить негативное влияние компьютера. Чаще проветривать комнату, в которой работает компьютер, разместить в ней аквариум или другие емкости с водой, что повышает влажность воздуха.
В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их — самому или с помощью администрации школы, других учителей, медиков. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11% .
Источник
Гигиенические основы учебно- воспитательного процесса в детских общеобразовательных учреждениях. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе.
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье.
Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе — 28-32 часа и в старшей — 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели.
Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности. Известно, что в течение суток «пик» работоспособности приходится на 9-12 и 16-18 часов. При правильно составленном расписании уроков учитывается динамика работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6 — у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели. Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года). В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых.
В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре — 3 урока по 35 минут, со 2-й четверти — 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия — в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности. Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут. Трудные уроки следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Не следует сочетать одинаковые уроки 2-3 раза подряд, даже легкие и динамические, так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка. Трудные уроки в расписании необходимо чередовать с легкими, а статические с динамическими. Для учащихся среднего и старшего возраста — предметы естественно-математического и гуманитарного циклов необходимо ставить 2 и 3 в расписании и чередовать. Уроки труда, физического воспитания, начальной военной подготовки, музыки, изобразительного искусства надо ставить в младших классах 3 уроком, в старших — 4-м. В понедельник и субботу расписание облегчается за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Не рекомендуется ставить в расписание подряд несколько предметов, предусматривающих одинаковый вид деятельности. В виде исключения в 5-9 классах разрешено соединять занятия по лыжной подготовке, плаванию и урокам труда. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
Определенную сложность составляет составление расписания для учащихся второй смены. Процессы утомления в период занятий у них более выражены. Поэтому рекомендуется ученикам начальной школы и выпускных классов заниматься в первую смену, в остальных классах — чередовать смены. Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен, в период которых восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно. Большие перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи учениками и длительного отдыха и проводятся в середине смены. Вместо одной большой перемены после 2-го или 3-го уроков допускается две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков. В начальной школе рекомендуется 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут; в средней — 10-20-20-10-10 минут и в старшей — 10-10-30-10-10. Во время большой перемены дети (если не питаются) выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться, эмоционально разрядиться. Не всегда следует занимать перемены шумной игрой, требующей времени для восстановления, не следует на перемене читать книгу, повторять уроки. С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы.
Особого внимания заслуживают школьники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка на подростка возрастает за счет увеличения количества занятий по специальным предметам, за счет факультативного обучения, кружков. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание. Однако, эти дети отличаются высокой мотивацией к учебе и обеспечивают высокую успеваемость, зачастую нещадно эксплуатируя резервы адаптации своего организма, что и предрасполагает к развитию предпатологических состояний. В этих школах особенно важна четкая регламентация всех гигиенических составляющих режима дня ребенка, чтобы снизить негативный эффект интенсивного образования.
Большого внимания заслуживают также школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Для многих из них обычный уровень учебной нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности — индивидуальные нагрузки.
Источник