Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических факторов (воздух атмосферный, вода и водные объекты, почва, товары для бытовых нужд, жилые и общественные здания, планировка и застройка), в том числе при много средовом воздействии.
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Заведующий отделом Судакова Екатерина Викторовна 8-499-188-81-56
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выполнит работы по оценке риска здоровью населения любой степени сложности для объектов 1 и 2 классов опасности по всей территории Российской Федерации, а также для предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика.
Наш опыт успешной работы в этой области — более 15 лет.
Среди наших заказчиков ГУП «Экотехпром», ЗАО «Таманьнефтегаз», TOTAL E&P RUSSIE и др.
Разработка проекта «Оценка риска для здоровья населения»:
Методология оценки риска рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве ведущего инструмента при определении количественного ущерба для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий 1 и 2 классов опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.
Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1 и 2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.
Оценка риска для здоровья населения не требуется:
· Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для животноводческих и птицеводческих предприятий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для кладбищ (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).
Нормативно-правовая основа для проведения оценки риска для здоровья населения:
· Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
· СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»
· Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»
Стоимость проведения оценки риска для здоровья населения — от 150 тысяч рублей и определяется следующими параметрами:
· Сроками выполнения работ;
· Наличием необходимых исходных данных;
· Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ.
Порядок, этапы и сроки проведения оценки риска для здоровья населения:
Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов для населения от воздействия исследуемого предприятия. Концепция исследования включает в себя несколько этапов:
· Идентификация опасности – определение приоритетных загрязняющих веществ и источников загрязнения.
· Оценка зависимости «доза-ответ» — обобщение токсикологической информации о выбросах предприятия, установление связи между выбросами загрязняющих веществ и заболеваемостью населения.
· Оценка экспозиции – определение количественного поступления выбросов предприятия (химических веществ) в организм человека.
· Характеристика риска – расчет рисков для исследуемой популяции: оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Графическое представление рисков с помощью геоинформационной системы.
Срок выполнения оценки риска для здоровья населения — до 3 месяцев (при условии наличия всех необходимых данных).
Порядок осуществления оказываемых работ и услуг
По заявлению Заказчика разрабатываются:
· Договор на проведение работы,
· Календарный план работы,
· Соглашения о договорной цене.
Требования, предъявляемые к Заявителю
Работа проводится по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
· Заявка — официальный документ, подаваемый Заявителем на имя Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., о проведении работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнений объектов окружающей среды
· тома проектов «Охрана окружающей среды от объекта»;
· «Оценка воздействия на окружающую среду»;
· «Проект санитарно- защитной зоны»;
· Протоколы лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды в районе размещения предприятия.
Документы, получаемые Заявителем
Отчет по оценке риска для представления в Роспотребнадзор с целью утверждения СЗЗ; для принятия мер по снижению рисков здоровью населения или для других целей.
Контактный телефон для ответов на возникшие вопросы
8-495-687-36-31 — ведущий исполнитель работ – Скворцов Сергей Алексеевич
Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой
Источник
Оценка риска при проектировании санитарно-защитных зон
Оценка риска здоровью в проекте СЗЗ или санитарно-защитной зоны предусмотрена постановлениями Министерства здравоохранения и Госкомэкологии. Методика оценки рисков, предусмотренная постановлениями, используется при проведении социально-гигиенического мониторинга, во время экологической и гигиенической паспортизации, оценки воздействия на окружающую среду и т.д.
Для каких объектов требуется оценка риска для здоровья населения?
В каких ситуациях необходима оценка рисков, а когда ею можно пренебречь и не нести дополнительные расходы? Оценка риска здоровью населения для проекта СЗЗ необходима для объектов с классом опасности І и ІІ. Проекты таких объектов не могут быть утверждены без материалов по оценке рисков. При этом размеры санитарно-защитной зоны в каждом случае устанавливаются на базе предварительных расчетов. Во внимание принимаются такие показатели:
- расчеты рассеивания загрязнения воздуха;
- шума, а также вибрации;
- электромагнитных волн.
— Имеем высокий рейтинг по данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
В проекте должно обязательно присутствовать обоснование того, что выбранный размер санитарно-защитной зоны достаточен для обеспечения безопасности населения в соответствии с требованиями санитарных норм. Однако в некоторых случаях при разработке проекта СЗЗ оценка риска для населения не требуется, такие исключения устанавливаются постановлениями главного санитарного врача РФ:
- если расстояние между проектируемой границей объекта производства в два и более раза превышает ориентировочную СЗЗ до границ заселенных территорий;
- не требуется для птицефабрик и в животноводстве;
- также не производится для мест захоронения.
Исследования по оценке рисков
Основные работы при оценивании рисков для здоровья населения включают в себя идентификацию опасности (что именно загрязняет воздух), зависимости «доза-ответ» (как именно и насколько сильно воздействует фактор), экспозиции (то есть замер количественного влияния фактора в расчете на единицу времени), характеристику риска для населения (какие вредные последствия может иметь пролонгированное воздействие фактора).
Этап идентификации включает ранжирование выбросов, а также сравнительную оценку индексов канцерогенов и других опасностей. Также определяются наиболее опасные вещества для населения с тем, чтобы именно по ним проводить оценку рисков. Далее выявляется наименьшая вредоносная концентрация и доза, устанавливается причинно-следственная связь воздействия, осуществляется прогнозирование возможных последствий при комбинированных воздействиях.
На следующем этапе выявляются маршруты распространения, проводится оценка времени, продолжительности и частоты воздействия. Цель – выявление реальной дозовой нагрузки для населения при реализации проекта. Затем производится расчет уровней риска канцерогенного и неканцерогенного воздействия, оценка приемлемости выявленного риска, возможно – оценка фоновых уровней заболеваемости среди населения.
Результатом проведенной работы является обоснование достаточности размеров СЗЗ или же, в случае отрицательного ответа, обоснование для дополнительных природоохранных мероприятий, в том числе расширение СЗЗ.
Что включает процесс оценки риска?
Разрабатывается проект СЗЗ и согласовывается в местном теруправлении Роспотребнадзора. Проект должен включать:
- сведения по источникам загрязнения;
- сведения по фоновым показателям загрязнения;
- определение размера СЗЗ по различны факторам – химическому, акустическому, электромагнитному;
- графическое представление с границами СЗЗ;
- озеленение и благоустройство СЗЗ;
- разработка дополнительных мероприятий по сведению воздействий до предельно допустимых уровней;
- разработка проекта использования СЗЗ и ее зонирования.
В Роспотребнадзоре подготовленный технический отчет с результатами натурных измерений должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение по установленным границам санитарно-защитной зоны. Когда документ утвержден, материалы передаются в местные органы власти (управления архитектуры) для утверждения этих границ в качестве линий для градостроительного планирования. Однако, если вопрос относится к промышленным объектам I или II класса опасности, установление размеров санитарно-защитной зоны производится только постановлением главного санитарного врача РФ. Основанием для такого решения должна быть оценка рисков здоровью населения, проведенная согласно установленных методик, а также заключение Роспотребнадзора.
Кто проводит работы по оценке рисков?
Для проведения инженерных изысканий компания должна получить сертификат соответствия в системе. Компания «ГеоКомпани» получила такой сертификат и готова оказывать услуги оценки рисков при создании проекта СЗЗ. Получить консультацию экологического отдела можно по телефону +7-495-777-65-35 или WhatsApp
Источник
Санитарно гигиеническая оценка риска здоровью населения
Орган инспекции Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Еврейской автономной области» прошел процедуру подтверждения компетентности и расширения области аккредитации, в том числе на оценку риска здоровью населения в национальной системе аккредитации (Аттестат аккредитации № RA.RU. 710058 выдан 26 июня 2015 года).
Согласно области аккредитации, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» выполняет работы по оценке риска здоровью населения от воздействия пищевых продуктов, воды, почвы, атмосферного воздуха.
Оценка риска для здоровья человека – это количественная и качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции, например: вероятность заболеть раком или болезнями органов дыхания людей, проживающих поблизости от промышленного предприятия.
Согласно градостроительным и санитарным нормам, промышленные предприятия должны отделяться от жилой застройки санитарно-защитной зоной. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использовании земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проекты санитарно-защитных зон для предприятий 1 и 2 класса опасности обязательно должны сопровождаться работами по оценке риска для здоровья.
Результатом таких гигиенических работ является заключение о достаточности мероприятий по охране атмосферного воздуха, которые предлагаются в проектах обоснования размеров санитарно-защитных зон.
Кроме того, результаты работы по оценке риска могут служить основанием для снижения размеров санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий при условии установления отсутствия негативного влияния на здоровье населения прилегающих территорий.
В процессе выполнения работ по оценке риска специалистами используются современные программные средства, такие как УПРЗА «Эколог» фирмы «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски».
1. Разработанный проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
2. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (том ПДВ).
3. Официальный картографический материал (М 1:2000 или 1:5000) расположения предприятия, включающий зону загрязнения (равную 40-кратной высоте самого высокого источника нагретых выбросов), с жилой застройкой, образовательными, лечебными учреждениями, зонами отдыха и другими рекреационными объектами, с подробной экспликацией (при необходимости – с учётом перспективного строительства) (бумажный или электронный вариант).
4. Генплан предприятия с нанесенными источниками выбросов и их координатами.
5. Ежегодные формы государственной статистической отчётности «2 – ТП (воздух)» (за последние 3 года).
6. Разрешения на выброс (за последние 3года).
7. Справка о среднегодовых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха за последние 3 года на ближайших к предприятию пунктах наблюдения или в целом по населенному пункту (по данным Росгидромета). При их отсутствии соответствующую справку «об отсутствии».
8. Файл с метеорологическими и климатическими параметрами района размещения объекта, разработанный Главной геофизической обсерваторией (ГГО) им. А.И. Воейкова (заказывает Исполнитель).
9. Официальные данные о численности населения, проживающего в пределах санитарно-защитной зоны, а так же ближайшей жилой застройке (с адресной привязкой и возрастной структурой);
10. Официальные данные о показателях заболеваемости, зарегистрированной впервые в жизни за последние 3 года (по классам болезней детей и всего анализируемого населения);
11. Файл обмена данными УПРЗА «Эколог» с расширением INT , с вариантом расчётной СЗЗ и картографическую основу из УПРЗА c расширением IEM (при условии разработки проекта СЗЗ в УПРЗА «Эколог»).
12. Параметры источников выброса (если проект СЗЗ разрабатывался не в УПРЗА «Эколог»).
Источник