Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал уроков. В этой статье остановимся лишь на способах изучения состояния здоровья, т.е. самодиагностике.
Здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье – состояние организма, отвечающее его оптимальной саморегуляции, согласованной работе органов во взаимодействии с окружающей средой. Самодиагностику состояния здоровья принято проводить по состоянию физического здоровья. Физическое здоровье – это определенный уровень функциональной активности (работы) основных систем органов.
Совокупность методов изучения состояния здоровья, основанных на определении строения или функциональных признаков, называется антропометрией. Различают методы соматометрические (длина и масса тела и т.д.), физиометрические (мышечная сила, жизненная емкость легких и т.д.), соматоскопические (например, состояние опорно- двигательной системы).
Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Измерение роста с помощью ростомера. Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76 Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 – 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
Измерение массы тела с помощью медицинских весов. Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: М = 10 + 2В, где М – масса тела (в кг), В – возраст подростка (в годах).
Расчет можно произвести по-другому:
Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.
Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6–9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13–17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:
для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20, для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45.
Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.
Определение пропорциональности телосложения.
Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
где А – показатель пропорциональности телосложения.
Оценка полученных результатов: 87–92% – пропорциональное физическое развитие, меньше 87% – относительно малая длина ног, более 92% – большая длина ног.
Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении величина А составляет 50–55%. При А 55% – сильное.
Весо-ростовой индекс(ВРИ) – это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:
Норма упитанности составляет 220–260 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.
Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.
Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с – здоров, 20–40 с – здоровье ослаблено, менее 20 с – человек болен.
Уровень здоровья (по Н.М. Амосову). Если вы не болели в течение учебного года – высокий уровень здоровья, если болели во время эпидемии – средний уровень здоровья, если болели во время обычных учебных нагрузок – уровень низкий.
Оценка образа жизни (проводится по пятибалльной системе).
– Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке? – Правильно ли питаетесь? – Есть ли у вас какие либо вредные привычки? – Умеете ли вы уменьшать проявления болезни?
Средняя оценка равна полученной сумме баллов, разделенной на 4. Сделайте вывод, что нужно изменить, чтобы быть здоровым.
Степень физической подготовки (пробы Купера). Среди всех видов физических упражнений Купер наилучшими по оздоровительному эффекту считает ходьбу на лыжах, плавание, бег и езду на велосипеде.
Пробы Купера проводятся по бегу. Если во время бега вы можете разговаривать, то нагрузка допустимая. Максимально допустимая частота пульса = 220 – возраст. Наиболее благоприятная частота пульса при физической нагрузке – 130 ударов в минуту. Результаты (в км) 12-минутного теста – ходьбы и бега в любых сочетаниях – оцениваются следующим образом.
Степень подготовки
Результат
мужчины (км)
женщины (км)
Превосходно Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо Очень плохо
больше 3,0 2,75–3,0 2,5–2,75 2,2–2,5 2,1–2,2 меньше 2,1
больше 2,4 2,3–2,4 2,1–2,3 1,9–2,1 1,6–1,9 меньше 1,6
Оценка состояния иммунитета. Симптомы снижения иммунитета: частые вирусные инфекции, простуды (4 и более раз в год), периодическое появление герпеса, бородавок, фурункулов, папиллом, грибковых заболеваний, нагноение царапин, вялое течение воспалительных процессов, наличие хронических заболеваний (тонзиллит, отит, гайморит и т.д.).
Определение состояния здоровья по ногтям.
Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведенные ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.
Бледный цвет ногтей свидетельствует о малокровии. Желтизна ногтей – болезни печени. Синие ногти – сердечная недостаточность. Вогнутые ногти – признак недостатка железа. Выпуклые ногти – сердечная и легочная недостаточность. Длинные продольные линии на ногтях – плохая всасываемость в системе пищеварения. Белые пятна на ногтях – признак стресса. Поперечные борозды – плохое питание или запущенные болезни.
Суточная двигательная активность (регистрируется с помощью шагомера).
Двигательная активность в 30 тыс. шагов и выше считается очень высокой (максимальной), 21–30 тыс. шагов – высокой, 10–20 тыс. шагов – умеренной, ниже 10 тыс. шагов – недостаточной. Помните, «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движений» (Тиссо).
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
Оценка гибкости позвоночника. Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.
Проверка на равновесие (проба Ромберга). Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.
Прыжок в длину с места. Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
Проверка координации движений. С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой – левой. Отличный показатель – 6 раз, хороший – 5 раз.
Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса. Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.
где А – показатель развития мускулатуры плеча. Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5–12% показывает нормальное развитие. Выше 12% – сильное развитие мускулатуры плеча.
Правильность осанки. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.
где А – показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100–110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
Определение наличия плоскостопия. Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
Источник
Самодиагностика: 8 тестов для проверки здоровья
Получить информацию о состоянии своего организма можно не выходя из дома: несколько простых тестов — и вам станет ясно, пора ли записываться на приём к врачу или со здоровьем у вас пока порядок.
Тест на дефицит селена
Дефицит селена можно определить в домашних условиях при помощи перекиси водорода. Объект «перекисного теста» — чистый и сухой кожный покров пальцев рук. Вымойте руки и через 10 минут проведите тест: н а ногтевые фаланги трех пальцев с ладонной поверхности одновременно нанесите раствор перекиси водорода (в идеале нужна 7,5%-ная перекись, но «сработает» и 3%-ная).
При физиологически оптимальной обеспеченности организма селеном кожа на пальцах не побелеет; при снижении обеспеченности до нижней границы нормы появятся единичные точечные участки побеления; при дефиците селена участки побеления кожи будут занимать большую часть обработанной поверхности.
Зачем нам вообще селен? Вот несколько фактов, показывающих важность селена для организма:
селен — один из кофакторов усвоения железа. Хороший уровень селена необходим, так как активные ферменты, которые формируют гемоглобин, содержат селен. Кроме того, если уровень селена низкий, то продолжительность жизни эритроцитов снижается со 110−120 дней (норма) до 40−60 дней, и это также может привести к анемии.
селен — важнейший кофактор йода. При дефиците селена плохо переносятся даже небольшие дозы йода. Принимать йод без селена — деньги на ветер, как минимум, а еще — риск развития тиреотоксикоза.
дефицит йода вместе с дефицитом селена является одной из частых причин развития аутоимунного тиреоидита.
селен — необходим для мужского здоровья: влияет на потенцию, улучшает качество спермы.
селен нужен и беременным женщинам — для уменьшения риска преэклампсии и в качестве «страховки» от послеродовой депрессии. Учеными было обнаружено, что женщины, у которых были более низкие оценки Эдинбургской шкалы послеродовой депрессии, имели более высокие поступления питательных веществ, особенно селена и Омега-3. Еще одно исследование также доказывает, что добавки селена во время беременности могут оказывать защитное действие против послеродовой депрессии.
Тест на дефицит йода
Дефицит йода — одно из самых опасных для организма состояний. Чтобы определить обеспеченность организма йодом потребуется 5% раствор йода или 5% раствор люголя.
Нарисуйте раствором квадрат 3 на 3 см (обязательно закрасьте его внутри!) на запястье с внутренней стороны либо на животе, внутренней поверхности бедра или внутренней поверхности предплечья, дайте ему высохнуть. Если менее, чем за 24 часа, квадрат исчезнет, у вас дефицит йода (при дефиците йод всасывается в кожу достаточно быстро).
Тест на адекватный уровень желудочной кислоты
Выпейте незадолго до еды 50−100 мл сока сырой свеклы. Свёкла содержит бетацианины, и при адекватном уровне рН желудочной кислоты соединения разрушаются. Если кислоты не хватает — этого не происходит, моча и кал окрашиваются в красный цвет.
При недостаточном уровне желудочной кислоты — введите препараты бетаина-пепсина (аптечный вариант — Ацидин-пепсин) с едой, либо хорошенько поливайте белковые продукты лимонным соком. Через какое-то время ваш уровень кислоты начнет восстанавливаться — появится легкая изжога, и как только это произойдет, можете прекратить прием препарата.
Тест на обезвоживание организма
Критический недостаток влаги, дегидратацию, можно увидеть, защипнув кожицу на верхней стороне кисти: в нормальном состоянии кожа сразу же возвращается в исходное положение, при дегидратации организма складка не разглаживается еще несколько секунд.
Придавите на 2−3 секунды ногтевую пластину, чтобы она слегка побелела, а затем отпустите. Если через 2−3 секунды вернулся розовый цвет — кровоснабжение периферических тканей хорошее. А если ноготь остается бледным или синим — это признак гипоксии, состояния, при котором в крови мало кислорода.
Тест на метаболические нарушения
Измерьте окружность талии: она не должна превышать 80 см у женщин (оптимально — не более 75 см) и 90 см у мужчин (оптимально — не более 85 см). Превышение показателей, скорее всего, свидетельствует о наличии инсулинорезистентности / метаболических нарушениях, особенно, если жировая складка над пупком более жировой под пупком. Оптимально, если защипнуть жировую складку, она не должна быть более 3 см, а у мужчин ее вообще быть не должно — это маркер того, что уровень тестостерона снижен.
Тест на риск инсульта
Попытайтесь достать левым ухом левое плечо, а правым — правое. Шея должна без каких либо болевых ощущений поворачиваться на 90 градусов вправо и на 90 влево, в противном случае — вы в зоне риска по инсульту. Подобные затруднения говорят о возникновении компрессии позвоночных артерий, что приводит к нарушению микроциркуляции крови в головном мозге. Такое состояние может вызвать ишемический инсульт.
Тест на здоровье головного мозга
Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согните в колене и, развернув ее в сторону, прижмите пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому). В идеале вы должны продержаться на одной ноге, сохраняя равновесие, не менее 20 секунд.
Ученые из Японии выяснили, что нарушение способности балансировать, стоя на одной ноге, говорит о скрытых до времени патологических изменениях в мозге, которые могут привести к инсульту, а также о снижении умственных способностей.
Группа под руководством Ясухару Табара (Yasuharu Tabara) из Киотского университета протестировала 1387 здоровых добровольцев (841 мужчину и 546 женщин), средний возраст которых составил 67 лет. Ученые замеряли время, в течение которого участники способны простоять на одной ноге, состояние их головного мозга оценивалось с помощью метода магнитно-резонансной томографии, а умственные способности — с помощью стандартного опросника.
Как было установлено, вероятность обнаружения ранних, недиагностированных патологических изменений в головном мозге — небольших нарушений мозгового кровообращения, кровоизлияний из малых сосудов — и неспособность продержаться на одной ноге в течение 20 секунд связаны напрямую.
У тех участников, кто не смог простоять на одной ноге 20 секунд, значительно чаще, чем у остальных, присутствовали отклонения, являющиеся предвестниками инсульта — по данным Всемирной организации здравоохранения второй причиной смерти во всем мире. Кроме того, у участников наблюдалось некоторое снижение умственных способностей.
«Наше исследование показало, что способность балансировать на одной ноге в значительной мере отражает состояние головного мозга, — цитирует Табару The Daily Mail. — Время, которое человек может простоять на одной ноге, является простой мерой оценки риска начала аномалий. Этот тест может использоваться для ранней диагностики патологических процессов в мозге и начала снижения когнитивной функции».
Что же делать тем, кто не может устоять? Выполняйте гимнастику для развития вестибулярного аппарата , занимайтесь спортом! Из физических упражнений особенно полезны вращения туловища и головы, наклоны головы вперед, в стороны, бег с изменением темпа и внезапными остановками, прыжки с поворотом на 45, 90, 180 градусов. Рекомендуются также упражнения, тренирующие способность поддерживать равновесие тела, например, с опорой на одну ногу («ласточка»), танцевальные движения (вальс). Очень хороший эффект дают регулярные занятия ритмической гимнастикой, баскетболом, теннисом, плаванием, катание на коньках.
Для пассивной тренировки вестибулярного аппарата катайтесь на различных аттракционах: качелях, каруселях, «чертовом колесе».