Меню

Самосбережения здоровья участников образовательного процесса

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма

Светлана Яблочникова
Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма

Ортобиотика – наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом. Основы ортобиотики, её теория и методология, изложены нобелевским лауреатом И. И. Мечниковым в книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». Русский учёный, развивая свои взгляды на науку по «уходу за собственной персоной», отмечал, что следование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души.

Ортобиотика включает в себя самые различные традиционные и нетрадиционные подходы к построению разумного образа жизни людей.

Сегодня важнейшими постулатами ортобиотики являются:

бережное отношение со своим организмом;

соблюдение индивидуального подбора условий для жизнедеятельности организма;

постоянная, сознательная актуализация интереса к жизни и людям.

Английский мыслитель Джек Леббок в книге «Успех и радости жизни» также изложил основные критерии ортобиотики. Он утверждал, что истинная слава науки состоит не столько в обширности ее владений, плодородии почвы или красоте ее природы, сколько в высоте нравственного и умственного уровня народонаселения.

Основу ортобиотики составляет ортобиоз – разумный образ жизни. Это обеспечение развития человека ради достижения долгой, длительной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде к образованию чувства насыщения жизнью и смиренного желания смерти.

Ортобиоз, рассматривает понятие «здоровье«как единство трех составляющих:

• физическое здоровье;

• психическое здоровье;

• нравственное здоровье.

Если рассматривать здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.

Объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом.

Международная статистика по здравоохранению свидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой.

Термин «ортобиотика» произошел от слова – «оптимизм«, что в переводе с латинского означает «наилучший». Если обратиться к этимологии слова «оптимизм», что в переводе с латинского оно обозначает наилучший.

Это учение о существующем мире как наилучшем из возможных.

Оптимизм рассматривается как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлены. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следовать рекомендациям, способствующим продлению их жизни.

Умение радоваться, одни из ярких показателей состояния здоровья. Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье. Поэтому одним из ведущих направлений в самосбережении своего собственного здоровья вижу умение радоваться, научиться видеть «хорошее» в мелочах, с оптимизмом и улыбкой встречать каждый новый день. Применять принцип самоободрения – преднамеренного возбуждения жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

Большой вклад в развитие ортобиотки внес доктор философских наук Виктор Максимович Шепель.Ему принадлежит формула выживаемости: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью.

Исходными соображениями для ее выведения послужило то, что суточное время жизнедеятельности человека должно быть разумно использовано в целях обеспечения его физического, психического и нравственного здоровья. Для каждого показателя состояния здоровья определяются условия.

В качестве таковых выделяют три группы: физическое укрепление — рекреация, психическое расслабление и освобождение от отрицательных эмоций — релаксация, моральное очищение и возвышение — катарсис.

В ортобиозе рекреация, релаксация и катарсис выделены в виде конкретных мероприятий, позволяющих поддерживать здоровье, повышать работоспособность.

В целях поддержания продуктивной работоспособности и жизненного тонуса полезно в течение каждых шести часов (кроме сна) один час выделять на рекреацию, релаксацию, катарсис. Важно гармонично соотносить время сна и время физической и духовной активности. Ни в коем случае нельзя пренебрегать физиологической нормой сна, во время которого мозг получает отдых и восстанавливается его жизнеспособность, отказ или отклонения в продолжительности сна могут привести к нарушению нервной системы и отрицательному влиянию на физическое состояние человека.

Читайте также:  Всероссийский конкурс рисунков по здоровью

Коэффициент «выживаемости» определяется тем, насколько разумно планируется и используется рабочее и свободное время в целях поддержания физического, психического и нравственного здоровья. Прежде всего следует в течение каждого дня научиться выделять не менее трех часов для мероприятий по рекреации, релаксации и катарсису.

Познакомившись с ортобиотикой, как наукой, принципами ортобиоза, «формулой выживаемости» получила для себя новые, ценные знания по сохранению и улучшению своего здоровья. Сформировала для себя ориентиры по корректированию своей дальнейшей жизнедеятельности, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Открытка ко Дню здоровья «Здравствуйте, пожелания здоровья» Всемирный День здоровья в 2018 году пройдет под лозунгом «Здоровье для всех». Он направлен на привлечение внимания каждого человека к проблемам.

Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест — игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Сценарий праздника ко Дню здоровья «Марафон здоровья» Сценарий праздника «Марафон здоровья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 8-14 лет Цель: пропаганда среди воспитанников здорового образа.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Источник

«Технология самосбережения здоровья детей»

Основная зобота взрослых, прививать детям желания заниматься спортом. Ребенок должен понимать, что хорошее здоровье- это основа его блогополучия в жизни.

(учеба, семья, работа, отдых, замечательные друзья)

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_samosberezheniya_zdorovya_doklad.docx 16.24 КБ
ortobiotika_prezentaciya.pptx 122.41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по итогам повышения квалификации, по теме:

« Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма».

Воспитатель: Борисова Р.И. МДОУ№52 2012год.

Технология самосбережения здоровья.

Сегодня проблемы здоровья и здоровьясбережения детей волнует всех педагогов. Основной задачей педагога, воспитателя является качества знаний, которые получает ребенок. Развитие мышления, безусловно, важнейшая задача, загружая ребенка образовательными занятиями мы забываем о здоровье детей, об их будущем. Каждый педагог, истинно любящий детей, видящий в них живых реальных людей, живущих в настоящий момент, будет проявлять заботу о состоянии их здоровья, даже в ущерб качеству знаний. Для того, что бы сделать процесс образования интересным и полезным, как для ума, так и для тела, педагог должен начать с себя.

Каждый педагог должен ответить на вопрос: зачем ему нужно здоровье? Так или иначе намерение быть здоровым связано с осознанием человеком ценности, уникальности и неповторимости этой, в данный момент протекающей жизни. Отвечая на этот вопрос человек должен осознать, что ответственность за свое здоровье перед собой и социумом он несет сам и не может ни на кого её переложить.

Сегодня мы поговорим об ортобиотике.
ОРТОБИОТИКА — наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика — новая наука о рациональном образе жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения.

Ортобиотика базируется на принципе триединства здоровья: физического – рекреация, психического – релаксация и духовно – нравственного это катарсис.

Три этих аспекта здоровья подразделяются: рекреация – поддержание тела в активном физическом состоянии. Реализация рекреации будет выражаться в ходьбе, утренней гимнастике, проведении физкультурных пауз на занятиях, занятиях спортом, танцами. Во время занятий рекреацией необходимо дать человеку почувствовать мышечную радость от физической нагрузки, создать чувство подъема и удовольствия от занятий своим телом.

релаксация – это снятие нервного и мышечного напряжения, успокоение мыслей, вызов положительных эмоций. Существуют как активные, так и пассивные формы релаксации. К активным формам можно отнести танцы, массаж, смехотерапию, водные процедуры, дыхательная гимнастика. К пассивным формам относятся: аутотренинг, релаксация с акцентом на дыхании, с визуализацией, фиксированием взгляда. Стимулом к занятиям релаксацией может стать состояние внутреннего покоя и равновесия, достигаемое в процессе самих занятий.

Катарсис – деятельность приносящая удовольствие высшего порядка:

прослушивание классической музыки, общение с природой, творческое хобби. Основной аспект нравственности это душа человека, бескорыстное отношение, любовь к окружающим, добрые поступки. Духовно – нравственное здоровье личности проявляется ярче всего в кризисных и экстремальных ситуациях, показывающих, насколько человек способен оставаться человеком при любых обстоятельствах, не теряя человеческих качеств.

Подводя итог хочу предложить вам: « формулу выживаемости». Эту формулу предложил В. М. Шепель – видный ученый, заслуженный деятель науки, профессор.

Коэффициент выживаемости, выводимый по « формуле выживаемости», выступает как математический ориентир оптимального построения ортобиоза. Он представляется в виде дроби, где в числителе — сумма времени, использованного на рекреацию, релаксацию и катарсис, а в знаменателе – время суток минус время сна. Соотношение времени, использованного для поддержания здоровья, к общему времени бодрствования должно в идеале составлять 1:6. Время активности человека условно разделяется на три периода по 6 часов. В соответствии с цикличностью функционирования организма человека в течение каждого шестичасового периода нуждается в подпитке в виде рекреации, релаксации и катарсиса.

Примерная формула выживаемости.

Время рекреации + время релаксации + время катарсис

Источник

Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

Гузалия Магруфовна Голоскова
Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей по данным НИИ гигиены и здоровья детей снизилось почти в три раза. Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Программы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья. Модель оздоровления может состоять из трех блоков, которые решают оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительный блок

1. обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;

2. способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно- сосудистой, дыхательной и др.) содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;

3. закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, вода, различные традиционные и современные методики;

4. способствовать сохранению положительного психо- эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность к школе.

1. совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость; формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.

Воспитательный блок

2. воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;

3. способствовать развитию воли, целеустремленности;

4. формировать позитивные качества характера;

5. воспитывать эстетические потребности ребенка, способствовать эмоциональному развитию.

Для эффективной реализации поставленных задач необходимо определение групп здоровья детей и создание нагрузок с учетом особенностей психофизического развития. В ДОУ необходимо выполнять принципы организации рационального здорового питания: регулярность, разнообразие, полноценность, индивидуальный подход во время приема пищи.

Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей включать соки, фрукты и овощи. Системный подход в организации питания позволит добиваться укрепления иммунной системы, улучшению физического развития. Важная роль в организации физкультурно- оздоровительной работы должна отводиться развитию скоростных, координационных качеств и выносливости.

Для этого должны быть созданы все условия: физкультурный зал с современным оборудованием, тренажеры, прогулочные веранды, оснащенные атрибутами для формирования двигательных навыков основных движений, спортивная площадка, а в группах оборудованы физкультурные уголки.

Формированию двигательной активности и сокращению пребывания детей в статистическом режиме помогают:

разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий;

физминутки, динамические паузы между занятиями;

смена позиций, использование игровых заданий во время проведения образовательных занятий;

проведение пеших переходов во время прогулки; динамический час

При возможности в ДОУ могут предоставляться дополнительные услуги,это различные секции: акробатика, ритмика, плавание, борьба. В зимнее время может работать секция лыжной подготовки.Также для активного отдыха детей необходимо организовывать: развлечения, праздники, дни здоровья, игры-забавы. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни.

Через закаливающие и оздоровительные процедуры повышается устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды, обеспечивается тренировка защитных сил организма.

Хорошей профилактикой заболеваемости в ДОУ является:

максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

свето- воздушные ванны (световой и температурный режим, чистота воздуха);

водное закаливание (обширное умывание, игры с водой);

хождение босиком по «дорожкам здоровья«;

самомассаж рук и ног;

гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

оздоровление фитонцидами (чесночные букеты, чесночно-луковые закуски;

полоскание горла специальными растворами (ромашки, шалфея, эвкалипта, соли, йода и др.);

стимулирующая терапия (смазывание носа оксолиновой мазью, люголизация зева);

витаминотерапия: «Ундевит», «Поливит», настойка шиповника;витаминный стол и природные адаптогены: экстракт элеутерококка, настойка женьшеня; ингаляции по показаниям врача.

Психическое здоровье детей восстанавливается при помощи игр в сенсорной комнате- элементы аутотренинга, релаксации, минутки тишины, психогимнастика, элементы сказкотерапии, музыкотерапии, смехотерапии.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формированию элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельностипроходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

физическое здоровье (я сильный, у меня красивое стройное тело);

соматическое здоровье здоров, у меня ничего не болит) психическое здоровье (я счастлив, у меня хорошее настроение) нравственное здоровье (я всех люблю и никому не делаю зла).

Сформировать представления и навыки здорового образа жизни невозможно путем простой передачи знаний, а должны быть целая серия познавательного цикла,состоящая из разделов:

«Я — человек» (представление о своем внешнем облике);

«Нас много — мы разные» (понимание эмоционального состояния других людей);

«Моя семья» (представление о себе и своей семье);

«Движение — это жизнь» (пользе физкультуры и закаливания);

«Здоровое питание, полезные витамины»;

«Чистота — залог здоровья» (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).

Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья.

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Из опыта применения здоровьесберегающей технологии Мини – эссе Тема:«Я применяю здоровьесберегающую технологию. Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки.

Источник

Adblock
detector