Меню

Самосбережение здоровья жизненного оптимизма

Консультация «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

Ольга Дымшакова
Консультация «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

В уставе всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие «здоровье» не только биологическую, но и как социальную категорию.В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам то есть ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок, может считаться абсолютно здоровым. Перечисляя факторы нездоровья подрастающего поколения, мы забываем об одном,весьма существенном: это неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сбережения здоровья.

Основные компоненты деятельности по самосбережению здоровья (с учётом психофизического развития дошкольника):

• Свобода движений, дыхания (рекреация,

• Проявление эмоций (релаксация,

• Творческое самовыражение ребёнка (катарсис)

• Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей

Специалистами ВОЗ были предложены следующие профилактические модели, которые можно использовать в воспитательной работе со старшими дошкольниками по здоровьесбережению:

Улучшение здоровья

Обучение жизненным навыкам

Модель улучшения здоровья предполагает овладение навыками саморегуляции физического состояния и самочувствия, способами владения собой, внутренний самоконтроль, способность взаимодействовать на свой организм, самообладание, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение поддерживать своё эмоциональное состояние.

Модель альтернативной деятельности предполагает, что детям может быть предложена позитивная деятельность (занятия разнообразными видами спорта, бальными и современными танцами, художественная деятельности, занятия, знакомящие детей с разными оздоровительными техниками). Необходим индивидуальный подбор деятельности в соответствии со специфическими личностными потребностями ребёнка. Эта модель подразумевает преодоление разного рода препятствий и вызывает сильные положительные эмоции и чувства, способствует формированию позитивного отношения к жизни.

Модель обучения жизненным навыкам создаёт условия для перехода к самопомощи, происходит сознательный отказ от позиции «Я не могу» к формированию оптимистической жизненной позиции «Я смогу справиться со своими жизненными трудностями».

Жизненный опыт старшего дошкольника складывается под влиянием окружающих его условий и людей, а также собственной жизнедеятельности. Этот опыт имеет ярко выраженное этическое начало (что такое хорошо и что такое плохо). Технология этического соотнесения (сформулирована российским учёным заслуженным деятелем науки РФ В. М. Шепелем) определяет тематику воспитательно-профилактической работы со старшими дошкольниками по здоровью сбережению: она ориентированна на нравственно прочувствованное и осмысленное отношение 1) к природе, 2) к своему телу, 3) к самому себе, 4) к людям.

Читайте также:  Текущее состояние здоровья населения

Специфика тем определяет выбор пакета здоровьесберегающих технологий,среди которых:

Игротехнология;

Рекреация – технология восстановления физических сил;

Релаксация – технология снятия нервно-психического и мышечного напряжения;

Катарсис – технология восстановления духовных сил, укрепления нравственного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии сводятся в одну систему – технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма.

Пути реализации технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма:

• Моделирование проблемных ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности ребёнка;

• Активная рекреационная нагрузка – подвижные игры, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, коллективные усилия;

Самомассаж для активизации биологически активных точек;

• Психофизические игры (игры-погружения, игры-перевоплощения, спонтанные танцы);

• Релаксация для снятия эмоционального и физического напряжения, формирования этических установок;

• Использование возможностей голосового аппарата для снятия напряжения и формирование успешной деятельности;

• Активизация самостоятельной деятельности (ролевые игры, беседы, драматизации);

• Использование возможностей театра

• Коллективная творческая деятельность, созидающая единое групповое поле;

Выражение чувств художественно-эмоциональным языком: с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и т. д.

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Проект «Аутотренинг» АУТОТРЕНИНГИ-РЕЛАКСАЦИИ («этюды для души») Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней,.

Источник

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма

Светлана Яблочникова
Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма

Ортобиотика – наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом. Основы ортобиотики, её теория и методология, изложены нобелевским лауреатом И. И. Мечниковым в книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». Русский учёный, развивая свои взгляды на науку по «уходу за собственной персоной», отмечал, что следование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души.

Ортобиотика включает в себя самые различные традиционные и нетрадиционные подходы к построению разумного образа жизни людей.

Сегодня важнейшими постулатами ортобиотики являются:

бережное отношение со своим организмом;

соблюдение индивидуального подбора условий для жизнедеятельности организма;

постоянная, сознательная актуализация интереса к жизни и людям.

Английский мыслитель Джек Леббок в книге «Успех и радости жизни» также изложил основные критерии ортобиотики. Он утверждал, что истинная слава науки состоит не столько в обширности ее владений, плодородии почвы или красоте ее природы, сколько в высоте нравственного и умственного уровня народонаселения.

Основу ортобиотики составляет ортобиоз – разумный образ жизни. Это обеспечение развития человека ради достижения долгой, длительной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде к образованию чувства насыщения жизнью и смиренного желания смерти.

Читайте также:  Медико демографическим показателям оценки здоровья населения относятся

Ортобиоз, рассматривает понятие «здоровье«как единство трех составляющих:

• физическое здоровье;

• психическое здоровье;

• нравственное здоровье.

Если рассматривать здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.

Объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом.

Международная статистика по здравоохранению свидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой.

Термин «ортобиотика» произошел от слова – «оптимизм«, что в переводе с латинского означает «наилучший». Если обратиться к этимологии слова «оптимизм», что в переводе с латинского оно обозначает наилучший.

Это учение о существующем мире как наилучшем из возможных.

Оптимизм рассматривается как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлены. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следовать рекомендациям, способствующим продлению их жизни.

Умение радоваться, одни из ярких показателей состояния здоровья. Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье. Поэтому одним из ведущих направлений в самосбережении своего собственного здоровья вижу умение радоваться, научиться видеть «хорошее» в мелочах, с оптимизмом и улыбкой встречать каждый новый день. Применять принцип самоободрения – преднамеренного возбуждения жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

Большой вклад в развитие ортобиотки внес доктор философских наук Виктор Максимович Шепель.Ему принадлежит формула выживаемости: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью.

Исходными соображениями для ее выведения послужило то, что суточное время жизнедеятельности человека должно быть разумно использовано в целях обеспечения его физического, психического и нравственного здоровья. Для каждого показателя состояния здоровья определяются условия.

В качестве таковых выделяют три группы: физическое укрепление — рекреация, психическое расслабление и освобождение от отрицательных эмоций — релаксация, моральное очищение и возвышение — катарсис.

В ортобиозе рекреация, релаксация и катарсис выделены в виде конкретных мероприятий, позволяющих поддерживать здоровье, повышать работоспособность.

Читайте также:  Сколько можно рожать детей без вреда для здоровья

В целях поддержания продуктивной работоспособности и жизненного тонуса полезно в течение каждых шести часов (кроме сна) один час выделять на рекреацию, релаксацию, катарсис. Важно гармонично соотносить время сна и время физической и духовной активности. Ни в коем случае нельзя пренебрегать физиологической нормой сна, во время которого мозг получает отдых и восстанавливается его жизнеспособность, отказ или отклонения в продолжительности сна могут привести к нарушению нервной системы и отрицательному влиянию на физическое состояние человека.

Коэффициент «выживаемости» определяется тем, насколько разумно планируется и используется рабочее и свободное время в целях поддержания физического, психического и нравственного здоровья. Прежде всего следует в течение каждого дня научиться выделять не менее трех часов для мероприятий по рекреации, релаксации и катарсису.

Познакомившись с ортобиотикой, как наукой, принципами ортобиоза, «формулой выживаемости» получила для себя новые, ценные знания по сохранению и улучшению своего здоровья. Сформировала для себя ориентиры по корректированию своей дальнейшей жизнедеятельности, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Открытка ко Дню здоровья «Здравствуйте, пожелания здоровья» Всемирный День здоровья в 2018 году пройдет под лозунгом «Здоровье для всех». Он направлен на привлечение внимания каждого человека к проблемам.

Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест — игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Сценарий праздника ко Дню здоровья «Марафон здоровья» Сценарий праздника «Марафон здоровья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 8-14 лет Цель: пропаганда среди воспитанников здорового образа.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Источник

Adblock
detector