Меню

Самооценка уровня здоровья учащимися 5 8 классов

Тест «Самооценка уровня здоровья учащимися» (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В.)

Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

Иметь много денег.

Иметь хороших друзей.

Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным.

Жить в счастливой семье

Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом.

Знания о том, как заботиться о своём здоровье.

Хорошие природные условия.

Возможность лечиться у хорошего врача.

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.

Отказ от вредных привычек.

Выполнение правил здорового образа жизни.

Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?

Режимные моменты Ежедневно Несколько раз в неделю Очень редко, никогда
Утренняя зарядка
Завтрак
Обед
Ужин
Прогулка на свежем воздухе
Занятия спортом
Душ, ванна
Сон не менее 8 часов

Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)

Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?

Да, очень интересно и полезно.

Интересно, но не всегда.

Не очень интересно.

Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

Источник информации Часто Иногда Никогда
В школе
От родителей
От друзей
Из книг и журналов
Из передач радио и телевидения

7. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:

Уроки, обучающие здоровью.

Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.

Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.

КЛЮЧ К АНКЕТЕ (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В.)

ВОПРОС №1. Показатель: личностная ценность здоровья

Если бальная оценка составляет:

-8 — высокая личностная значимость здоровья

-5 — недостаточная личная значимость здоровья

менее 4 — низкая значимость здоровья

ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.

Регулярные занятия спортом (2)

Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)

Хорошие природные условия (0)

Возможность лечиться у хорошего врача (0)

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать (0)

Выполнение правил здорового образа жизни (2)

Если сумма баллов составляет:

-8 — понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.

— недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья

или менее — отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья

ВОПРОС №3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Режимные моменты Ежедневно 2 балла Несколько раз в неделю 1 балл Очень редко, никогда 0 баллов

Если сумма баллов составляет:

-14 — полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

— 9 — неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

и меньше — несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ

Сумма баллов, полученных на 3 вопрос

Вариант ответа
14-16 13-9 8 и меньше
Да, конечно. 4 3 2
Забочусь недостаточно 4 4 3
Мало забочусь 2 4 3

Если бальная оценка составляет:

балла — адекватная оценка учащимся своего образа жизни

балла — недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

балла — неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.

ВОПРОС №5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.

Да, очень интересно и полезно. (4)

Интересно, но не всегда. (3)

Не очень интересно. (2)

Если бальная оценка составляет:

— очень интересная и полезная

— довольно интересна и полезна

— не очень интересна и полезна

Тест «Мотивы занятий спортивным скалолазанием»

Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортивным скалолазанием и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике.

Инструкция

Перед вами 10 пар суждений, которые отражают различные причины занятия спортом и спортивным скалолазанием. Сначала выберите из пары то высказывание, которое больше всего подходит вам. Затем уточните, в какой степени оно вам больше подходит. В соответствующих графах бланка для ответов поставьте знак «+». Долго задумываться не надо, отмечайте первое подходящее суждение.

Текст опросника

1.«Я получаю радость от спортивного скалолазания, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение».

Читайте также:  Дипак чопра 21 день медитации здоровье

.«Я занимаюсь спортивным скалолазанием, так как добиваюсь успехов». Мои товарищи по школе и команде уважают меня за это.

.«Я активно занимаюсь спортивным скалолазанием потому, что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым».

.«Мне нравятся занятия спортивным скалолазанием, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований».

.«Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться».

.«Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться цели».

.«Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться».

.«Я занимаюсь спортивным скалолазанием, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спортивным скалолазанием для меня — хобби.

.«Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спортивным скалолазанием».

.«Если я буду регулярно тренироваться то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны».

Источник

Самооценка уровня здоровья учащимися 5 8 классов

Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Предлагаемый «Учебный практикум» является логическим продолжением и приложением к учебнику Э.Н. Вайнера «Валеология» – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с. «Учебный практикум» ставит основной целью закрепление теоретических знаний в области валеологии и освоение практических основ деятельности учителя, которые помогли бы ему в создании валеологической среды в образовательном учреждении. Структура и содержание пособия рассчитаны на студентов педагогических вузов и учителей образовательных учреждений.

«Практикум» должен помочь студентам и учителям в реализации в образовательном учреждении следующих задач, связанных с формированием и обеспечением здоровья учащихся и воспитанников:

– Создание у детей устойчивой жизненной мотивации на здоровую жизнедеятельность и воспитание валеологической культуры;

– Обучение детей основам здорового образа жизни;

– Создание здоровьесберегающей образовательной среды;

– Ознакомление с простейшими методами индивидуально-типологической диагностики учащихся и использования этих данных в образовательном процессе;

– Знакомство с методами валеологического анализа образовательного процесса, педагогических технологий и путей межпредметной интеграции в области валеологического образования;

– Ознакомление с организацией и содержанием воспитательной работы и работы с родителями в области формирования и обеспечения здоровья детей;

– Формирование валеологической культуры и обеспечение здоровья учителя.

Структурно «Практикум» построен таким образом, чтобы помочь учителю определиться в содержании его работы по формированию и обеспечению здоровья учащихся и воспитанников во всем многообразии его учебно-воспитательной деятельности. Вот почему он включает разделы, представляющие основные аспекты деятельности учителя в этом направлении. Каждый такой раздел содержит вводный теоретический материал, отражающий основные методологические предпосылки здоровья и показывающий роль и место соответствующего вида деятельности учителя в формировании и обеспечении здоровья учащихся, воспитанников и самого учителя. В свою очередь, каждой работе предпосылается информация о значении для учителя освоения соответствующего вида деятельности в организации им тех условий образовательной среды, которые не только свели бы к минимуму ее неблагоприятное влияние на здоровье детей, но и обеспечили бы формирование у них культуры здоровья.

Все виды работ в «Учебном практикуме» подразделяются на семинарские занятия, лабораторные и практические работы.

Семинарские занятия ставят основной целью освоение основных методологических понятий соответствующего раздела валеологии, их творческое осмысление. Они, как правило, включают перечень вопросов и заданий, составляющих суть понятий данного раздела и предполагающих осознание учителем значения этого раздела в организации и содержании его работы в оздоровительной деятельности. Предполагается, что при подготовке к семинарским занятиям учащийся использует теоретический материал, содержащийся в учебнике Э.Н. Вайнера «Валеология».

Лабораторные работы ставят целью вооружить учителя методами и средствами изучения определенных критериев оценки условий и состояний, определяющих здоровую жизнедеятельность (например, гигиенических условий класса, состояния работоспособности и др.).

Практические работы предполагают приобретение учителем навыков построения различных режимов здоровой жизнедеятельности или их аспектов (например, режима питания, двигательной активности, дня и недели и пр.).

Читайте также:  Психическое здоровье современной молодежи

Каждый раздел пособия содержит список рекомендуемой учебно-методической и специальной литературы, которая может помочь в самообразовании и повышении квалификации учителя в вопросах формирования и обеспечения здоровья человека, определения роли и места учителя в создании валеологически обоснованной образовательной среды.

1. ВВЕДЕНИЕ В ВАЛЕОЛОГИЮ

1.1. Основные положения валеологии

1.2. Анализ здоровья населения России

1.3. Динамика заболеваемости в регионе (на примере Центрального Черноземья)

Изложены основные положения валеологии и рассматриваются состояние и причины ухудшающегося положения со здоровьем в целом в Российской Федерации и в соответствующем регионе в частности.

Материал поможет учителю в подготовке и проведении теоретических занятий с учащимися по формированию осознанного отношения к проблеме.

Теоретические аспекты темы – в учебнике Э.Н. Вайнера «Валеология», Раздел 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни, стр. 6 – 36.

1.1. Основные положения валеологии

Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.

Российский ученый И.И. Брехман (1990) одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (от лат. valeo – здоровье, быть здоровым и греч. logos – учение, наука).

1. Валеология есть межнаучное направление о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования, сохранения и укрепления в конкретных условиях жизнедеятельности.

2. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывают всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии организма человека оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока его состояние не перейдет в патологию. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска организмом, валеология использует функциональные резервы человека для сохранения здоровья преимущественно через приобщение его к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка индивидуального здоровья успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и определения соответствующих корректив образа жизни.

Источник

Самооценка уровня здоровья учащимися

(Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. Учебный практикум.-

М.:Флинта , Наука, 2002.- 22-25)

В 1-6 заданиях пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности.

1. Факторы, определяющие здоровье:

2. Жизненные приоритеты:

искусство (живопись, музыка и т.д.)

отдых и развлечения

2.11.любовь (в общечеловеческом смысле)

3. Получаете информацию о ЗОЖ:

4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:

понимание со стороны родителей и взрослых

5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

нежелание заниматься своим здоровьем

отсутствие интереса к здоровью

несоблюдение гигиенических требований

нерациональный режим дня

6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:

недостаток знаний о ЗОЖ

считаете, что болезни Вам не грозят

7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):

считаю себя здоровым______________________

регулярно занимаюсь своим здоровьем________________

задумываюсь над своим здоровьем_________________

занимаюсь физической культурой__________________

рационально питаюсь (регулярно________________

достаточно_______________ , количество раз_____________)

Читайте также:  Соц сети здоровье детей

регулярно посещаю баню________________

соблюдаю режим дня_____________

7.10.воздерживаюсь от вредных привычек_____________

7.11.имею полноценный сон_______________

8. Отношение к здоровью в семье:

проявляют ли Ваши родители интерес к здоровью?__________

занимаются ли члены Вашей семьи физкультурой?___________

Один (оба) из родителей курят? (написать)_______________

Употребляют алкоголь (не реже 1 раза в 2 недели)____________,

8.5. при заболевании (подчеркнуть):

а) Вы используете медикаменты,

б) считаете, что организм справится с болезнью сам,

в) пользуетесь естественными средствами оздоровления (какими?)

9. Оцените уровень Вашего физического здоровья (подчеркнуть):

высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно

10. Оцените уровень знаний и умений по своему здоровью (по 10-бальной системе):

10.1.-уровень знаний об анатомический функциях органов и систем

— о влиянии физических упражнений__________

— правил личной гигиены, профилактики осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха

— о профилактике и лечении простудных заболеваний__________

10.2. умение оказать первую медицинскую помощь при (подчеркнуть):

кровотечении, травмах, отравлениях, укусах животных, насекомых владение методами самоконтроля:

— оценка физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и другое) ___________

— оценка физической подготовки (тесты на быстроту, ловкость, гибкость, силу) _______________

1. Данные о состоянии Вашего здоровья:

11.1. простудные заболевания в течение года (раз____________)

11.2. хронические заболевания (если «да», то какие?)

11.3. нарушения (если «да», то какие?)_______

11.5. оценка по физкультуре в прошлом году______________

2. Вредные привычки:

курение (сколько сигарет в день?)___________________

употребление алкоголя (кол-во раз в месяц)______________

употребление наркотиков (подчеркнуть): не пробовал, изредка, регулярно

2. Хотели бы Вы получить дополнительные знания в области ЗОЖ? (по 5-бальной шкале) _____________

3. Оцените, насколько для Вас интересна информация о ЗОЖ?_______________

Анкета «Наркотики и подросток»

1. Много ли у тебя свободного времени?

2.Как ты учишься?

3. Чем занимаешься в свободное время?

— занимаюсь в спортивной секции;

— занимаюсь в кружке, изостудии;

— собираемся со сверстниками на улице, у кого- нибудь дома;

— что-то другое ( указать что).

4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?

5. Предлагали ли тебе когда – нибудь наркотики?

6. Если предлагали, то кто?

— знакомый, сам употребляющий наркотики

7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

— знаю, но я всегда смогу бросить принимать наркотики

— знаю, но со мной этого не случится

9.Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков7

— достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления

— осознанием гибельности пути употребления наркотиков

— запретом со стороны родителей и взрослых

— другое ( что именно)

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?

— людям, испытавшим на себе действие наркотиков

— работникам правоохранительных органов

-средствам массовой информации

11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

— вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков

— вызывает желание попробовать

— не влияет на мое отношение к наркотикам

12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

13. Где бы ты хотел получить эту информацию?

— из специальной литературы

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

— сообщил бы родителям

— посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер

— сообщил бы классному руководителю

— поговорил бы с другом и предложил свою помощь

— ничего бы не сделал, это личное дело

Приложение 5

Направление «Социально-педагогическое»

Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие приемы.

1. Методика неоконченных предложений

Добро – это …. Открытость – это ….

Зло – это …. Подлость – это …

Любовь – это … Совесть – это ….

Ненависть – это …. Наглость – это …

Дружба – это … Порядочность – это ….

Враждебность – это… Право – это ….

Честность – это … Обязанность – это ….

Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.)

Источник

Adblock
detector