Тест «Самооценка уровня здоровья учащимися» (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В.)
Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
Иметь много денег.
Иметь хороших друзей.
Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)
Много знать и уметь
Быть красивым и привлекательным.
Жить в счастливой семье
Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
Регулярные занятия спортом.
Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
Хорошие природные условия.
Возможность лечиться у хорошего врача.
Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
Отказ от вредных привычек.
Выполнение правил здорового образа жизни.
Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
Режимные моменты | Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко, никогда |
Утренняя зарядка | |||
Завтрак | |||
Обед | |||
Ужин | |||
Прогулка на свежем воздухе | |||
Занятия спортом | |||
Душ, ванна | |||
Сон не менее 8 часов |
Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)
Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
Да, очень интересно и полезно.
Интересно, но не всегда.
Не очень интересно.
Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
Источник информации | Часто | Иногда | Никогда |
В школе | |||
От родителей | |||
От друзей | |||
Из книг и журналов | |||
Из передач радио и телевидения |
7. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:
Уроки, обучающие здоровью.
Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.
Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
КЛЮЧ К АНКЕТЕ (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В.)
ВОПРОС №1. Показатель: личностная ценность здоровья
Если бальная оценка составляет:
-8 — высокая личностная значимость здоровья
-5 — недостаточная личная значимость здоровья
менее 4 — низкая значимость здоровья
ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.
Регулярные занятия спортом (2)
Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)
Хорошие природные условия (0)
Возможность лечиться у хорошего врача (0)
Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать (0)
Выполнение правил здорового образа жизни (2)
Если сумма баллов составляет:
-8 — понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.
— недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья
или менее — отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья
ВОПРОС №3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
Режимные моменты | Ежедневно 2 балла | Несколько раз в неделю 1 балл | Очень редко, никогда 0 баллов |
Если сумма баллов составляет:
-14 — полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
— 9 — неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
и меньше — несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ
Вариант ответа | |||
14-16 | 13-9 | 8 и меньше | |
Да, конечно. | 4 | 3 | 2 |
Забочусь недостаточно | 4 | 4 | 3 |
Мало забочусь | 2 | 4 | 3 |
Если бальная оценка составляет:
балла — адекватная оценка учащимся своего образа жизни
балла — недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни
балла — неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.
ВОПРОС №5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.
Да, очень интересно и полезно. (4)
Интересно, но не всегда. (3)
Не очень интересно. (2)
Если бальная оценка составляет:
— очень интересная и полезная
— довольно интересна и полезна
— не очень интересна и полезна
Тест «Мотивы занятий спортивным скалолазанием»
Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортивным скалолазанием и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике.
Инструкция
Перед вами 10 пар суждений, которые отражают различные причины занятия спортом и спортивным скалолазанием. Сначала выберите из пары то высказывание, которое больше всего подходит вам. Затем уточните, в какой степени оно вам больше подходит. В соответствующих графах бланка для ответов поставьте знак «+». Долго задумываться не надо, отмечайте первое подходящее суждение.
Текст опросника
1.«Я получаю радость от спортивного скалолазания, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение».
.«Я занимаюсь спортивным скалолазанием, так как добиваюсь успехов». Мои товарищи по школе и команде уважают меня за это.
.«Я активно занимаюсь спортивным скалолазанием потому, что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым».
.«Мне нравятся занятия спортивным скалолазанием, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований».
.«Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться».
.«Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться цели».
.«Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться».
.«Я занимаюсь спортивным скалолазанием, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спортивным скалолазанием для меня — хобби.
.«Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спортивным скалолазанием».
.«Если я буду регулярно тренироваться то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны».
Источник
Самооценка уровня здоровья учащимися 5 8 классов
Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская
Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Предлагаемый «Учебный практикум» является логическим продолжением и приложением к учебнику Э.Н. Вайнера «Валеология» – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с. «Учебный практикум» ставит основной целью закрепление теоретических знаний в области валеологии и освоение практических основ деятельности учителя, которые помогли бы ему в создании валеологической среды в образовательном учреждении. Структура и содержание пособия рассчитаны на студентов педагогических вузов и учителей образовательных учреждений.
«Практикум» должен помочь студентам и учителям в реализации в образовательном учреждении следующих задач, связанных с формированием и обеспечением здоровья учащихся и воспитанников:
– Создание у детей устойчивой жизненной мотивации на здоровую жизнедеятельность и воспитание валеологической культуры;
– Обучение детей основам здорового образа жизни;
– Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
– Ознакомление с простейшими методами индивидуально-типологической диагностики учащихся и использования этих данных в образовательном процессе;
– Знакомство с методами валеологического анализа образовательного процесса, педагогических технологий и путей межпредметной интеграции в области валеологического образования;
– Ознакомление с организацией и содержанием воспитательной работы и работы с родителями в области формирования и обеспечения здоровья детей;
– Формирование валеологической культуры и обеспечение здоровья учителя.
Структурно «Практикум» построен таким образом, чтобы помочь учителю определиться в содержании его работы по формированию и обеспечению здоровья учащихся и воспитанников во всем многообразии его учебно-воспитательной деятельности. Вот почему он включает разделы, представляющие основные аспекты деятельности учителя в этом направлении. Каждый такой раздел содержит вводный теоретический материал, отражающий основные методологические предпосылки здоровья и показывающий роль и место соответствующего вида деятельности учителя в формировании и обеспечении здоровья учащихся, воспитанников и самого учителя. В свою очередь, каждой работе предпосылается информация о значении для учителя освоения соответствующего вида деятельности в организации им тех условий образовательной среды, которые не только свели бы к минимуму ее неблагоприятное влияние на здоровье детей, но и обеспечили бы формирование у них культуры здоровья.
Все виды работ в «Учебном практикуме» подразделяются на семинарские занятия, лабораторные и практические работы.
Семинарские занятия ставят основной целью освоение основных методологических понятий соответствующего раздела валеологии, их творческое осмысление. Они, как правило, включают перечень вопросов и заданий, составляющих суть понятий данного раздела и предполагающих осознание учителем значения этого раздела в организации и содержании его работы в оздоровительной деятельности. Предполагается, что при подготовке к семинарским занятиям учащийся использует теоретический материал, содержащийся в учебнике Э.Н. Вайнера «Валеология».
Лабораторные работы ставят целью вооружить учителя методами и средствами изучения определенных критериев оценки условий и состояний, определяющих здоровую жизнедеятельность (например, гигиенических условий класса, состояния работоспособности и др.).
Практические работы предполагают приобретение учителем навыков построения различных режимов здоровой жизнедеятельности или их аспектов (например, режима питания, двигательной активности, дня и недели и пр.).
Каждый раздел пособия содержит список рекомендуемой учебно-методической и специальной литературы, которая может помочь в самообразовании и повышении квалификации учителя в вопросах формирования и обеспечения здоровья человека, определения роли и места учителя в создании валеологически обоснованной образовательной среды.
1. ВВЕДЕНИЕ В ВАЛЕОЛОГИЮ
1.1. Основные положения валеологии
1.2. Анализ здоровья населения России
1.3. Динамика заболеваемости в регионе (на примере Центрального Черноземья)
Изложены основные положения валеологии и рассматриваются состояние и причины ухудшающегося положения со здоровьем в целом в Российской Федерации и в соответствующем регионе в частности.
Материал поможет учителю в подготовке и проведении теоретических занятий с учащимися по формированию осознанного отношения к проблеме.
Теоретические аспекты темы – в учебнике Э.Н. Вайнера «Валеология», Раздел 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни, стр. 6 – 36.
1.1. Основные положения валеологии
Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.
Российский ученый И.И. Брехман (1990) одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (от лат. valeo – здоровье, быть здоровым и греч. logos – учение, наука).
1. Валеология есть межнаучное направление о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования, сохранения и укрепления в конкретных условиях жизнедеятельности.
2. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывают всеобщие для данного контингента рекомендации.
Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии организма человека оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока его состояние не перейдет в патологию. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска организмом, валеология использует функциональные резервы человека для сохранения здоровья преимущественно через приобщение его к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка индивидуального здоровья успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и определения соответствующих корректив образа жизни.
Источник
Самооценка уровня здоровья учащимися
(Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. Учебный практикум.-
М.:Флинта , Наука, 2002.- 22-25)
В 1-6 заданиях пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности.
1. Факторы, определяющие здоровье:
2. Жизненные приоритеты:
искусство (живопись, музыка и т.д.)
отдых и развлечения
2.11.любовь (в общечеловеческом смысле)
3. Получаете информацию о ЗОЖ:
4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:
понимание со стороны родителей и взрослых
5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
нежелание заниматься своим здоровьем
отсутствие интереса к здоровью
несоблюдение гигиенических требований
нерациональный режим дня
6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:
недостаток знаний о ЗОЖ
считаете, что болезни Вам не грозят
7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):
считаю себя здоровым______________________
регулярно занимаюсь своим здоровьем________________
задумываюсь над своим здоровьем_________________
занимаюсь физической культурой__________________
рационально питаюсь (регулярно________________
достаточно_______________ , количество раз_____________)
регулярно посещаю баню________________
соблюдаю режим дня_____________
7.10.воздерживаюсь от вредных привычек_____________
7.11.имею полноценный сон_______________
8. Отношение к здоровью в семье:
проявляют ли Ваши родители интерес к здоровью?__________
занимаются ли члены Вашей семьи физкультурой?___________
Один (оба) из родителей курят? (написать)_______________
Употребляют алкоголь (не реже 1 раза в 2 недели)____________,
8.5. при заболевании (подчеркнуть):
а) Вы используете медикаменты,
б) считаете, что организм справится с болезнью сам,
в) пользуетесь естественными средствами оздоровления (какими?)
9. Оцените уровень Вашего физического здоровья (подчеркнуть):
высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно
10. Оцените уровень знаний и умений по своему здоровью (по 10-бальной системе):
10.1.-уровень знаний об анатомический функциях органов и систем
— о влиянии физических упражнений__________
— правил личной гигиены, профилактики осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха
— о профилактике и лечении простудных заболеваний__________
10.2. умение оказать первую медицинскую помощь при (подчеркнуть):
кровотечении, травмах, отравлениях, укусах животных, насекомых владение методами самоконтроля:
— оценка физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и другое) ___________
— оценка физической подготовки (тесты на быстроту, ловкость, гибкость, силу) _______________
1. Данные о состоянии Вашего здоровья:
11.1. простудные заболевания в течение года (раз____________)
11.2. хронические заболевания (если «да», то какие?)
11.3. нарушения (если «да», то какие?)_______
11.5. оценка по физкультуре в прошлом году______________
2. Вредные привычки:
курение (сколько сигарет в день?)___________________
употребление алкоголя (кол-во раз в месяц)______________
употребление наркотиков (подчеркнуть): не пробовал, изредка, регулярно
2. Хотели бы Вы получить дополнительные знания в области ЗОЖ? (по 5-бальной шкале) _____________
3. Оцените, насколько для Вас интересна информация о ЗОЖ?_______________
Анкета «Наркотики и подросток»
1. Много ли у тебя свободного времени?
2.Как ты учишься?
3. Чем занимаешься в свободное время?
— занимаюсь в спортивной секции;
— занимаюсь в кружке, изостудии;
— собираемся со сверстниками на улице, у кого- нибудь дома;
— что-то другое ( указать что).
4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?
5. Предлагали ли тебе когда – нибудь наркотики?
6. Если предлагали, то кто?
— знакомый, сам употребляющий наркотики
7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?
8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?
— знаю, но я всегда смогу бросить принимать наркотики
— знаю, но со мной этого не случится
9.Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков7
— достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления
— осознанием гибельности пути употребления наркотиков
— запретом со стороны родителей и взрослых
— другое ( что именно)
10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?
— людям, испытавшим на себе действие наркотиков
— работникам правоохранительных органов
-средствам массовой информации
11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?
— вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков
— вызывает желание попробовать
— не влияет на мое отношение к наркотикам
12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?
13. Где бы ты хотел получить эту информацию?
— из специальной литературы
14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?
— сообщил бы родителям
— посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер
— сообщил бы классному руководителю
— поговорил бы с другом и предложил свою помощь
— ничего бы не сделал, это личное дело
Приложение 5
Направление «Социально-педагогическое»
Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие приемы.
1. Методика неоконченных предложений
Добро – это …. Открытость – это ….
Зло – это …. Подлость – это …
Любовь – это … Совесть – это ….
Ненависть – это …. Наглость – это …
Дружба – это … Порядочность – это ….
Враждебность – это… Право – это ….
Честность – это … Обязанность – это ….
Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.)
Источник