Меню

Самооценка учащимися своего здоровья

О себе узнаем сами

Самооценка школьниками показателей своего здоровья позволяет получить более объективную картину состояния человека и активизировать интерес у учащихся к здоровому образу жизни

Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья

(Заполняется самостоятельно. Для младших школьников возможно проставление баллов во время проведения беседы.)

Инструкция: на вопросы 110 варианты ответа – да или нет.

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.
9. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.
10. Бывает, я курю.

Внимание! Далее надо выбрать один из вариантов ответа на вопрос.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?

12. Помогают ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?

а) Безразличие;
б) заинтересованность;
в) усталость, утомление;
г) сосредоточенность;
д) волнение, беспокойство;
е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) Заботятся о моем здоровье;
б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;
в) подают хороший пример;
г) подают плохой пример;
д) учат, как беречь здоровье;
е) им безразлично мое здоровье.

15. Как вся обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?

а) Не оказывает заметного влияния;
б) плохо влияет;
в) хорошо влияет;
г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов. По вопросам 1–10 по одному баллу начисляется за ответ «нет». По вопросам 11–12 один балл начисляется за ответ б. По вопросу 13 один балл начисляется за ответы а, в, д. По вопросу 14 один балл начисляется за ответы б, г, е. По вопросу 15 один балл за б, г.

Интерпретация результатов. Благополучный результат при итоговой сумме – не более 6 баллов. «Зона риска» – при наборе более 12 баллов.

Анкета напряженности

Может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздают листы с вопросами, а ответы они записывают на ответном бланке. Вопросы могут быть зачитаны вслух проводящим анкетирование психологом (но не учителем этого класса).

Инструкция: возможны три варианта ответов на каждый вопрос: да, нет, не знаю.

1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.
5. Я захожу в аудиторию, где принимают экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.
7. Насмешки одноклассников не портят мое настроение.
8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что запланировал.
11. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке.
12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно опускаю руки.
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.
18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
19. Меня беспокоит мое положение в классе.
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.
22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием,
экзаменом.
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией.
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.
26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.
27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом жалею об этом.
29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

Обработка результатов: суммируются в баллах (по одному баллу) число ответов нет на вопросы 1–10 и число ответов да на вопросы 11–30, затем приплюсовывается половина баллов от числа ответов не знаю.
Интерпретация: до 12 баллов – относительное благополучие; 12–19 баллов – зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста; 20 и более баллов – неблагополучие (повышенный уровень напряженности), необходима консультация специалиста.

Влияние школьных ситуаций на состояние тревожности

Методика самооценки (по Кондашу) используется для учащихся 7-го и более старших классов.

Читайте также:  Инвестиционное страхование здоровья что это такое

Инструкция: оцени каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:

0 – ситуация не волнует; 1 – ситуация слабо волнует; 2 – ситуация достаточно волнует; 3 – ситуация очень волнует.

1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Ответ у доски.
11. Непонимание объяснений учителя.
12. Неожиданный вопрос учителя.
13. Не получается домашнее задание.
14. Принятие важного, ответственного решения.

Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна).
Важна не только оценка, полученная школьником, но и динамика показателей (за год, два и т.д.).
А эти тесты проводят специалисты.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:

0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.

1. Много читает.
2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.
3. Больше часа (полчаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
4. Больше двух часов (1 час для младших школьников) в день проводит у телевизора.
5. Читает, пишет, уткнувшись носом в текст.
6. У родителей плохое зрение (носят очки).
7. Неправильно питается (недостаток витамина А).
8. Имеется тенденция к повышенному артериальному и/или внутричерепному давлению.
9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности.

Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки

Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:

0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.

1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
2. Носит сумки, портфель в одной руке.
3. Имеет привычку сутулиться.
4. Ведет неправильный образ жизни, проявляет недостаточную двигательную активность.
5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Занимается тяжелой атлетикой.
7. Неправильно, нерегулярно питается.
8. Астеническое, диспропорциональное телосложение.
9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
10. Выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.

Шкала тревожности Сирса

Уровень тревожности наряду с оценкой напряженности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог.

Инструкция: оцените каждую позицию по 3-балльной шкале:

0 – признак отсутствует;
1 – признак слабо выражен;
2 – признак достаточно выражен;
3 – признак резко выражен.

1. Обычно напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Легко пугается.
4. Плаксив.
5. Ко всему очень чувствителен.
6. Часто бывает агрессивным.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет или бледнеет.
10. Сосредоточивается с трудом.
11. Суетлив.
12. Потеют руки.
13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.
14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.

Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна.)

Источник

«Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся».
статья по психологии на тему

Тема: «Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся».

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшние дни состояние медико-физического, социально-психологического здоровья молодого поколения является актуальной проблемой и важным предметом государства. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность родителя, учителя и самого ребенка.

Мы живём в стремительно меняющемся мире. И актуальные вопросы психологии на сегодняшний день является – научить ребёнка самостоятельно регулировать свое поведения, эмоциональное состояние. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией. Поэтому важным эталоном для самосознании, самовоспитании, самореализации в будущем у детей обязательно нужно формировать и развивать адекватную самооценку.

На данный момент в нашей школе работает федеральная стажировочная площадка по формированию экологии культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования. Главная направления этой работы — сохранение здоровья учащихся. И в рамках данной деятельности разработана программа психологического здоровья «Развитие адекватной самооценки учащихся».

Основной целью данной программы – формирование и развитие адекватной самооценки и достижения уровня самореализации учащихся.

Задачи данной программы:

· развивать способности в самопознании, самовоспитании, самореализации;

· формировать и развивать социальное доверие;

Читайте также:  Поздравляю с праздником желаю крепкого здоровья

· повышение представлений учащихся о собственной значимости, ценности;

· развитие социальных и коммуникативных навыков;

· развитие внутренней активности учащегося;

· перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь;

· развивать уверенности и силы воли для реализации в создании своего «Я»;

· обучить умению самостоятельно решать проблемы;

· обучить детей способам снятия мышечного и эмоционального дискомфорта.

Для реализации данной программы применяем следующие формы работ для учащихся:

• диагностика уровня самооценки учащихся,

• уроки психологии для познания своего «Я»,

• психологические тренинги для развития адекватной самооценки,

• индивидуальные беседы, консультации с учащимися для развития навыкам регулирование своего состояния,

• организация участие детей с низкой самооценкой в различных конкурсах и мероприятиях.

Для развития адекватной самооценки учащихся мы проводим просветительские, коррекционные, профилактические работы с родителями. Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». Поэтому здесь огромную роль играет уровень образования родителей.

Поэтому мы проводим с родителями следующие формы работы:

· просвещение родителей знаниями о воспитании, обучении, развитии ребенка в семье,

· психологические тренинги для развития толерантного отношения между членами семьи,

· индивидуальные психологические консультации для формирования и развития навыков самопознания, самовоспитания, самореализации,

· групповые беседы для распространения навыков регулирования эмоционального состояния.

И все эти формы работы проводятся нашей школе в

· Родительском Университете школы «Заботливый родитель»,

· Клубе «Материнская нежность»,

· классных родительских собраниях,

· индивидуальной консультации специалистов социально-психологической службы, и классных руководителей,

· заседании профилактического совета.

Также проводятся работы с учителями (учителями-предметниками и классными руководителями). Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько ролей, которые так называемыми выполняемыми функциями:

· власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

· авторитетный источник знаний в определённой области;

· старший товарищ и друг.

В формировании самооценки играет огромную роль в школе учитель.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Поэтому для учителей проводим следующие формы работы:

· просветительскую работу о повышении самооценки учащихся во время занятий,

· индивидуальные консультации, рекомендации по работе с детьми с неадекватной самооценки,

· семинарское занятие для классных руководителей по созданию условия самораскрытию учащихся с низкой самооценкой,

· психологические тренинги для преодоления психологических барьеров, развитие толерантного отношения к себе;

· диагностику личной самооценки.

И эти формы работы мы проводим в

· семинарских занятиях учителей,

· на уроках психолога для учителей,

· на индивидуальном консультации.

Развивая адекватную самооценку мы достигли у учащихся значительные количественные и качественные изменения в следующих областях:

· Повышение уровня учебной деятельности,

· Повышение уровень воспитанности,

· Повышение уровня психологического здоровья: развития памяти, внимания, мышления, стабилизация уровня эмоционального состояния.

Мы ежегодно выявляем уровень адаптации учащихся 5 классов во время перехода в среднее звено.

Я хочу познакомить вас с результатами проведенных работ по выявлению адаптации пятиклассников в течении последних трех лет. В нем приняли участие пятиклассников 2012г. – 41, 2013г. – 42, 2014г. – 38.

Мы применяли методику Н.Г. Лускановой.

Осенью 2012 году всего пятиклассников было 41 учащиеся. Из них

· 2 учащиеся имели низкий уровень адаптации по школе, это 4,6% учащиеся из общего числа пятиклассников.

· 12 учащиеся имели средний уровень адаптации, это 27,6% пятиклассников.

· 28 учащиеся имели высокий уровень адаптации, это 67,8% учащиеся из общего числа пятиклассников.

Осенью 2013 году всего пятиклассников было 42 учащихся. Из них

· 3 учащиеся имели низкий уровень адаптации, это 7,2% учащиеся.

· 12 учащиеся имели средний уровень адаптации, это 28,8%.

· 26 учащиеся имели высокий уровень адаптации по школе, это 64% учащиеся из общего числа пятиклассников.

В конце октября месяца 2014 года всего пятиклассников было 38, из них

· 9 человек имели средний уровень адаптации, это 23,4% учащихся.

· 29 учащихся имели высокий уровень адаптации, это 76,6% учащихся.

· Низкий уровень адаптации ни у кого не проявлялось.

Годы

Число учащихся по уровню школьной адаптации

Процент учащихся по уровню школьной адаптации

Всего учащихся

низкий

средний

высокий

Годы

низкий

средний

высокий

По выявлению школьной тревожности.

Также мы каждый год выявляем уровень тревожности пятиклассников в период перехода в среднее звено.

В 2012 году всего пятиклассников было 42, из них

· 6 учащиеся имели низкий уровень тревожности, это 13,8% из общего числа пятиклассников.

· 20 человек имели средний уровень тревожности, это 49,4% из общего числа пятиклассников.

· 16 учащиеся имели высокий уровень тревожности, это 36,8%.

В 2013 году всего пятиклассников было 41, из них

· Пятеро имели низкий уровень тревожности, это 11,5%.

· 19 учащиеся имели средний уровень тревожности, это 49,4%.

· 17 учащиеся имели высокий уровень тревожности, это 39,1%.

В 2014 году всего пятиклассников 38, из них

Читайте также:  Социализация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

· пятеро имели низкий уровень тревожности, это 13,4%.

· 25 учащиеся имели средний уровень тревожности, это 65%.

· 8 учащиеся имели высокий уровень тревожности, это21.6%.

И вот по диаграмме мы видим, что в 2014 году уровень тревожности учащихся по школе корректируется.

5 классы.

Годы

Число учащихся по уровню общей школьной тревожности

Процент учащихся по уровню общей школьной тревожности

Всего учащихся

низкий

средний

высокий

Годы

низкий

средний

высокий

Уровень образования учащихся начальной ступени (с 2 по 4 классы) за последние три года.

Уровень качества образования за первое полугодие 2014-2015 года

С 2 по 4 классы.

2014-2015 у/г. 1 полугодие.

Интерпретации результатов анкеты «Я и мое здоровье».

Также ежегодно проводим анкету «Я и мое здоровье». Целью анкеты являлась – выявления знания учащихся о вреде наркотиках, спиртных напитков, венерических заболеваний. И в этой анкете есть вопрос «Если хочешь быть модным, чем будешь заниматься?». И я хочу интерпретировать данный вопрос по годам.

1. Если хочешь быть модным, чем будешь заниматься?

2012г. Данную анкету выполнили учащиеся с 2 по 4 классы.

· Заниматься спортом – 31,6%

· Хорошо учиться – 59,8%

· Быть трудолюбивым – 8%

· Не употреблять наркотики – 0,3%

· Не употреблять спиртные напитки – 0,6%.

2013г. Приняли участие учащиеся с 5 по 11 классы.

· Заниматься спортом – 31,3%

· Хорошо учиться – 52,3%

· Помогать родителям – 9,4%

· Участвовать в различных конкурсах, мероприятиях – 2,4%

· Участвовать на фестивале «Салют Победа!» — 0,8%

· Заниматься спортом – 24%

· Хорошо учиться – 42%

· Порадовать родителей – 6%

· Красиво петь – 1%

· Участвовать в различных конкурсах, мероприятиях — 3,5%

· Правильно одеваться в школе, дома, повседневно – 3,5%

· Быть аккуратным – 4,5%

· Всегда улыбаться – 3%

· Быть приветливым – 10%

· Уважать других – 2,5%

По результатам этой анкеты я хочу сказать, что с годом дети начинают понять себя как индивидуальная личность, и начинают изучать свои способности, возможности, и повышается самооценка. Можно сказать, что дети уже начали понимать, что человек может себя показать не только в области учебной деятельности, но и культурой своего поведения. И конечно с помощью развития адекватной самооценки дети начинают

· знать свои возможности,

· развивать свои способности,

· учитывать свои достоинства,

· любить самих себя,

· регулировать себя в решении вставленных задач,

· будут удовлетворенными собой.

С помощью развития адекватной самооценки мы можем достичь различные направления профилактической, коррекционной работы:

· профилактика суицидального поведения,

· профилактика злоупотреблению ПАВ,

· коррекция агрессивного поведения,

· коррекция межличностных отношений сверстников,

· коррекция детско-родительского отношения.

Поэтому считаем, что роль развития адекватной самооценки – важный процесс для современного школьника. Высокий уровень развития самосознания школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Потребность в самоопределении побуждает школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе. Дети стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Однако самовоспитание школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать школьнику те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как школьник будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Школьник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Дети будут считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для психологического семинара с учителями.

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности обозначена глубокая.

Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», — записано в У.

Нередко дети, особенно попадая впервые в детский коллектив, начинают оценивать себя ниже, чем это есть на самом деле: чувствуют себя хуже других, начинают сравнивать себя с другими детьми и находить в.

Одной из главных целей образования является сохранение здоровья детей, как физического, так и психологического. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу к.

Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании. Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся? В этой презентации рассмотрены такие школьные проблемы.

Источник

Adblock
detector