Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме
Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prakticheskaya_rabota.pptx | 988.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок – практическая работа: « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.» Подготовила учитель биологии высшей категории школы-лицей №8 для одарённых детей города Павлодара Синицына Ирина Юрьевна.
«То, что мы знаем – ограниченно, А то, что мы не знаем – бесконечно». Лаплас Выполнение теста. Выработка критериев ценки Д/ з экспертной группой. Выступление групп. Подведение итогов выступления.
Ключи к вариантам ответов.
Цель урока: Оценить состояние своего здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния организма.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако, существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
Показатели здоровья. Объективные: Морфологические (рост, масса тела); Функциональные (температура, ЧСС, ЖЁЛ и др.) Субъективные: Самочувствие; Работоспособность; Аппетит; Сон; Настроение.
Определение функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их образований (волос, ногтей).
Показатели функционального состояния организма. Оценка в баллах. 1.Состояние кожи. 2. Состояние ногтей. 3. Состояние волос. 4. Самочувствие. 5. Работоспособность умственная. 6. Работоспособность физическая. 7. Сон. 8. Настроение. 9. Аппетит. 10. Состояние иммунитета. 11. Адаптационные возможности. 12. Масса тела. 13.Сумма баллов.
Проанализируйте полученные в результате проделанной работы баллы и выработайте для себя рекомендации по сохранению здоровья, если его показатели у Вас высокие, или по укреплению, если его показатели средние или низкие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические задачи помогают показать примененние геометрии в повседневой жизни.
Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического.
Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического.
Одной из главных практических задач в данной области является нахождение наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов воспитания и обучения детей. Знание признаков, характеризующих .
презентации по теме «ИНформационные и словесные модели».
Презетация предназначена для учителей физической культуры. Цели и задачи внеурочной деятельности:Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, занятии физической культуры и спортом в повседневно.
Презентация к уроку «Практические способы построения параллельных прямых".
Источник
Самооценка собственного здоровья.
Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения студентов за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонение в здоровье. Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают студентам, занимающимся физическими упражнениями, контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.
В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные самоконтроля.
При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения и объективными показателями – частотой сердечных сокращений (ЧСС), массой тела, тренировочными нагрузками, нарушениями режима, спортивными результатами.
Спортивные результаты показывают правильно или неправильно применены средства и методы тренировочных занятий. Показания спортивных результатов дают возможность саморегулировать нагрузку физическими упражнениями. Саморегуляция дает дополнительные резервы и возможности для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Дать правильную оценку состоянию здоровья очень сложно, т.к. бывают скрыто протекающие патологические процессы, не вызывающие жалоб.
Однако если у студента имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, они под влиянием больших физических нагрузок обязательно выявятся.
Такие отклонения в состоянии здоровья, как хронические заболевания зубов, миндалин и желчного пузыря, которые могут и не беспокоить студента, всегда должны привлекать его внимание, т.к. эти очаги хронической инфекции (кариес зубов, хронический тонзиллит, хронический холецистит) далеко не безобидны для тренирующихся и занимающихся физической культурой студентов. В очагах заболеваний гнездятся микробы. Усиление кровообращения во время физической нагрузки способствует вымыванию микробов в кровь и попаданию их в другие органы, в первую очередь, в сердце и почки, вызывая в них патологические изменения. В результате (вследствие хронических интоксикаций) может возникнуть воспалительный процесс в сердце (миокардит), в почках (чаще очаговый нефрит).
У студентов с очагами хронической инфекции быстрее наступает усталость, состояние перетренированности, переутомление, перенапряжение сердца, что проявляется в снижении работоспособности и спортивных результатов. Своевременное лечение, а в ряде случаев и удаление очагов хронической инфекции способствует исчезновению вызванных или патологических изменений в других органах и системах и предупреждает их возникновение.
Если у спортсмена появляются боли в области печени во время нагрузки, он должен быть тщательно обследован. В основе этих болей чаще всего лежит воспаление желчного пузыря, а иногда и более далеко зашедший процесс — воспаление печени (гепатит), которое сопровождается нарушением ее функции. В этих случаях необходимо длительное и систематическое лечение.
Таким образом, если у студента, а особенно у студента-спортсмена имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья, он должен немедленно обратиться к врачу и строго соблюдать его указания в отношении как общего режима, так и режима тренировки.
Оценка и самооценка состояния физического развития может быть достигнута при помощи медицинского обследования, при котором могут быть выявлены различные дефекты физического развития (нарушение осанки, отставания тех или иных параметров физического развития). Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток: рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно сделать оценку физического развития с помощью следующих антропометрических индексов.
1. Весо — ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в г.) на его длину (в см). Хорошая оценка для женщин — 360 — 405г., для мужчин — 380 — 415г.
2. Коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в %.
КП =L1/L2*100 , где L1- длина тела стоя; L2 -дина тела сидя. В норме КП = 87 -92%.
3. Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (г). Частное от деления’ ниже 65-70мл/кг у мужчин и 55-60мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ или избыточном весе.
4. Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см у мужчин 3-4 см у женщин.
5. Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила кисти (кг) СП=сила кисти(кг)/общая масса тела(кг)*100.
Для сильнейшей руки этот показатель равен 65 – 80% для мужчин и 48-50% для женщин.
Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений (ЧСС).
1. ЧСС. Рекомендуется контролировать ежедневно в одно и тоже время: утром до приема пищи в положении лежа, вечером перед сном в положении сидя. Перед подсчетом ЧСС (пульса) следует отдохнуть в течение пяти минут без движений с расслабленной мускулатурой в том положении, в котором подсчитывается пульс. Затем подсчитать пульс в течение одной минуты, результат записать в дневник самоконтроля.
Если ЧСС имеет тенденцию к стабилизации или замедлению при хорошем общем самочувствии — это может свидетельствовать о хорошем состоянии сердечно — сосудистой системы и дальнейшем ее укреплении.
2. Одномоментная функциональная проба с приседанием (20 раз за 40с). Увеличение ЧСС на отлично — 20 и меньше, хорошо-21-40, удовлетворительно-41-65, плохо — 66 — 75, очень плохо — 76 и больше.
3. Ортостатическая проба. Занимающийся отдыхает на спине в течение пяти минут, затем подсчитывается ЧСС за 1 минуту, после чего занимающийся встает, отдыхает стоя 1 мин. и снова подсчитывает пульс за 1 мин. По разнице между ЧСС стоя и лежа судят о реакции сердечно — сосудистой системы на нагрузку.
Разница от 0 до 12 ударов — хорошо, 13-18 — удовлетворительно, 19-25- неудовлетворительно и более -25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в этом случае нужно обратиться к врачу.
Для оценки состояния дыхательной и СС систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и Генчи.
4. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После пяти минутного отдыха делается 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох (80-90% от максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки до (полного) ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на 65 сек.
5. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Здесь показатель — 30 сек. С нарастанием тренированности способность задержки дыхания возрастает.
Самоконтроль (саморегуляция и самооценка) прививает занимающимся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение.
Заключение
Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов — социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.
Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.
Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон — 24-30%, на режим питания — 10-16%, на суммарное воздействие других факторе — 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.
Систематические занятия физической культурой дадут вам не только крепкие мышцы, хотя и это немало, они сами по себе являются сильнейшим дисциплинирующим фактором. Положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Список использованной литературы.
Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.
Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.
Источник
Самооценка Здоровья
Самооценка здоровья — это оценка индивидом своего физического и психического состояния посредством ощущений.
Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия — своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический дистресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обусловливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей. Еще Гиппократ определял здоровье как субъективно-психологическое ощущение. Хотя субъективные оценки априори не могут быть полностью надежными при определении истинного состояния здоровья, обнаружена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья, выявленная в результате различных исследовательских процедур, в частности, путем сравнения самооценок и данных медицинских карт — совпадение зафиксировано в 70-80% случаев.
Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.
Эффективность самооценки здоровья зависит от:
□ знания самых необходимых сведений об устройстве организма и его функционировании;
□ знания о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;
□ знания о том, какие лекарства противопоказаны, какие заболевания были перенесены и т. д.;
□ знания индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;
□ знания своей наследственности;
□ знания о своем телосложении;
□ знания о признаках повышенного риска.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:
-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;
-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;
-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;
-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;
-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.
Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.
Экспресс-метод определения ЧСС:
Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.
Критерии ЧСС в состоянии покоя:
Реже 55 – отлично;
Реже 65 – хорошо;
65 – 75 – посредственно;
-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.
Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.
Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст. Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.
Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.
-учащение пульса на 50-70%;
-увеличение систолического АД на 15-20%;
-снижение диастолического АД на 20-30%.
У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.
Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.
Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.
Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;
Отличный показатель – 1 минута и более.
Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):
Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.
-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;
-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.
Жизненный показатель. Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.
Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.
Формулы оценки веса.
Формула Поля Брока (росто-весовой показатель): Является наиболее простым методом определения веса.
-при росте 155-165 см минус 100;
-при росте 165-175 см минус 105;
-при росте свыше 175 см минус 110.
Индекс массы тела (показатель Кетле):
Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.
25-30 – ожирение 1 степени;
30-40 – ожирение 2 степени;
Более 40 – ожирение 3 степени.
Идеальный показатель – 22.
Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.
Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.
1. Показатели осанки:
Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.
Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).
-Норма – 1 и более;
— 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;
— 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.
2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:
Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.
Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:
Рассчитывается следующим образом:
К = масса тела (кг) / длина тела (см) х 100.
Оценка индекса К:
— 35 — 24 – истощение;
— менее 37 – достаточная упитанность;
— более 40 – повышенная упитанность;
— 45 – 54 – ожирение.
Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:
Рассчитывается по следующей формуле:
К = обхват грудной клетки (см) / длина тела (см) х 100.
Критерии индекса К:
— 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);
— менее 50 – узкогрудость (астеническая);
— более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).
Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).
— 10 и менее – крепкое телосложение;
35 и более – очень слабое.
Измерение окружности плеча:
Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:
1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);
2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).
Формула для определения степени развития мускулатуры:
(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.
— 12 и более – атлетическая мускулатура.
Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:
Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем
организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.
Источник