Меню

Самооценка своего здоровья кратко

Оценка своего здоровья

Для того, чтобы начать двигаться по направлению к достижению здоровья и долголетия очень важно определиться с вашим исходным состоянием, то есть насколько ваше тело здорово и крепко на данный момент.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и наличие гармонии во всех сферах человеческой жизни и этот момент очень важен. Можно иметь крепкое тело, но слабые нервы, можно быть душевно сильным, но дряхлым и больным, а можно быть здоровым физически и душевно, но быть абсолютно неприспособленным к социальной жизни.

Давайте на некоторое время отложим все аспекты понятия «здоровье», которые не касаются непосредственно здоровья физического и подойдем к оценке вашего состояния. Для того, чтобы определить, насколько ваша физическая форма находится в нужной кондиции, мы подойдем к тому вопросу с двух позиций – объективной и субъективной.

Субъективная оценка своего здоровья.

Каждый человек имеет о себе какое-то представление. Он оценивает уровень своего богатства, успеха в жизни, красоты, профессионализма и прочих аспектов жизнедеятельности, в том числе и своего здоровья. Один может при наличии десятка серьезных заболеваний считать себя практически здоровым, другой же перенеся за всю жизнь несколькими эпизодов простуды, постоянно думает о своих мнимых болячках. Все это мнение субъективное. Иногда, как в вышеописанных случаях оно абсолютно не отражает действительного положения дел, но чаще более менее точно показывает общую картину вашего здоровья.

Давайте выполним парочку простых заданий, которые покажут, как вы расцениваете уровень своего здоровья.

Упражнение №1

Возьмите листок бумаги, сядьте в тихой обстановке за стол и расслабьтесь, выбросьте из головы все мысли и тревоги, вы абсолютно спокойны и готовы к работе. Мысленно разделите свою жизнь на несколько этапов, например, детский сад, школа, институт, работа, настоящее время. Пройдитесь по каждому выделенному периоду, используя следующий спектр вопросов.

Считали ли родители вас здоровым, как сильно опекали, предохраняли от внешних неблагоприятных факторов?
Принято ли в вашей семье заниматься спортом?
Были ли вы здоровы в заданный период времени?
Задумывались ли вы о своем здоровье, либо эта тема была вам неинтересна, неактуальна?
Как часто болели, какими болячками, как легко выздоравливали, что для этого требовалось?
Занимались ли вы спортом, как долго, чего достигли?
Любите ли вы, когда ваше тело физически работает, напрягается?
Что было сильнее – лень или любовь к спорту?
Сколько раз в неделю вы уделяете внимание своему здоровью?
Сформировалась ли у вас система взглядов по вопросам здорового образа жизни?
Следуете ли вы ей, или просто держите в голове в виде догмы?
Есть ли у вас вредные привычки: табак, алкоголь, переедание, наркотики?

Упражнение №2

Пришло время спросить о состоянии здоровья у своего подсознания. Для этого выполните следующую простую технику.

Данное упражнение выполняется стоя с закрытыми глазами.

Представьте себе что-то наподобие термометра, стоящего напротив вас. Он размером примерно с ваш рост, детально увидьте его цвет, текстуру, разглядите шкалы, нарисованные на нем. Величина шкал может быть от 0 до 5, или от 0 до 100 %, или любой другой – на ваш выбор. Этот «термометр» является мерилом уровня вашего здоровья. Войдите своим сознанием в самую нижнюю отметку и вы увидите тяжело больного человека с кучей хронических и острых болячек, ослабленного и приближающегося к смерти. Прочувствуйте это состояние, выйдите из него. Затем войдите в верхнюю шкалу вашей разметки и увидьте абсолютно здорового, сильного, жизнерадостного человека, который наслаждается каждой минутой своей жизни. Выйдите из этого состояния.

Теперь представьте себе некую субстанцию, зародившуюся в самом низу нашего градусника, тщательно рассмотрите ее – возможно это жидкость, газ или энергетический сгусток. Совместите в своим умом ваше состояние здоровья с этим веществом – оно теперь является показателем вашего здоровья. Прочувствуйте это.

Выставьте руку вперед так, чтобы ее пальцы указывали на нулевую отметку нашего столбика, свяжите своим сознанием руку с веществом, покоящимся на дне градусника, почувствуйте, как некая нить соединяет их вместе.

Теперь дайте своему подсознанию следующее задание – пусть сейчас рука вместе с веществом в градуснике поднимется на тот уровень, который будет соответствовать вашему нынешнему состоянию здоровья. Прочувствуйте всем телом данное задание и в любой удобный для вас момент начните поднимать свою руку. Вместе с ней начнет подниматься столбик волшебного вещества.

В какой-то момент вы почувствуете некий барьер-блок, мешающий подниматься вашей руке дальше. Это и будет ваш личный уровень здоровья.

Читайте также:  Упражнения китайской медицины для здоровья

Если не получилось прочувствовать его сразу, настройтесь еще раз и повторите всю процедуру сначала.

Объективная оценка своего здоровья.

Выделите полчаса времени и проделайте описанные ниже упражнения, запишите результаты и сравните их со средним результатом. Выполняйте упражнения с такой степенью усилия, чтобы каждый раз у вас еще оставался небольшой излишек сил.

  • Выполните отжимания от пола
  • Выполните приседания
  • Выполните упражнение на пресс со скоростью 50-55 в минуту. (подъем торса из положения лежа)
  • Выполните подтягивание на турнике
  • Поднимитесь быстрым шагом на 5 этаж
  • Сделайте максимальный вдох и задержите дыхание
  • Выполните наклон вперед стоя, касаясь ладонями пола

Средние результаты для мужчин, не занимавшихся физической подготовкой

  1. Отжимания от пола : 20-25 раз
  2. Приседания: 40-50
  3. Упражнения на пресс: 20-25 раз
  4. Подтягивания: 7-10 раз
  5. Подъем на 5 этаж: резко учащенно сердцебиение, слегка сбито дыхание. Не требуется остановки, чтобы продолжить путь
  6. Задержка дыхания: 1-1.5 минуты
  7. Наклон вперед: еле касается пола кончиками пальцев

Для женщин нормы те же, кроме отжимания от пола и подтягивания. В них величина уменьшается вдвое.

Задумайтесь над полученными результатами и вы придете к правильному выводу – есть куда расти.

Источник

Самооценка собственного здоровья.

Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения студентов за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.

Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонение в здоровье. Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают студентам, занимающимся физическими упражнениями, контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.

В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные самоконтроля.

При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения и объективными показателями – частотой сердечных сокращений (ЧСС), массой тела, тренировочными нагрузками, нарушениями режима, спортивными результатами.

Спортивные результаты показывают правильно или неправильно применены средства и методы тренировочных занятий. Показания спортивных результатов дают возможность саморегулировать нагрузку физическими упражнениями. Саморегуляция дает дополнительные резервы и возможности для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Дать правильную оценку состоянию здоровья очень сложно, т.к. бывают скрыто протекающие патологические процессы, не вызывающие жалоб.

Читайте также:  Курьером товары для здоровья

Однако если у студента имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, они под влиянием больших физических нагрузок обязательно выявятся.

Такие отклонения в состоянии здоровья, как хронические заболевания зубов, миндалин и желчного пузыря, которые могут и не беспокоить студента, всегда должны привлекать его внимание, т.к. эти очаги хронической инфекции (кариес зубов, хронический тонзиллит, хронический холецистит) далеко не безобидны для тренирующихся и занимающихся физической культурой студентов. В очагах заболеваний гнездятся микробы. Усиление кровообращения во время физической нагрузки способствует вымыванию микробов в кровь и попаданию их в другие органы, в первую очередь, в сердце и почки, вызывая в них патологические изменения. В результате (вследствие хронических интоксикаций) может возникнуть воспалительный процесс в сердце (миокардит), в почках (чаще очаговый нефрит).

У студентов с очагами хронической инфекции быстрее наступает усталость, состояние перетренированности, переутомление, перенапряжение сердца, что проявляется в снижении работоспособности и спортивных результатов. Своевременное лечение, а в ряде случаев и удаление очагов хронической инфекции способствует исчезновению вызванных или патологических изменений в других органах и системах и предупреждает их возникновение.

Если у спортсмена появляются боли в области печени во время нагрузки, он должен быть тщательно обследован. В основе этих болей чаще всего лежит воспаление желчного пузыря, а иногда и более далеко зашедший процесс — воспаление печени (гепатит), которое сопровождается нарушением ее функции. В этих случаях необходимо длительное и систематическое лечение.

Таким образом, если у студента, а особенно у студента-спортсмена имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья, он должен немедленно обратиться к врачу и строго соблюдать его указания в отношении как общего режима, так и режима тренировки.

Оценка и самооценка состояния физического развития может быть достигнута при помощи медицинского обследования, при котором могут быть выявлены различные дефекты физического развития (нарушение осанки, отставания тех или иных параметров физического развития). Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток: рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно сделать оценку физического развития с помощью следующих антропометрических индексов.

1. Весо — ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в г.) на его длину (в см). Хорошая оценка для женщин — 360 — 405г., для мужчин — 380 — 415г.

2. Коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в %.

КП =L1/L2*100 , где L1- длина тела стоя; L2 -дина тела сидя. В норме КП = 87 -92%.

3. Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (г). Частное от деления’ ниже 65-70мл/кг у мужчин и 55-60мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ или избыточном весе.

4. Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см у мужчин 3-4 см у женщин.

5. Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила кисти (кг) СП=сила кисти(кг)/общая масса тела(кг)*100.

Для сильнейшей руки этот показатель равен 65 – 80% для мужчин и 48-50% для женщин.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений (ЧСС).

1. ЧСС. Рекомендуется контролировать ежедневно в одно и тоже время: утром до приема пищи в положении лежа, вечером перед сном в положении сидя. Перед подсчетом ЧСС (пульса) следует отдохнуть в течение пяти минут без движений с расслабленной мускулатурой в том положении, в котором подсчитывается пульс. Затем подсчитать пульс в течение одной минуты, результат записать в дневник самоконтроля.

Читайте также:  Что такое протеины вредны ли они для здоровья

Если ЧСС имеет тенденцию к стабилизации или замедлению при хорошем общем самочувствии — это может свидетельствовать о хорошем состоянии сердечно — сосудистой системы и дальнейшем ее укреплении.

2. Одномоментная функциональная проба с приседанием (20 раз за 40с). Увеличение ЧСС на отлично — 20 и меньше, хорошо-21-40, удовлетворительно-41-65, плохо — 66 — 75, очень плохо — 76 и больше.

3. Ортостатическая проба. Занимающийся отдыхает на спине в течение пяти минут, затем подсчитывается ЧСС за 1 минуту, после чего занимающийся встает, отдыхает стоя 1 мин. и снова подсчитывает пульс за 1 мин. По разнице между ЧСС стоя и лежа судят о реакции сердечно — сосудистой системы на нагрузку.

Разница от 0 до 12 ударов — хорошо, 13-18 — удовлетворительно, 19-25- неудовлетворительно и более -25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в этом случае нужно обратиться к врачу.

Для оценки состояния дыхательной и СС систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и Генчи.

4. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После пяти минутного отдыха делается 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох (80-90% от максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки до (полного) ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на 65 сек.

5. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Здесь показатель — 30 сек. С нарастанием тренированности способность задержки дыхания возрастает.

Самоконтроль (саморегуляция и самооценка) прививает занимающимся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение.

Заключение

Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов — социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.

Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.

Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон — 24-30%, на режим питания — 10-16%, на суммарное воздействие других факторе — 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.

Систематические занятия физической культурой дадут вам не только крепкие мышцы, хотя и это немало, они сами по себе являются сильнейшим дисциплинирующим фактором. Положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Список использованной литературы.

Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.

Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.

Источник

Adblock
detector