Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения
Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09
Статья просмотрена: 815 раз
Библиографическое описание:
Куракина, Е. П. Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения / Е. П. Куракина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 555-557. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64953/ (дата обращения: 08.06.2021).
В настоящее время значительное место в исследованиях занимает проблема формирования самосознания, воспитания личности. Ключевыми элементами, входящими в понятие самосознания, являются самоконтроль, саморегуляция, самочувствие, самопознание, самокритичность, самооценка.
Анализ исследований показал, что проблема формирования самооценки обсуждается в более общей проблеме воспитания самосознания. Одной из центральных задач воспитания является формирование самосознания, понимания того, кто «Я» и какое место занимаю в обществе, осознание себя как индивидуальности, а так же как участника социальных отношений. Развитие самосознания является необходимым условием того, чтобы ребёнок стал полноправным членом общества.
В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. В настоящее время центром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу проблемы формирования самооценки в дошкольном возрасте, это работы Л. М. Фридмана, JI. B. Ковинько, Е. Е. Даниловой, А. А. Люблинской, Е. И. Рогова, Г. М. Бреслава, К. М. Гуревича, Р. Бернса. Самооценка, являясь звеном «Я — концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека.
В связи с вышеизложенным проблема исследования состоит в поиске оптимальных путей и средств эффективного формирования самооценки дошкольников в процессе контроля их учебной деятельности.
Важность решения поставленной проблемы доказывает необходимость, поиска возможных путей формирования самооценки дошкольника.
В связи ранее сказанной информацией были определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать в теории и на практике состояние проблемы формирования самооценки, раскрыть особенности самооценки дошкольников.
- Изучить динамику развития самооценки в дошкольном возрасте в процессе обучения учащихся.
- Теоретически обосновать педагогическую систему формирования самооценки дошкольников в процессе учебной деятельности.
- Выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование данной системы.
У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает оригинальный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.
Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.
Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов.
Для диагностики самооценки было использовано три методики:
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
- Тест «Лесенка» В. Г. Щур
- Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В..
Преимущества выбранных методик состоят в том, что:
– Они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития
– они не требуют много времени для проведения, а также, в основном имеют количественные показатели для обработки.
– методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна — тест предназначен для исследования уровня самооценки. Основным содержанием диагностической процедуры является оценка качеств и сторон личности черточкой.
Цель: выявить уровень самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
Цель: определить особенности самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
- Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В.
Цель: быстрая диагностика уровня самооценки.
У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.
Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность и стереотипность ответов.
По итогам эксперимента мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценка неадекватна (заниженная или завышенная). Таким образом, проведённое исследование подтвердило то, что самооценка младшего школьника с ЗПР имеет свои особенности, а именно:
– у младших школьников с ЗПР самооценка чаще завышенная или заниженная, это доказывает то, что в этом возрасте задержка психического развития отрицательно влияет на уровень ее адекватности и замедляет процесс становления самооценки.
При этом, развитие и коррекция самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными являются уровень общего развития школьника и восприятие его окружающими людьми. Для развития адекватной самооценки важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к самовыражению.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер. 2001. — 288 стр. (3-е издание) Серия «Мастера психологии»
- Бачина О. В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики: Учеб.пособие / О. В. Бачина, Н. Н. Иванова. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 126 с. С. 60–62.
- Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. — М. Изд-во УРАО, 2009. — 147 с.
- Битянова М. Р., Беглова Т. В. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении //Библиотека журнала Директор школы — 2010.-№ 8
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие / Л. Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. — 136 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 454 с.
Источник
Повышение самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья
материал по теме
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Низкая самооценка детей является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим. В своей работе я хочу рассказать об упражнениях, которые предназначены помочь детям испытаь положительные эмоции, чувства гордости и доброты по отношению к самим себе и к своим сверстникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_samootsenki.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение самооценки детей с ОВЗ.
Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей, зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Низкая самооценка детей является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим. А это мешает понимать точку зрения других и становится основой многих насильственных действий.
Следующие упражнения предназначены помочь детям испытать положительные эмоции как к самим себе, так и к своим сверстникам. Они вызывают у детей новые ощущения, которые позволяют им испытывать чувства гордости и доброты по отношению к самим себе.
Карточки, которые повышают самооценку
Попросите детей написать на именной карточке свой любимый цвет, любимую учебную дисциплину, любимое место посещения (музей, кинотеатр, спортзал) или какое-нибудь одно качество, которое им нравится в самих себе. Затем обсудите с каждым ребенком его записи.
Пантомима «То, что я люблю делать»
Формирует группу и повышает личную самооценку. Образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается. Раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность.
Поставьте воображаемый волшебный ящик в центр круга. Дети по очереди подходят к ящику, что-нибудь вынимают из него и показывают какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. Когда кто-нибудь из стоящих в круге догадался, что это за игра, он подходит к выступающему и тот говорит, была ли догадка верной. Если да, то в центр круга выходит другой ребенок, вытаскивает что-нибудь из ящика, и игра продолжается. Пантомима «Волшебный ящик» повышает самооценку детей, находящихся в центре круга.
У ребенка берут интервью в присутствии всей группы. Вопросы должны быть простыми, интересными для отвечающего и без всякого ехидства и глупой шутливости.
— Какой бутерброд ты любишь больше всего?
— Что бы ты хотел посетить?
— Чему ты особенно радуешься в субботу утром или после школы?
— Какой фильм ты видел недавно? Он тебе понравился?
Берущий интервью должен прямо смотреть на того, у кого он берет интервью, быть доброжелательным и не скупиться на похвалы. Ограничьте время интервью, чтобы каждый мог испытать гордость от внимания к своей персоне.
Упражнение, которое можно выполнять, когда дети уже перезнакомились друг с другом. Дети делятся на пары и по очереди говорят друг другу столько веселого и приятного, сколько смогут. Тот ребенок, который слушает, смеется; говорящий стремится развеселить своего партнера. Более формальная версия этой игры состоит в том, чтобы разрешить детям говорить только три приятные вещи друг другу. Если в классе уже проводились упражнения, повышающие самооценку, предложите детям сказать что-нибудь приятное о своем партнере перед всем классом. Все три варианта игры повышают самооценку.
Свежие и хорошие новости
Эту игру можно использовать в начале дня или недели, как упражнение для небольшой группы. Данное упражнение помогает детям сосредоточить внимание на конкретной теме и вызывает большой интерес и положительные эмоции.
Выберите какой-нибудь один вопрос, интересный всей группе: «Что хорошего произошло с вами в последнее время?» В дальнейшем вопросы могут быть другими: «Твой любимый цвет?», «Кем ты восхищаешься?». Каждый участник должен выступить и быть услышанным. Можно создать газету Свежие и хорошие новости , в которой рассказывалось бы об удивительных событиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития».
Статья раздела » Коррекционная педагогика», раскрывающая пути работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ по повышению их компетентности в условиях семейного воспитания.
Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалид.
Словарная работа — это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся.
Основные задачи по здоровьесбережению в учебном процессе.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности.
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения «Путь .
Источник